Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.1.31

Стратегия управления инновационными изменениями в период глобальной трансформации системы мирового хозяйствования

Зайцев Александр Владимирович, доктор философии, кандидат технических наук, Текстильный институт им. А.Н. Косыгина, Московский государственный университет дизайна и технологии, Россия

The strategy for managing the innovation changes in the period of global transformation of the world economy management - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 35

Аннотация:
В статье рассмотрен механизм формирования и развития инновационной системы высокотехнологичного предприятия. Выявлена роль управления инновационными изменениями, возникающими в рамках модернизации конкурентной стратегии. Предложен механизм формирования концепции управления инновационными изменениями  в рамках совершенствования конкурентной стратегии предприятия. Обоснована необходимость использования синтеза адаптивного управления, концепций управления инновационными изменениями и роста ценности организации для проектирования конкурентной стратегии с целью максимизации рыночной стоимости предприятия при высокой изменчивости внешней и внутренней среды.
Цитировать публикацию:
Зайцев А.В. Стратегия управления инновационными изменениями в период глобальной трансформации системы мирового хозяйствования // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 1. – С. 75-86. – doi: 10.18334/rp.16.1.31

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Введение

Сегодня страны Европы, Россия и всё международное сообщество испытывают колоссальное многофакторное воздействие различной направленности на развитие системы мирового хозяйства. Это не только период перехода от индустриального способа производства к экономике, основанной на знаниях, но и  эпоха, свойственная возникновению новых социально-экономических парадигм. Продолжающаяся стагнация мировой экономики, введение антироссийских санкций со стороны США, Европейского Союза и других сторонников политики геополитического подчинения подвергли значительной трансформации макроэкономическую среду всего бизнес-сообщества. За короткий промежуток времени произошла деформация мирового рынка капиталов и снижение мировых цен на энергоносители. В России начал существенно сокращаться инвестиционный потенциал инновационной деятельности. Возросла актуальность решения задачи импортозамещения практически для всех отраслей российской экономики. Переживаемый сейчас период, аналога которому не наблюдается в истории, формирует вызовы, направленные на ведение народного хозяйства в условиях высокой неопределённости и усиления нестабильности внешней среды.

Для национальной системы хозяйствования главным откликом на нынешние вызовы является способность государства активизировать инновационные факторы развития предпринимательской деятельности, а также содействовать созданию и внедрению инноваций в быстро развивающихся отраслях. Разработанный на государственном уровне надлежащий комплекс мероприятий является важным для нейтрализации возмущений, порождённых глобальными изменениями, которые оказывают негативное воздействие на реализацию стратегии инновационных преобразований российской макроэкономической системы.

Создание условий стимулирования предприимчивости бизнеса и заинтересованности государственных структур должно привести к тому, чтобы инновационная политика стала доминантой в реализации стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны. Это необходимо воплотить в практическую деятельность с целью увеличения доли собственного производства по различным видам продукции и формирования конкурентных преимуществ у предприятий, отраслей и народнохозяйственных комплексов. Следовательно, в сложившейся обстановке ключевая роль в улучшении и совершенствовании бизнес-среды переходит к построению системы управления экономическими субъектами на основе применения концепции управления инновационными изменениями. Задачей этих изменений особенно для предприятий высокотехнологичных отраслей экономики является повышение эффективности их деятельности посредством разработки, освоения и использования совокупности инноваций. Всё вышеизложенное обуславливает актуальность и необходимость дальнейших исследований и проведения анализа в направлении изучения природы развития инновационных изменений в национальной экономической системе [1, 5, 8-20].

