Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»4 / 2015
DOI: 10.18334/ce.9.4.208

Теоретические аспекты прямых иностранных инвестиций в условиях стабильного роста переходной экономики

Каримова Гулбахор Абдусаттаровна, аспирант кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия

Theoretical aspects of foreign direct investment in the conditions of the transition economy’s stable growth - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 100

Аннотация:
В статье рассматриваются теоретические аспекты прямых иностранных инвестиций (ПИИ), их роли в экономике страны, а также основные теории ПИИ. Привлечение прямых иностранных инвестиций является очень важной задачей развития, как для развитых, так и для развивающихся стран. ПИИ имеют ряд преимуществ перед другими видами иностранных инвестиции, поэтому автор концентрирует внимание на ПИИ, толковании данного термина, истории возникновения.
Цитировать публикацию:
Каримова Г.А. Теоретические аспекты прямых иностранных инвестиций в условиях стабильного роста переходной экономики // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 4. – С. 509-518. – doi: 10.18334/ce.9.4.208

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Введение

В современном мире прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются важным экономическим ресурсом и инструментом. ПИИ обладают потенциалом создавать рабочие места, повышать производительность, осуществлять обмен опытом и технологиями, увеличивать экспорт и играть существенную роль в долгосрочном экономическом развитии развивающихся стран. Больше чем когда бы то ни было страны всех уровней развития стремятся увеличить потоки ПИИ для своего развития. Многие страны нуждаются в импорте капитала, так как трудно покрыть потребности в финансовых ресурсах за счет собственных средств. В связи с этим страны привлекают в национальную экономику иностранные инвестиции. Так, за 2013 год в Узбекистан было привлечено 3.02 млрд долл. иностранных инвестиций. В 2013 году объем иностранных инвестиций в страну увеличился на 19% по сравнению с 2012 годом.

За годы независимости Республика Узбекистан предприняла экономические реформы для перехода к рыночной экономике и усилия для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Можно отметить, что Узбекистан имеет благоприятные условия и факторы для развития бизнеса. Для иностранных инвесторов Республика может быть привлекательна трудолюбивым и гостеприимным народом, удобным географическим расположением, а также обилием полезных ископаемых.  

В мире Узбекистан стоит на 11 месте по добыче природного газа, на третьем месте по экспорту и на шестом месте по производству хлопка, на седьмом месте по запасам урана (4% мировых запасов урана). А также Узбекистан занимает четвертое место по общим запасам и девятое место по уровню добычи золота. В связи с этим можно отметить, что в Узбекистане существуют как объективные, так и субъективные привлекательные факторы для иностранных инвесторов. В стране создан благоприятный инвестиционный климат и нормативно-правовая база, гарантирующая защиту прав инвесторов. Можно отметить, что все эти усилия направлены именно на привлечение иностранных, а, в частности, прямых иностранных инвестиций.

Отсюда возникает вопросы. Так почему же ПИИ? В чем преимущества ПИИ перед другими источниками финансирования? Можно ли найти единый путь для успешного привлечения ПИИ путем изучения истории ПИИ и основных теорий ПИИ?

В этом контексте следует дать определенный анализ важным сторонам ПИИ, в котором анализ понятия «прямая иностранная инвестиция» играет важную роль. Данный термин имеет множество толкований. Среди определений можно выделить следующие.

Прямые иностранные инвестиции – вложение капитала за рубежом, дающее право контроля и участия в управлении предприятием.

Доклад о мировых инвестициях ЮНКТАД (2008) определяет ПИИ как «инвестиции, подразумевающие долгосрочные отношения и отражающие устойчивый доход и контроль резидентом одной страны (иностранный инвестор или головное предприятие) в предприятии другой страны, которая не является страной прямого иностранного инвестора (предприятия ПИИ или зарубежные филиалы)». Определение Организации Объединенных Наций видит ПИИ как «инвестиции, сделанные для приобретения устойчивого дохода или эффективного контроля над предприятием, действующего за границей». 

МВФ даёт следующее определение: «Прямые инвестиции – инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием».

Как можно заметить, толкование термина ПИИ в основном имеет схожую точку зрения и означает не только получение прибыли, но и установление контроля над компанией, созданной на иностранной территории.

В российском законодательстве «прямой инвестицией» называется приобретение не менее 10%-ной доли в уставном капитале предприятия. Однако эта цифра варьируется в зависимости от страны. Так, например, во Франции прямыми инвестициями называется приобретение не менее 20% уставного капитала, в Германии – 25%, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии –  50%, в России и США – 10%.    

Основными способами осуществления ПИИ являются:

-               учреждение на территории другой страны компании, полностью принадлежащей иностранному инвестору;

-               покупка существующих фирм за рубежом;

-               привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

-               создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны;

-               создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций российских акционерных обществ.

