Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.1.42

Создание винодельческого кластера в Краснодарском крае

Цветкова Лариса Константиновна, аспирантка экономического факультета, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Formation of a winemaking cluster in the Krasnodar region - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
В статье предложена структура винодельческого кластера Краснодарского края: основных и вспомогательных участников и т.д. Высокая результативность деятельности отдельного потенциального участника и установление прочных связей между ними может положительно сказаться на развитии и повышении эффективности всего кластера в экономической системе региона.
Цитировать публикацию:
Цветкова Л.К. Создание винодельческого кластера в Краснодарском крае // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 1. – С. 143-152. – doi: 10.18334/rp.16.1.42

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В современных условиях импортозамещения возрастает интерес к отечественному виноградарству и виноделию. Благоприятные условия для развития этой сферы существуют в Краснодарском крае.

Из винных сортов винограда получают различные вина, шампанское, виноградный спирт, коньяк, безалкогольные продукты виноградный сок, варенье, маринады, компот, мармелад и другие продукты переработки. Специальные бессемянные сорта винограда идут на сушку для получения кишмиша и изюма. Листья используются для долмы, их консервируют.

На данный момент большинство винодельческих предприятий края, которые в основном представлены крупными образованиями, работают изолированно друг от друга, не стремясь к интеграции усилий (нет выгоды).

Результатами интеграции таких предприятий могут являться: снижение совокупных издержек, эффективность продвижения, увеличение объема продаж, увеличение доли рынка и положительная динамика развития как предприятий, так и подкомплекса края в целом.

В условиях современной экономики высокую эффективность деятельности демонстрируют такие интеграционные объединения предприятий, как кластеры.

Кластеры позволяют обеспечить прочную связь сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих, промышленных и торговых предприятий, что существенно ускоряет темпы экономического роста.

Виноградарство и виноделие края как подкомплекс может получить более эффективное развитие только при сбалансированности интересов государства и бизнеса. Цель, которую преследуют винодельческие предприятия, являясь потенциальными участниками предполагаемого кластера, заключается в повышении конкурентоспособности производимой продукции и получении максимальной прибыли.

В современных условиях активного поиска государством путей импортозамещения таможенно-тарифная поддержка отечественных производителей, развитие инфраструктуры, налоговая, инвестиционная поддержка, обеспечение гарантий и другие меры государственного регулирования могут способствовать активному объединению усилий предприятий виноградарско-винодельческого профиля Краснодарского края и повышению объемов реализации и качества продукции на российском, а в перспективе и мировом рынках.

В Краснодарском крае функционируют почти все предприятия цепочки создания ценности продуктов виноделия (см. рис. 1), которые  при условии объединения их  в кластер позволили  бы каждому из них и кластеру в целом обеспечить большую эффективность деятельности.

Таблица 1. Перечень конкурентоспособных предприятий Кубани – потенциальных участников винодельческого кластера (источник – составлено автором по [1])

Наименование предприятия

Выпускаемые товары и услуги

ЗАО «Приморское», ЗАО АПФ «Мирный», ЗАО «Фонтал», ООО «Фанагория – агро», ООО АФ «Мирный», КГУП «Абрау – Дюрсо», ООО АП «Раевское», ООО «Шато ле Гран Восток», ООО «Крымский винные завод – Агро», ООО «Союз  - виноград», ООО «Виноградники Гай – Кодроза», ЗАО агрофирма «Кавказ», ЗАО ОПХ «Анапа», ООО «Возрождение».

Виноград

ООО «Прохлада», ООО  ТД «Панагия», ООО ТД «Запорожский 2», ЗАО «Кубанская лоза», ООО «Мильстрим – Черноморские вина»

Винодельческая продукция

ООО Райпищекомбинат «Красноармейский», ООО «Союз-вино», ООО «Международная группа винодельческих компаний «Святая Елена»», ООО КПП «Северское», ООО ПП «Ильское» (производство виноматериалов)

Производство винодельческой продукции

ЗАО АФ «Мысхако», ОАО «Витязево», ЗАО «Дионис М», ГУП Винзавод «Приморский», СПК им. Ленина, ЗАО «Русская лоза»

Виноград и винодельческая продукция

ОАО «Сбербанк», ОАО «Россельхозбанк»

Финансовая деятельность

ОАО «Белоглинск - агропромтранс», ООО «Трансторг-6», ОАО «Лабинск - агропромтранс»

Транспорт

ООО «АДМ - тара», ЗАО «АР Картон», ЗАО «Констанция «Кубань», ЗАО «Эс Си Эй Пэкэджинг «Кубань»

Выпуск бумажной и картонной тары

ОАО «Элеватормельмаш»

Производство оборудования сельскохозяйственного назначения

ООО ПКФ ППК «Северский»

Розлив виноматериалов, виноградных вин

ООО «Славянский стекольный завод»

Производство полых стеклянных изделий (бутылка винная)

ООО «Ахтаниз – жемчуг»

Оптовая торговля вино - водочными изделиями

Стратегической целью создания винодельческого кластера в Краснодарском крае является создание высокоэффективного импортозамещающего комплекса, результатом которого будет являться обеспечение продовольственной безопасности страны и внутреннее развитие экономики предприятия и региона.

