Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.2.37

Формирование концепции государственного регулирования экономической системы малого бизнеса

Подустов Сергей Павлович, кандидат экономических наук, доцент  , Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа, Россия

Forming the concept of state regulation of the small business economic system - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 26

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой концепции государственного регулирования экономической системы малого бизнеса, становления и развития экономической системы отношений малого бизнеса в специфических условиях рыночной трансформации экономики России. Обосновывается несамодостаточность эффективного воспроизводства ни в прежнем, не тем более в расширенном масштабе отношений собственности в процессе формирования этой системы.Результаты исследования могут быть использованы для разработки и обоснования концепции  развития малого бизнеса, в том числе  адаптации к региональным условиям  (формирование региональной инфраструктуры малого бизнеса, стимулирование инвестиционного процесса, поддержка самодеятельных организаций сферы малого бизнеса). 
Цитировать публикацию:
Подустов С.П. Формирование концепции государственного регулирования экономической системы малого бизнеса // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 2. – С. 197-210. – doi: 10.18334/rp.16.2.37

Складывающиеся в процессе рыночной трансформации России отношения в сфере малого бизнеса формируют определенную систему. Ее становление связано с коренными преобразованиями во всей политической, экономической, организационной, социальной жизни страны. Эти преобразования, в процессе разрушения старой, отжившей системы, шаг за шагом выделяют из многообразия форм, факторов, структур те, которые и будут основными в формировании устойчивой, самодостаточной, саморазвивающейся системы малого бизнеса. Среди многообразия этих факторов необходимо выделить основные, которые в процессе становления и саморазвития системы сформируют новое поле деятельности.

Этими факторами, на наш взгляд, являются:

1) фактор свободы и общедоступности участия;

2) фактор предпринимательской инициативы;

3) фактор экономических инновации;

4) фактор рисков и неопределенности. 

В процессе соединения этих факторов создается структурированное поле развития и воспроизводства самого малого бизнеса, а также формируется сердцевина этой экономической системы – производственные отношения частной собственности во всех формах и на всех уровнях.

Эти отношения тесно взаимосвязаны как с отношениями организационно-экономическими, то есть организация, управление, продвижение бизнеса, так и социально-экономическими, то есть функциями исполнительского труда, собственности. Происходит либо совмещение функций в одном лице, либо разделение этих функций среди небольшого количества хозяйствующих субъектов. С этим и связана повышенная мобильность этих отношений в формирующейся экономической системе малого бизнеса, гибкость, динамичность, с которой субъекты данной системы завоевывают новые, инновационные сферы и направления экономической деятельности [1, 4, 8, 9].

Говорить о завершении становления системы можно лишь в том случае, если завершился сам процесс формирования и становления ее системообразующих факторов, то есть сформированы границы системы, ее ресурсная база. Структурирована, то есть приобрела определенную устойчивость, организационно-экономическая составляющая системы производственная инфраструктура. Структурирована и приобрела устойчивость сама сердцевина системы, то есть сформировалась социально-экономическая составляющая социальная инфраструктура, отношения собственности.  Сформированы и структурированы субъекты системы – сам малый предприниматель с его устремлениями, желаниями, интересами.   О жизнеспособности самой системы может идти речь лишь в том случае, если она готова не только к воспроизведению себя как таковой, но и к совершенствованию и саморазвитию.         

Необходимость госрегулирования

Рассматривая процесс перехода системы из стадии становления в фазу развития с прицелом на расширенное воспроизводство системы малого бизнеса, не обойтись без патерналистского государственного регулирования экономики на всех на всех уровнях государственности. Если рассматривать традиционное видение этой проблемы, то можно выделить и традиционные аргументы, используемые для обоснования этого подхода.  Можно использовать такие часто повторяющиеся в литературе факторы, как несовершенство конкуренции, недостаточный запас финансовой прочности, узконаправленные рамки кредитования, неопределенность и повышенные риски и т.д.

Отдавая должное традиционному видению проблемы, все же необходимо отметить, что с тоски зрения политико-экономического обоснования данного подхода аргументационная база явно недостаточна и не объясняет сущностные причины необходимости патерналистского государственного регулирования малого бизнеса и в особенности на региональном, субъектном уровне.

Суть вопроса кроется в «краеугольном камне» любой экономической системы – отношениях собственности и особенно в самой специфичной субъектной форме самого малого предпринимателя. Возникающие в процессе функционирования системы малого бизнеса производственные отношения, а самое главное, отношения собственности, не могут без государственной поддержки на всех уровнях быть воспроизведены ни в прежних размерах, ни тем более в режиме совершенствования, расширения, развития. Без этого патернализма мы видим, что происходит. Агрессивная конкурентная среда методично через агрессивный рыночный, а в наших условиях и не только рыночный механизм, будет последовательно «изымать» собственность малого бизнеса, изымая и самих предпринимателей как субъектов рыночного хозяйства.   Нивелируя эти процессы, государственное регулирование на всех уровнях государственности и обеспечит динамическое равновесие интересов малого бизнеса в общей системе развития экономики России.