Здесь можно отметить, что в Узбекистане действует совместные предприятия с более чем 30 странами мира, в том числе КНР, Россией, Германией, Южной Кореей, Японией, Нидерландами, Великобританией, Малайзией и др. Основная часть освоенных иностранных инвестиций приходится на нефтегазовую промышленность (58,9%), сферу транспортного обеспечения (8%), сферу коммуникаций и информатизации (6,4%), энергетику (5%), сферу коммунального обслуживания и питьевого водоснабжения (3,2%), химическую промышленность (2,8%), легкую промышленность (2,7%), сферу сельского и водного хозяйства (2,7%), кредитные линии по развитию субъектов малого бизнеса (2,5%) и другие.

Также в Республике Узбекистан (РУз) созданы свободные индустриально-экономические зоны (СИЭЗ). На сегодняшний день в РУз существуют три СИЭЗ: «Навои», «Ангрен» и «Джизак». В СИЭЗ действует особый валютный, таможенный и налоговый режим. СИЭЗ предлагают иностранным инвесторам широкие возможности.

Вышеуказанные способы ПИИ осуществляются различными видами ПИИ. Мы различаем горизонтальные и вертикальные ПИИ. Горизонтальная ПИИ происходит, когда ТНК входит в иностранную страну для производства того же продукта, который производится в своей стране (или предлагают те же услуги, что она предлагает в своей стране). Большинство японских ТНК, например, начинают свою международную экспансию с горизонтальной инвестиции, поскольку они считают, что такой подход позволяет им обмениваться опытом, ресурсами и знаниями, уже приобретенными в своей стране, тем самым уменьшая риск.

Если ПИИ за рубежом выпускают продукцию, не производящуюся в материнской компании, это называется конгломерат ПИИ. Например, ТНК Гонконга зачастую создают дочерние банки или приобретают местные фирмы в Китае для производства товаров, которые не имеют отношения к ассортименту продуктов компании. Основной целью является завладеть возможностями развивающихся рынков.

Вертикальная ПИИ происходит тогда, когда ТНК входит в иностранную страну, чтобы произвести промежуточные товары, которые предназначены для использования в качестве ресурсов производственного процесса в своей стране (или в других дочерних предприятиях), продавать свои домашние продукты за рубежом или производить конечные продукты в принимающей стране, используя свои промежуточные товары или материалы.

С помощью ПИИ ТНК развитых стран осуществляют господство на мировых рынках. После Второй Мировой Войны ТНК США превратились в основных инвесторов, а инвестиции направлялись в развивающиеся страны. С начала 1970-х гг. направление ПИИ изменилось, инвестиции стали направляться в страны Западной Европы, такие как Англия, Германия Нидерланды. Однако с начала 1980-х гг. направление инвестиции в США превратило страну в крупнейшего импортера ПИИ. С конца 1980-х гг. иностранный капитал начал поступать в Центральную и Восточную Европу. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. Чтобы понять причину перелива ПИИ, сначала следует изучить правильное толкование этих понятий, их интерпретацию в различных литературных источниках и то, что в современных условиях глобализации подразумевают под этими понятиями.

Существует много теоретических исследований, которые изучают вопросы ПИИ, и главные исследования ПИИ были разработаны Даннингом, Баккли, Кассоном, Коузи, Хаймером и Верноном. Экономисты считают, что ПИИ являются важным элементом экономического развития во всех странах, а особенно в развивающихся странах.

Вывод, сделанный после нескольких эмпирических исследований о взаимосвязи между ПИИ и экономическим развитием, показывает то, что влияние ПИИ является сложным. На макроуровне они часто рассматриваются в качестве генераторов занятости, высокой производительности, конкурентоспособности и распространения технологии. Для наименее развитых стран ПИИ означает увеличение экспорта, доступ к международным рынкам и валютам, что является важным источником финансирования, заменяя банковские кредиты.

Теория жизненного цикла продукта (Вернон)

Теория жизненного цикла продукта, разработанная Верноном в 1966 г., была использована, чтобы объяснить определенные типы прямых иностранных инвестиций, сделанных американскими компаниями в Западной Европе после Второй мировая войны в обрабатывающей промышленности.

Вернон считает, что существует четыре стадии производственного цикла: инновация, рост, зрелость и спад. По мнению Вернона, на первом этапе транснациональные компании США создают новые инновационные продукты для местного потребления и экспортируют излишки для того, чтобы служить зарубежным рынкам. Согласно теории жизненного цикла, после Второй мировой войны в Европе увеличился спрос на такие товары, которые производились в США. Таким образом, американские фирмы начали экспортировать, имея преимущества технологии над международными конкурентами.

