Развитие симбиотических методов анализа потребительских предпочтений: поиск креативного

Сапунцов А.Л.1
1 Институт Африки Российской академии наук, г. Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 6 (Июнь 2016)

Цитировать:
Сапунцов А.Л. Развитие симбиотических методов анализа потребительских предпочтений: поиск креативного // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 6. – С. 751-770. – doi: 10.18334/ce.9.6.324.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23757038
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

Вторгаясь в науки об обществе, экономическая теория развивает симбиотические методы анализа поведения человека, что позволяет рассматривать его потребности как единое целое и, как следствие, повысить эффективность сбыта продукции, а также обеспечить улучшение состояния занятости населения. Главной потребностью человека выступает поиск креативного в результатах своей деятельности, которые должны найти позитивную общественную оценку. Реклама, стереотипы и культурные трансформации изменяют структуру предпочтений индивида, что приводит к возникновению бенчмаркинга в поведении и определенной деградации таких потребителей.

Ключевые слова: креативность, труд, потребители, потребности, предпочтения, смысл жизни, счастье

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Поиск смысла жизни широко освещался в работах мыслителей, однако детализация отраслей науки ограничивает решение этой проблемы подготовкой отельных алгоритмов по достижению счастья во фрагментированных «отсеках» сознания человека: на работе, дома, среди коллег, в культуре и т.д. Новые симбиотические методы исследования потребительских предпочтений позволяют рассмотреть человеческую личность как единое целое, синтезировать экономические и иные общественные проявления продукта мышления индивида, что обеспечивает учет стремления к производству социально признанных результатов креативной деятельности в качестве основного смыслового жизненного мотива.

Что мы удовлетворяем?

Человек уникален и наделен расовыми, гендерными и иными особенностями, которые в своей совокупности определяют гетерогенность современных сообществ, но, несмотря на имеющиеся различия, детерминируют общий императив к жизни в достатке и с чувством счастья. Для достижения этой цели современная экономическая теория ставит перед собой решение проблемы «редкости»: максимального удовлетворения потребностей человека, совокупность которых постоянно расширяется. Использование ограниченных ресурсов диктует применение методов и способов рационального хозяйствования, а также разработку и внедрение новых технологий, т.к. доступность некоторых видов невозобновляемого сырья сокращается, и поиск ответа на «проблему редкости» выступает для индивида внутренним мотивом к созидательной деятельности [5, С. 44–46]. В действительно, решение этой проблемы неразрывно связано с поиском смысла жизни.

В работах ранних неоклассиков анализировались исключительно экономические потребности, которые определяют мотивацию человека к трудовой и предпринимательской деятельности с использованием экономических ресурсов, результатом чего является производство экономических благ [2, C. 159–165]. Продажа таких благ приносит денежные средства, которые индивид расходует на рынке для приобретения вещей и услуг, и их потребление приводит к удовлетворению потребностей, что позволяет человеку получить большее наслаждение (или уменьшить страдания). Распространение специализации и разделения труда позволяет сделать экономическую систему более эффективной в части использования экономических ресурсов (в том числе трудовых, капитальных и земельных), а расширение денежных отношений – оптимизировать потребительскую корзину и приобретать на рынке наборы товаров и услуг, которые в более полной мере отражают предпочтениям индивидов и удовлетворяют их потребности.

В указанной модели следует выделить эффекты, которые приблизят ее к реальности. Во-первых, максимизация состава потребительской корзины осуществляется в рамках некоторого временного горизонта планирования: в отдельные периоды индивид может воздержаться от расходования денежных средств с целью их накопления и более полного удовлетворения потребностей в будущем, в том числе еще не возникших потребностей, а также прибегнуть к инструментам заимствования денежных средств для приобретения особо актуальных благ. Во-вторых, одной из потребностей является стремление к богатству и обеспечение уверенности в будущем, для чего люди отказываются от расходования денежных средств на однократно потребляемые товары, накапливают средства и (или) вкладывают их в капитальные блага – в крайней форме такая ситуация получила название «денежного фетишизма», сопровождающегося тотальной экономией. В-третьих, индивиды учитывают потребности близких родственников, интегрируя их в свою функцию спроса, что делает вполне естественным приобретение благ в интересах членов семьи, а также передачу по наследству денежных средств и имущества.