Рассматривая сам процесс регулирования малого бизнеса можно говорить о некой двойственности, в обосновании допустимости или недопустимости этого регулирования. Традиционно рассматривается либо избыточность патернализма, выраженная в чрезмерном прямом субсидировании заранее убыточных направлений, зачастую преследующих частные корыстные мотивы, либо его недостаточность в виду слабой инвестиционной привлекательности, что опять же связано с коррупционной составляющей. И в том, и другом случае это ведет к субъективной персонифицированной составляющей формирующейся системы малого бизнеса самому малому предпринимателю.  Происходит деперсонификация самого субъекта данной системы  [5].

Если государственное на всех уровнях государственности регулирование избыточно, то утрачиваются стимулы у самого участника данного процесса. Интересы к саморазвитию пропадают, замещаются иждивенческими, оппортунистическими настроениями. Если оно недостаточно, то деперсонификация выражается в том, что сам предприниматель уничтожается как субъект системы.  

Если же мы стремимся к созданию действительно цивилизованной системы развития и управления малым бизнесом, то есть не принуждающей субъекта хозяйствования к деперсонификации, тогда необходимо постепенное, планомерное создание комплекса мероприятий, направленных на реализацию этой цели.

Во-первых, опираясь на социальное партнерство, необходимо создать так называемое «равенство возможностей», то есть определить «правила игры» для всех участников данной системы.

Во-вторых, минимизировать издержки входа новых, особенно инновационных предприятий, на монополизированный рынок, особенно рынок услуг.

В-третьих, систематизировать субъектов малого бизнеса в плане определения объема и адресности поддержки.

В-четвертых, сегментируя рынок ресурсов, сделать упор не на субъектной, корыстной заинтересованности, а на социально экономической приоритетности направления развития.

В-пятых, формируя систему регулирования, особое внимание уделить региональному аспекту в плане усиления развития именно отстающих регионов. 

Таким образом, формируя концепцию развития экономической системы малого бизнеса и, в частности, определяя формы и методы регулирования этой системы на всех уровнях государственности, необходимо систематизировать их по следующим составляющим: 

      формирование организационной составляющей (государственные и негосударственные структуры);

      формирование функциональной составляющей (нормативно-правовая, информационная, финансовая база);

      формирование программной составляющей  (использование программно-целевых подходов).

Концепция сегментного поля малого бизнеса

Формируя концепцию сегментного поля малого бизнеса, выделим следующие типы государственных и негосударственных структур поддержки предпринимательства (см. рис. 1).

1. Структуры государственной поддержки системы малого бизнеса на разных уровнях государственной власти и самоуправления.  В настоящее время в России это, прежде всего, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). С 2014 г. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [11].

2.  Структуры различных уровней государственности и их сети, осуществляющие целевые программы, целевые приоритеты, определенные правительством, в рамках определенного правительственного курса. В Российской Федерации это целевые программы развития. Например, программа содействия занятости в ХМАО Югре  до 2020 года [1].

 3. Структуры некоммерческого типа, их сети и секторы, а также общественные негосударственные учреждения. Специализированные учебные центры, государственные и муниципальные фонды, структуры продвижения бизнеса, консалтинговые фирмы, бизнес-инкубаторы и др. 

4. Структуры коммерческого типа, активно реализующие государственные, региональные, муниципальные и иные программы системного развития малого бизнеса с возможностью привлечения на коммерческой основе финансовых потоков.

5. Сообщества, союзы, общественные ассоциации предпринимателей и т.д., то есть структуры внутреннего типа формирующейся системы малого бизнеса, в отличие от противостоящей им внешней среды.

Формирование системы малого бизнеса

Используя имеющиеся подходы и различные варианты [4], предлагается некий формальный вариант формирования системы малого бизнеса и регулирования предпринимательства, основанный на применении принципа временной ориентации (см. рис. 2).

В процессе формирования данной системы отличия по функциональному признаку можно отнести на второй план в угоду основным ключевым проблемам, а именно при поиске оптимального баланса интересов по видам деятельности с различной степенью эффективности во времени, учитывая направления и потенциал «множественности отдачи» самой системы через механизм обратных связей. 

Многообразие взаимосвязей и взаимодействий на субъектном, региональном уровне формирования системы малого бизнеса с основными субъектами этой системы: предпринимателями, местными потребителями услуг, администрациями различных уровней, социумом региона, внешними составляющими [14,15], представлены на рисунке 3.

Системообразующая составляющая программ по региональному развитию малого бизнеса связана с особенностями самой структуры системы: высокой степенью неформальности, социальной направленностью, экономической перспективностью, что приводит к определенным трудностям в подборе методов и инструментов для анализа политико-экономической составляющей формирующейся системы.     

Рисунок 1.  Система поддержки малого бизнеса (сегментное поле)

Рисунок 2. Основные составляющие формирования системы малого бизнеса.

Вместе с тем сам процесс государственного вмешательства в рыночную саморегулирующуюся систему с ее «духом свободного предпринимательства» выступает дополнительным фактором, осложняющим сам процесс поиска баланса при стимулировании развития системы и чрезмерным патернализмом, зачастую преследующим совершенно другие, корыстные интересы [6].

