Теория экономического развития как основа формирования стратегий интеграции предпринимательских структур

Руденко М.Н.1,2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
2 Пермский государственный национальный исследовательский университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 2 (Январь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Руденко М.Н. Теория экономического развития как основа формирования стратегий интеграции предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 2. – С. 211-226. – doi: 10.18334/rp.16.2.71.

Аннотация:

Уточнен терминологический аппарат, типология стратегий интеграции. Предложен авторский вариант классификации стратегий развития предпринимательской структуры: место и виды интеграционных стратегий. 

Ключевые слова: конкурентные преимущества, устойчивое развитие, консолидация, развитие, рост, стратегии



Стратегии интеграции являются неотъемлемой частью стратегий развития компании, включая стратегии роста. В свою очередь, стратегии роста и развития вытекают из теории экономического развития, основоположником которой является Й. Шумпетер (1911 г.). Но прежде необходимо рассмотреть категории «рост» и «развитие» в более общем философском и смысловом аспекте.

Что такое рост и развитие?

Согласно толковому словарю русского языка, «развитие – это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» [6].

В свою очередь, категория «рост» трактуется в этом же словаре как «увеличение организма или отдельных органов в процессе развития; увеличение в числе, в размерах, развитие» [6].

Очевидна связь между этими понятиями. Если рост больше характеризует количественный аспект изменений, то развитие – качественный. При этом рост можно рассматривать как один из вариантов развития.

Черкасова Т.П. отмечает, что развитие и рост в природе отражают различные аспекты явления. Рост, например, означает количественное увеличение параметров без существенного изменения системы и является обратимым процессом во времени. Развитие же связано с противоположными изменениями, изменением организации системы, то есть с качественными изменениями [10].

Важно понимать, что процесс развития протекает скачкообразно. Существует мощная разница между отдельными этапами развития системы или периодами/этапами ее жизни (жизненного цикла). Внутри этих этапов могут наблюдаться как количественные, так и качественные изменения.

Таким образом, в основе развития системы лежит процесс изменения ее качественных состояний, системы свойств, позволяющих идентифицировать именно эту стадию ее развития. Рост же отражает количественную меру явления, а значит, показывает динамику какого-то одного показателя или свойства системы.

Все выше изложенное характерно и для экономических, и для социально-экономических систем.

Как было отмечено, основы теории экономического развития были заложены Й. Шумпетером [11]. Впервые монография вышла в 1911 г. Й. Шумпетер четко дифференцировал экономический рост и развитие как количественное и качественное явления соответственно. При этом основной движущей силой экономического развития Й. Шумпетер назвал инновации и предпринимательство. Экономическое развитие по Шумпетеру связано с внедрением различных новшеств в производство, продукцию, управление, другие сферы жизнедеятельности и виды экономической деятельности.

Особое внимание Шумпетер уделял предпринимательству, как создающему спрос на инновации и их избыточное предложение на рынке.

Позднее понятие экономического роста и развития было дополнено многими учеными – С. Кузнец, В. Леонтьевым, Г. Беккре, Н. Кондратьевым и др.

В современной трактовке «экономический рост – это увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое, прежде всего, макроэкономическими показателями, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход» [3]. В соответствии с этим определением экономический рост измеряется динамикой показателей ВВП, ВНП, НД и другими макроэкономическими показателями.

В свою очередь, экономическое развитие характеризуется качественными изменениями конкретного этапа развития экономической системы, усложнением ее организации, связей между элементами хозяйственного и технологического укладов, механизмами управления, поведением хозяйственных субъектов и т.п. Показатели экономического развития более сложны по своей природе, их больше, и они скорее интегрированные, то есть рассчитываются на основе множества количественных показателей, характеризующих разные однородные явления в экономике.

И рост, и развитие социально-экономических систем всегда связаны с изменением качества жизни населения, его благосостоянием.

Отдельно стоит отметить появление термина «устойчивое развитие», под которым понимается способность системы восстанавливать свою деятельность и целостность под воздействием факторов внешней и внутренней среды. В соответствии с этим, целью любого хозяйствующего субъекта скорее является устойчивое развитие, а не максимизация прибыли или продаж.

