Формирование основных разделов региональной программы поддержки предпринимательства в сфере услуг

Санин И.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (38), Февраль 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Санин И.И. Формирование основных разделов региональной программы поддержки предпринимательства в сфере услуг // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 2. – С. 36-43.

Аннотация:
Стержнем разрабатываемых региональных программ поддержки предпринимательства в реализации социально значимых задач обслуживания населения является выработка такой политики местных органов управления предпринимательской деятельностью в сфере производства услуг, которая обеспечивает формирование равных и благоприятных условий развития деловой активности населения и, самое главное, достижение на этой основе динамичного подъема уровня жизни в регионе.



Стержнем разрабатываемых региональных программ поддержки предпринимательства в реализации социально значимых задач обслуживания населения является выработка такой политики местных органов управления предпринимательской деятельностью в сфере производства услуг, которая обеспечивает формирование равных и благоприятных условий развития деловой активности населения и, самое главное, достижение на этой основе динамичного подъема уровня жизни в регионе.

Для достижения главной цели региональных программ необходимо не только учесть сложившийся уровень развития предпринимательства в сфере услуг, но и обеспечить решение следующих семи основных блоков задач:

Первый блок ‑ создание рыночной инфраструктуры в сфере услуг. Преследует достижение следующих целей:

‑ формирование устойчивых и равнодоступных для всех кредитно-финансовой и страховой систем;

‑ развитие товарных, фондовых бирж, аукционной и ярмарочной форм реализации услуг, посредническо-сбытовых фирм, мелко- и среднеоптовых торговых домов;

‑ развитие системы маркетинговых, консультативных, аналитических, лизинговых, инжиниринговых и других услуг;

‑ организацию взаимодействия с федеральными структурами, обеспечивающими развитие предпринимательской деятельности в сфере услуг, а также с другими регионами;

‑ развитие системы информационной поддержки предпринимательства в сфере услуг, включающей формирование баз данных:

а) о законодательных и нормативных актах, регулирующих предпринимательскую деятельность в регионе и федерации;

б) об элементах рыночной инфраструктуры и хозяйствующих субъектах в регионе и федерации;

в) о неиспользованных или нерационально используемых сырьевых ресурсах, включая отходы производства о свободных производственных площадях;

г) об объектах незавершенного строительства;

д) о состоянии и изменении рыночной конъюнктуры по основным видам услуг, а также о ценных бумагах и другой маркетинговой информации.

Второй блок. Реализация мер антимонопольной направленности, развитие конкуренции, создание служб правовой поддержки и защиты предпринимательства, а также усиление борьбы с преступлениями в сфере экономики и управления, в том числе:

‑ демонополизация структур местного управления, ликвидация служб и органов, препятствующих внедрению рыночных отношений в сферу услуг;

‑ обеспечение условий для эффективного функционирования социальных региональных управленческих структур, осуществляющих функции антимонопольной направленности;

‑ борьба с недобросовестной конкуренцией;

‑ повышение результативности налоговых служб, лицензионных комиссий, органов финансового контроля;

‑ развитие негосударственных правоохранительных служб, аудиторских фирм, сыскных служб, служб по охране грузов, объектов и граждан и т.п.;

‑ создание в сфере услуг различного рода объединений и союзов предпринимателей;

‑ обеспечение информированности населения и общественности о ходе борьбы с экономическими преступлениями, а также с рэкетом и вымогательством.

Третий блок. Создание режима наибольшего благоприятствования для развития предпринимательства в сфере услуг. Включает в себя решение следующих задач:

‑ развитие в регионе производства специального малогабаритного, недорогого и простого в эксплуатации оборудования, модулей, мини-заводов и пр., в том числе для фермерских хозяйств;

‑ включение оборудования, направляемого в развитие предпринимательства в сфере услуг, в номенклатуру товаров народного потребления для последующего льготного налогообложения производителей;

‑ широкое использование региональных льгот по налогообложению прибыли (дохода) малого бизнеса, по налогу на добавленную стоимость, по арендной плате за производственные площади и землю и преимущественное ресурсное обеспечение в пределах возможностей местных органов власти.