1. Принципы построения системы управления инновационными изменениями

Проектирование систем управления инновационными изменениями должно опираться на применение свойств адаптивности к резко изменяющимся воздействиям макро- и микроэкономической среды. Наряду с этим разработчики для построения стратегий обязаны принимать во внимание тот факт, что, во-первых, требуется провести синтез системы управления с использованием ретроспективной информации, текущих знаний ситуации и прогноза развития в будущем. Во-вторых, создать механизм формирования знаний о причинно-следственных связях, охватывающих субъекты экономических отношений в процессе реализации конкурентной стратегии и значимых изменений конкурентного пространства. Такая информация необходима для получения прогнозных оценок, поскольку поведение этих субъектов, равно как и макроэкономической системы в целом, становится практически непредсказуемым.

Таким образом, требуется чёткое понимание сущности и принципов построения концепции управления инновационными изменениями как для отдельного предприятия, так и в масштабе отраслей, а также народнохозяйственных комплексов. Выбор и разработка конкретных методов управления инновационными изменениями на предприятии проводится посредством глубокого анализа не только его уникальности в отрасли, но и степени развития бизнеса на мировом рынке. На основе определения активных элементов внешней и внутренней среды, являющихся доминирующими факторами, формируется адаптивное управление, нацеленное на подавление возмущающих воздействий, вызванных глобальными изменениями в мире.

В современной экономике, базирующейся на знаниях и инновациях, одним из основных структурообразующих элементов национальной инновационной системы является высокотехнологичное предприятие. Наличие подобной системы является важным требованием для управления бизнес-процессами, протекающими в рамках реализации различных инновационных проектов, и в значительной степени гарантирует формирование положительных результатов деятельности предприятия. Реализуемые бизнес-процессы, с одной стороны, обуславливают создание, освоение и коммерциализацию совокупности инноваций, а с другой стороны практическое использование этой совокупности ориентирует предприятие на достижение главной цели максимизации рыночной стоимости [3, 4, 6, 7, 11]. При формировании конкурентной стратегии и разработке организационно-экономических механизмов управления различными бизнес-процессами совокупность инноваций рассматривается как единое целое, представляющее собой инновационную систему предприятия (см. рис. 1).

2. Особенности создания инновационной системы предприятий высокотехнологичной отрасли

Основу инновационной системы предприятия составляют технологические инновации, материализованные в виде объектов интеллектуальной собственности. Эта группа инноваций охватывает новые продукты (продуктовые инновации) и новые технологии производства этих продуктов (процессные инновации). В свою очередь, диалектика инновационного развития предопределяет «появление на свет» других форм в системе инноваций. Поэтому технологические инновации и положительные результаты интеллектуальной деятельности порождают необходимость формирования принципиально новых организационно-производственных структур. Они сочетают в себе высокий уровень гибкости и автоматизации, а также использование новых методов организации и управления бизнес-процессами. Реакция на изменение предпочтений рынка приводит к необходимости использования качественно новых подходов к созданию процессов производства продуктовых инноваций. Таким образом, в рамках инновационной системы высокотехнологичного предприятия возникают организационные и управленческие инновации.

Рисунок 1. Структура инновационной системы предприятия

Новые методы продвижения на рынок высокотехнологичной продукции (исследование рынка и сбыт продуктов) и предоставляемые сопутствующие инжиниринговые услуги приводят к образованию у предприятия совокупности маркетинговых инноваций. Стремление обеспечить высокую конкурентоспособность результатов инновационной деятельности диктует необходимость вовлечения в  бизнес-процессы новых видов ресурсов более высокого качества. Подобный качественный переход формирует ресурсные инновации.

Рисунок 2. Механизм формирования  и развития инновационной системы высокотехнологичного предприятия

При эффективном использовании активов предприятия и финансовых ресурсов рынка капитала возникают ранее не существовавшие механизмы финансирования, воплощённые в финансово-экономических инновациях. Все эти виды инноваций, участвуя в формировании интеллектуального капитала высокотехнологичного предприятия, создают инновационную систему предприятия и увеличивают его рыночную стоимость. На рисунке 2 показан механизм формирования  и развития совокупности инноваций в процессе функционирования  высокотехнологичного предприятия.

