Центр трансфера технологий как инструмент инновационного развития территории

Теребова С.В.1
1 Институт социально-экономического развития территорий РАН

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 7 (Июль, 2015)

Цитировать:
Теребова С.В. Центр трансфера технологий как инструмент инновационного развития территории // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 7. – С. 837-850. – doi: 10.18334/ce.9.7.500.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23815969
Цитирований: 27 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации непрерывность инновационного цикла в стране предполагается обеспечить с помощью инновационной инфраструктуры, важнейшим элементом которой являются центры трансфера и коммерциализации технологий (ЦТТ) - проводники инноваций на рынок. При определении модели и стратегии создания и развития данных структур необходимо учитывать потребности рассматриваемой территории и руководствоваться рядом критериев, от которых зависит выбор конкретного варианта их формирования. Для этого целесообразна предварительная проработка концептуальных основ ЦТТ, включающих обоснование необходимости создания центра, его цели и задачи, характеристику потребителей (рыночный фокус), направления и ресурсное обеспечение деятельности центра, критерии оценки его эффективности и т.д. Данная постановка вопроса определила цель исследования, которая заключается в разработке концептуальных основ и критериев создания и развития ЦТТ. Объектом исследования выступили организации, осуществляющие трансфер и коммерциализацию технологий, входящие в состав Российской сети трансфера технологий и функционирующие на территории РФ, предметом – процессы организации функционирования и развития ЦТТ. В работе использовались следующие методы: анализ, сравнение, обобщение, индукция. Проведенное исследование позволило на основе обобщения практики функционирования центров выделить и детализировать критерии формирования ЦТТ.

Ключевые слова: инновации, коммерциализация технологий, центр трансфера технологий, трансфер технологий, сети трансфера технологий



Введение

Для преодоления системного кризиса и перехода российской экономики к новому качеству роста в условиях усиления международной конкуренции требуется изменение структуры экономики в направлении повышения доли обрабатывающей наукоемкой промышленности, перевод ее на инновационный тип развития.

Ключевым звеном обеспечения инновационного развития страны выступает формирование механизма трансформации результатов интеллектуальной деятельности в рыночный товар или услугу, т.е. коммерциализации [1]. Однако лишь 5% результатов российских НИОКР находят применение в промышленности, тогда как в США и Великобритании - около 70% (Семенов, 2007). Из 500 запатентованных в РФ изобретений только одно внедряется в реальное производство (Дондуков, Воронцов, 2000), что свидетельствует о крайне низкой степени использования новых разработок в практической деятельности.

В России, в отличие от развитых стран, выплаты по импорту технологий значительно превышают поступления от экспорта технологий (табл. 1).

Таблица 1

Баланс платежей за технологии за 2013 г., млн долл. США [2]

Страна
Поступления от экспорта технологий
Выплаты по импорту технологий
Сальдо платежей
за технологии
США
120361
84453
35908
Япония
34102,4
5622,7
28479,7
Великобритания
48874,7
26299,8
22574,9
Германия
62901,7
54447,3
8454,4
Канада
2556,8
549,4
2007,4
Франция
5188,3
3233,5
1954,8
Италия
18564,5
16825,3
1739,2
Россия
610,6
2419,8
-1809,2

В структуре торговли технологиями только экспорт научных исследований превышает импорт, по всем остальным статьям (патенты на изобретения, полезные модели, ноу-хау и т.д.) преобладает импорт (табл. 2). В структуре экспорта и импорта технологий в 2013 г. наблюдалось следующее соотношение: доля продаж прав на объекты интеллектуальной собственности в общем объеме составила 6% и 33%, соответственно; научных исследований - 34% и 7%; инжиниринговых услуг - по 40%. При этом при равной доле в структуре экспорта и импорта инжиниринговых услуг на 1 долл. их оказания российскими организациями за рубежом приходится 4 долл. импортируемых. Таким образом, за рубеж российские технологии продаются по более низкой цене, чем импортируются аналогичные по уровню иностранные разработки.

