Женское предпринимательство как основа развития малого бизнеса

Морозов В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (39), Март 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Морозов В.А. Женское предпринимательство как основа развития малого бизнеса // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 3. – С. 3-10.

Аннотация:
На страницах российских журналов все чаще появляются статьи о деловых женщинах, владельцах компаний, преуспевающих менеджерах, выдающихся антрепренерах. Появились организации, объединяющие женщин-бизнесменов и руководителей компаний. Однако жизнь доказывает, что даже самые способные «бизнес-леди» не смогли бы «танцевать», если бы не проделывали «па» сотни раз. Здесь очень важны качества предпринимателя как личности, которые характеризуют его вне зависимости от половой принадлежности.

Ключевые слова: малый бизнес, качества предпринимателя, женское предпринимательство, бизнес-леди



На страницах российских журналов все чаще появляются статьи о деловых женщинах, владельцах компаний, преуспевающих менеджерах, выдающихся антрепренерах. Появились организации, объединяющие женщин-бизнесменов и руководителей компаний. Однако жизнь доказывает, что даже самые способные «бизнес-леди» не смогли бы «танцевать», если бы не проделывали «па» сотни раз. Здесь очень важны качества предпринимателя как личности, которые характеризуют его вне зависимости от половой принадлежности.

Известно, что личность ‑ это сочетание врожденных способностей и приобретенных навыков, которые определяются воспитанием, образованием и жизненным опытом. За рубежом в течение последнего десятилетия проводились обширные исследования и написаны многочисленные труды по вопросам деятельности и значимости женщины в бизнесе. У нас все происходит в более скромных масштабах, но очень стремительно. В рамках различных мероприятий проводятся деловые встречи и лекции для женщин, желающих заниматься бизнесом. Вряд ли кто-то станет спорить, что исходная позиция, или отправная точка, для мужчины и женщины в бизнесе неодинакова.

Современное женское предпринимательство, наряду с общими характеристиками, имеет и свои отличительные черты. Формирование класса собственников, которое имело место в последние годы в России, разделило их на следующие группы.

Первая группа представлена выходцами из номенклатурной среды, использовавшими свое должностное положение для присвоения государственной собственности. Эта группа имеет наиболее тесные связи с государственным аппаратом.

Вторую группу составляют выходцы из «теневой» сферы экономики, в значительной мере «интегрировавшиеся» со структурами организованной преступности и контролирующие часть чиновников государственного аппарата. Источником собственности является юридически незаконное перераспределение государственной собственности через «скрытые» каналы обмена материальных ресурсов.

Третья группа представлена, в основном, частью инженерно-технической интеллигенции, этакими «разночинцами», начавшими заниматься предпринимательской деятельностью в 1990-1991 годы. Источниками собственности в данном случае являются преобразованные в товарищества бывшие государственные малые предприятия.

В первой группе женщины не представлены. Во второй они могут встречаться, но чисто номинально, «прикрывая» чьи-то фигуры.

Особый интерес для нас представляет третий слой. В нем женщины представлены достаточно широко. Однако виды деятельности в этой группе резко между собой различаются. Женщины в этой группе предпринимателей занимаются и производством различных товаров, и оказанием услуг, и обучением, и журнально-издательской деятельностью, и сельским хозяйством. Начальным капиталом здесь является либо кредит, либо вложение личных средств. В других видах деятельности ‑ коммерции, посреднических операциях, перепродаже ‑ женщины практически не представлены и участвуют либо соучредителями, либо наемными работниками.

Большой приток женщин в предпринимательство начался в конце 1991 года. Но к этому моменту были практически распределены все производственные и сырьевые ресурсы, невозможно стало получить кредит.

Конечно, бизнес ‑ это конкуренция, соревнование, борьба, если хотите. Но в данном случае это борьба неравная. Растет дискриминация женщин на рынке труда. Снижение жизненного уровня женщин ведет к ухудшению их здоровья. В последние годы наблюдается изменение возрастной структуры женской безработицы. Опыт последних лет был своего рода шоком для нашего общества. Возросла численность группы женщин, материальные условия которых стали ниже социального минимума, увеличилось число безработных. Сократился объем услуг, которыми мог пользоваться простой гражданин. Изменилось действующее законодательство, в результате чего многие лишились того, что они считали естественным и очевидным. В этой трудной для всей страны ситуации женщина платит более высокую цену, чем мужчина. Ее политическое, экономическое и общественное положение становится предметом острых политических споров.

Сегодня потеря работы означает для женщин не только лишение заработка, но и недоступность жизненно необходимых благ: жилья, медицинского обслуживания, детских садов и оздоровительных лагерей, принадлежавших предприятиям, где они работали, семейного отдыха на льготных условиях, различных форм помощи и т.п.

Увольнения, как правило, являются следствием того, что предприятия сворачивают производство из-за нехватки сырья, отсутствия финансирования, рынка сбыта, разрыва хозяйственных связей, неплатежей. Работодатели не скрывают, что женщины ‑ это наименее желанные работники, так как они часто увольняются и в меньшей степени можно распоряжаться их временем, поскольку у них семья, дети, дом. То есть можно сказать, что действовавшая в прежних экономических условиях сфера социального обеспечения перестала функционировать в связи с изменением социально-экономических условий.

Положение женщин на рынке труда в настоящее время явно менее благоприятно, чем во времена планового хозяйства. Это проявляется в том, что:

‑ уменьшается число работающих женщин;

‑ в случае сокращения числа занятых увольняют с работы в первую очередь женщин;

‑ среди безработных значительно больше женщин;

‑ меньше предложений о работе, что приводит к тому, что женщины преобладают среди тех, кого коснулась длительная безработица;

‑ работодатели предъявляют к женщинам более высокие требования, чем к мужчинам.