Возникновение фирм

Индивиды, в целях экономии на трансакционных издержках, объединяют свои усилия в трудовой и предпринимательской деятельности и учреждают коммерческие компании, которые позволяют повысить производительность хозяйствования и выполнить задачи, не подлежащие решению через рыночное взаимодействие. Но в современном обществе сохраняются занятия, в которых люди действуют индивидуально, через рыночные механизмы: например, фрилансеры фотографы и переводчики. Такие закономерности обусловлены сложной структурой трансакционных издержек в части затрат на взаимодействие через свободный рынок и затрат на управление внутри организации.

Рыночные механизмы с развитием общества также получают множество норм и правил поведения, в том числе законодательно закрепленных, оформляют институциональную среду с целью введения «правил игры», достижения стабильности и некой иерархии для обеспечения общественной эффективности. В этих условиях, несмотря на видимую свободу действий, фрилансеры могут реализовать некоторые из своих задач в частности заработка в индивидуальном порядке, однако для получения новых источников творчества и вдохновения все равно требуются некоторые коллективы, т.к. сложные креативные цели достигаются только совместными усилиями.

Истоки креативности

Биологи установили, что насекомые и животные используют раскраску, форму и иные характеристики своих тел, а также лидерство и силу в моделях поведения, для реализации механизмов отбора при осуществлении спаривания в целях выявления превосходящих качеств родителей и обеспечения превосходства потомства. Первобытнообщинный человек также украшал свое тело и устраивал состязания, которые позволяли выбрать сильнейших и более находчивых для спаривания. Хищное животное стремиться увеличить объем съеденной пищи, но в такой деятельности располагает ограниченными технологиями охоты, которые прогрессируют исключительно за счет личных навыков и не сопряжены с применением орудий. Человек в своем стремлении увеличить объемы потребления использует все более совершенные технические устройства, и до выработки общественных ограничителей, закрепленных в законодательстве и морали, человечество прошло через этапы крайнего неравенства, рабства, жестоких войн и разрушений.

Современный уровень развития технологий позволяет, в частности в развитых странах, качественно удовлетворить физиологические потребности, а вышеуказанные аспекты цветового и иного оформления своего внешнего вида в целях брачных отношений не представляются предметом сложной проблемой, и индивид может с легкостью выделиться из массы, найти свою «вторую половину». В своем стремлении к общественной эффективности человек предпринимает действия по улучшению окружающей среды: сохраняет дикую природу, при этом строит красивые здания и иные объекты в гармонии с природным миром, который посредством восприятия образов, форм, звуков и движений служит источником представлений о прекрасном.

Вышеуказанные представления из экономической теории являются очевидно недостаточными, т.к. по в соответствии с ними бы создано общество равных, в котором все сыты, одеты, здоровы, живут в гармонии с природой – пребывают в некоторой нирване. В действительности, даже в развитых странах совершаются жуткие преступления, практикуется наркомания, бродяжничество и подобные явления, тогда как передовые системы социального обеспечения позволяют человеку эпизодически выходить на простейшую работу, но при этом жить в комфортных условиях, хорошо питаться и быть обеспеченным услугами здравоохранения. Следовательно, человеку, в отличие от животного, нужно что-то большее, нежели удовлетворение физиологических потребностей, и это «большее» заключается в его креативности: создании нового и получении общественного признания созданного, причем уже созданное этим человеком побуждает его к постановке и решению более сложных задач в творчестве.

Оказывается, у нас нет раздвоения личности!

Сформулированная концепция определяет поведение человека в качестве гедониста-оптимизатора, а также учитывает отдельные исключения и эффекты, выявленные в ходе научных исследований и эмпирических наблюдений. Несмотря на широту работ, выполненных по указанной проблематике, важнейшим методологическим вопросом в общественных науках остается разделение потребностей на экономические и иные, причем монопольное право на анализ специфики удовлетворения последних, в общем случае, принадлежит философам при изучении механизмов восприятия человеком эстетических и этических аспектов окружающего мира, а также онтологии и гносеологии. Детализация показывает, что искусствоведы анализируют полезность, извлекаемую индивидом от восприятия культурных произведений (прослушивания музыки, просмотр театральных и иных экранных постановок, живописи и т.д.), филологи – от литературных текстов, педагоги – от полученного образования, психологи – от отношений с другими людьми, а также от трудовой деятельности.

