Статья опубликована в журнале «Экономика, предпринимательство и право»4 / 2013

Использование компетентностного подхода в оценке имиджа руководителя предприятия

Клименкова Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Торгово-экономический институт Сибирского федерального университета, г. Красноярск, Россия

Щедрина Инна Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Торгово-экономический институт Сибирского федерального университета, г. Красноярск, Россия

Using competence building approach in assessment of image of the head of a company - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 28

Аннотация:
В статье показана структура имиджа предприятия. Рассмотрена модель оценки имиджа руководителя, сформированная с использованием компетентностного подхода. Предложены показатели оценки имиджа руководителя.
Цитировать публикацию:
Клименкова Т.А., Щедрина И.В. Использование компетентностного подхода в оценке имиджа руководителя предприятия // Экономика, предпринимательство и право. – 2013. – Том 3. – № 4. – С. 20-25.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Развитие конкурентных преимуществ предприятия сферы услуг зависит от эффективности использования имеющихся в его распоряжении нематериальных активов, особая роль в которых принадлежит репутации предприятия. В свою очередь эффективность репутационного менеджмента в значительной степени определяется грамотной реализацией технологий формирования всех элементов имиджа на основе обоснованной оценки.

Имидж предприятия как объект оценки и управления возможно представить с помощью нижеприведенной структурной модели (рис. 1).

 1

Данная модель составлена по результатам обобщения классификаций имиджа предприятия Томиловой М.В., Ахтямова Т.М., Шкардун В.Д., Опокина В.В., Мартыновой А.В. [1, 2, 4, 5].

В модель имиджа нами включены следующие компоненты:

1) имидж товара (услуги). Имидж товара составляют представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает товар, его способность в совершенстве выполнять основную функцию и соответствовать показателям качества [5]. Определяется потребительскими свойствами товара: социальными, функциональными, эстетическими, надежности, экологическими и органолептическими. Имидж товара определяется также и дополнительными услугами для более полного удовлетворения потребностей;

2) имидж персонала – собирательный обобщенный образ персонала, раскрывающий наиболее характерные для него черты [4]. При этом каждый работник может рассматриваться как «лицо» организации, по которому судят о персонале в целом;

3) бизнес-имидж организации – представления об организации как субъекте определенной деятельности [5]. Основные характеристики здесь надежность предприятия как бизнес-партнера, соблюдение этических норм бизнеса в осуществлении предпринимательской деятельности, а также деловая активность организации;

4) имидж руководителя представляет собой целостный образ внешних и внутренних качеств менеджера. Основными факторами, формирующими такой образ, следует назвать коммуникативные и организаторские способности, личные качества и особенности мышления.

В данной статье более подробно остановимся на показателях оценки имиджа руководителя.

Для разработки оценочных характеристик имиджа руководителя нами адаптирована модель оценки управленческого потенциала, состоящая из четырех функциональных блоков: мыслительного, организаторского, коммуникативного и личностного, при этом каждая компетенция (стратегическое мышление, креативность и др.) рассматривается как комбинация двух наиболее значимых характеристик [3]. Полученная модель для исследования имиджа руководителя представлена на рис. 2.

В ходе проведенного авторами исследования были разработаны оценочные параметры каждой характеристики, в наибольшей степени отражающие имидж руководителя. Таким образом, каждая характеристика представлена в трехбалльной шкале оценок.

Показатели оценки характеристик мыслительного блока

Скорость принятия решений оценивается качеством и сроками его принятия.

1 – Качество решений видно сразу, ошибки корректируются. Решения всегда принимаются оперативно.

2 – Качество и быстрота решений зависят от необходимости (например, обеспечения непрерывной работы организации). Возможно замедление принятия решений.

3 – Качество решений оценивается по прошествии времени, но от них зависит вся работа организации. Решения принимаются не сразу, но с высокой степенью обоснованности и  программой реализации.

 2

Креативность оценивается способностью генерировать идеи и внедрять изменения.

1 – Сосредоточение на процессе, а не на усовершенствовании. Быстрое внедрение и адаптация к новым условиям.

2 – Выдвижение идей непосредственно для своего подразделения, не влияющих на работу всей организации. Достаточно медленное подключение к изменениям.

3 – Постоянное изучение новых идей, переориентирование на свою организацию. Активная поддержка внедрения изменений.

Стратегическое мышление оценивается способностью устанавливать тенденции и системностью мышления.

1 – Обеспечивает непрерывную работу подразделения. Не придает значения всем звеньям и работе системы, упор на поддержание существующих бизнес-процессов.

