Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.1.47

Государственное регулирование инновационного развития регионов Казахстана

Шувалов Валерий Алексеевич, магистрант по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» кафедры «Государственное Муниципальное Управление», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Россия

State regulation of the innovation development of Kazakhstan’s regions - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
Рассмотрены некоторые аспекты государственного регулирования инновационного развития регионов Республики Казахстан, перспективы создания региональной инновационной системы. Показана роль в экономике страны специальных экономических и индустриальных зон.
Цитировать публикацию:
Шувалов В.А. Государственное регулирование инновационного развития регионов Казахстана // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 1. – С. 87-96. – doi: 10.18334/rp.16.1.47

Важнейшей задачей регионального развития Казахстана является работа по созданию инновационных систем, где доминирующую роль играет учет интеграционных процессов, протекающих на местном уровне [1].

На ближайшие годы запланировано увеличить финансирование из регионального бюджета на помощь в росте инновационной инфраструктуры и подающих надежды инновационных проектов. Надежды возлагаются на создание взаимовыгодных договоренностей для генерации и продвижения инноваций, помощь в росте конкурентоспособности региональных субъектов.

Драйвером роста национальной экономики и повышения результативности индустриальной политики является интеграция регионов. С 2012 г. основной акцент в реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 гг. (ГПФИИР) и проектов Карты индустриализации, сфокусированных на импорт промышленных мощностей и обмен новейшими технологиями, сместился из центра в регионы страны, которые обладают резервами роста и могут самостоятельно привлекать как отечественные, так и зарубежные инвестиции [2,3].

Сосредоточение основной массы инвестиционных проектов в нескольких городах привело к региональным диспропорциям, поэтому государство предприняло ряд действий по их устранению, а также повышению инвестиционной привлекательности и экономическому развитию отстающих регионов. С этой целью разрабатываются планы развития регионов с учетом конкурентных преимуществ, отраслевой структуры и имеющихся в наличии ресурсов.

В 2015-2016 гг. региональная политика будет сориентирована на более полное использование потенциала регионов с позиции роста инновационной активности, создание наилучших условий для населения путем стимулирования и контроля за урбанизационными процессами и всемерного развития агломераций, которые в сложившихся экономических условиях становятся ключевыми точками роста. Кроме того, внимания будут заслуживать наиболее перспективные населенные пункты, располагающие потенциалом роста.

 Перед регионами стоят задачи концентрации мер государственной поддержки на приоритетных отраслях экономики и ключевых проектах диверсификации, создания своих специальных экономических зон (СЭЗ) и индустриальных зон (ИЗ), разработки концепции инвестиционной политики, формирования инвестиционного портфеля и точечной работы с конкретными партнерами. Одним из резервов роста производства является реанимация простаивающих мощностей, их модернизация, оказание содействие в получении различных мер государственной поддержки.

В 2015-2019 гг. на региональные органы будет возложена ответственность за промышленное развитие региона в соответствии с его специализацией. Предполагается, что регионы будут играть новую роль в развитии промышленности. При этом местным органам будет дана самостоятельность в принятии оперативных решений касательно промышленного развития региона, контролировать работу региона позволит мониторинг ключевых показателей развития промышленности, функции оператора реализации ГПФИИР планируется возложить на социально-предпринимательских корпорации (СПК) единственный институт развития в регионе, наделенный для этого соответствующими функциями и полномочиями.

На сегодняшний день в стране действуют 16 СПК, перед которыми стоят задачи привлечения в регионы отечественных и зарубежных инвесторов, развития инфраструктуры, поддержки бизнеса и кластеров в приоритетных отраслях, оказания содействия в реализации инновационных проектов через долевое финансирование, участия активами и выделение средств в рамках государственных программ. Предусматривается поддержка СПК через гарантированный заказ, инструменты государственных программ, в том числе через «Дорожную карту бизнеса».

В 2014 г. в стране функционировали десять СЭЗ (см. табл.).