Однако такой подход отличается существенной ограниченностью, для устранения которой в последней трети ХХ в. стало активно развиваться направление экономического «империализма» – в нем центральной фигурой выступал нобелевский лауреат Г. Беккер [4, С. 722]. Предметом этих исследований служили внеэкономические проявления жизни индивида, изучаемые с использованием категорий рациональности, ограниченности, специализации и обмена, а также трактовка человеческих потребностей как единого целого с попыткой интеграции наук об обществе в экономическую теорию. Правомерность применения такой методологической парадигмы подтверждается эволюционным характером изменения потребностей человека в ходе общественного развития и требует разработки симбиотических методов для его изучения.

Креативно зарабатываем

В условиях экономики Робинзона Круза индивид самостоятельно производит товары и их потребляет, а также сам себе оказывает услуги и выполняет работы. Более сложные формы организации коллективов, сохраняющиеся в коммунах, развивают бартерный обмен результатами труда между своими членами. Считается, что в рыночной экономике лицо работает по найму за деньги или занимается предпринимательством, основной результат которого является прибылью, и заработанные денежные средства направляются на приобретение необходимых благ. Однако людей окружает множество работ и услуг, которые можно приобрести на рынке или выполнить самому.

Важное противоречие присутствует в ситуации, когда обеспеченные люди продолжают выполнять работы самостоятельно и сознательно отказываются от покупки услуг на рынке. Например, человек сам проводит уборку в доме, готовит пищу, выполняет ремонт электропроводки, выращивает овощи, хотя было бы эффективнее использовать затраченное время на заработок денег и потратить их на приобретение благ. Изложенная ситуация объясняется, во-первых, качеством выполненных работ, когда человек не может доверить их никому другому, и, во-вторых, чертами развлечения, когда необременительные занятия являются составной частью отдыха, в-третьих, сохраняет навыки труда, т.к. непредсказуемость будущего может ликвидировать источник дохода. Исходя из этого, человеку важен не только результат своего труда в виде денег и предметов, созданных и (или) измененных в форме и местоположении, но также и знание о способе появления и трансформации этих денег и предметов.

Идеал будет достигнут в ситуации, когда занятый одновременно получает высокий доход в денежной форме и извлекает удовлетворение из мысли о том, что результаты его труда оказались очень востребованы обществом, принесли много полезного другим людям, были креативными. Распространение эмпатии и отказ от эгалитаризма служат общественным интересам, т.к. через механизмы разделения труда, в которых индивид выступает потребителем товаров и услуг, созданных другими членами общества, качество этих благ имеет прямое отношение к каждому.

Потребление и сомнения – когда остановиться?

Первобытнообщинный человек ставил перед собой цель выживания, для чего его важнейшими задачами были получение необходимой пищи и воды (в том числе целебных растений при заболеваниях), изготовление примитивной одежды и обуви, обустройство места для ночлега, а также удовлетворение физиологических потребностей для продолжения рода. Императивом в потреблении служили технические и диетологических качества вышеуказанных благ, т.к. в условиях дикой природы учет эстетических качеств одежды и места обитания, а также сервировки пищи представлялся непозволительной роскошью.

Достигнув данной цели, человек предпринял действия, направленные на увеличение объемов потребления благ и повышения уровня их качества. Поставив сложные задачи, индивид с трудом находит пути их решения, что по результатам достижения успеха вызывает чувство глубокого удовлетворения и требует постановки более сложных новых задач. Создается иллюзия бесконечности указанного процесса, естественным ограничителем которого выступит ухудшение состояния здоровья. Однако в действительности ограничителями выступают наследственность и социальные условиях жизнедеятельности, которые определяют спектр поставленных задач и конечный уровень их сложности. Значение имеет и наличие развитых общественных институтов для получения образования, трудоустройства и карьерного роста – «социальных лифтов», и лишь единицы могут достичь «олимпа» славы.

Современные туземцы

В тропических регионах проблема выживания решались достаточно легко, тогда как в территориях с умеренным и суровым климатом требовала от человека постоянного поиска новых средств в борьбе с вызовами окружающей среды. Простота решения этой проблемы формирует в сознании людей представление о легкости жизни, о возможности обитания в гармонии с природой и нивелирует чувство стремления в материальном богатству. Поэтому и сегодня в отдаленных уголках мира можно найти племена, которые ненамного продвинулись вперед от натурального хозяйства: теплая погода, доступность диких животных, рыбы и плодов растений позволяет туземцам носить набедренные повязки, пользоваться примитивными орудиями охоты и земледелия, а также испытывать счастье от достигнутого и остановиться в прогрессе.

