Виртуальный туризм и виртуальное пространство музея: взаимосвязь явлений

Шамликашвили В.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 5 (Май 2015)

Цитировать:
Шамликашвили В.А. Виртуальный туризм и виртуальное пространство музея: взаимосвязь явлений // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 5. – С. 617-628. – doi: 10.18334/ce.9.5.270.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23603074
Цитирований: 16 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

В статье рассматриваются подходы к трактовке термина «виртуальный музей», влияние информационно-телекоммуникационных технологий на расширение практики создания виртуальных музеев, а также последствия влияния виртуализации музейного пространства на перспективы развития культурного туризма.

Ключевые слова: туризм, творческие индустрии, виртуальный музей, музейное пространство



Введение

Проникновение Интернета во все сферы социальной и экономической деятельности возрастает год от года. Динамика увеличения числа пользователей всемирной паутины имеет постоянную тенденцию к росту. На основе современных информационных технологий формируются новейшие средства коммуникации, мобильные средства связи, активно развиваются социальные сети.

Если обратиться к статистическим данным и результатам исследований различных аналитических компаний, можно с уверенностью говорить о высоком потенциале развития новых форм музейных пространств, выходящих за традиционные рамки в виду дальнейшей активизации проникновения новых информационно-телекоммуникационных технологий в повседневную жизнь.

Расширение информационного пространства

Так, количество пользователей Интернета в 2014 г. в мире достигло 3 млрд чел., к концу 2013 г. более 40% домохозяйств имели доступ к сети Интернет [1]. Нарастает тенденция не просто распространения Интернета, а мобильного доступа к Сети. В отчете Международного союза электросвязи (ITU) указывается, что мировая аудитория мобильного Интернета достигла в 2013 г. 2,1 млрд чел. (речь идет о потребителях, которые пользуются мобильным Интернетом хотя бы иногда).

По оценкам ITU за последние пять лет интенсивность мобильного доступа в Сеть увеличилась в семь раз. По данным того же отчета, количество зарегистрированных пользователей сотовой связи в 2013 г. достигло 6,8 млрд чел. То есть число пользователей практически сравнялось с численностью населения планеты.

В экономически развитых странах к сети Интернет подключено около 80% жителей, при этом количество пользователей мобильного и стационарного Интернета постепенно становится количественно сравнимым [2]. Эксперты ITU указывают на то, что темпы распространения мобильного Интернета особенно высоки в развивающихся странах (что вполне объяснимо). В настоящее время в развивающихся регионах примерно каждый пятый выходит в мировую сеть с мобильно устройства, в 2008-2007 гг. таких пользователей было в 25 раз меньше.

Россия, как и большинство стран мира, активно включена в информационное пространство. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, в 2014 г. более 62% жителей нашей страны (то есть примерно 68 млн чел.) являлись пользователями сети Интернет, при этом 56 млн чел. относят себя к активным пользователям, ежедневно выходящим в Сеть [3]. Результаты другого опроса показывают еще более высокую степень проникновения Интернета в повседневную жизнь. Так, по данным немецкой исследовательской компании «Омнибус GfK», в конце 2014 г. почти 68% россиян в возрасте от 16 лет (более 80 млн чел.) являлись пользователями Интернета [4].

При этом Россия в рейтинге стран мира по уровню развития Интернета занимала в 2013 г. 55-е место среди 211 стран, вошедших в рейтинг [5], что говорит о наличии потенциала дальнейшего роста в данной сфере. Высокие темпы расширения онлайн аудитории в нашей стране обеспечиваются активным распространением мобильных устройств. К концу 2014 г. количество пользователей, выходящих в Интернет с помощью различных мобильных гаджетов, превысило 30 млн чел. (21 млн чел. выходят в Интернет со смартфонов, 10 млн чел. – с планшетных устройств). Самой активной аудиторией мобильного Интернета является молодежь в возрасте 16-29 лет, количество «мобильных пользователей» достигает в этой группе 96 % [6].