Устойчивое развитие требует развития внутреннего потенциала системы (предпринимательской структуры), а также внешнего потенциала взаимодействия со средой (ее субъектами). Поэтому стратегия развития предпринимательской структуры должна решать вопросы формирования и наращивания внутреннего и внешнего потенциала, определяющего ее устойчивость и конкурентоспособность. Этим вызвана актуальность выбранной темы.

Что такое стратегия?

Рассмотрим понятие «стратегии». Понятие «стратегии» как искусства ведения войн известно еще с 500 г. до н.э. Формирование современного понятия «стратегии» связано со становлением стратегического управления как научной дисциплины (начало ХХ века и расцвет к 60-м годам).

Считается, что первым, кто дал внятное определение стратегии, которое до сих пор остается наиболее популярным, является А.Д. Чандлер, согласно которому «стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, выбор направления деятельности и распределение необходимых для достижения этих целей ресурсов» [13]. Рост в рамках такого подхода рассматривался как знание возможностей и потребностей, необходимых для наиболее выгодного и эффективного освоения существующих и расширяющихся ресурсов.

Это определение к стратегии относит и формирование целей, и определение направлений деятельности, хотя в российской теории и практике принято различать цели и стратегию как способ достижения цели.

Более детальное определение стратегии дали Фолкнер и Джонсон. Согласно их подходу, «стратегия связана с выработкой долгосрочного направления движения и определением масштаба деятельности компании. Она также тесно связана с позиционированием организации по отношению к условиям внешней среды и особенно к конкурентам... Задача стратегии – сформировать максимально возможное устойчивое конкурентное преимущество не путем тактического маневрирования, а на основе принятия общей долгосрочной перспективы» (Faulkner and Johnson) [9].

Как видно, авторы в этом определении детализируют содержание стратегии, ее направления, а также выделяют ряд факторов, которые задают границы стратегии (например, определении масштаба деятельности). Тем не менее, определение также является слишком общим.

В таблице представлены некоторые определения понятия «стратегия».

Обзор определений показывает, что к концу 80-х гг. стратегия действительно стала пониматься как продолжение целей компании, точнее, как метод достижения этих целей.

Наиболее технологичный подход к формулировке стратегии предлагает И. Ансофф, выделяя четыре основных решения в процессе разработки стратегии:

- определение вектора роста компании, точнее, ее портфеля (по товарам и рынкам);

- определение конкурентного преимущества, характерного для всего портфеля компании;

- определение синергизма портфеля;

- определение стратегической гибкости портфеля [1].

Эти четыре направления разработки стратегии формируют ее содержание как средства реализации целей развития компании.

Поскольку данная работа посвящена стратегиям интеграции (или интеграционным стратегиям), то остановимся на категории «интеграция» и «стратегии интеграции» (или «интеграционные стратегии»).

Что такое интеграция?

Интеграция – (от лат. «integration» – восстановление, восполнение, «integer» – цельный) 1) объединение в единое целое каких-либо частей, 2) состояние связанности различных частей и функций в единое целое; 3) экономическая интеграция – объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики [5].

Таблица. Некоторые определения понятия «стратегия», отражающие усложняющий характер развития подходов по стратегическому управлению (источник - дополнено автором по: Стратегический менеджмент: учебное пособие / под ред. Чернышева М.А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.management61.ru /index.php?do=static&page=strategtitul)

Определение стратегии
Автор
Стратегия как метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов
А. Чандлер, 1962 г.
Стратегия как метод определения конкурентных целей организации
Гарвардская школа бизнеса, 1965 г.
Стратегия как способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны
М. Портер,
1980-1985 гг.
Стратегия как способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней
И. Ансофф, 1965 г.; Д. Стейнер, 1977 г., П. Лоранж, 1977 г., и другие авторы
Стратегия как последовательная, согласованная и интегрированная структура управленческих решений, состоящая из: плана действий, принципа поведения или следования некоторой модели поведения, уникальной позиции на рынке, «ловких приемов», перспективы
Г. Минцберг, 1987 г.
Стратегия как способ развития ключевых конкурентных преимуществ организации
Г. Хамел, 1989 г.
Стратегия как набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности
А. Томпсон, 1995 г.
Стратегия компании – это поиск соответствия между внутренними возможностями компании и внешней средой
Кау, 1999г.
Стратегия предприятия – это упорядоченная во времени система приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью экономически эффективного решения поставленных задач и поддержания конкурентного преимущества.
Степанова Г.Н., 2001г.