Тогда как в других регионах наблюдалось укрупнение человеческих стад, появление орудий труда и его специализация на охоту и собирательство, выделение скотоводства и земледелия, углубление разделения труда и, как следствие, возникла необходимость управления людьми. Появление права собственности и прогресс в эффективности производства, а также установление некой политической иерархии среди людей, привели к образованию правящих элит и эксплуататорских классов, способных в полной мере удовлетворить физиологические потребности, накопивших превосходящий, по меркам того времени, запас богатства и располагавших свободным временем.

Люди, подобные туземцам, достаточно часто встречаются даже в развитых странах, образуя наименее обеспеченные слои общества и колонии бездомных [9, P. 87]. Рутинный физический труд за небольшое жалование или попрошайничество не позволяет человеку использовать свободное время для получения новой профессии и развития. В этом случае потребительские предпочтения ограничиваются удовлетворением физиологических потребностей и культурными устремлениями, которые реализуются через восприятие примитивных произведений с освещением банальных проблем.

Отказ от высшей мыслительной деятельности и общественной ответственности определяет простоту жизни таких людей, что, вероятно, несмотря тяжелые условия жизни и бедность, позволяет испытывать счастье. Все-таки доходы некоторых из указанных индивидов возрастают и направляются на расширение предложения пищевых продуктов, объемы потребления которых наращиваются экстенсивно, что вызывает ожирение, приводит к заболеваниям и уменьшает «объем» счастья.

Деньги решают все…

Стала ярко проявляться диалектика человеческой личности, связанная со стремлением к созиданию и генетической предрасположенностью к отдыху. В этих условиях перед человеком была поставлена сложная задача по расходованию свободного времени на материальное обогащение, ценность которого снижалась в силу убывания предельной полезности, и на занятие творчеством, культурной и научной деятельностью, изучением неизвестного. Распределение времени по второму направлению было свойственно мыслителям античности, которые в своих работах пытались найти смысл жизни человека на земле, открыли важны законы метафизики, оставили ценнейшие памятники литературного наследия, а также последующих деятелей науки и культуры, создавших современную цивилизацию.

Однако основная масса населения пошла по иному жизненному пути, в котором распределение времени кристаллизуется следующим образом: достигается баланс между усилиями, затраченными на работу по найму или на предпринимательскую деятельность, и периодами отдыха, когда целью труда становятся, в краткосрочном горизонте, сумма заработанных денежных средств (в терминах экономического империализма заработок также достигается в результате осуществления сделки «кража», исполняемой собственником имущества вопреки его воли), в среднесрочном – качественно выполненных работ для сохранения и приумножения условий занятости и структуры клиентуры, а в долгосрочном – уровень квалификации и полученных навыков, позволяющих перейти на другую работу с повышением и заняться новым высокодоходным делом. С учетом указанных горизонтов планирования, денежные средства выступают единственным императивом к трудовой деятельности, увеличивающийся объем которых предполагается потратить во время отдыха, и человек оптимально распределяет свои ресурсы на эти два вида деятельности, устанавливая уровень их интенсивности и собственной активности.

Эстетико-этические спилловеры в трудовых отношениях

В рамках неоклассического мэйнстрима современная экономическая теория все еще сохраняет строгое разделение деятельности человека на трудовую и иную. Трудовая деятельность требует некоторых лишений, тогда как в свободное от нее время достигается чувство наслаждения. Ограниченность указанного подхода определяется единством внутреннего восприятия человека окружающих вещей и явлений, т.к. невозможно точно дезгригировать эмоции лица, возникающие на рабочем месте и дома, и для решения этой задачи требуется применять симбиотические методы исследования.

Прогресс в эргономике позволил повысить производительность труда за счет инноваций, упрощающих пользование техникой, а в дальнейшем – обеспечить комфортные условия пребывания человека на рабочем месте. Например, изобретение эргономичных рычагов и комфортных кресел в сельскохозяйственной технике, кондиционирование воздуха и подобные инновации повысили производительность труда тракториста-машиниста. Оснащение указанной техники системами аудиовоспроизведения, прогресс в промышленном дизайне, в частности применение новых красок и динамичных форм в кузовах тракторов, обеспечили эстетическую гармонию в сознании аграриев, причем подобные закономерности также имеют отношение к этическим особенностям бизнеса.