На первом этапе производственного цикла производители имеют преимущество, обладая новыми технологиями, но так как продукт развивается, технология становится известной. Производители стандартизируют продукт. Европейские фирмы начали копировать американские продукты, которые американские фирмы экспортировали в эти страны. Американские компании были вынуждены демонстрировать производственные мощности на местных рынках, чтобы сохранить свою долю в рынках этих регионов.

Этой теории удалось объяснить определенные типы вложений в Западной Европе, сделанные американскими компаниями в 1950-1970 гг. Хотя есть области, где американцы не обладали технологическим преимуществом, но были сделаны прямые иностранные инвестиции в этот период.

Теория жизненного цикла товара Вернона не получила признания как общая теория ПИИ, так как она объясняет только одну причину инвестиций, а не все стороны этого процесса, а также не объясняет миграцию капиталов между отдельными национальными экономиками с примерно одинаковой наделенностью факторами производства.

Теория валютного курса на несовершенных рынках капитала

Это еще одна теория, которая пыталась объяснить ПИИ. Первоначально валютный риск был проанализирован с точки зрения международной торговли. Итагаки (1981) и Кушман (1985) проанализировали влияние неопределенности как фактор ПИИ. В единственном эмпирическом анализе, проведенном до сих пор, Кушман показывает, что увеличение реального обменного курса стимулировала ПИИ, сделанные в  долларах США, в то время как повышение иностранной валюты снизило американские ПИИ. Кушман заключает, что повышение курса доллара привело к сокращению прямых иностранных инвестиций в США на 25%.

Теория интернализации

Теория интернализации (от английского internalization - объединение всех технологий и ноу-хау внутри компании) пытается объяснить рост транснациональных компаний и их мотивации для достижения прямых иностранных инвестиций. Теория была разработана Бакли и Кассоном в 1976 году, а затем Хеннартом в 1982 и Кассоном в 1983 году. Изначально теория была выдвинута Коузи в 1937 году в национальном контексте и Хаймером в 1976 году в международном контексте. В своей докторской диссертации Хаймер определил две основные детерминанты ПИИ. Одной из них было удаление конкуренции. Другой было преимущество, которым обладают некоторые фирмы в той или иной деятельности (Хаймер, 1976).

Как утвержают Баккли и Кассон (1976), крупные фирмы, имея целостную внутренную структуру, могут расширять свою деятельность. Они осуждали предшествующие теории за то, что авторы данных теорий обращали огромное внимание на производственную функцию и не учитывали другие преимущества. Настоящие международные операторы получают свое конкурентное преимущество отнюдь не вследствие использования одного единственного специфического фактора в одной определенной функциональной сфере, но из-за своей способности интернализировать свое ноу-хау вместо того, чтобы передавать его другим (внешним) организациям.

Эклектическая теория Даннинга

Эклектическая теория, разработанная профессором Даннингом, представляет синтез всех существовавших теорий прямых иностранных инвестиций (OLI):

1)            «О» (Ownership advantages) от преимущества собственности;

2)            «L»  (Location advantages) от преимущества местанахождения;

3)            «I» (Internalisation) от преимущества интернализации.

Даннинг сформулировал свою гипотезу следующим образом. Он предположил, что  развернуть  действия  на  иностранных  рынках  для  компании  будет  выгодно лишь в том случае, если она обладает тремя основными преимуществами. Достаточные  собственные  преимущества  фирмы  будут  условиями  конкурирования этой корпорации на новых международных рынках; преимущества местонахождения страны определяют направления потока ПИИ; преимущества интернационализации  определяют,  какая  конкретная  форма  входа  на  новый  рынок  должна быть выбрана - она может подразумевать под собой овладение сырьевыми ресурсами, способ избежания операционных издержек и затрат на совершение сделки. 

Заключение

Главной целью рассмотренных теорий ПИИ является найти пути экономического развития стран путем привлечения ПИИ. Разработанные ведущими экономистами, концепции раскрывают сложную природу феномена ПИИ. Эти теории содержат положения, способные оказать значительную помощь в создании и проведении политики инвестирования, нацеленной на экономический рост и промышленное развитие, а также попытки объяснить изменения в моделях иностранных инвестиций и мотивацию зарубежных инвесторов в ответ на различные экономические стратегии и побудительные мотивы в странах-реципиентах. При этом следует учесть следующее.

1.             Чтобы применить теории ПИИ в процессе разработки национальной инвестиционной программы обязательно следует выявить условия и критерии для применения в отдельных странах.

2.             Страны с переходной экономикой, применившие теории ПИИ в создании инвестиционной политики страны, могут повысить эффективность.

3.             В общем, в создании инвестиционной политики страны с переходной экономикой не должны базироваться на одной конкретной теории ПИИ, а использовать отдельные элементы теорий прямых иностранных инвестиций.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241