Полный технологический цикл производства конечного продукта, который практически представлен в крае, и осуществление стратегии рыночной экспансии с нацеленностью на мировой рынок – предпосылка для создания винодельческого кластера.

Потенциальное ядро кластера: фермерские хозяйства и крупные производители вина, которых в крае предостаточно и  которые успешно функционируют.

«Обеспечивающие» предприятия могут быть представлены производителями оборудования, упаковки, поставщики бочек, бутылок, пробок и этикеток, поставщики удобрений и т.д. Среди обозначенных на схеме участников винодельческого кластера не обозначены конкретные поставщики удобрений, пестицидов, гербицидов, некоторые родственные и поддерживающие предприятия (производители бочек, бутылок, пробок, удобрений и т.д.), т.к. в крае нет пока таких конкурентоспособных предприятий, которые могли бы войти в кластер и создание которых необходимо, чтобы обслуживать кластер.

Также выделены вспомогательные участники, специализированные издания, маркетинговые агентства – те направления, которые нуждаются в развитии.

Государственные и региональные органы власти, учебные заведения, финансово-кредитные учреждения, научно-исследовательские и транспортные организации также могут быть участниками кластера.

Возможные вспомогательные участники – другие смежные, использующие продукты виноделия отрасли (туризм, медицина, косметология и т.д.).

Входящие в кластер предприятия могут получить выгоду от концентрации первичных сельхозпроизводителей, а также знающих нужды покупателей и имеющих с ними уже установившиеся взаимоотношения перерабатывающих и торговых предприятий.

Рисунок 1. Структура потенциальных участников винодельческого кластера Краснодарского края (источник - составлено автором)

 

Краснодарский край располагает высоким интеллектуальным потенциалом и учебно-научной инфраструктурой соответствующего профиля, что, в свою очередь, положительно может сказаться на результатах формирования кластера в Краснодарском крае.

Научными исследованиями и разработками, подготовкой кадров занимаются: ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», ГНУ «Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства», ГНУ «Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко», ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропических культур».

Практика «целевого набора» имеет место в Кубанском государственном аграрном университете. Заключается договор, по которому студент получает стипендию от предприятия, а по окончании обучения должен в течение трех лет поработать на этом предприятии [2].

ФГОУ МПО Славянский сельхозтехникум занимается подготовкой агрономов, бухгалтеров, экономистов по учету, хранению и перевозке продукции растениеводства, механизации с/х, страховщиков, менеджеров.

Разработка адресных образовательных программ образовательными учреждениями совместно с организациями-работодателями будет способствовать ознакомлению с перспективами развития друг друга и выявление задач по развитию отрасли в целом.

Качество транспортных услуг зависит от подготовки специалистов в области логистики. В Кубанском государственном университете по направлению «Менеджмент» предусмотрена магистерская программа «Логистика».

Партнерство винодельческих  предприятий с исследовательскими научными учреждениями в области проведения разработок по выведению новых сортов винограда также имеет большую результативность внутри кластера.

Родственные и поддерживающие предприятия (производители бочек, бутылок, пробок, удобрений и т.д.) являются необходимыми участниками кластера.

На данный момент  «Фанагория» производит три сотни бочек в месяц для собственных нужд. Также поступают заказы от других российских предприятий.

Материал, из которого изготовляют бочки, оказывает прямое влияние на качество  вина.

Во Франции разработана классификация древесины французского дуба по региональному признаку, что позволяет применять древесину различного физико-химического состава, непосредственно формируя высокое качество французских ви, имеющих мировую известность.

Исследования, проведенные во ВНИИ ПБ и ВП совместно с союзом виноделия в Бордо, по оценке качества российской древесины дуба свидетельствуют о наличии в южном регионе России массива дуба, качество древесины которого не уступает, а по некоторым показателям и превосходит отборную древесину из известных регионов Франции.

В отечественных нормативных документах, касающихся производства клёпки, пока отсутствуют требования к строению, химическому составу древесины, условиям произрастания дуба и его возрасту, т.е.  к тем характеристикам, которые влияют на формирование качества готовой винодельческой продукции.

Перспективным является вхождение в состав кластера вспомогательных участников – отраслей: туризм (развитие виноградарско-винодельческого туризма, завоевание потребителей за счет комплексного предоставления услуг: дегустации, отдых, ознакомление с местными достопримечательностями и т.д.); медицина и косметология (масла, крема, спа-процедуры и т.д.), что выгодно с обеих сторон. 