Развитие мобильных коммуникаций привело к лавинообразному созданию и использованию всевозможных социальных сетей. Подготовленный аналитическим агентством GlobalWebIndex доклад о перспективах развития социальных сетей в 2014 году [7] показывает, что в мире сегодня примерно 1,9 млрд чел. являются активными участниками социальных сетей. В России 80% интернет-аудитории относят себя к таковым. Самая популярная социальная сеть в России - vk.com, посещаемость которой в январе 2014 г. достигла 60 млн чел. в сутки (оценки сети Вконтакте) [8].

Если учесть, что практически все население планеты – это пользователи мобильных средств коммуникации [2], то развитие социальных сетей легло на хорошо подготовленную «информационную почву». Социальные сети сами становятся мобильными, становясь и платформой для «частного» общения, и средством массовой информации, и новым полем для маркетинга. Наличие мобильной связи формирует высокий уровень «информационной доступности», а если учесть, что во многих регионах мира уровень проникновения мобильной связи больше, чем 100% (подобная тенденция наблюдается и в России) [9], то можно предположить, что и виртуальные музейные пространства окажутся заполнены посетителями.

В одной из наших предыдущих статей мы рассматривали такое явление, как виртуальный туризм, который предлагаем понимать как деятельность индивида, которая позволяет ему, используя современную компьютерную технику и коммуникационные сети, получать максимально реалистичную и ощутимую информацию о реально существующем туристском направлении, фактически не перемещаясь в него [10].

Однако существует и другая сторона вопроса: не только посетитель заинтересован в поиске и получении впечатлений от культурных объектов (потребитель движется в сторону музея), но и культурные организации, имея доступ к сети Интернет, а также используя потенциал мобильной связи, новых гаджетов и социальных сетей, реализуют возможность «двигаться» в сторону посетителей.

Виртуальное пространство музея

Активное вовлечение учреждений культуры в виртуальное пространство имеет ряд последствий, как позитивных, так и негативных, а также тех, которые нельзя оценить однозначно. Рассмотрим последовательно влияние виртуализации музейного пространства на перспективы развития культурного туризма.

Позитивное влияние виртуализации музейного пространства, прежде всего, концентрируется в таких направлениях деятельности организаций культуры, как маркетинг, реклама, расширение возможностей экспонирования, повышение конкурентоспособности на рынке услуг культурного туризма, привлечение интереса молодежи к экспозициям за счет использования новых технологий общения с посетителями. Здесь могут комбинироваться различные формы работы, например, интерактивные лекции, демонстрация фильмов по заданной тематике, проведение воркшопов и семинаров, тематических экскурсий и экскурсий в закрытые в обычное время залы, в том числе, виртуальных экскурсий, видеозаписи, инстанции и др. [11].

Эти приемы способствуют устранению у молодежи барьера по отношению к музею, который более не воспринимается как некое застывшее хранилище артефактов.

В рамках решения маркетинговых задач учреждения культуры получают возможность собирать статистику о посетителях: их предпочтениях, половозрастной структуре и других социальных характеристиках, и на основании этих данных корректировать свою работу.

Так, в качестве примера можно привести использование элементов электронного маркетинга музеем-заповедником «Кижи», который еще в 2004 г. запустил систему продажи и резервирования билетов «TicketNet», после чего к системе был подключен и собственно выставочный комплекс. Маркетинг последнего является частью программы информационного обеспечения музея-заповедника «Кижи» [12].

Маркетинговые технологии с успехом используют и ресурсы социальных сетей, что позволяет максимально полно описать портрет посетителя (реального или виртуального) того или иного музея. К ряду наиболее активно развивающихся музеев России, работающих с различными целевыми группами посредством социальных сетей, можно отнести петербургский музей современного искусства «Эрарта» [13], который помимо сайта имеет группы в таких социальных сетях, как vk.com/errata, facebook.com/errata, twitter.com/erarta_museum, instagram.com/erarta_museum, youtube.com/user/erartamuseum.