Таблица 2

Торговля технологиями с зарубежными странами по объектам сделок в 2013 г. [3]

Показатель
Экспорт
Импорт
Сальдо
Число соглашений
Поступление средств за год, млн долл. США
Число соглашений
Выплаты средств за год, млн долл. США
Всего
1719
610,6
2581
2419,8
-1809,2
в том числе по объектам сделок:





патент на изобретение
4
0,1
10
22,6
-22,5
патентная лицензия на изобретение
99
19,5
103
59,9
-40,4
полезная модель
1
0,1
15
2,0
-1,9
ноу-хау
26
11,8
72
133,7
-121,9
товарный знак
19
0,4
138
571,8
-571,4
промышленный образец
3
2,5
6
0,7
1,8
инжиниринго-вые услуги
633
245,4
1338
958,1
-712,7
научные исследования
580
206,9
316
171,3
35,6
прочие
354
124,1
583
499,7
-375,6

В числе причин низкого уровня коммерциализации отечественных инновационных разработок исследователи (Дежина, Салтыков, 2004; Дондуков, Воронцов, 2000; Житенко, 2002; Золотаренко, Казакевич, 2004 и др.) и специалисты-практики [4] выделяют следующие проблемы.

1. Невысокий уровень инновационной активности реального сектора экономики (порядка 10%), обуславливающий низкий спрос на новые технологии и способность их использования бизнесом.

2. Несовершенство законодательства в области обеспечения охраны прав на интеллектуальную собственность.

3. Малое число разработок, готовых к серийному производству.

4. Проведение НИОКР без учета рыночного спроса.

5. Неготовность инновационных разработок к выходу на рынок вследствие отсутствия проработки их экономической составляющей (нет оформленного бизнес-плана, маркетинговых исследований, оценки рисков реализации и т.д.).

6. Неразвитость и недостаток организаций инновационной инфраструктуры, осуществляющих поддержку коммерциализации инновационных разработок.

Данные проблемы обуславливают необходимость поиска эффективных инструментов активизации выведения на рынок инновационных разработок (Дробот, Ватсон, Линдхолдьм, Мельченко, Мельченко, 2014; Жигайло, 2011; Кабанов, 2009; Матковская, 2009; Chan, Lau, 2005; Ginn, Rubenstein, 1986; Jacobsson, Lindholm-Dahlstrand, Elg, 2013; Lin, Wang, Kung, 2015; McAdam, Keogh, Galbraith, Laurie, 2005; Molas-Gallart, Sinclair, 1999; Pérez, Sánchez, 2003; Siegel, Waldman, Atwater, Link, 2003; Squires, Gumbley, Storti, 2008; Todd, 1992). Одним из таких инструментов, эффективность которых подтверждена мировой практикой, выступают центры трансфера и коммерциализации технологий (далее ЦТТ). Их основная функция заключается в содействии реализации инновационных проектов, разрабатываемых на основе объектов интеллектуальной собственности с целью их коммерческого использования. Таким образом, ЦТТ выступает в роли активатора инновационного процесса на рассматриваемой территории. Основной результат функционирования ЦТТ выражается косвенно и заключается в увеличении налоговых поступлений инновационно активных предприятий в федеральный, региональный и местный бюджет. Таким путем ЦТТ вносят свой вклад в социально-экономическое развитие территории, на которой они функционируют.

Согласно данным Национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем [5] (далее НИАЦ), в РФ функционирует 121 Центр трансфера технологий. Наибольшее их количество сосредоточено в Москве (18 центров), Московской области (9), Санкт-Петербурге (7), Томской области и Республике Татарстан (по 5 центров) – наиболее развитых по уровню инновационной деятельности территориях (табл. 3). Для тиражирования успешного развития данных территорий, ввиду крайней неравномерности инновационного развития российских регионов, требуется создание и повышение эффективности деятельности ЦТТ и в других субъектах РФ. В связи с этим особую актуальность приобретают исследование, разработка и практическое применение концептуальных основ формирования и обеспечения развития ЦТТ.