3. Механизм формирования концепции управления инновационными изменениями для высокотехнологичного предприятия

Формирование инновационной системы предприятия осуществляется при инвестиционной деятельности, как правило,  посредством разработки и реализации портфеля проектов. Функционирование предприятия в условиях управления инновационными изменениями сопряжено с обязательным проведением мероприятий по корректировке и согласованию функциональных составляющих конкурентной стратегии. Тогда предлагается управление инновационными изменениями рассматривать как инвестиционный проект, сочетающий в себе задачи модернизации конкурентной стратегии предприятия. Благодаря усилению инновационной составляющей этот проект будет представлять процесс приращения стоимости бизнеса от некоторого начального значения рыночной стоимости до большей её величины [3].

Рассматривая инвестиционный проект по инновационному изменению конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия с целью рационального управления, необходимо определить стадии его реализации (как по продолжительности, так и по мероприятиям). В качестве основных стадий выделим разработку мероприятий по управлению изменениями и подготовку бизнес-плана проекта, организацию его финансирования, стадии реализации и окончания проекта. Однако для формирования подобных проектов существенную роль будет играть неопределённость и нестабильность внешней среды, а также отраслевая уникальность предприятия и уровень развития бизнеса на мировой арене.

Таким образом, концепция управления инновационными изменениями представляет собой, во-первых, уникальную стратегическую программу для каждого отдельного предприятия. Во-вторых, это сложный комплекс взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач развития высокотехнологичного предприятия.

В процессе разработки концепции формируется совокупность инновационных идей по созданию системы инноваций предприятия, осуществляется постановка целей, проводятся маркетинговые исследования для определения объемов сбыта продуктовых инноваций и т.д. По этой причине при определении концепции, в основе которой лежит совокупность инновационных изменений, разрабатывается дерево целей. После оценки выполнимости этих целей определяются конкретные задачи, которые необходимо решить в рамках инновационной деятельности. Концепция должна определять варианты её реализации, формировать основные направления инновационных изменений и ожидаемые результаты, учитываемые в конкурентной стратегии. На рисунке 3 представлен пример механизма формирования концепции управления инновационными изменениями (инвестиционным проектом) в рамках совершенствования конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия.

Заключение

Формирование национальной инновационной системы проходит на основе внедрения передовых технологий в высокотехнологичном секторе экономики. Поэтому предприятие, относящееся к данной категории, как структурообразующий элемент этой системы представляет собой достаточно сложный производственно-технологический и организационно-экономический объект управления. Для высокотехнологичных предприятий присуще усиление инновационной направленности конкурентной стратегии, а их деятельность ориентирована на создание и использование различных объектов интеллектуальной собственности. Анализ подобных сложных объектов позволит менеджменту выявить ключевые факторы эффективности деятельности предприятия и сформировать цепочку роста его рыночной стоимости.

Исследования проблем повышения эффективности деятельности отечественных предприятий показали актуальность разработки научно-методических и практических рекомендаций, охватывающих принципы управления инновационными изменениями и методы оценки эффективности их реализации на высокотехнологичных предприятиях [1, 3, 4-6, 9-20]. Рассмотренный механизм формирования концепции управления инновационными изменениями является дальнейшим развитием этого направления, позволяющий менеджменту внедрять инструменты в области управления инновациями.

Рисунок 3. Механизм формирования концепции управления инновационными изменениями  в рамках совершенствования конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия

Комбинируя процессный и системный подходы к управлению в сочетании с предложенным синтезом адаптивного управления, концепций управления инновационными изменениями и роста ценности организации, можно выстроить конкурентную стратегию, направленную на максимизацию рыночной стоимости при высокой изменчивости внешней и внутренней среды. Достижение такой цели возможно при условии формирования новых организационно-экономических механизмов, обеспечивающих качественное повышение характеристик производимой продукции, предоставляемых потребителям услуг и выполняемых работ. Разработка таких механизмов и продолжение научных изысканий в данном направлении позволит решать практические задачи управления инновационными изменениями и эффективностью инновационного бизнеса при реализации конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241