Благодаря Интернету, музеи имеют возможность более активно продвигать себя и рекламировать свои услуги с минимальными затратами, получая доступ к более широкой аудитории. В некотором смысле именно учреждения культуры получают максимальное преимущество от возможности ведения рекламной кампании в Интернете. Ведь их целевая аудитория – жители других регионов, стран и континентов, и более эффективного канала для передачи информации данным группам потребителей придумать сложно. В то время как, например, коммерческие структуры значительно чаще нацелены на потребителя, территориально более близкого, и, следовательно, в большой степени используют локальные каналы воздействия: радио- и телереклама, визуальная реклама на улицах города. Наиболее популярные музеи и экспозиции, привлекающие большое число посетителей с помощью Интернета, регулируют туристские потоки, обеспечивая удобный доступ к своим экспозициям через предварительное электронное бронирование билетов. Например, вы сможете полюбоваться фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» только заблаговременно позаботившись о билете, заказав его на сайте музея.

Расширение «выставочной» площади. Музеи, не имея достаточной площади для представления всех экспонатов, могут компенсировать это размещением подробной информации на своих интернет-ресурсах. Продолжая рассуждения на эту тему, можно предположить, что для частных коллекционеров создание виртуального музея на основе их коллекции может стать привлекательной возможностью для первоначального представления коллекции публике.

Повышение конкурентоспособности. Интернет позволяет продемонстрировать музейные экспонаты с самой выигрышной стороны, сделать информацию о выставке более привлекательной, разместить информацию о дополнительных услугах музея, интерактивных мероприятиях, а использование современных технологий внутри музейного пространства позволит сделать саму выставку более зрелищной. Таким образом, музеи получают возможность конкурировать не только с другими учреждениями культуры, но и с другими формами досуга: кинотеатрами, досуговыми центрами, зоопарками и др. Например, Ростовский интерактивный музей наук «Лабораториум» предлагает ознакомиться с большим количеством экспонатов, заказать интерактивную экскурсию, участвовать в квестах. На официальном сайте размещена не только подробная информация об экспозиции, выставках и услугах музея, но и предложена возможность осуществления виртуальной экскурсии, которая может рассматриваться как визитная карточка музея [14].

Привлечение молодой и «инновационно активной» публики. Грамотное использование современных технологий позволяет заинтересовать наиболее творчески настроенную часть аудитории, представители которой могут не только сами стать посетителями музея, но и быть задействованными в проектах, а также лично стать инициаторами таковых. В качестве примера передового опыта в ряду российских музеев можно выделить Государственный Эрмитаж. Музей, помимо предоставления услуг населению, предлагает такой проект, как «Виртуальная академия», в рамках которой разработаны «маршруты-монографии», позволяющие виртуальному посетителю, используя мультимедийные средства, более развернуто познакомиться с основными музейными коллекциями и историей самого Зимнего дворца [15]. Тем самым информационные технологии создают в целом позитивный импульс к развитию учреждений культуры, обеспечивая продвижение их на рынках туристских услуг многих стран. С другой стороны, использование информационных технологий создает ряд проблем для музейного менеджмента, в том числе, ограничивает аудитории потребителей, снижает посещаемость музейных экспозиций, что влечет падение доходов от продажи билетов, услуг, сувениров.

Ограничение аудитории. Мы уже упомянули, что активное интернет-продвижение музеев вовлекает молодежь в культурное пространство. Но у процесса есть и другая сторона - слои населения, которые в силу разных обстоятельств: возраста, неразвитости информационной инфраструктуры в регионе, других причин - оказываются не полностью вовлечены в интернет-сообщество, не получают доступ к информации в должном объеме. Однако темпы развития информационно-телекоммуникационных технологий все больше нивелируют данное негативное последствие: если использование Интернета и не становится повседневной практикой для таких групп населения, то в качестве канала точечного получения актуальной информации все же используется и этими категориями потребителей.

Виртуализация музеев может привести также к сокращению посещаемости - имея возможность получить всю необходимую информацию через Интернет, потенциальный посетитель может отказаться от посещения музея оффлайн. Естественно, что с нарастанием реалистичности виртуального музея, стимул к «живому» посещению становится все менее выраженным, но, с другой стороны, при значительном опыте интернет-посещений у туриста формируется потребность в непосредственном, «живом» обращении к достопримечательностям отдельного туристского направления, контакте с аутентичными культурными и историческими ценностями. Интересные результаты получены рабочей группой проекта «Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем». В ходе исследования было выявлено: 30% посетителей сайтов музеев указывают, что виртуальный визит стимулировал их на очное посещение музея, а 57% реальных посетителей музея сказали, что ознакомление с веб-страницами побудило их пойти в музей [16], сайт которого они посетили.

