Влияние программы инновационного развития предприятия на рыночную силу поставщиков

Хиневич В.В.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (10) за 2011 год

Цитировать:
Хиневич В.В. Влияние программы инновационного развития предприятия на рыночную силу поставщиков // Вопросы инновационной экономики. – 2011. – Том 1. – № 10. – С. 16-24.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17569510
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрено влияние разработки программы инновационного развития предприятия на рыночную силу (власть) поставщиков. Показаны направления и методы регулирования рыночной силы поставщиков. Описан алгоритм разработки инновационных мероприятий по регулированию силы поставщиков.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, машиностроение, поставщики, рыночные силы



В современных условиях одним из магистральных направлений повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий машиностроения является разработка и реализация программ инновационного развития, позволяющих создать условия для кардинального снижения затрат, повышения качества производимой продукции и максимального удовлетворения требований потребителей.

Одним из важнейших целевых ориентиров инноваций является снижение затрат предприятий на производство конечной продукции. При этом достижение данной цели тесно связано как с параметрами производственной деятельности предприятия, так и условиями взаимодействия с поставщиками ресурсов различных видов. В рамках данной статьи мы ставим перед собой следующие задачи:

  • определить цель регулирования взаимодействия с поставщиками, а также критерии данной цели;
  • уточнить направления и методы регулирования рыночной власти поставщиков;
  • показать возможность применения отдельных методов регулирования власти поставщиков в зависимости от видов ресурсов, используемых на предприятии;
  • показать факторы рыночной власти поставщиков ресурсов над предприятием.
  • На наш взгляд, цель регулирования взаимодействия с поставщиками может быть ориентирована на краткосрочный или долгосрочный период, в зависимости от этого меняется приоритет тех или иных критериев данной цели. Если цель предприятия ориентирована на долгосрочный период, то она может быть описана через создание условий для взаимовыгодного сотрудничества за счет реализации совместных программ развития по достижению целевых параметров в области затрат, качества, условий и сроков поставки.

    Для достижения данной цели участники взаимодействия, то есть предприятие и его поставщики, могут достигать соглашений по следующим параметрам — регулирование объема закупок, цены поставок, качества поставляемых ресурсов, сроки и условия поставки. Результатом достижения соглашений по данным параметрам является форма и пропорции распределения экономического эффекта между хозяйствующими субъектами.

    Следует отметить, что сама возможность достижения компромисса зависит от большого числа факторов, среди которых можно выделить структуру рынка отдельных видов ресурсов и их важность для производственной деятельности предприятия, величину рыночной силы поставщиков, а также их склонность к применению данной силы, эффективность мер по нейтрализации рыночной силы поставщика и готовность предприятия применить данные меры.

    Кроме того, существует зависимость между видами ресурсов, параметрами целевого регулирования и принципиальной возможностью реализации и эффективностью мер по управлению рыночной силы поставщика. Так, для регулирования объема закупок различных видов ресурсов могут использоваться инновации технологического, ресурсного и продуктового характера, а также применение таких современных инструментов, как инсорсинг и аутсорсинг.

    В этом случае за счет изменения производственной и технологической структуры предприятия можно добиться снижения величины потребности в конкретных видах ресурсов, например, металле, материалах, энергии, полуфабрикатах. Снижение потребности в ресурсах различных видов обеспечивает общее снижение затрат предприятия, а также меняет состав и структуру ресурсопотребления хозяйствующего субъекта, что позволяет повысить общий уровень прибыльности предприятия. Также можно отметить, что решение о регулировании данного параметра снижает зависимость от действий поставщика и может быть принято в одностороннем порядке, что также благоприятно сказывается на конкурентной силе рассматриваемого предприятия.

    Ограничениями на пути реализации мер по снижению потребности в ресурсах являются технико-технологические, экономические, рыночные и поведенческие барьеры, а также ограниченность бюджета предприятия, выделяемого на реализацию инновационных проектов.