Указанная эволюция технических устройств проводилась, во-первых, с целью повышения производительности труда занятых и, во-вторых, для лучшего продвижения производимой продукции на рынке. Например, использование красивого трактора в логотипе предприятия-производителя позволяет нанести такое изображение на упаковку продовольственных товаров, что содействует сбыту. В этих явлениях следует уделять особое значению эффектам эстетическо-этических спилловеров, когда занятый получает полезность от характера пользования орудиями труда, от их внешней стороны, что помимо заработанных денежных средств выступает для этого человека инструментом удовлетворения потребностей в красоте.

Оказывается, кроме денег нужно что-то еще

Индивид получает возможность наращивать объем потребляемых благ: например, улучшить жилищные условия, приобрести более совершенные предметы интерьера, автомототранспортные средства, драгоценности, экзотические продукты питания, а также организовать качественный отдых, посещать ранее недоступные культурные мероприятия, столовые и т.д. Закономерности убывающей предельной полезности снижают уровень интенсивности указанных процессов, и индивид начинает обращать большее внимание на сторону отдыха и досуга, оптимизировать трудозатраты на получение денежных средств. В дальнейшем наступает состояние пресыщения потребленными благами и возникает чувство «вакуума», когда для поиска в себе креативных начал человеку требуется некоторая внешняя позитивная оценка результатов его деятельности.

Вышеизложенное состояние «современного туземца» меняется лишь по количественным показателям: рутинный труд или применение стандартных, широко распространенных методов предпринимательства увеличивают достаток человека, однако его творческие амбиции остаются нереализованными, т.к. сам индивид не сделал ничего креативного, а только зарабатывал деньги. Некоторые люди, оказавшиеся в такой ситуации, обращают креативные устремления в прошлое и на самого себя, пытаются искать недостатки, изучать ранее допущенные ошибки. Однако подобная модель замкнутости в поведении, скорее всего, приведет к снижению уровня дохода, и отвергается большинством.

Получая положительные суждения родственников и знакомых о своих достижениях на работе, о повышении заработной платы или объема предпринимательской прибыли, индивид испытывает некоторое удовольствие, уровень которого все равно остается недостаточным для обретения спокойствия. В центр внимания лица попадают его личные достижения в освоении предметов культуры, для обретения которых осуществляется просмотр театральных постановок и кинематографических произведений, поверхностное чтение книг, прослушивание музыки, беглое ознакомление с предметами живописи и зодчества, посещение выставок, отдых в местах сосредоточения подобных объектов.

Квазиискусствоведы и квазиученые

Однако без глубоких знаний в искусствоведении и смежных науках такой человек не в состоянии представить новое, не способен даже внятно компилировать информацию о предметной области. Например, посещая театральное представление на итальянском языке, в котором человек не имеет базовых знаний, даже смысл происходящего на сцене остается непонятным, тем более мысли и чувства создателей постановки. Подобные тенденции проявляются при чтении иностранной литературы в переводе, просмотре экранных произведений, когда обезличивается исходный замысел автора и сложные идеи, призванные возбудить у аудитории противоречивые чувства, и сюжет сводятся к банальности.

Обобщение подобных знаний индивида в культуре, общественно-политической жизни, истории и популярной науке вынуждают его искать новых потребителей информации, которые могут стать источниками позитивной оценки уровня эрудиции. В разговоре с незнакомым или косвенно связанным по линии трудовой деятельности человеком, лицом излагаются фрагментарные, научно необоснованные факты из указанных областей знания, что может в отдельных случаях рассматриваться как средство получения новой информации, совершенствования ораторского мастерства и выработки навыков дачи ответов на вопросы.

Допускается ситуация, в которой разговоры о погоде, кулинарии и иных нейтральных областях используются для проведения времени отдыха, выступают неким фоном повседневного общения. Однако в последнее время определенное распространение получила практика «загрузки» других лиц информацией о своих достижениях в популярной науке и технике, а также массовой культуре и иных знаниях об обществе, об особенностях его политического устройства, которая исключительно преследует задачи повышения уровня самооценки при подобных разговорах и в примитивной форме вырабатывает базовые вербальные навыки, при этом укрепляет собственное мнение о достоверности неподтвержденных фактов, подлежащих внушению в сознание реципиента.

Бенчмаркинг в потребительском поведении, когда конец?

