Внешнеэкономическая деятельность и риски

Синько А.В.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (14), Декабрь 2012

Цитировать:
Синько А.В. Внешнеэкономическая деятельность и риски // Вопросы инновационной экономики. – 2012. – Том 2. – № 4. – С. 67-77.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18303611
Цитирований: 18 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье автор рассматривает виды рисков при внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Описан алгоритм выбора способа перевозки и самого перевозчика. Даны рекомендации для исключения случаев, ведущих к дополнительным затратам и потери качества пиломатериалов.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, риски, ВЭД, пиломатериалы, таможенные операции



Риск это всегда вероятность потерять конкретный капитал, поэтому вопросам снижения риска всегда уделяется большое внимание. С целью управления рисками во внешнеэкономической деятельности, будем использовать виды конкретных рисков, которые сопровождают участников ВЭД в России (рис.1).

Рис.1. Риски внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

Принципиально определим некие существенные операции, связанные с повышенным риском, а именно при таможенном оформлении зарубежных поставок, наиболее существенно влияющих на суммарное время поставки.

Экспортные поставки как элемент внешнеэкономической деятельности требуют, прежде всего, хорошего знания законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность. Это помогает резко сократить непроизводительные затраты, связанные с получением различных документов, справок, сертификатов и т.п., необходимых для таможенного оформления. В настоящее время такие Акты в основном уже разработаны. В этой связи, рекомендуется до начала исполнения внешнеторгового контракта разработать «схему экспортной сделки», состоящую из различных процедур, связанных с её исполнением (рис. 2). В табл. 1 перечислены основные этапы взаимодействия с органами валютного контроля.

Рис. 2. Схема экспортной сделки

В статье предложены рекомендации российским компаниям, позволяющие уменьшить суммарные затраты предприятия, практикующего зарубежные поставки, связанные с прохождением поставляемого товара через российскую таможню. Необходимо также отчетливо представлять себе максимально возможное время на осуществление следующих, необходимых по российскому законодательству, процедур:

  • получение импортных квот и лицензий;
  • выполнение требований государственной регистрации товара на право применения его на территории России и на право его продаж;
  • обязательную сертификацию ряда товаров;
  • выполнение требований валютного регулирования и валютного контроля;
  • выполнение требований экспортного контроля по количеству и качеству товара.
  • Таблица 1

    Основные этапы взаимодействия с органами валютного контроля

    ОРГАНЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
    Банк
    Таможня
    Налоговые органы
    Оформление паспорта сделки
    Получение статуса участника ВЭД, экспортной лицензии, сертификатов
    Предоставление документации для подтверждения экспортной сделки
    Валютный контроль
    Декларирование товара
    Камеральная проверка
    Уплаты ТП, ТС и иных платежей
    Предоставление товара на таможню (СВХ)
    Возврат НДС (ОСНО)
    Получение валютной выручки на транзитный счёт
    Таможенное оформление

    Конвертация
    Выпуск товара (пломбирование) «Товар выпущен»

    Зачисление всей либо части выручки на расчётный счёт
    Таможенный контроль на границе

    Закрытие ПС и завершение контракта
    Получение отметки о выходе «Товар вывезен»

    Автор пришел к выводу о том, что необходимо рассматривать суммарные затраты всей логистической цепочки, а не на каждом её отдельном звене. Особенно отчётливо этот принцип иллюстрируется содержанием элементарных издержек при распределении продукции (рис. 3). Действительно, в расходы на реализацию (распределение) товара входят как минимум три компоненты:

  • расходы на транспортировку;
  • расходы на поддержание запасов (складирование, хранение);
  • расходы на оформление заказов (документооборот).
  • Рис. 3. Каналы распределения

    Также необходимо рационально отнестись к суммарным результатам операции, которая проводится или самостоятельно продавцом продукции, или через посредников.

    Кроме того, следует отметить законодательно закреплённые сроки проведения таможенного оформления товаров. Любая задержка исполнения формальностей требует письменного объяснения, которое является основанием для подачи судебного иска на виновного в задержке в целях компенсации финансового ущерба.

    Другим важным фактором сокращения цикла таможенного оформления является более широкое применение так называемых предтаможенных операций. Они включают в себя процедуры по получению предварительных решений таможни по кодировке импортируемых товаров в соответствии с кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и по стране происхождения товара. Осуществляя указанные процедуры заранее, ещё до предполагаемой отгрузки товаров, импортер существенно сокращает время таможенного оформления.

    Правильное и своевременное исполнение указанных требований приводит к сокращению времени проведения таможенного оформления. А это связано со многими факторами, начиная от уменьшения численности персонала компании, задействованного на этих операциях (т.е. к сокрщению прямых затрат в виде заработной платы) до потери качества товара (в нашем случае лесоматериалов) (рис. 4).