Таким образом, интеграция – это объединение, связанность, согласование взаимодействия различных частей, которые включаются в одно целое.

Экономический смысл интеграции на микроуровне (уровне рынка, отрасли, цепочки ценности) состоит в том, чтобы согласовать использование совместных ресурсов партнеров, выработав единые цели и стратегии развития. Другими словами, интеграция предполагает установление долгосрочных взаимоотношений между предприятиями (юридическими лицами), которые обеспечат единство стратегических целей развития компаний-партнеров.

Отношения чистой конкуренции в таком случае заменяются отношениями со-конкуренции, сотрудничества или кооперации, то есть одним из вариантов взаимодействия (менее или более продвинутой его формой) вплоть до полного слияния в случае необходимости.

Интеграцию можно рассматривать в широком смысле, когда интегрирующиеся предпринимательские структуры не теряют своей юридической и хозяйственной самостоятельности, а лишь участвуют в неформальных бизнес-объединениях или группах, в рамках которых устанавливаются определенные правила поведения, в т.ч. принимаются стратегии развития.

Следует выделить три базовых формы интеграции предпринимательских структур, которые соответствуют эволюции форм организации совместной деятельности: кооперация – интеграция (слияние/поглощение) – квазиинтеграция (см. рис. 1).

Кооперация является наиболее простой формой интеграции предпринимательских структур и предполагает, что развитие компаний и их предпринимательская деятельность осуществляются на основе установления и развития долгосрочных связей и договоров. Кооперация реализуется на рынке, а рынок является формой организации сделок. Кооперация фактически осуществляется на основе дезинтеграции предпринимательских структур, поскольку они действуют самостоятельно, хотя и в рамках договоров.

Традиционная интеграция предполагает использование различных, чаще жестких, форм интеграции для формирования крупных интегрированных объединений, корпораций (иерархий). Классическая интеграция реализуется за счет слияний и поглощений.

Квазиинтеграция – форма контроля над поведением фирмы без контроля над ее собственностью. Квазиинтеграция охватывает все «мягкие» формы интеграции предпринимательских структур.

Эволюция форм интеграции представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Развитие форм интеграции предпринимательских структур

Из рисунка 1 становится понятным, как развиваются предпринимательские структуры во времени в процессе смены экономических формаций. Фактически можно сказать, что суть процессов не меняется – предпринимательские структуры во все времена искали способы взаимодействия и координации совместной деятельности, а вот механизмы этой координации претерпевают существенные изменения, которые связаны, скорее всего, с изменением размеров компаний и уровнем соотношения управленческих (внутренних) и трансакционных издержек.

Малые и средние фирмы в условиях рынка несли слишком большие расходы на согласование совместной деятельности, трансакционные издержки достигали своего максимума. Поэтому от кооперации (фактически дезинтеграции) компании перешли к традиционной интеграции за счет слияний и поглощений, создавая иерархии (крупные корпоративные образования). В это же время осуществлялись процессы инсорсинга, включения прежде приобретаемых на стороне видов деятельности в границы собственной корпорации.

Какое-то время (период индустриализации) такие структуры были очень эффективны, трансакционные издержки упали. Однако впоследствии возросли управленческие расходы, связанные с ростом управленцев. Параллельно снизилась мотивация подразделений крупной корпорации сокращать расходы и повышать свою конкурентоспособность. Это привело к очередному витку дезинтеграции, но в форме квазиинтеграции, то есть переходу к более «мягким» формам интеграции без передачи контроля над собственностью.

Интеграционные стратегии

Очевидно, что все рассматриваемые этапы компании в качестве важнейшей цели рассматривали цели роста и развития, реализуя их через определенные стратегии – стратегии интеграции или интеграционные стратегии.

