Классификация банковских инноваций в современной финансовой системе Узбекистана

Курпаяниди К.И.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (4) за 2011 год

Цитировать:
Курпаяниди К.И. Классификация банковских инноваций в современной финансовой системе Узбекистана // Вопросы инновационной экономики. – 2011. – Том 1. – № 4. – С. 39-43.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16542239

Аннотация:
В работе проводится системный мониторинг классификации инноваций в современной банковской системе Республики Узбекистан с позиции институциональной трансформации национальной экономики.

Ключевые слова: инновации, капитал, продуктовые инновации, активы, модернизация, ликвидность, институциональные инвесторы, рейтинг банка



В развитых экономических системах главнейшим приоритетом является инновационный путь развития. В качестве его важнейших элементов и факторов выступают интеллектуальные ресурсы, научные знания, информация, инвестиции. Практика подтверждает, что названные составляющие, воплощенные в новые или усовершенствованные технику и технологии, методы хозяйствования и управления, товары и услуги, то есть различного рода инновации, определяют уровень конкурентоспособности экономической системы, в которой они разрабатываются и реализуются [3].

Современная банковская система Республики Узбекистан — это сфера многообразных услуг своим клиентам от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами. По состоянию на 01.04.2011 г. в Узбекистане, по данным Центрального Банка, зарегистрировано всего 253 кредитных учреждений, в том числе 31 коммерческий банк, 122 кредитных союза, 58 ломбарда, 35 микро-кредитных организаций, 7 представительств иностранных банков аккредитованных в Узбекистане [1]. 14 коммерческих банков республики, чьи активы в совокупности составляют более 90% банковской системы, получили высокую рейтинговую оценку «стабильный» от ведущих международных рейтинговых компаний, таких, как «Фитч Рейтингс», «Мудис» и «Стандарт энд Пурс». В соответствии с динамично меняющимися условиями деятельности любой коммерческий банк как полноценный участник финансового рынка вынужден меняться сам, становясь инициатором внутриорганизационных инновационных процессов.

Естественно, что данные процессы не должны протекать стихийно — их необходимо осуществлять системно в рамках разработанной инновационной стратегии, являющейся частью общей стратегии развития коммерческого банка и самого финансового рынка страны.

Мировой и передовой отечественный опыт показывает, что в жёсткой конкурентной борьбе идет соревнование не столько за обладание капитальными ресурсами и материальными ценностями, сколько за способность участников производственного процесса к разработке и внедрению эффективных инноваций технологического, организационного и коммерческого характера. Ускоренное и масштабное развитие новых технологий приводит к тому, что во всем мире экономический рост все больше и больше определяется той долей продукции и оборудования, которые основаны на прогрессивных знаниях и современных решениях. Сегодня непрерывное освоение новых технологий является одним из приоритетных направлений развития для хозяйствующих субъектов развитых стран. По своей сути, инновация представляет собой результат инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т.д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс) [4].

Выбор любой стратегии, как и инновационной, всегда подразумевает построение индивидуального организационно-хозяйственного механизма, обеспечивающего ее осуществление. Для того чтобы конкретизировать цели и результаты инновационной деятельности, а также систематизировать подход к множеству ее возможных проявлений, необходима классификация нововведений.

Классифицируются банковские инновации по многим признакам, по нашему мнению, следует выделить самые основные, которые определенно создают понятия формирования банковских услуг, структуризацию банковского рынка и динамику роста финансового сектора экономики. Прежде всего, банковские инновации можно разграничить по причинам зарождения. Для этого выделяются реактивные и стратегические инновации [2].

Реактивные инновации относятся к проведению коммерческим банком так называемой оборонительной стратегии, они направлены на выживание кредитной организации на рынке и являются в основном реакцией на нововведения банка-конкурента. В этом случае банк вынужден осуществлять инновационную деятельность для обеспечения своего выживания в конкурентной борьбе на рынке. Стратегические нововведения в основном направлены на упреждение необходимости инновационных преобразований, их основная цель — получение определенных конкурентных преимуществ в перспективе. По месту в деятельности коммерческого банка инновации можно разделить на основные и обеспечивающие. Основные инновации определяют наиболее важную часть инновационной деятельности банка, поскольку его успех на рынке прямо зависит от предложения им спектра продуктов и услуг. Внутри группы основных инноваций также можно выделить две категории: собственно продуктовые инновации и рыночные инновации.

Собственно продуктовые инновации связаны именно с созданием новых банковских продуктов, разработкой новых услуг, а также с продвижением их на рынок, для которого они были созданы. Рыночные инновации объединяют комплекс мероприятий, позволяющих реализовывать уже созданные продукты на новых рынках, открывать для них новые сферы использования.

Обеспечивающие инновации грают вторичную роль, поскольку они напрямую не связаны с основными функциями кредитной организации. Эта группа инноваций носит технологический характер и включает в себя инновационные преобразования управленческой структуры, методов организации основного производственного процесса, т.е. процесса оказания услуг и реализации банковских продуктов, совершенствования банковских технологий и т.п.

Следующим принципом классификации банковских нововведений является их подразделение по инновационному потенциалу. Выделяют следующие группы инноваций:

  • радикальные, или как их еще называют — базовые, подразумевающие внедрение принципиально новых видов банковских продуктов и услуг, применение качественно новых технологий их реализации и оказания, использование абсолютно новых методов управления;
  • комбинаторные, т.е. подразумевающие использование множества сочетаний различных имеющихся элементов (объединение разных имеющихся технологий оказания услуг — система сервиса в один комплексный пакет, предлагаемый впоследствии на рынке как единый продукт);
  • модифицирующие, призванные вносить необходимые изменения и дополнения в давно существующие банковские продукты для продления их жизненного цикла (выдача дополнительных дисконтных карт или страхование депозитов при выдаче пластиковых банковских карт).
  • Любой банк в процессе реализации системного подхода к определению своей инновационной стратегии, рассматривая свою инновационную деятельность с учетом вышеописанных принципов и аспектов классификации, получает возможность точнее позиционироваться на рынке, определить формы продвижения и реализации своих разработок и продуктов на рынок.

    Таким образом, приведенная выше классификация банковских инноваций дает возможность выявить некоторые закономерности в возникновении и прохождении инновационных процессов в кредитных организациях. Период скорой реализации их в коммерческом банке дает возможность им позиционироваться как сильным финансовым институтам с мощной финансовой структурой, в период становления новой финансовой политики в условиях модернизации национальной экономики Узбекистана.


    Источники:

    1. http://cbu.uz/ru/cred_org/
    2. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. М.: Финансы и статистика, 2006. - 1524 с.
    3. А.Гафуров, К.Курпаяниди. Национальная экономика Узбекистана. Ф.:Техника, 2003-148 с.
    4. Курпаяниди К.И. Некоторые вопросы состояния и эффективной деятельности инфраструктуры малого бизнеса в Узбекистане // Экономическое возрождение России. 2010, №4. С 170-176.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:18:50