Четвертый блок. Создание системы адаптации широкого круга населения к рыночным отношениям, обучение и подготовка кадров для предпринимательства в сфере услуг, включая:

‑ содействие переориентации среднего, среднего специального и высшего образования в части организации преподавания предметов рыночной экономики (основ организации предпринимательства в сфере услуг, менеджмента, маркетинга, кредитно-финансовой и страховой деятельности, элементов внешнеэкономической деятельности);

‑ организацию на коммерческой основе курсов переподготовки специалистов, школ предпринимательства и т.п. для углубленного изучения теории и практики деятельности в условиях рынка;

‑ создание некоммерческих организаций, в том числе благотворительных фондов и организаций, профессиональных объединений, клубов и т.п.;

‑ разработку и распространение на некоммерческой основе для широкого круга населения простейших знаний по актуальным вопросам рыночной экономики в виде буклетов, несложных пособий, наглядной агитации.

Пятый блок. Расширение сферы предпринимательства за счет разгосударствления и приватизации собственности местных органов власти, объектов социальной инфраструктуры предприятий. Предусматривает:

‑ проведение инвентаризации собственности, оценку ее стоимости, в том числе рыночной;

‑ выбор объектов для разгосударствления, определение очередности и методов разгосударствления;

‑ акционирование, сдачу в аренду с последующим выкупом, сдачу в аренду без выкупа, продажу, аукционную реализацию подлежащих разгосударствлению объектов в зависимости от специализации, размеров, местонахождения, состояния основных фондов и т. п.;

‑ содействие эффективной деятельности приватизационных объектов, контроль выполнения условий и обязательств собственников по сохранению профиля предприятия, качеству и ассортименту продукции и т.д.

Шестой блок. Ускорение реализации земельной реформы, содействие развитию предпринимательства в сельском хозяйстве, для предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, включая:

‑ проведение экономической оценки земли, эффективности землепользования сложившимися хозяйствующими субъектами, разработку мероприятий по разукрупнению хозяйств по мере необходимости, их разгосударствлению и приватизации;

‑ поэтапное перераспределение земельных ресурсов для развития крестьянских (фермерских) хозяйств, для расширения личных подсобных хозяйств, для садоводства и огородничества;

‑ развитие рыночной инфраструктуры сельскохозяйственного профиля ‑ коммерческих сельскохозяйственных банков, посреднических сбытовых организаций, обеспечивающих доведение продукции сельского хозяйства до города, городской продукции до деревни (создание товарных цепочек), а также товарообмен внутри сельскохозяйственного сектора;

‑ обеспечение взаимодействия сельскохозяйственного сектора с организациями региональной рыночной инфраструктуры;

‑ содействие строительству современной инженерной инфраструктуры (дорожно-транспортной системы, систем связи, водо-, газо-, электроснабжения), жилья и объектов коммунального хозяйства для фермерства;

‑ содействие предпринимателям в организации сельскохозяйственного производства по современным технологическим принципам, в создании на селе небольших предприятий по переработке продукции и ее хранению, по кооперации фермеров в осуществлении отдельных переделов или стадий производства готовой продукции и ее реализации;

‑ популяризация передового опыта работы фермеров путем проведения конкурсов, выставок-продаж, семинаров.