В трудном положении на рынке труда находятся в равной степени молодые выпускницы школ и женщины в возрасте.

Что делать (в том числе и для решения вопросов семьи)?

Во-первых, добиться стабильного и достойного экономического положения. Для женщин необходимо создать возможность получения работы без какой-либо дискриминации, в соответствии с тем потенциалом, которым она обладает. Обязанность властей ‑ предоставить каждой женщине возможность реализовать себя, исключить безработицу. Еще постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1996 года № 1032 был утвержден «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года». Из множества его положений можно выделить ряд основных:

‑ подготовку дополнений в «Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» в части поддержки женщин-предпринимателей, а также организаторов семейных предприятий;

‑ организацию серии учебных семинаров «Начни свое дело» по развитию предпринимательской деятельности на основе трудового участия членов семьи.

Женщины составляют, и в ближайшее десятилетие будут составлять, почти половину населения в трудоспособном возрасте. Большинство женщин старается отдавать предпочтение такому образу жизни, который позволяет совмещать профессиональную работу с семейными обязанностями.

Выход из сложившегося положения лежит в преодолении экономического и социального кризиса, политического противостояния, через духовное возрождение и отказ от стереотипов во взглядах на роль женщины. Рыночная экономика, приватизация открывают широкие перспективы для роста общественной активности женщин, их органичного участия в происходящих реформах.

Сама жизнь свидетельствует о том, что женщины все чаще начинают становиться хозяевами и менеджерами мелких и средних предприятий, преобладать в структурах банковского дела, в сфере торговли, социального обслуживания. Много надежд возлагается на решение проблем женской деятельности посредством включения их в число приоритетов правительственной экономической политики. Однако и сами женщины должны активно участвовать в продвижении экономических новаций. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, нужны мощные общественные силы, нестандартные формы занятости.

Самые большие надежды в нашей стране связаны с развитием малого предпринимательства и самозанятости, включая семейные предприятия. По данным Госкомстата Российской Федерации, уже сейчас среди совладельцев обществ с ограниченной ответственностью около 40% женщин, кооперативов ‑ 23%, предпринимателей, использующих труд наемных работников и среди фермеров ‑ до 20%, доля женщин в индивидуально-трудовой деятельности ‑ более 30%.

Женщины, занимающиеся бизнесом, независимо от их принадлежности к типам предпринимателей полностью осознают себя в качестве представителей новой социальной группы. Предпринимательство является социальным институтом, где формируются такие ценные общечеловеческие качества, как ответственность, расчетливость, работоспособность.

Западный опыт свидетельствует, что решающую роль в развитии малого бизнеса играют именно женщины. Сама специфика малого бизнеса как нельзя более соответствует женскому складу ума и психологии. В решении проблем женской занятости можно выделить две задачи: прежде всего, это обеспечение повышения конкурентоспособности женской рабочей силы и адаптация к новой экономической среде.

В современных условиях выделяются четыре группы женщин:

‑ конкурентоспособные, обладающие высокой квалификацией, которые сами могут о себе побеспокоиться, поэтому, чаще всего, в службу занятости они не обращаются;

‑ имеющие детей. Им нужна психологическая и материальная помощь, а также требуется профессиональная ориентация и переобучение;

‑ самые активные и предприимчивые, способные самостоятельно организовать дело и предоставить другим рабочие места. Им нужна только подготовка;

‑ живущие на иждивении мужа. Этой категории нужен просто статус в общественной деятельности или неполная занятость, то есть работа по гибкому графику, которая тоже является источником занятости женщин.

Рассмотрим, как эта проблема решается в отдельных регионах России.

Так Законодательным собранием Санкт Петербурга в 2001 году был принят Закон «О целевой программе «Государственная поддержка малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2002-2004 годы». В городском бюджете 2002 года на реализацию данной программы отводилось 77 млн. рублей.

В мае 2001 года в администрации Санкт-Петербурга был создан экспериментальный сектор по реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин во всех сферах жизни общества. Руководитель сектора Татьяна Баркова заявила, что данное подразделение является единственным в Российской Федерации.

В Ленинградской области стартовал шведско-российский проект по созданию ресурсных центров, деятельность которых направлена на содействие развитию женского предпринимательства в Ленинградской области и шведской губернии побратима Седерманланд. Он получил название WERAN. Проект, успешно реализованный в Швеции, на территории которой находится свыше 150 ресурсных центров, имеет свои программные цели. Они сформулированы в девизе: «От поиска работы ‑ до работодателя». Таков путь, который может пройти женщина, желающая создать собственный бизнес.

Основной целью проекта Tacis, тренинговой программы «Женское предпринимательство» так же, как и пакета «Развитие малого бизнеса», была поддержка муниципальной социальной и экономической реформы в шахтерских регионах. Важным аспектом этой деятельности является развитие женского предпринимательства в пяти «пилотных» шахтерских городах.

Женскому бизнесу, который находится на этапе становления, нужна поддержка на самых разных уровнях. Для того, чтобы оказать содействие органам власти и структурам поддержки малого бизнеса ряда регионов в развитии женского бизнеса, был разработан специальный пакет материалов «Женское предпринимательство». Его главная цель ‑ предложить женщинам ‑ руководителям малых предприятий и другим действующим предпринимателям повысить собственный уровень практических знаний по различным аспектам предпринимательства. Сегодня, как никогда, необходимо оказывать женщинам, начинающим собственный бизнес, практическую помощь в подготовке и реализации собственных бизнес-проектов и распространять полученный опыт на другие категории предпринимателей.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:30:08