2 – Видит общую картину работы организации и динамику факторов, способен вносить корректировки в работу.

3 – Предвидение развития организации и перспективных ноу-хау. Целостное восприятие организации с понимание причинно-следственных связей факторов.

Показатели оценки характеристик организационного блока

Планирование и контроль оценивается эффективностью их выполнения.

1 – Планирование на один день или неделю. Осуществляется контроль всех мелких процессов.

2 – Тактическое планирование. Контроль за результатом, а не процессом.

3 – Стратегическое планирование. Контроль за всеми сферами и направлениями развития.

Ориентация на результат оценивается видением цели и активностью.

1 – Видение только целей, касающихся его сферы. «Чем быстрее, тем лучше» – основной девиз.

2 – Развертывание задач от генеральной цели. Активность заключается в количестве выдвигаемых идей.

3 – Системное видение дерева целей. Активность направлена на достижение максимального результата

Показатели оценки характеристик коммуникативного блока

Влиятельность оценивается способностью вызывать доверие, а также ясностью мысли и позиции.

1 – Доверие на уровне «друг». Грамотное объяснение конкретных действий по процессу.

2 – Доверие на уровне «наставник». Умение изложить усовершенствование процесса так, чтобы было понятно работнику с любым уровнем образования.

3 – Доверие на уровне «авторитет». Способность доступно излагать свои мысли и установить доверительный контакт с любой аудиторией.

Руководство группой оценивается способностью обеспечивать единство и устанавливать нормы взаимодействия.

1 – Отношение в его локальном коллективе дружеские. Устанавливает нормы в общении коллектива и контактов внутри структуры организации.

2 – Обеспечивает единство информационно-коммуникационных потоков подразделения. Устанавливает нормы взаимодействия с клиентами.

3 – Обеспечивает объединение всей организации в единый слаженный механизм. Устанавливает нормы на общение с партнерами во внешней среде.

Показатели оценки характеристик личностного блока

Последовательность оценивается способностью устанавливать принципы, следовать им и поддерживать порядок.

1 – Способность устанавливать принципы для общения с клиентами и между собой в рабочих группах. Основной акцент на самоконтроль.

2 – Создание принципов для общения внутри коллектива и с внешними партнерами. Поддержание порядка на производстве и в команде.

3 – Способность устанавливать принципы для всей организации в целом. Поддержание порядка в масштабах всей организации.

Социальная ориентированность оценивается способностью учитывать интересы других и выстраивать отношения.

1 – Учитывает интересы всех сотрудников организации. Выстраивание отношений зависит от положения и статуса работника.

2 – Учитывает интересы сотрудников и клиентов. Отношения выстраиваются со всеми звеньями равные.

3 – Учитывает интересы всего персонала и организации в целом. Сохранение доверительных отношений с каждым сотрудником.

Ответственность оценивается способностью предвидеть последствия и соблюдать договоренности.

1 – Свои действия ограничивает зоной ответственности, выполняет поручения в срок.

2 – Договаривается о различных вариантах развития событий. Соблюдает договоренности.

3 – Умеет получить помощь при решении возникшей проблемы. Обеспечивает результат, несмотря на обстоятельства.

Выводы

Представленные показатели оценки имиджа руководителя можно использовать в составе методик деловой оценки управленческого персонала, а также в рамках самооценки. При этом для каждой позиции в управленческой иерархии с конкретной комбинацией функций и полномочий можно определить свой необходимый уровень имиджа руководителя. Использование рассмотренных оценочных показателей позволит повысить качество и эффективность управления имиджем руководителя, обеспечивая более обоснованный вклад в формирование целостного имиджа организации.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ахтямов Т.М., Шкардун В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 3. – http://www.cfin.ru/press/marketing/2001-3/12.shtml (дата обращения 24.11.2013).
2. Мартынова А.В. Методы формирования имиджа организации в условиях кризиса: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. – СПб, 2011. – 18 с.
3. Невраева И.В. Результаты диагностики управленческого потенциала регионального кадрового резерва. – Режим доступа: http://www.youwe.tom.ru/nauka-i-stati/stati-neprosto-o-slozhnom/kadrovyj-rezerv_metodika-diagnostiki/ (дата обращения: 28.11.2013).
4. Опокин В.В. Имидж организации: типология // Статьи сообщества менеджеров. 16.02.2013. – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1794790/ (дата обращения 24.11.2013).
5. Томилова М.В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом. – 1998. – № 1. – http://www.dis.ru/library/detail.php?ID=21965 (дата обращения 24.11.2013).