Рисунок 3.  Субъекты и участники региональной системы малого бизнеса

Системообразующие составляющие становления малого бизнеса, выраженные через программы поддержки развития предпринимательства и малого бизнеса, можно систематизировать таким образом:

‑ территориальная составляющая – выявляя наиболее проблемные территории и   места проживания населения, государство на всех уровнях  через программы поддержки   стимулирует социально-экономическое развитие страны, региона, территории;

‑ структурная составляющая – оптимизация структурного состава программ для эффективного распределения  и перераспределения целенаправленно выделяемых ресурсов различного уровня государственной поддержки;

‑ информационная составляющая – поиск, систематизация, обработка необходимой информации для количественной, а особенно качественной оценки реализуемых программ;

‑ индикативная составляющая – определение и выбор индикаторов, показателей, критериев результативности и эффективности проектов и программ, увязанных с общими показателями эффективности развития региона.

Рассматривая существующие в настоящее время подходы к регулированию системы малого бизнеса, целесообразно объединить их в два основных направления.

Первое направление связано с традиционными формами и методами государственного воздействия по формированию компонентных составляющих системы с упором на дискретности описания и количественно-затратной эффективности показателей. Данный подход в настоящее время является преобладающим по многим показателям, а в особенности возможности реализации коррупционной составляющей модели государственного регулирования.

Второе направление предполагает реализацию интегральности, рассмотрения системы в целом с привлечением интерактивного, инновационного взаимодействия компонентов системы, нацеленного на эффективность, акцентирование именно качественных показателей реализации программ господдержки. Такой подход необходимо рассматривать в широком смысле как инновационный, новаторский [13] (см. рис. 4).

Процессу синтеза перехода количественной преобладающей, системной составляющей в качественную составляющую способствуют:

‑ политическая составляющая – обязательное наличие сильной политической воли, выраженное в создании структуры власти по поддержки малого бизнеса;

‑ системная составляющая – выраженная в развитии системы поддержки в лице различных региональных фондов, структур, компонентов, стимулирующих качественное исполнение принимаемых программ [7];

- инновационная составляющая –  реализация принципов диверсификации,  синергетики,  мультипликативного эффекта;

‑ инфраструктурная составляющая – использование программ для инфраструктурного развития регионов на базе имеющихся и создания новых структур поддержки малого бизнеса;

‑ финансово-кредитная составляющая – привлечение в регионы инвестиционных потоков на базе развития  схем микрокредитования,  кредитно-залоговой деятельности с участием как государственного, так и частного капитала – в Германии (Kredit Garanti Geselsсhaft), в США (АМБ) [10].

Приоритетным направлением деятельности региональных фондов должно стать не столько стимулирование количественных показателей развития, сколько качественная составляющая этих программ, через «множительный эффект» увеличивая как клиентскую базу, так и объем привлеченных средств, как пример развитие этого процесса в США [10]. Обязательным условием формирования программ является открытость, гласность и общедоступность населения, общественности, не только к принятию финансовой составляющей программ, но и их реализации  и эффективности.  «Секретность – душа подкупа и коррупции» [3], а закрытость государственных структур создает у социума негативное отношение ко всем ветвям власти, на всех уровнях государственного устройства. 

Систематизируя основные составляющие государственного регулирования малого бизнеса можно выделить два типа льгот, как   неналогового, так и  налогового характера.  

Рисунок 4. Подходы к оценке регулирования системы малого бизнеса

К первому отнесем:

‑ доступность – возможность с наименьшими затратами войти в бизнес;

- отчетность – упрощенный порядок документооборота;

‑ приоритетность закрепление  арендуемых помещений за арендаторами  с последующим льготным выкупом;

‑ льготы компенсационные выплаты малому бизнесу из соответствующих фондов;

‑ кооперация создание структур взаимодействия, взаимного кредитования;

‑ защищенность – государственные гарантии;

‑ возвратность – рефинансирование малого бизнеса за счет возврата части выплат;

‑ заинтересованность привлечение субъектов малого бизнеса к различным государственным программам;

‑ гарантированность – государственный патернализм в защите интересов малого бизнеса;

‑ страхование – формирование бюджетных резервов по страховому случаю.

Ко второму:

‑ возможность отсрочки по уплате налогов и сборов;

- налоговые каникулы;

‑ освобождение инвестиционных проектов;

‑ стимулирование приоритетов, упрощенных режимов налогообложения;

‑  восстановления налоговых льгот;

‑ снижение ставок налогов;

‑ предоставление вычетов;

‑ методы косвенного налогового стимулирования;

Заключение

Приведенный в работе подход к решению проблемы формирования концепции государственного регулирования экономической системы малого бизнеса не претендует на исключительность и абсолютную оригинальность, но заставляет еще раз задуматься о необходимости создания такой системы в связи с  теми вызовами, которые  в настоящее время предстоит решать нашей стране. Если мы по-настоящему, в действительности собираемся стать самодостаточной, экономически и политически независимой страной, нам не обойтись на данном этапе развития без создания мощной, государственно поддерживаемой   концепции государственного регулирования экономической системы малого бизнеса.