Интеграция музеев в виртуальное пространство и использование новейших интеллектуальных технологий в музейном деле рождает массу споров в научном сообществе о том, что собственно следует считать виртуальным музеем. Ряд авторов указывает, что виртуальные музеи следует рассматривать как представительства в интернет-пространстве реальных музейных экспозиций [17, 18], то есть базой для виртуального музея всегда является музей реальный, а виртуальный музей – это лишь трансляция во всемирной сети его реального прототипа. Как мы уже отмечали, виртуальный музей предполагает возможность совершить предварительную экскурсию и привлечь заинтересовавшихся туристов к более глубокому и уже реальному знакомству с представленным в музее историческим материалом. Д.В. Земляков с коллегами указывают, что виртуальная экскурсия на сайте может быть создана только на основе реальных экспонатов музея [19]. Однако мы согласны с подходом Т.Е. Максимовой, которая говорит, что нельзя сайты реальных музеев, которые хотя и формируют базу для реализации виртуальных проектов, считать единственной формой существования виртуального музея. Т.Е. Максимова отмечает, что появляется все больше примеров виртуальных музеев, существующих сугубо в виртуальном пространстве. «Такие виртуальные музеи представляют собой новую культурную форму интегративного характера, многофункциональный комплекс, характеризующийся, прежде всего, присутствием в сети Интернет» [20]. Автор далее говорит о том, что хотя виртуальные музеи и не являются музеями в традиционном смысле этого слова, они представляют собой новую культурную форму музейного пространства. Однако такая трактовка виртуального музея тоже не может считаться полной. Поскольку виртуальный музей призван сохранить в оцифрованном виде как коллекции старых мастеров, так и образцы современного искусства, которые могут быть созданы в традиционной форме, в форме компьютерных проектов, а также быть предметом временного показа (например, некоторые инстанции) [21, 22], но в любом случае существуют в реальном музейном или выставочном пространстве.

Отметим еще раз, что в виду относительной новизны термина виртуальный музей окончательного и устоявшегося подхода у исследователей до сих пор не сформировано. Мы хотели бы акцентировать внимание на стыке таких явлений, как виртуальный туризм и виртуальный музей, когда с одной стороны оказывается учреждение культуры, переносящее культурное наследие при помощи информационных технологий, с другой – посетитель, желающий с этим наследием ознакомиться. Здесь возникает ряд культурологических, управленческих и юридических вопросов.

Такой симбиоз рождает принципиально новую ситуацию, когда грань между реальным (документальным) и виртуальным (воображаемым) становится все тоньше и появляются вопросы, которые кажутся нам весьма интересными. Хотелось бы затронуть аспекты, противоречивые с точки зрения разграничения реальности и «виртуальности». Некоторые из них переплетаются настолько тесно, что не всегда однозначно отделимы друг от друга.

К чему ведет дальнейшая виртуализация музеев

В статье «Виртуальный туризм как новый вид туризма» мы рассматривали наиболее прогрессивные методы передачи всего комплекса сенсуальных ощущений при помощи современных технологий. Оговоримся, что рассуждая о виртуальном пространстве, мы основываемся не только на ситуации, существующей на данный момент, но и делаем допущение о том, что степень технологичности музеев будет нарастать.

Споры о документальности. Первое, о чем хотелось бы упомянуть, это неоднозначность оценки виртуального путешествия с точки зрения документальности. То есть, можно ли сказать, что зайдя на сайт музея, вы тем самым посетили этот музей. Даже если представить, что в недалеком будущем технологии позволят создавать крайне реалистичную симуляцию конкретного туристского направления или объекта, вопрос остается открытым. И резонно предположить, что чем более реалистичные симуляции можно будет передавать на расстоянии, тем менее выраженным будет становиться стимул отправляться в путешествие. Таким образом, в какой-то момент может быть пройдена грань, до которой распространение информации о культурном объекте является для него рекламой, а после которой – резко снижает мотивацию к посещению.