    Другим целевым параметром, который может регулировать предприятие, является цена закупок. В этом случае предприятие оставляет без изменения потребность в отдельных видах ресурсов, однако добивается снижения цен на их поставку, тем самым регулируя общий уровень затрат на ресурсное обеспечение. В рамках данного направления предприятие может разрабатывать стратегию закупок, производить тщательный отбор поставщиков, организовывать тендеры на поставку отдельных видов ресурсов, а также реализовывать совместные проекты с поставщиками для создания условий по снижению затрат поставщиков на производство их продукции. В данном случае решения являются результатом тесного взаимодействия с поставщиками в рамках переговорного процесса и достигаются путем взаимных компромиссов. Эффективность данных решений во многом зависит от величины рыночной власти поставщика и его готовности применить данную силу. Сами ограничения в меньшей степени носят технологический характер и связаны с экономической политикой поставщиков и потребителей. Так, регулирование цен на приобретение энергии различных видов со стороны предприятия сильно затруднено, так как энергоснабжающие организации обладают монопольной властью на данном рынке и могут диктовать свою волю предприятию. В то же время применительно к полуфабрикатам и комплектующим можно отметить слабое влияние рыночной власти поставщиков и усиление давления со стороны потребителей, что создает условия для регулирования цены поставок.

    Еще одним целевым параметром является обеспечение требуемого уровня качества поставляемых ресурсов. Здесь можно отметить необходимость и эффективность реализации совместных мероприятий поставщиков и потребителей по созданию условий по повышению и стабилизации уровня качества ресурсов. Среди данных мер можно отметить перенос контроля за качество ресурсов на плечи самих поставщиков, делегирование сотрудников предприятий — потребителей на работу в компанию поставщика, а также активизацию обратной связи с поставщиками ресурсов и повышение эффективности информационного обеспечения поставщика о характере, составе и структуре выявленных дефектов. Характерной чертой принимаемых решений в данной сфере является зависимость эффективности принимаемых мер от заинтересованности обеих сторон в повышении уровня качества. Если обе стороны понимают важность повышения уровня качества поставки ресурсов, то создается возможность для генерации синергетического эффекта, так как поставщик может транслировать полученные опыт и знания в данной сфере в отношения с другими потребителями, получая дополнительные бонусы в конкурентной борьбе.

    Еще одним важным параметром является регулирование сроков поставок продукции. Здесь можно отметить, что при производстве сложной технической продукции необходима четкая увязка по срокам всех ресурсов, участвующих в этом. Соответственно, дисциплина предприятий партнеров сильно влияет на длительность производственного цикла продукции машиностроения. Задержки в поставках, вызванные теми или иными причинами, приводят к срыву сроков изготовления конечной продукции, и соответственно, срыву контрактов с потребителями, штрафным санкциям, необходимости нести дополнительные затраты по финансированию производственного процесса, а также снижению оборачиваемости инвестированного капитала. Соответственно возникает вопрос о методах управления сроками поставок, в частности, сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов, а также методах нейтрализации рисков нарушения условий контрактов по срокам. Для решения данных проблем предприятие может применить такие инструменты, как управление проектами, управление запасами, страхование рисков, отказ от сотрудничества с ненадежными поставщиками, включение части производственных процессов в собственное производство и так далее. Здесь также прослеживается определенная зависимость между видами ресурсов и применяемыми методами управления сроками поставок.

    Обобщая вышесказанное, предлагается следующая матрица, отражающая зависимость применяемых мер от целевого параметра и видов ресурсов (табл. 1).

    Таблица 1

    Направления и методы регулирования рыночной власти поставщиков


    Виды ресурсов
    Сырье и материалы
    Полуфабрикаты, комплектующие
    Энергия
    Металл
    Параметры регулирования поставок
    Объем закупок
    Ресурсные, технологические, продуктовые инновации
    Ресурсные, технологические, продуктовые инновации,
    применение инструментов инсорсинга и аутсорсинга
    Технологические инновации
    Ресурсные инновации, продуктовые инноваци
    Цена закупки
    Регулируется за счет стратегии и тактики закупок, снижения издержек переключения
    Совместные решения по снижению затрат поставщика, аутсорсинг
    Практически не поддается регулированию со стороны предприятия
    Регулируется за счет стратегии и тактики закупок, снижения издержек переключения
    Качество поставляемых ресурсов
    Перенос контроля на плечи поставщика, реализация совместных проектов
    Практически не поддается регулированию со стороны предприятия
    Перенос контроля на плечи поставщика, реализация совместных проектов
    Сроки поставок
    Применение методов управления запасами
    Применение методов управления проектами
    Не регулируется
    Применение методов управления запасами

    Данная матрица отражает направление поиска возможных решений для достижения целевых параметров предприятия при поставке ресурсов, а также отражает возможные методы, которые могут обеспечить требуемый результат в конкретной сфере.