Получает дальнейшее развитие описанный Т. Вебленом эффект демонстративного, завистливого потребления: уровень потребления и богатства, регистрируемый в социальной группе, к которой принадлежит индивид, становится для него бенчмарком, подлежащим преодолению, что показывает другим, посредством владения дорогими вещами и шикарным отдыхом, свою успешность [3, С. 26]. При этом в устремлениях человека к новым и лучшим свойствам потребляемых благ ярко проявляется их внешняя сторона, которая в действительности не способствует выполнению прямых функций и не повышает качество жизни, а только показывает другим уровень достатка.

Индивиды с низким уровнем дохода начинают активно приобретать портативные телефоны и электронные устройства, меховые изделия, оплачивать отдых за границей. Более обеспеченные лица – большие мощные внедорожные автомобили, которые эксплуатируется только в городских условиях и практически не обеспечивают увеличение скорости передвижения, повышение уровня комфорта езды и лучшую управляемость. В свою очередь, приобретение драгоценностей и чрезмерно большого жилого помещения с неинтенсивно используемыми площадями можно рассматривать в качестве капиталовложений. Более того, существуют обеспеченные люди, для которых вышеуказанные вещи и услуги является финансово доступными, а владение и пользование ими, с учетом эстетической стороны, служит источником полезности.

Однако люди с низким и средним уровнем достатка рассматривают вышеуказанный стиль потребления в качестве механизма донесения до окружающих информации о своем успехе, и осознание факта вызванных у других лиц чувств выступает источником полезности, удовлетворяет потребности в общественном признании творческих амбиций. Выступая объектом общественного обозрения, дорогой телефонный аппарат, предмет одежды и автомобиль вызывают у других лиц положительную оценку способности их владельца к заработку и у некоторых чувство зависти, что формирует в сознании высокую самооценку, однако креативная сторона таких амбиций является ничтожной.

Иллюзорное потребление в кредит

Массовое приобретение в кредит дорогих автомобилей гражданами, не имеющими собственного жилья, приводит к состоянию неплатежеспособности, что даже потребовало законодательного регулирования банкротства физических лиц. В настоящее время закредитованность россиян достигла рекордного уровня, когда более 5 млн человек не платят по кредитам и их долги достигают 1,3 трлн руб. [6]. Такие люди оказываются под мощным воздействием рекламы и мнения родственников, знакомых и коллег, что приводит к существенным сдвигам в структуре потребительских предпочтений, связанных с возникновением иллюзии успеха во владении, например, автомобилем, который в действительности является средством обеспечения кредита.

Современная реклама не просто информирует о преимуществах брендируемых товаров и услуг, а ставит задачу сформировать у человека потребность в продаваемых благах, которые, может быть, ему в действительности и не нужны. Нарушается финансовое планирование, в результате чего человек теряет реальность о предстоящих платежах и воспринимает только краткосрочный период времени, когда можно ощущать удовлетворенность от владения вещами, насладиться отдыхом, организованным на заемные средства, и тем самым показать окружающим свой успех, но такое состояние продолжается недолго, и индивид возвращается в нищету.

Точная оценка явлений возможна только в естественных науках, где физические, химические и иные величины отражают состояние исследуемых объектов, а также в математике, экономических и иных расчетах с денежными и натуральными измерителями. Индивид, открывший или рассчитавший ранее неизвестную величину, делает объективный вклад в науку, который может быть оспорен только на основании ошибок в количественных показателях. Однако оценка произведений культуры, а также эстетической и этической стороны вещей и явлений, является сугубо субъективной и индивидуальной, подвержена сильным изменениям в ходе общественной эволюции и существенно варьирует в отдельных социальных группах и регионах. В таких группах представления о красоте, прекрасном и иных эстетико-этических свойствах предметов и действий обладают некоторой схожестью, что в условиях глобализации распространяется на мир в целом, приводит к «стиранию» границ и унифицирует предпочтения.

Лозунги и символы при потреблении

Для разработки симбиотических подходов к оценке полезности необходимо учитывать и обратный процесс, когда общественное расслоение способствовало распространению принудительного труда и появлению рабства, которое демотивировало подневольных и снижало их производительность. Подобные различия наблюдались и на уровне отдельных страны, когда формировалась колониальная система. Для стимулирования трудовой деятельности применялись репрессивные методы, однако более рациональным представлялась разработка неких символов, идей и жизненных целей нематериального характера, которые смогли бы вселить веру в подневольных и ограничить объемы потребляемых ими материальных ресурсов. Результат творчества философов, скульпторов, художников и иных представителей культуры активно используется в формировании символов государства в виде монументальных сооружений, литературных произведений, геральдики и т.д., которые призваны отождествить индивида с обществом и побуждать к трудовой деятельности.