Таблица 3

Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации в 2014 г. [6]

Рейтинг
Субъект
Индекс
1
Москва
0,5850
2
Республика Татарстан
0,5606
3
Санкт-Петербург
0,5382
4
Нижегородская область
0,5006
5
Калужская область
0,4934
6
Чувашская Республика
0,4926
7
Свердловская область
0,4755
8
Томская область
0,4755
9
Московская область
0,4751
10
Ульяновская область
0,4661
……
……
……
59
Новгородская область
0,3163
60
Вологодская область
0,3124
61
Орловская область
0,3097
……
……
……
81
Республика Ингушетия
0,1854
82
Республика Калмыкия
0,1715
83
Чеченская Республика
0,1563

Для обоснования концептуальных основ создания ЦТТ требуется изучение практики функционирования уже существующих центров. Для этого в качестве объекта исследования были выбраны организации, осуществляющие трансфер и коммерциализацию технологий, входящие в состав Российской сети трансфера технологий [7] и функционирующие на территории РФ, – всего 45 центров (ООО «Трансфер Технологий», ООО «Инновационный научно-производственный центр «ИННОТЕХ», АНО «Инновационный центр Кольцово» и др.). Анализу подвергалась находящаяся в свободном доступе информация (организационно-правовая форма, услуги, сотрудники, рыночный фокус и т.д.), размещенная на сайтах центров. Кроме того, ввиду недостаточности этих данных для анализа основных статей доходов центров, оценки их финансово-экономического состояния, анализировалась информация, размещенная НИАЦ (в частности, результаты анкетирования российских центров трансфера технологий).

Как показал анализ, каждый центр имеет индивидуальные особенности, отражающие ситуацию в регионе. Ввиду этого разработать абсолютную классификационную систему центров не представляется возможным. Поэтому рассмотрим характеристики и критерии, являющиеся основополагающими при формировании ЦТТ (учредители, цель и задачи и т.д.).

Обзор ЦТТ позволяет выделить следующие основные группы учредителей центров: НИИ, вузы, частные компании, региональные, местные органы власти и управления (табл. 4). При этом у значительной части ЦТТ учредителями выступают вузы (как правило, в этом случае ЦТТ является структурным подразделением вуза). Данный факт может быть объяснен тем, что во многих российских вузах накоплен значительный научно-технический потенциал, требующий оформления в конкретные инновационные проекты, обеспеченные экономическим обоснованием для дальнейшей коммерциализации интеллектуальной собственности.

Анализ интернет-сайтов ЦТТ показывает, что цели их создания находятся в зависимости от состава учредителей и, как правило, заключаются в следующем:

- экономическое развитие территории;

- содействие развитию технологической бизнес-кооперации предприятий и научных организаций;

- содействие в привлечении инвестиций для реализации инновационных проектов;

- коммерциализация результатов научных исследований и разработок;

- трансфер инновационных разработок в промышленность и на рынок;

- интеграция науки, образования, производства, власти и потребителей;

- комбинация целей.

Таблица 4

Наиболее распространенные в России учредители ЦТТ

Учредители
Примеры центров
1. Исследовательские организации, образовательные учреждения (НИИ, вузы и т.д.)
- Центр трансфера технологий Пензенского государственного университета
- Центр трансфера технологий и кластерного развития на базе Северного (Арктического) федерального университета
- Центр трансфера технологий при Томском политехническом университете
- - и др.
2. Частные компании, физические лица
- ООО «ТВН»
- ООО «Экстерра»
- ООО «Трансфер Технологий»
- - и др.
3. Группа различных учредителей (региональные, местные органы власти и управления, научно-образовательные учреждения и т. д.)
- НП «Инновационно-технологический бизнес-центр Ставропольского края»
- ООО «Инновационный научно-производственный центр «ИННОТЕХ»
- АНО «Инновационный центр Кольцово»
- - и др.

В рыночном фокусе центров, функционирующих в РФ, превалирующим является региональный, т.е. происходит концентрация на научно-техническом и промышленном потенциале отдельного региона. На основе анализа ситуации, сложившейся на конкретной территории, а также исходя из проблем и потребностей потенциальных клиентов (предприятия малого и среднего бизнеса, научно-исследовательские организации, индивидуальные разработчики), осуществляется выбор направлений деятельности ЦТТ. Укрупненно можно выделить три направления деятельности ЦТТ:

- управление интеллектуальной собственностью (включает патентование инновационных разработок, их продажу, лицензирование, повышение капитализации предприятий);

- трансфер разработок из научного в производственный сектор;

- создание и ведение высокотехнологичного бизнеса (на базе инновационных разработок).

На основе выбранных направлений деятельности ЦТТ определяется пул оказываемых услуг в сфере трансфера технологий и их коммерциализации.