Рассмотрим более подробно понятие и сущность интеграционных стратегий.

В классических учебниках по стратегическому планированию, как правило, рассматриваются четыре основных типа стратегий развития предпринимательской структуры.

1. Стратегии концентрированного/интенсивного роста. К этим стратегиям относят стратегии органического роста, когда компания развивается за счет собственных средств и усилий. В рамках этой группы стратегий выделяются стратегия более глубокого проникновения на рынок, стратегия развития рынка (выход на новые рынки, рыночная экспансия), стратегия развития продукта или новой технологии.

В целом соглашаясь с такой классификацией, все же стоит высказать сомнение по поводу включения в эту группу стратегии развития рынка, поскольку данная стратегия скорее относится к классу стратегий экстенсивного, а не интенсивного роста, поскольку предполагает расширение границ рынка без качественного изменения качества продукта или управленческих технологий. Идет простое расширение рынка с применением тех же технологий и принципов работы.

2. Стратегии интегрированного роста. Здесь обычно выделяют три типа стратегий: стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция назад, когда поглощается поставщик), стратегия вертикальной интеграции вперед (когда поглощается покупатель), стратегия горизонтальной интеграции (когда поглощается конкурент).

Г.Б. Клейнер уточняет стратегии вертикальной интеграции, выделяя четыре ее варианта: стратегию консолидации, франчайзинга, группировки и целевой пролонгации (они были нами рассмотрены в первой главе) [8].

Помимо этого, как было показано выше, Г.Б. Клейнер дополняет три стратегии интегрированного роста стратегией диагональной интеграции, которая охватывает подчинение компании, являющейся важным партнером конкурента для косвенного контроля над ним [8].

3. Стратегии диверсификационного роста. Данная стратегия используется в случае, когда предприятие не видит возможностей развиваться на том же рынке и с теми же товарами, следовательно, необходимо менять и товар, и рынок.

Обычно рассматривают три вида стратегий диверсификации.

Концентрическая диверсификация предполагает расширение ассортимента за счет включения в него продуктов, которые технологически и с маркетинговых позиций имеют синергию с существующими продуктами.

Горизонтальная диверсификация предполагает включение в ассортимент товаров, которые не имеют технологической синергии с существующими товарами, но могут быть предложены существующим сегментам рынка.

Конгломератная диверсификация предполагает включение в ассортимент товаров, которые вообще не имеют никакой синергии с текущими технологиями и маркетинговыми ресурсами компании.

4. Стратегии сокращения. Эта группа стратегий используется обычно в период необходимости реструктуризации предприятия. Обычно такая ситуация возникает после длительного периода роста, особенно неконтролируемого роста. В этот период компания нуждается в пересмотре стратегии, часто в сокращении бизнеса для повышения его эффективности. Различают следующие варианты стратегий сокращения: стратегия ликвидации (продажа или закрытие бизнеса), стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

Как видно, стратегии интеграции или интеграционные стратегии являются частью стратегий развития предприятия. Однако классификация интеграционных стратегий, на наш взгляд, существенно устарела, поскольку абсолютно не рассматриваются стратегии «мягкой» интеграции, особенно стратегии квазиинтеграции, которые составляют основу интеграционных стратегий в условиях сетевой экономики.

Различные формы взаимодействия и интеграции предпринимательских структур обычно рассматривают в отношении высокотехнологичного бизнеса, поскольку такого рода предприятия не могут обеспечить в границах собственной компании производство всех необходимых товаров и услуг и вынуждены кооперироваться. Особенно такая кооперация или квазиинтеграция, как уже отмечалось, стала характерной для 21 века. Точнее кооперация переросла в квазиинтеграцию за счет появления новых «мягких» форм интеграции.

В.Г. Пыхтеев в своем исследовании особенностей развития высокотехнологичных предпринимательских структур (ВТПС) показывает, что альтернативой самостоятельному выходу ВТПС на рынки является ее участие в межфирменной кооперации, которая может строиться как на основе аутсорсинга НИОКР, так и производственного аутсорсинга [8].