    Выбор целевого параметра регулирования, а также конкретных мер по достижению данных параметров зависит от уровня рыночной власти поставщика. Поэтому необходимо четко понимать, какие факторы оказывают влияние на силу поставщика. Сама сила поставщика может быть проявлена через повышение цен на поставляемые ресурсы, снижение их качества, а также нарушение дисциплины по срокам и условиям поставки.

    Условия, в которых возникает власть поставщиков, имеют определенное сходство с условиями власти покупателей. Группа поставщиков обладает значительной властью при наличии следующих факторов.

    1. Уровень концентрации поставщиков выше, чем в отрасли, которой поставщики поставляют ресурсы. В этом случае можно говорить о давлении со стороны поставщиков и их возможности диктовать свои условия по цене, качеству и условиям поставки.

    2. Наличие конкуренции поставляемых ресурсов с продуктами субститутами. В этом случае даже крупные и мощные поставщики могут быть ограничены в своей власти, так как им приходится конкурировать за право поставки своих ресурсов с компаниями, поставляющими продукты, выполняющими аналогичные функции.

    3. Доля потребителя имеет малый удельный вес в суммарном объеме продаж поставщиков. Если конкретный потребитель занимает незначительную долю продаж в деятельности отдельного поставщика, то можно говорить о наличии большой власти поставщика и его потенциальном давлении на потребителя. Если же предприятие является важным клиентом для поставщика, то поставщик готов пойти на рассмотрение вопросов реализации совместных проектов в таких сферах, как исследования и разработки.

    4. Продукт поставщиков является важным ресурсом для бизнеса покупателя. Такой ресурс может определять эффективность производственного процесса или качество продукции покупателя, что усиливает власть поставщика. Эта ситуация особенно характерна для производства, использующего ресурсы, не способные сохраняться и не позволяющие покупателю создавать запасы, что особенно актуально для энергетических ресурсов.

    5. Продукция группы поставщиков дифференцирована или создает издержки переключения. Дифференцированная продукция или наличие издержек переключения для покупателей приводит к невозможности их игры на смене поставщиков. С другой стороны, если с издержками переключения сталкивается поставщик, то его власть над потребителем снижается.

    6. Группа поставщиков выдвигает реальную угрозу вертикальной интеграции последующих стадий производства. Такие действия лишают участников данной отрасли возможности добиваться улучшения условий поставок.

    Как видим, власть поставщиков зависит от ряда факторов, которые необходимо уметь оценивать и учитывать при регулировании данной власти. Предлагается следующий алгоритм разработки мер программы инновационного развития в сфере взаимоотношений с поставщиком, представленный на рис. 1.

    Рис. 1. Алгоритм разработки инновационных мероприятий по регулированию силы поставщиков

    Выводы

    Одним из направлений программы инновационного развития предприятия является регулирование взаимоотношений с поставщиками для достижения условий взаимовыгодного сотрудничества на долгосрочной основе, что требует понимания сути такого явления, как рыночная власть поставщика.

    Рыночная власть поставщика зависит от ряда факторов, а также меняется в зависимости от характеристик рынков ресурсов отдельных видов. Знание и понимание направленности данных факторов позволяет предприятию оценить силу поставщиков и их склонность к ее проявлению, что обеспечивает возможность расстановки приоритетов при выборе направлений регулирования силы поставщика.

    Регулирование взаимоотношений с поставщиками может происходить через ряд целевых параметров, таких как величина потребности в ресурсах и, соответственно, объем закупок, цена поставок, качество ресурсов, а также срок и условия поставок. Изменение этих целевых параметров происходит через ряд методов организационного, экономического, технического характера, при этом существует зависимость между возможностью и эффективностью применения конкретных мероприятий от вида ресурсов, а также готовности и склонности поставщика к достижению компромисса.

    Для разработки комплекса мероприятий программы инновационного развития предприятия предложен алгоритм, позволяющий показать взаимосвязь между характером и направленностью мероприятий, уровнем рыночной силы поставщика и видом ресурсов. Тем самым предприятие получает методическую основу для формирования блока программы инновационного развития, связанного с управлением взаимоотношениями с поставщиками.


    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:01