Как было показано выше, как правило, ЦТТ не ставят своей основной целью получение прибыли. Только 5% ЦТТ имеют доходы свыше 100 млн руб. в год, 8% - свыше 50 млн руб. в год, 32% - в среднем 20 млн руб. в год, в то же время более половины ЦТТ (55%) работают с прибылью в среднем порядка 2 млн руб. в год [8]. Значительна доля центров с низкими доходами или даже с нулевыми.

В структуре доходов ЦТТ наибольший вес имеют доходы от участия в выполнении целевых государственных программ, а также средства грантов. В целом доля бюджетных средств в доходах центров равнялась 80%. Поступления от консалтинговой деятельности составляют порядка 17%, доля доходов от договоров о передаче технологий - 3%. В структуре доходов от консалтинговых услуг наибольший объем занимают доходы от экспертизы и сопровождения проектов (табл. 5). Доля доходов от услуг инфраструктурного характера незначительна.

Таблица 5

Структура доходов от консалтинговых услуг ЦТТ

Наименование услуги
Доля в общем объеме доходов от консалтинговых услуг, %
Консалтинговые услуги, в т. ч.
100
Сопровождение проектов
36,8
Экспертиза проектов
29,9
Прочие консалтинговые услуги
20,9
Маркетинг
7,2
Информационные услуги
3,2
Охрана ИС
1,1
Юридические услуги
0,8
Источник: рассчитано автором по данным, размещенным на сайте Национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем.

В соответствии с выбранными направлениями деятельности центра определяется его организационная структура, в ее состав могут включаться следующие подразделения: служба менеджмента, отдел по работе с инвесторами, юридический отдел, маркетинговый отдел, экспертная служба, патентная служба, конструкторско-технологическая служба и др. Как правило, в центре функционируют от двух до пяти подразделений.

Численность персонала ЦТТ варьируется в среднем в пределах 5–20 человек и зависит от масштабов и от основных направлений деятельности центра.

К индикаторам оценки работы ЦТТ можно отнести следующие:

- количество соглашений о трансфере технологий; стоимость соглашений о трансфере технологий;

- количество созданных при поддержке ЦТТ малых инновационных предприятий;

- объем привлеченных инвестиций для реализации инновационных проектов;

- количество зарегистрированных и коммерциализированных с помощью центра объектов интеллектуальной собственности; и др.

Выполняя свои функции, ЦТТ вносят вклад в развитие территории, на которой они функционируют, принося тем самым определенный эффект: экономический (привлечение инвестиций, создание компаний и т.д.), социальный (создание новых рабочих мест), научно-технический (внедрение инновационных разработок), экологический (содействие во внедрении ресурсосберегающих, «зеленых» технологий). Как правило, в применении к конкретному ЦТТ можно говорить о нескольких из перечисленных эффектов. Возможен выбор и концентрация усилий на достижении приоритетного эффекта, при этом другие проявляются в качестве сопутствующих.

Синтез возможных рассмотренных вариантов формирования ЦТТ позволяет объединить их в сводную классификацию (рис.). Таким образом, при определении модели и концепции создания и развития центра необходимо руководствоваться рядом критериев, от которых зависит выбор варианта его формирования.

В качестве иллюстрации к вышесказанному приведем пример развития ЦТТ на базе Института социально-экономического развития территорий РАН (далее Центр) [9]. Центр включен в российские и зарубежные сети трансфера технологий [10].

Рисунок. Критерии формирования ЦТТ на основе обобщения практики ЦТТ

Анализ инновационной инфраструктуры в Вологодской области – в регионе, где функционирует Центр, показал, что она не обеспечивает непрерывность инновационного цикла; не развиты институты актуализации интеллектуальной собственности в НИИ, вузах, на предприятиях региона, ее дальнейшей оценки, коммерциализации [11]. В то же время уровень инновационной активности предприятий региона низкий (чуть более 8%), накопленный хозяйствующими субъектами инновационный потенциал остается нереализованным. Центр призван содействовать решению данной проблемы. Цель его деятельности заключается в коммерциализации интеллектуального потенциала хозяйствующих субъектов. Рыночный фокус – региональный с перспективой расширения на уровень Северо-Западного федерального округа, основная группа клиентов: предприятия малого и среднего бизнеса.