Влияние художественной подачи на восприятие объекта культурного наследия. При перенесении объекта культурного наследия в Сеть, он проходит через призму восприятия нескольких специалистов. Как минимум - фотографа, дизайнера и верстальщика сайта. Все художники знают, что так называемая «подача»: место экспонирования, соседство с другими объектами, освещение – то, что в экономических терминах называется мерчендайзингом, оказывает огромное влияние на впечатление, которое объект оказывает на зрителя. Естественно, в традиционном музее размещение объектов в зале также влияет на восприятие, однако на экспонат посетитель смотрит своими глазами, а не глазами фотографа или видеооператора.

Компоновка объектов показа в единый продукт из различных дестинаций. Виртуализация музеев при наличии доброй воли их руководителей позволяет свободно группировать объекты в виртуальном пространстве. Например, размещая на одном ресурсе произведения конкретного художника или объекты, принадлежащие к одному историческому периоду, или собранные вовсе по совершенно свободной теме (например, «розовый цвет в живописи начала XX века») - таким образом создавать своего рода «гипер-музей», существование которого в реальном измерении невозможно. Но отметим, что возможность реализация подобных проектов все еще является достаточно спорной, потому что, несмотря на наличие технической возможности, существуют факторы, лежащие в сфере межличностных отношений: например, фактор приоритетности или факторы политические.

Перформансы с «вовлечением» музейных экспонатов. Создание перформансов «на основе» музейных экспонатов может иметь чрезвычайно широкий диапазон соотношения реального и виртуального. Кроме того, если количество реально существующих музейных экспонатов ограничено, в создании виртуального компонента авторы имеют безграничный простор для реализации своих идей.

Яркой иллюстрацией перформансов – «выставок», на которых физически не присутствует ни одного объекта, являются становящиеся все более популярными выставки с использованием мультисенсорных технологий: «Ван Гог. Ожившие полотна», «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты», «Айвазовский и маринисты - Живые полотна» и ряд других, которые демонстрировались во многих странах мира и ряде городов России. Примером другого варианта совмещения музейного объекта и мультимедиа является воссоздание «естественной среды» экспоната непосредственно в самом музее средствами мультимедийных устройств. Во многих художественных музеях это реализовано с помощью показа тематических фильмов. В естественнонаучных музеях прибегают к более эффектным методам воздействия на посетителя, реконструируя с помощью компьютерных технологий, например, исчезнувших предстателей фауны.

В обоих случаях мы возвращаемся к аспектам, о которых уже упоминали выше: вопросу о документальности и влиянию способа показа на восприятие объекта. Причем в данном контексте эти вопросы становятся еще более острыми. Создав принципиально новое явление, авторы в очень значительной мере влияют на восприятие творчества Ван Гога, Моне, Сезанна и др. не только выбором картин для демонстрации, но и делением их на фрагменты, музыкальным сопровождением, ограничением времени показа. Однако данный формат сегодня выглядит достаточно актуально, поскольку меняется в целом культура восприятия внешнего мира, в том числе искусства и музейного пространства.

Заключение

Клиповое сознание, которое формируется под воздействием интерактивных технологий, шоу-бизнеса, интернет-пространства, требует новых методов и форм донесения сведений и знаний о культурно-исторических основаниях общественной жизни. Подобные технологии по-разному воспринимаются и могут быть предметом критики. Их, конечно, можно сравнить с реферированием классических произведений художественной литературы, но в целом культурная миссия данных форматов остается весьма востребованной.

Если судить по той популярности, которую данные выставки имели и имеют сегодня среди молодежи, то поиск новых методов представления художественных и иных объектов музейного показа и формирования культуры виртуального музея следует рассматривать как возможность, с одной стороны, сохранения ценных музейных экспонатов посредством их оцифровки и минимизации риска утраты, а с другой стороны, как инновационной метод приобщения молодого поколения, ориентированного во многом на культуру «гаджетов», к традиционным мировым культурным ценностям.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:07:17