На территориях СЭЗ зарегистрированы 492 участника, за 2009-2013 гг. сюда вложено 428 млрд тенге зарубежных инвестиций, затраты республиканского бюджета составили 97,0 млрд тенге. На площадках СЭЗ реализуются 146 проектов, из которых 81 проект уже введен в эксплуатацию, и при их выходе на проектную мощность будет создано 34 тыс. рабочих мест.

Несмотря на результативность функционирования СЭЗ, остаются нерешенные проблемы по мобилизации вкладчиков: незавершенное строительство инженерной инфраструктуры; недостатки в координации деятельности управляющих компаний и недостаток территорий для реализации проектов.

Таблица. СЭЗ Казахстана (источник - [4], [5])

Название

Тип зоны

Проекты

Парк инновационных технологий

Технико-внедренческая

Delta IT - проект по производство средств связи для силовых структур.

Бурабай

Сервисная

Реализован проект по строительству туристко-развлекательного комплекса «Burabay Lake Resorts Hotel».

Астана - новый город

Сервисная в части строительной субзоны

и промышленно-производственная в части индустриальной субзоны

Реализуется 41 проект, из которых 7 введены в строй. Запущены 2 новых производства (заводы по производству электровозов и изготовлению фотоэлектрических модулей. В 2013 г. запущены заводы по производству строительных материалов и полиэтиленовых изделий.

 

Морпорт Актау

Промышленно-производственная

Реализованы 5 проектов, на стадии проектирования 19 проектов. Введены в эксплуатацию 3 проекта (завод по выпуску экологически чистого судового топлива и синтезу полимеров, металлургический завод по выпуску стали, завод по изготовлению труб из полиэтилена низкого давления).

Оңтүстік

Промышленно-производственная

Реализованы 4 проекта, в т. ч. в 2012 г. введен в строй проект по созданию бумаги. Введены в эксплуатацию 4 проекта по налаживанию изготовления прикладных материалов; выпуску картонной бумаги и 3-5 слойного гофрокартона; обработке целлюлозно-бумажной продукции; выделыванию ковров.

Индустриальный нефтехимический технопарк (национальный)

Промышленно-производственная

Реализуется проект по созданию газохимического интегрированного комплекса

Сарыарка

Промышленно-производственная

Всего 5 проектов. В 2013г. введено в строй предприятие по изготовлению интерактивного оборудования. 6 компаний готовятся к началу строительства нулевого цикла.

Хоргос-Восточные ворота

Промышленно-производственная

Планируется реализация проектов по развитию транспортно-логистической системы Казахстана

Химический парк «Тараз»

Промышленно-производственная

Планируется реализация 4 проектов по переработке местного сырья и производству экспорто-ориентированной химической продукции.

Павлодар

Промышленно-производственная

Функционирует предприятие АО «Каустик» по производству хлор-щелочной продукции.

Согласно новому Закону о СЭЗ введены следующие изменения. Во-первых, значительно упрощен порядок, по которому привлекается иностранная рабочая сила. Во-вторых, впервые найдет применение принцип «экстерриториальности» применительно к СЭЗ «Парк инновационных технологий». Согласно этому принципу все, кто являются участниками этой зоны, даже если они будут находиться за её пределами, все равно смогут воспользоваться налоговыми преференциями (исключение составляют НДС и таможенные пошлины). В-третьих, все участники СЭЗ освобождаются от уплаты налогов (корпоративного, подоходного, на имущество, земельного, платы за право пользования земельными участками, таможенных пошлин). В-четвертых, при предоставлении помощи во взаимоотношениях инвесторов с государственными органами будет применяться принцип «одного окна».

В обозримом будущем поставлена цель актуализировать законодательство по СЭЗ и дальнейшему обеспечению их инфраструктурой; привлечь к управлению ими профессиональных управляющих компаний с целью проведения на территориях СЭЗ научно-исследовательских работ по созданию новой или модернизации ранее выпускаемой продукции.