    Рис. 4. Важность своевременного получения информации

    Потеря качества может заключаться в следующем. Пиломатериалы и изделия из дерева имеют огромное число качественных характеристик. Это основная особенность экспорта лесоматериалов в отличие от всех сырьевых ресурсов. К примеру, в тёплое время года при длительном нахождении пиломатериалов в закрытом и не проветриваемом помещении возникает так называемая синева по пласти. Безусловно, время возникновения этого порока и глубина проблемы неодинаковая для разных пород (ель, сосна, пихта, кедр, лиственница). Но это распространённое явление и проблема для хвойных пород дерева, особенно для сосны.

    В случае увеличения времени прохождения таможенных процедур, как в целом и удлинения срока транспортировки, иногда приходится применять нестандартные способы в виде дополнительного проветривания груза, расчехления и др.

    Ещё один аспект, который характеризуется повышенной степенью риска, — выбор вида транспорта при перевозке лесоматериалов. В табл. 2 приведены сравнительные критерии доставки груза различными видами транспорта.

    Таблица 2

    Критерии доставки товара различными видами транспорта

    Критерий
    Вид транспорта
    Автомобильный
    Ж/Д
    Морской
    Время доставки
    Высокая
    Средняя
    Низкая
    Стоимость доставки
    Средняя
    Низкая
    Средняя
    Сохранность груза
    Высокая
    Низкая
    Средняя
    Зависимость от партии груза
    Высокая
    Низкая
    Средняя
    Возможность группировки партий груза
    Средняя
    Низкая
    Средняя
    Зависимость от погоды
    Средняя
    Низкая
    Высокая
    Доступность транспорта
    Высокая
    Средняя
    Низкая

    Выбрав вид транспорта, необходимо определить несколько альтернативных перевозчиков с помощью следующих критериев:

  • надёжность времени доставки;
  • тарифы транспортировки;
  • стабильность перевозчика;
  • наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза;
  • сохранность груза;
  • экспедирование и общая квалификация персонала;
  • гибкость схем доставки.
  • Важный момент — выбор перевозчика. Алгоритм выбора перевозчика приведен на рис. 5.

    Рис.5. Алгоритм выбора перевозчика

    Автомобильный транспорт является, пожалуй, самым гибким и приспособленным к перевозке различных грузов. Единственными ограничениями габаритов являются длина, ширина и высота грузовой кабины автомобиля. Например, у еврофуры, наиболее часто используемой при междугородних перевозках, это 13х2,4х2,4 м. Опыт показывает, что автомобильный транспорт является и самым безопасным. Повреждения грузов, потери и кражи менее существенны при перевозках автомобильным транспортом, в отличие от железнодорожных. Основным ограничением автомобильного транспорта является география доставки. Далеко не во все пункты можно доставить груз автомобилем из-за отсутствия дорог. Кроме того, затраты на доставку груза автотранспортом на расстояние более3000 кмобычно превышают затраты на доставку по железной дороге. В отдаленные города груз обычно доставляется железнодорожным транспортом. Однако железная дорога приспособлена для перевозки далеко не всех категорий груза. Не рекомендуется доставлять таким образом хрупкие товары, а также те, которые могут потерять свои потребительские свойства в результате тряски и т.п. Ограничения по весу и по габаритам грузовых мест, перевозимых железной дорогой, более жёсткие по сравнению с автомобильным транспортом.

    Выбрав транспорт, рассматривается цена, условия поставки, срок доставки, условия платежа. Автором применяется подход на основе весовых коэффициентов. Процедура ранжирования приведена в табл. 3.

    Таблица 3

    Процедура ранжирования

    Выбор варианта поставки

    Вариант 1
    Вариант 2
    Вес
    Оценка 1
    Рейтинг 1
    Оценка 2
    Рейтинг 2
    Цена FCA
    0,4
    8
    3,2
    5
    2
    Условия платежа
    0,1
    8
    0,8
    5
    0,5
    Качество товара
    0,3
    6
    1,8
    9
    2,7
    Транспорт
    0,1
    2
    0,2
    8
    0,8
    Срок доставки
    0,1
    2
    0,2
    8
    0,8
    Итого
    1

    6,2

    6,8

    При перевозках происходят события, влияющие на срок нахождения товаров в пути:

  • транспортировка товаров с перевалками или без них;
  • хранение товаров на складах перевозчиков, таможенных складах, складах властей (при аресте транспортного средства), в транспортном средстве (при его поломке или задержке в пути).
  • Кроме того, происходят события, влияющие на количество и качество товаров:

  • погрузо-разгрузочные манипуляции с товаром;
  • естественная убыль некоторых товаров (испарение, усушка, утруска и т.д.);
  • ухудшение качества некоторых товаров, требующих особых условий хранения и перевозок;
  • возможные хищения и порча товаров;
  • возможные потери товаров вследствие повреждения тары (вагона, контейнера, цистерны, ящика и т. п.) и упаковки при маневрах и погрузо-разгрузочных операциях;
  • возможные потери товаров из-за неверной или некачественной маркировки, приведшей к засылке товаров по другому адресу, или невозможности идентификации груза на складе перевозчика.
  • Рассмотрим основные инструменты, позволяющие минимизировать риски. Прежде всего:

    Аналитическая работа как элемент сокращения риска позволяет снизить степень неопределенности, которая всегда в той или иной мере сопровождает принятие решений в условиях рыночной экономики. Принятие решения при наличии более полной и точной модели происходящих процессов будет более взвешенным и грамотным, а, следовательно, и менее рискованным.

    Сбор информации позволяет минимизировать риск инфраструктурных институтов. Собранная информация должна быть сгруппирована в блоки таким образом, чтобы её можно было использовать в ходе аналитической работы.

    Налаживание неформальных связей с инфраструктурными элементами снижает инфраструктурный риск, а также служит основой для получения информации.

    Страхование сделок от конкретных рисков. Ниже описаны три основных группы правил страхования рисков (группы правил страхования Лондонского института страховщиков).

    Группа А — страхование ответственности за все риски, которым подвергается груз при перевозке, за исключением:

  • умысла или грубой небрежности страхователя;
  • внутреннего дефекта застрахованного груза;
  • военных действий, социальных волнений, конфискации, ареста, реквизиции груза;
  • воздействия ядерного взрыва или радиоактивного заражения;
  • влияния температуры трюмного воздуха, особых и специфических условий перевозки, а также естественных свойств груза;
  • недостачи груза при целостности наружной упаковки и пломб;
  • повреждения груза насекомыми, грызунами, червями и т.п.
  • Группа В — страхование ответственности за частную аварию, т.е. убытков, произошедших вследствие:

  • пожара, взрыва;
  • посадки судна на мель;
  • столкновения судна или иного транспортного средства с любым объектом, за исключением контакта с водой;
  • опрокидывания или схода с рельсов при наземной транспортировке;
  • землетрясения, извержения вулкана, удара молнией;
  • убытков, расходов и взносов по общей аварии;
  • выбрасывания или смытия груза за борт судна;
  • протечки воды в судно или транспортное средство, контейнер с грузом или место хранения;
  • полной потери отдельных частей груза в результате падения за борт или при погрузке или разгрузке.
  • Группа С — без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. Исключаются убытки от протечки воды, повреждения при погрузочно-разгрузочных работах, землетрясения, вулканического извержения и удара молнией.

  • страховая сумма при заключении договора на условиях CIF традиционно составляет 110% стоимости товара;
  • договор должен быть заключен в пользу грузоотправителя/грузополучателя;
  • страховая сумма = (действительная стоимость + фрахт) + 10%;
  • франшиза — условие страхования, освобождающее страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенный предел. При безусловно вычитаемой франшизе ущерб возмещается во всех случаях за вычетом установленной франшизы.
  • Вывод

    В автор отмечает, что основная опасность состоит в неустойчивости логистических потоков (материального, финансового, информационного) во времени. Недостаточное внимание к этому фактору зачастую оправдывается надеждой на естественное устранение рисков при различных операциях. Но, как показывает опыт, с ростом числа операций N риск возрастает пропорционально √N.

    В настоящее время ведётся активный поиск путей совершенствования современной методологии анализа и управления риском в рыночных условиях современной экономики. Это даст предпринимателям, с одной стороны, возможности получения более полного пакета информации, необходимого для принятия решения, с другой стороны, позволит увеличить количество успешно реализованных проектов.


    Источники:

    1. Синько А. Особые экономические зоны. Логистическая поддержка экспорта лесоматериалов. LAP LAMBERT Academic Publishing Gmbh & Co, KG. ‒ 2012.
    2. Самолаев Ю.Н. Основы таможенной логистики: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М. – 2010.
    3. Синько А.В., Брынцев А.Н. Особенности фрагментации и барьеров логистики в условиях СЭЗ // Российское предпринимательство. - №7 (205). – 2012.
    4. Синько А.В. Перспективы развития предпринимательства при производстве строительных изделий из дерева // Механизация строительства. - № 9. - 2012.
    5. www.customs.ru.
    6. www.rosleshoz.gov.ru

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:40