Эффективное функционирование кластера зависит от развития инфраструктуры рынка. Ее субъекты выполняют очень важные функции: затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холодильниках, разукрупнение (или, наоборот, увеличение) объемов поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении товаров; финансовая помощь для поддержки производства в некоторых случаях и т.д. Инфраструктура должна создавать условия для поддержания необходимого соотношения спроса и предложения, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капитала, снижения издержек товародвижения и цен, формирования эффективной конкурентной среды [3].

Состояние транспортной инфраструктуры Краснодарского края

Краснодарский край обладает одной из лучших в России сетью автомобильных дорог. В общем объеме инвестиций в экономику края доля инвестиций в транспорт составляет 23,5%.

Плотность автодорожной сети в Краснодарском крае выше, чем в среднем по стране. Состояние ее лучше, чем в большинстве других регионов страны. Существует такая программа «Сельские дороги», которая финансируется на муниципальном уровне, что актуально для анализируемой отрасли в вопросе развития транспортной инфраструктуры края.

Высокая доля транспортных затрат в себестоимости продукции, которая составляет 20-25%, это обычно доставка на большие расстояния малыми партиями – проблема, которая характерна не только для Краснодарского края.

Виноград – продукт скоропортящийся и малотранспортабельный. Для перевозки винодельческого сырья и готовой продукции необходимы современные, оборудованные по последнему слову техники грузовые машины, исходя из тех «капризных» условий (например: температурный режим и т.д.), предъявляемых к перевозкам продукции такого рода, активность которых определяется сезонностью. Именно применение автомобильных перевозок перспективно, т.к. географически основные и вспомогательные предприятия расположены близко. Для малых хозяйств это экономия на перевозках небольшими партиями.

На территории Краснодарского края располагаются следующие портовые зоны: Азов, Анапа, Геленджик, Ейск, Новороссийск, Сочи, Тамань, Темрюк, Туапсе.

Портовые зоны Краснодарского края являются конечными пунктами российского участка международного транспортного коридора «Север-Юг», ввиду чего их роль в организации международного товарообмена чрезвычайно велика. Согласно программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013-2017 гг. в инфраструктурном секторе только на развитие транспортной инфраструктуры будет выделено 120 млрд руб., которые пойдут на строительство и реконструкцию дорог и портового хозяйства [4].

Развитие портовых зон в Российской Федерации производится под эгидой национальных государственных программ: Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» в 2010-2015 гг., а также стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г.

Транспортная инфраструктура края развита хорошо. При выходе с винодельческой продукцией кластера за пределы края совместные усилия участников кластера позволят существенно снизить издержки и решить проблемы логистики, в том числе за счет высокого уровня развития инфраструктуры в Краснодарском крае.

Дефицит современных складских площадей в Краснодарском крае весьма значителен. Необходимы площади для складирования вина и виноматериалов, т.к. предприятия отрасли работают круглогодично. В кластере могут быть свои склады, а система поставки может быть выстроена крупными партиями от разных производителей под заказ без хранения.

Финансирование винодельческого кластера

Банки активно участвуют в госпрограммах поддержки малого и среднего бизнеса, действующих на территории Краснодарского края.

Для предприятий малого виноделия возможность получения кредита затруднена из-за нестабильности получаемых доходов. Вступление таких малых предприятий в партнерские отношения при функционировании предприятий в рамках кластера позволяет им получать кредитные средства на льготных условиях.

Именно формирование культуры взаимного доверия и взаимопонимания является одним из важнейших результатов взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках кластера [5].

В Краснодарском крае ведущая роль по реализации программы кредитования аграрного сектора экономики принадлежит ОАО «Россельхозбанку», который занимает одну из ключевых позиций в обеспечении финансовыми ресурсами аграрной сферы.

Помимо «Россельхозбанка» в Краснодарском крае инвестиционную политику в аграрный сектор осуществляют и другие банки, такие как ОАО «Крайинвестбанк», ОАО «Юг-Инвестбанк», ОАО «Сбербанк», ОАО «Росагролизинг» и т.д. [6].

На наш взгляд, на сегодняшний день одной из проблем при использовании бюджетных средств является несогласованность действий между федеральными органами и местной администрацией. Выделенные средства не всегда доходят до товаропроизводителей.

Кроме финансирования и кредитования возможно формирование единого информационного пространства в виде Информационного Центра кластера, который позволит участникам кластера  осуществлять постоянный обмен новой информацией по вопросам финансирования, проведения взаимозачетов с поставщиками и подрядчиками по заявкам входящих в кластер организаций, формирования технологического пространства и т.д.

Таким образом, стратегическое значение винодельческого кластера будет заключаться в том, чтобы за счет имеющихся в регионе конкурентных преимуществ на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, за счет интеграции собственных усилий предприятий края, поддержки краевой администрации и участия государства, внедрения инноваций и улучшения качества продукции закрепить свои позиции на национальном рынке и выйти за его пределы (мировой рынок).


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241