В 2015-2019 гг. приоритетами для дальнейшего эффективного развития СЭЗ станут: обеспечение их инфраструктурой для реализации высокотехнологичных проектов на их территории; создание Единого оператора по управлению ими для привлечения частных инвестиций на территорию, повышения эффективности работы принципа «одного окна» между участниками СЭЗ и государственными органами.

В настоящее время из пяти функционирующих ИЗ, четыре находятся в различных областях страны и одна в г. Усть-Каменогорск. К предприятиям, которые переводятся из центра города на территорию ИЗ в целях снятия транспортной и экологической нагрузки, предъявляются два основных требования: быть экспортноориентированными и обеспечивать импортозамещение. С учетом установленных для региональной политики приоритетов при оказании регионам финансовой поддержки касательно ИЗ, предпочтения будут отдаваться городам (малым и моно), обладающим научно-технических и экономическим потенциалом. В 2015-2019 гг. запланировано проводить ежегодно конкурсы, по результатам которых выделять финансирование 5-7 индустриальных зон, а также создать ИЗ (это могут быть частные ИЗ) еще в 12 регионах страны.

Продвижение и развитие СЭЗ, ИЗ и региональных инновационных офисов является одним из ключевых направлений государственной политики. В ближайшие годы развитие регионов будет реализовываться через определение их специализации в промышленном производстве, и принятие мер, обращенных к росту интенсивности региональной конкуренции. Функционирование отраслевых кластеров в регионах и решение задач по их инфраструктурному и кадровому обеспечению будет ответственностью региональных властей.

За 2010-2013 гг. различной государственной поддержкой воспользовались 577 хозяйствующих субъектов, были идентифицированы порядка 4000 идей и научных разработок, из 1400 проектов, поданных на получение инновационных грантов, получили финансирование 227 (16,2%) проектов на сумму свыше 10 млрд тенге. Получили «жизнь» 5 проектов с размером финансирования 1,3 млрд тенге, представленных по венчурному финансированию. Экспертами были даны технико-экономическое обоснование на 122 проекта, из которых 56 проектов были направлены на последующую коммерциализацию технологий.

Достичь инновационной динамики в развитии региональной экономики возможно благодаря ориентации на заимствование лучшего передового мирового опыта с последующей адаптацией его к реальным условиям Казахстана. Это касается доработки и внедрения в производственный процесс как на локальных рынках, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов инновационных методик и опережающих бизнес-процессов. Для такой страны, как Казахстан, и других постсоветских стран, отстающих от передовых, экономически продвинутых стран, именно с заимствованием могут быть связаны перспективы эффективного роста.

Предприятия реального сектора уделяли внимание достижению высокой результативности своей инновационной деятельности путем освоения в производстве новой продукции или технологий, а также модернизации продукции или оказываемых услуг, заимствования их у более передовых предприятий. Увеличение затрат на эти цели в 2013 г. до 431,9 млрд тенге, что в 7 раз выше аналогичных затрат 2010 г. говорит о том, что предприятия выбрали путь инновационного развития. Аналогичные результаты получены и с выпуском инновационной продукции этими предприятиями, объем которой также возрос в 2013 г. до 578,2 млрд тенге, и это тоже значительно превышает аналогичный показатель 2010 г. [6].

Заимствование разработанных инновационных продуктов, технологических процессов и технологий по праву представляет сегмент, где можно говорить об инновационной активности промышленных предприятий, а также предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ).

Перспективы инновационного развития предприятий таких ключевых отраслей экономики страны, как нефтегазовая, горно-металлургическая, химическая и машиностроительная, обозначено их включением в целевые технологические программы. Предполагается их работа по 10 важнейшим направлениям, охватывающим реальный сектор, и 63 критическим технологиям, выявленным по результатам используемой в Казахстане программе технологического прогнозирования. Разработал её АО «Национальный инновационный фонд» в результате сотрудничества с международными специалистами института научно-технологической оценки и планирования Кореи. С учетом выявленных трендов в развитии науки, техники и технологии, носящих как внешний, так и внутренний характер, были определены стратегические направления, по которым будет позиционировать себя Казахстан и которые могут обеспечить рост его конкурентоспособности на период до 2020 г. Как показывают технологические прогнозы, уже к 2015 г. страна должна улучшить свое место в международных оценках по возможности внедрения инновационных разработок в бизнесе.