Проведя глубокое исследование моделей инновационного развития различных стран и региональных групп (в том числе ЕС), В.Г. Пыхтеев выделил три наиболее популярные формы взаимодействия субъектов инновационного развития: включение в инновационные кластеры, включение в сеть, организованную российской или иностранной компанией. В рамках каждой формы В.Г. Пыхтеев выделил ее достоинства и недостатки, показав, как обосновать выбор наиболее адекватной для компании формы взаимодействия. Далее им было предложено несколько стратегий, зависящих от развитости шести ключевых ресурсов (технологических, производственных, финансовых, человеческих, маркетинговых и инфраструктурных): стратегии специализации на выполнении аутсорсинговых операций (производитель по контракту, инжиниринг по контракту, научно-исследовательские работы по контракту), ассоциированное развитие (развитие в кластерах), самостоятельное развитие и создание стратегической сети (развитие в качестве центральной фирмы).

Имеет смысл также рассмотреть интеграционные стратегии, используемые малыми инновационными компаниями. Такие стратегии представил М.Н. Баранов [2]:

- стратегия развития собственной партнерской сети компании. Данная стратегия коррелирует со стратегией создания стратегической сети по В.Г. Пыхтееву;

- стратегия распространения лицензий. В этом случае малая фирма осуществляет полный контроль стадии НИОКР и распространяет лицензии на производство новой продукции. Характерна для малых инновационных фирм, функционирующих как малые предприятия ВУЗов.

- стратегия осуществления НИОКР по аутсорсингу;

- стратегия включения в глобальные сети. В этом случае фирма сосредотачивается на выпуске высокотехнологичных узлов (модулей), поставляя их сборочным предприятиям.

Как видно, все четыре стратегии укладываются в три, предложенные В.Г. Пыхтеевым.

Таким образом, можно сформировать классификацию интеграционных стратегий как одного из видов стратегий развития предпринимательской структуры (см. рис. 2).

Рисунок 2. Классификация стратегий развития предпринимательской структуры: место и виды интеграционных стратегий
( источник – составлено автором)
Руденко 2

Заключение

1. Интеграционные стратегии являются частью стратегий развития и имеют место как в стратегиях интенсивного, так и экстенсивного развития. В рамках экстенсивного развития интеграционные стратегии реализуются через «жесткие» формы интеграции (через слияния и поглощения). В рамках интенсивных стратегий развития интеграционные стратегии могут реализовываться через «срединные» и «мягкие» формы интеграции. Стратегия ассоциированного развития предполагает выбор такой формы интеграции, когда компания полностью сохраняет свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. К таким формам можно отнести: работу по контракту, вхождение в состав кластера, работу внутри отраслевых ассоциаций, картельные соглашения и т.д.

2. К стратегиям частичной потери самостоятельности можно отнести использование таких форм интеграции, которые частично лишают компанию хозяйственной самостоятельности при сохранении юридической независимости. Например, работа в рамках сети, организованной крупной компанией, частично лишает компанию-партнера хозяйственной самостоятельности, если центральная фирма ограничивает ее свободу в выборе партнеров – поставщиков, покупателей, использовании технологий, ограничении ассортимента производимых товаров и т.п.

3. Фактически в рамках любой «мягкой» формы интеграции может осуществляться ограничительная политика со стороны центральной фирмы (фирмы, доминирующей в отношениях). В этом случае «мягкая» форма интеграции превращается в срединную. Так, казалось бы, сохраняя формально свою юридическую и хозяйственную самостоятельность, компания-партнер доминирующей компании испытывает серьезное давление и в реальности стратегически не является самостоятельной структурой, выполняя обязательства перед центральной фирмой.

4. Смысл перехода к «мягким» (с виду) формам интеграции состоит в перераспределении рисков на своего партнера (рисков потери собственности) по попытке полностью сохранить влияние на него, то есть заставить работать в рамках реализации стратегии центральной фирмы. В этой ситуации многие «мягкие» формы интеграции на практике являются срединными, поскольку компании-партнеры теряют свою стратегическую независимость и самостоятельность.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:39:43