Применение политики «кнута и пряника» позволяет синтезировать в сознании зависимого лица как разнообразные меры принуждения, которые в крайних формах связаны с физическими лишениями вплоть до болезненной и мучительной гибели, так и веру в обретение счастья, благополучия и достатка при выполнении требуемых действий. Такой подход требует от креативной части общества подготовку новых театральных, литературных, кинематографических произведений, предметов скульптуры и зодчества, а также, в категориях современности, использования инновационных информационных технологий для доступа к предметам культуры, в том числе с применением портативных устройств.

В стремлении сохранить и приумножить объем человеческого капитала, жизнь индивида стала позиционироваться в качестве объекта с бесконечно высокой стоимостью, что привело к запрету телесных наказаний, гуманизации пенитенциарной системы и, в дальнейшем, к отмене смертной казни: несмотря на совершенные преступления, жизнь обвиняемого оценивается в качестве неотъемлемого элемента мира и бесценна. При этом жизнь индивида все равно может рассматриваться как средство достижения общественных целей и обеспечения эффективности в условиях военных конфликтов и кризисных ситуаций.

В последние годы получила распространение послеродовая депрессия у женщин, которой страдают 10–18% россиянок, впервые ставших матерью, а подвержены – 30–35% населения [1]. В прошлом рождение ребенка вызывало у его родителей только положительные эмоции, а решение проблем с его воспитанием рассматривались как существенное совместное достижение. Симбиотическая гипотеза в структуре потребительских предпочтений основана на формировании в сознании женщины мнения о том, что она совершила наивысшее креативное достижение, произведя на свет другого человека, т.к. ценность его жизни безмерна – такие трактовки пропагандируются в современных обществах. Реализовав свои амбиции в рождении ребенка, мать начинает воспринимать иные творческие задачи в качестве малозначимых, т.к. высшая цель творчества и создания уже достигнута, абстрагироваться от них и, в результате наступающего чувства творческого «вакуума», креативное начало обращается на поиск «плохого» в своем эго. Появляется самокритика, лицо начинает замыкаться в себе, искать какие-то недостатки: поведение становится пассивным, мир – безынтересным, примитивизируется действия, окружающее также подвергается негативизму, и апатия сменяется депрессией.

Следовательно, важнейшим мотивационным фактором в ситуациях, когда лицо готово пожертвовать собой, выступает стремление к обеспечению благополучия его коллег и общества в целом, а не достижение собственного достатка и долголетия [8, P. 2–3]. Экономический империализм квалифицирует полезность, извлекаемую индивидом за время, прошедшее от момента принятия решения до совершения действия по спасению других людей и приведшего к собственной гибели, как более высокую, нежели чем полезность от альтернативной мирной жизни. Для это необходимо интегрировать в функцию спроса индивида, помимо близких родственников (указанных в третьем пункте в начале статьи), иных членов общества, отождествить их с семьей. Инструментом такой интеграции служат кампании по героизации фактов вышеуказанной модальности, что помимо очевидного увеличения частоты их регистрации явно свидетельствует о необходимости развития креативного сознания, не связанного с гедонистической концепцией.

Все-таки нужно производить креативно!

В анализе потребностей индивида необходимо учитывать не только полезность, которая извлекается из прямого потребления благ (как например, калорийность, вкус и безопасность пищи), но и полезность от личного восприятия их эстетических характеристик и этических особенностей производства. Несмотря на индивидуальный характер, такое восприятие находится под сильным влиянием общества и его отдельных слоев [7, С. 20].

Во-первых, при оценке индивидом указанных особенностей центральное место отводится знанию о персональном участии в производстве благ, причем эти блага должны получить не только высокую оценку самого индивида, но и быть позитивно оценены социальной группой, желательно – обществом и человечеством.

Во-вторых, индивид стремится сохранить собственный доступ к созданному творческому благу, для чего в науке и культуре указываются имена авторов и обеспечивается их возможность обращаться к собственным произведениям.