На 2015-2019 гг. запланировано внедрять в практику новые инструменты, способствующие росту инновационой активности, наиболее полному использованию существующего потенциала предприятий и организаций. Речь идет, прежде всего, о выделении грантов. Будет стимулироваться отдача от проведения исследований промышленного характера, к участию в которых должны быть привлечены профильные казахстанские научно-исследовательские организации. Большие надежды связываются с выделением грантов тем предприятиям, которые будут ориентированы на переход к международным стандартам, нацеленным на рост эффективности управления с позиции освоения инновационных технологий. Это в основном коснется предприятий ведущих отраслей промышленности Республики Казахстан.

Будет оказана финансовая поддержка по бюджетной программе. Она коснется предприятий и организаций различных отраслей. В ней могут участвовать и национальные холдинги, которые вносят существенный вклад в экономику Казахстана. Она будет распространяться на НИИ, работающие в области фундаментальных исследований, поиска новейших технологий. В этом случае государство планирует осуществлять грантовое финансирование на посевной стадии.

Важность регионального развития обусловлена тем, что, во-первых, инновационная деятельность по природе своей тяготеет к децентрализованному осуществлению; во-вторых, ее успех во многом определяется динамизмом, гибкостью, способностью к быстрым переменам, адаптации к меняющимся условиям, данные факторы лучше реализуются на региональном уровне. В-третьих, региональное развитие имеет принципиальное значение для Казахстана в силу ее большой территории. Поэтому трансформация экономики требует развития сети региональной инновационной системы (РИС). При этом региональная инновационная политика должна быть направлена на развертывание в регионах кластеров как основы РИС, поскольку в них складываются наилучшие условия для инновационного процесса.

Ускоренная модернизация регионов требует качественного по базовым для региона направлениям прорыва, основанного на инновациях, создании новых точек роста экономики, концентрации производственных и трудовых ресурсов. Правительство Казахстана разработало основные направления инновационной политики, соответствующие национальным интересам. Поскольку инновационная экономика – это, прежде всего, гибкая, динамичная экономика, в которой создаются новые, исчезают отжившие компании, идут поиск и освоение новых рынков, реализация инновационной политики в Казахстане переходит на региональный уровень.

Региональный аспект государственной инновационной политики является одной из основ формирования промышленной политики в целом и должен предусматривать в перспективе создание на местах не просто инновационных производств, а научно-промышленных комплексов, ориентированных на производство высокотехнологичной продукции. Это потребует от государства разработки институциональных механизмов регулирования регионального движения, включая действенных критериев отбора объектов для первоочередной поддержки и механизмов этой поддержки.

В наибольшей степени продуктивным способом такого воздействия призваны стать региональные индустриально-инновационные программы, которые не только позволят местным властям отслеживать инновационную активность на уровне отдельных промышленных предприятий и фирм, но и создадут условия роста результативности за счет установления чёткой направленности поддержания РИС. Региональные программы, разрабатываемые с учетом инноваций, должны образовываться и базироваться на социально-экономических программах регионов. Ими определяются коренные преимущества РИС, её инфраструктуры и резервов, включая обучение и выдвижение кадров.

Государство придает первостепенное значение продвижению работы по становлению продуктивных инновационным систем в региональном масштабе, вовлечению в этот процесс НИИ, вузов, МСБ, предприятий. На этот случай выделяются различные средства, поддерживаются специально созданные центры и разработанные программы, предназначенные для координации разного рода помощи по распространению научных идей, скорейший ввод их в производство.

 В ближайшие годы в стране планируется создание национальной инновационной системы, которая позволит достичь роста конкурентоспособности её экономики. Основное внимание будет сосредоточено на разработке системы, позволяющей управлять инновационным развитием, как отдельных отраслей, так и регионов.