В рамках комплексного обслуживания инновационно-инвестиционных проектов Центром привлечено финансирование в размере 85 млн руб. для реализации 25 инновационных разработок (табл. 6). В их числе проект, обеспечивший реализацию радикальной инновации и выход компании – клиента Центра - на новый для нее рынок (как в России, так и за рубежом) по дезактивации твердых радиоактивных отходов и кондиционированию образующихся жидких радиоактивных отходов. Ряд проектов направлен на коммерциализацию результатов НИОКР и базируется на улучшающих инновациях, например, организация серийного производства модульных блок-контейнеров, предназначенных для установки технологического оборудования по очистке воды, стоков и эксплуатации в неблагоприятных климатических условиях; реализация инновационной технологии очистки воды от токсичных элементов и др.

Таблица 6

Основные показатели деятельности ЦТТ ИСЭРТ РАН в 2008 – III кв. 2015 гг.

Показатель
Годы
ИТОГО
2008 ‑ 2011
2012 ‑ 2015
Количество поддержанных проектов, ед.
12
13
25
Количество привлеченных средств на реализацию проектов, млн руб.
15
70
85
Количество созданных МИП при поддержке Центра
3
5
8
Количество созданных дополнительных рабочих мест при поддержке Центра
10
29
39

Заключение

Подводя итог, отметим ряд моментов, определяющих успешность создания и дальнейшего функционирования ЦТТ, а также их вклад в инновационное развитие территории.

Во-первых, ЦТТ выполняет функцию обеспечения участников инновационных процессов услугами, необходимыми для трансфера интеллектуальной собственности и ее коммерциализации, а также является «связующим звеном» между научным сектором, предприятиями и потенциальными инвесторами.

Во-вторых, при создании ЦТТ следует учитывать неудовлетворенные уже существующими организациями инфраструктуры потребности участников инновационного процесса, размещенных на рассматриваемой территории. Они определяются стадией развития отраслей производства и научного сектора, соответствующими региональными и национальными приоритетами, программами, стратегиями.

В-третьих, при определении модели и стратегии создания и развития ЦТТ следует руководствоваться рядом критериев, от которых зависит выбор конкретного варианта его формирования.

В-четвертых, как правило, центры трансфера и коммерциализации технологий не ставят своей основной целью получение прибыли. Значительная доля центров с низкими и нулевыми доходами. В то же время, учитывая роль и вклад ЦТТ в инновационное развитие территорий, целесообразно обеспечение постоянно действующих государственных программ поддержки региональных центров трансфера и коммерциализации технологий.

[1] Под коммерциализацией технологий здесь и далее понимается любая деятельность, которая создает доход от использования результатов научных исследований. Основными формами (каналами) коммерциализации являются: получение роялти от использования прав на интеллектуальную собственность; создание новых компаний, основанных на технологиях; исследовательские контракты с частными клиентами. Источник: Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России. (2006). М.: ЦИПРАН РАН.

[2] Наука. Инновации. Информационное общество: 2014. (2014). М.: НИИ «Высшая школа экономики»; Россия в цифрах – 2014 г. (2014). М.: Федеральная служба государственной статистики.

[3] Россия в цифрах – 2014 г. (2014). М.: Федеральная служба государственной статистики.

[4] Лукша, О., Сушков, П., Яновский, А. (2006). Центр коммерциализации технологий: организационное развитие. Москва; Хохлов, Н. (2000). Проблемы и перспективы коммерциализации технологий в России. Интернет-журнал «Технологический бизнесъ», 7; и др.

[5] Сайт Национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем.

[6] Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. (2014; Вып. 2). М.: НИИ «Высшая школа экономики».

[7] Перечень членов Российской сети трансфера технологий // Сайт Российской сети трансфера технологий.

[8] Рассчитано на основе данных анкетирования центров трансфера технологий (анкеты были разосланы в 101 организацию. Ответы прислали 78 ЦТТ), размещенных на сайте Национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем.

[9] Сайт Центра трансфера и коммерциализации технологий ИСЭРТ РАН.

[10] Российской сети трансфера технологий, Британо-Российской, Франко-Российской, а также сети Республиканского ЦТТ (Беларусь).

[11] Направления развития региональной инновационной инфраструктуры (2012; Отчет о НИР). Вологда: ИСЭРТ РАН.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:31:58