Следовательно, остается открытым вопрос о том, в какой комбинации при производстве креативных благ индивидом могут использоваться денежные средства, заработанные им самим. Например, при написании научной статьи (как произведенной интеллектуальной собственности) автор хочет довести до читателей результаты своих исследований, а рецензирование и публикация рукописи в престижном журнале является определенным критерием общественного признания продукта умственного труда. Издательские расходы так или иначе оплачиваются автором из заработанных им денежных средств: либо через собранные налоги, из которых финансируются государственные издания (а также подобные механизмы при безвозмездной публикации или с выплатой гонорара), либо при непосредственном официальном платеже автора.

Однако статья, заимствованная без указания ссылки или написанная за плату другим лицом, вряд ли будет служить источником полезности для человека, чье имя размещено в журнале; потребности в творческих амбициях и признании не будут удовлетворены, т.к. он сам информирован об обмане. Такое действие сможет только вывести наукометрические показатели на требуемый уровень или быть использовано для фальсификации процедуры получения ученых степеней и званий, которые в этих условиях могут служить лишь источником заработка. Поэтому общество формирует стереотипы поведения, признает такие его виды аморальными, законодательно вводит ответственность, развивает инструменты рецензирования и борьбы с плагиатом.

Творческое начало как источник полезности свойственно не только человеку, но и животным. Исследования по зоопсихологии не могут дать однозначного ответа на вопрос, является ли ласковое поведение домашних животных, такое как мурлыкание кота и его стремление залезть на колени хозяина, проявлением сугубо рациональных мотивов к получению взамен более совершенной кормовой базы и ветеринарного ухода либо проявлением иных нематериальных чувств, в результате реализации которых осуществляется достижение состояния креативности, эстетического удовлетворения и созидания прекрасного.

Расширительная трактовка продуктов креативного труда, помимо предметов науки (техника, новые закономерности в природе, научные публикации, алгоритмы программ для ЭВМ и т.д.), культуры и искусства (картины, фотографии, литературные источники, скульптура, музыка и т.д.), позволяет учитывать достижения человека в предпринимательской и иной общественной деятельности. Объем получаемой прибыли находится в непосредственной зависимости от творческих способностей менеджера: по организации труда персонала, освоению рынков, внедрению технических достижения и инноваций по управлению, что также признается креативным. Значительного умения креативной направленности требует достижение карьерного роста в государственных организациях, продвижение по службе в политических партиях и замещение новых, более важных должностей.

Заключение

1. Проведенный политико-экономический анализ потребностей индивида, в том числе с использованием инструментов экономического империализма, показал диалектический характер человеческой личности, связанный со стремлением к материальному достатку и к осуществлению креативной деятельности, созидания – индивид ставит перед собой новые, усложненные задачи, подлежащие решению в комплексе.

2. В своем стремлении к увеличению объемов потребления, человек, в отличие от технологических ограничителей у животных, развивает общественные ограничители, закрепленные в праве и морали.

3. Общество равных людей, живущих в гармонии с природой, все-таки не формируется, т.к. у человека ярко прослеживается стремление к производству нового и креативного, признанного другими индивидами, но сохраняющегося в привязке к создателю, что вызывает конкуренцию и состязательность.

4. Необходимость некого внешнего признания своих достижений требует увеличения объемов приобретенных товаров и услуг, выставленных на обозрение в целях достижения бенчмарка в потреблении, и определяет тенденцию к упрощению условий их пользования, что приводит к сужению набора навыков и знаний индивида. В последние годы новую «жизнь» получил эффект Т. Веблена, что выражается в установлении уровней в потреблении, а упрощение условий пользования товарами и услугами определяет определенную примитивизацию населения.

5. Стремление к креативной деятельности, результатом которой выступают общественно признанные научные и культурные достижения, среди определенных слоев населения подменяется примитивными суждениями в квазинауке и вульгарными художественными работами, на которые какое-либо внимание обращает ограниченный круг знакомых, причем для упрощения таких действий используются новые информационные технологии.

6 Наблюдаются эстетические и этические спилловеры в трудовых отношениях, что служит источником полезности для занятых (помимо товаров и услуг, приобретенных на заработанные денежные средства), и позволяет развивать культуру и гуманизм в обществе.

7. Важнейшим вопросом общественной морали является установление баланса в структуре затрат на создание креативного в части доли израсходованных денежных средств, заработанных создателем, и доли его личного трудового участия.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:33:17