Седьмой блок. Создание организационно-экономического механизма территориального регулирования и других условий развития предпринимательской деятельности в сфере услуг, в том числе:

‑ разработка научного инструментария по формированию рациональной системы налоговых льгот для конкретных предпринимательских объектов и структур, обеспечивающей рост благосостояния жителей и увеличение производственно-экономического потенциала региона;

‑ внедрение современных методов финансово-кредитной поддержки путем создания и функционирования фондов специального назначения;

‑ расширение практики льготного налогообложения банковских структур, предоставляющих в свою очередь на льготной основе кредиты приоритетным направлениям предпринимательской деятельности в сфере услуг;

‑ создание прочих экономических и административных условий, делающих данный регион благоприятным для развития предпринимательской деятельности в сфере услуг и привлечения российских и иностранных инвестиций, а также упрощение процедур регистрации и лицензирования, отвода земельных и других угодий, предоставления производственных площадей, развития рынка жилья и т. д.;

‑ внедрение методов воздействия на предпринимателей, чья деятельность наносит ущерб окружающей среде;

‑ организация мониторинга (наблюдения и анализа) за ходом реализации программы и системы оперативного управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг в пределах законодательно закрепленной компетенции местных органов.

Представленные задачи призваны решать региональные программы развития предпринимательства в сфере услуг. Вместе с тем, в зависимости от местных условий каждый регион должен устанавливать и конкретизировать разделы своей региональной программы. Приоритетные направления развития предпринимательства в конкретных регионах устанавливаются на основе системного анализа сложившейся в регионе структуры производства, потребностей населения в услугах, имеющихся свободных или нерационально используемых сырьевых и трудовых ресурсов, экологической обстановки.

Приоритетные направления предпринимательской деятельности в сфере услуг в регионе должны, как правило, служить выполнению следующих задач:

‑ удовлетворять первоочередные нужды населения региона;

‑ использовать в основном местные виды ресурсов, включая финансовые, сырьевые, трудовые и т. д.;

‑ обеспечивать быструю отдачу (в том числе скорое погашение кредитов);

‑ должны регулироваться на уровне местных органов управления;

‑ иметь положительные социальные последствия для жителей данного региона (снижение дефицита, увеличение занятости, повышение жизненного уровня и т. д.);

‑ обеспечивать соблюдение благоприятных экологических условий при оказании тех или иных видов услуг.

Пример 1. Для Владимирской области приоритетными направлениями могут быть: производство строительных материалов и сырья для легкой промышленности (текстильной, кожевенной, меховой, обувной), добыча, переработка торфа и неметаллорудных материалов, лесозаготовки, деревообработка, промышленное изготовление известняковых, гипсовых и местных вяжущих материалов и т.д. Для других регионов приоритетными направлениями могут быть растениеводство, животноводство, переработка сельскохозяйственной продукции.

К приоритетным направлениям в рассматриваемой сфере во всех регионах относится оказание услуг, которые реализуются в данной местности его жителям. Для их определения и количественной оценки объемов, которые могут быть оказаны предпринимателями, необходимо проводить оценку регионального рынка по важнейшим видам услуг в областях торговли, образования, транспорта, здравоохранения, связи и т.д., включая рынок бытовых услуг.

На основе выявленного дефицита в услугах можно определить виды бизнеса, где в первую очередь необходима предпринимательская деятельность.

Пример 2. Для Московской области в качестве основных приоритетов развития предпринимательства в сфере услуг предлагаются:

‑ производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

‑ производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления; лекарственных препаратов и медицинской техники;

‑ оказание производственных, транспортных, коммунальных и бытовых услуг;

‑ строительство объектов жилищного, производственного, транспортного и социального назначения;

‑ инновационная деятельность.

Выводы

Реализация региональных программ должна обеспечить:

1. Значительное повышение результативности производства, в первую очередь услуг населению, включая продукцию агропромышленного комплекса, за счет разгосударствления предприятий и передачи их в частную собственность или собственность акционерных обществ (товариществ).

2. Эффективное решение социальных и экологических проблем региона, в том числе обеспечение нормативной (или определенной в ином порядке) потребности населения в жилье, дошкольных и школьных учреждениях, медицинском обслуживании, культурно-зрелищных объектах, оздоровление среды обитания.

3. Дальнейшее развитие и совершенствование потенциала региона, его приоритетную направленность на решение первоочередных внутри региональных проблем, а также на решение ключевых проблем Российской Федерации.

4. Комфортные условия проживания жителей региона.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:42:05