Статья опубликована в журнале «Экономика, предпринимательство и право»2 / 2013

Управление экономической безопасностью региона

Тохиров Тохиржон Исломжонович, ассистент кафедры автомобилей и управления на транспорте, Политехнический институт Таджикского технического университета им. академика М.С. Осими, Россия

Management of Economic Security of a Region - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 39

Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы экономической безопасности региона, условия, необходимые для ее обеспечения, раскрыты основные направления региональной экономической политики, предложен инструментарий управления экономической безопасностью региона.
Цитировать публикацию:
Тохиров Т.И. Управление экономической безопасностью региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2013. – Том 3. – № 2. – С. 19-26.

В нынешней ситуации экономического преобразования исследование методов и форм управления экономической безопасностью региона становится актуальной задачей обеспечения самостоятельности экономики Республики Таджикистан, её стабильности и устойчивости, способности к постоянному обновлению и совершенствованию.    

Одним из основных условий устойчивого развития региона является самостоятельность в управления внутренними ресурсами, осуществление внешнеэкономических связей. Что обуславливает в выработке новых подходов в определении экономической политики региона разработки новых форм и методов управления экономической безопасностью региона.

Последовательное развитие каждого отдельно взятого региона вместе с основными закономерностями функционирования и поступательного движения национальной экономики страны имеет свои отличительные особенности, определяемые удельным весом продукции базовых отраслей региона в общем объеме продукции в стране, наличием экспортного сектора в экономике региона, обеспеченностью ресурсным потенциалом, менталитетом населения и т.п.

Безопасное экономическое развитие региона обусловлено устойчивым функционированием структурообразующих производств. Под устойчивым развитием хозяйствующего субъекта понимается его способность противостоять внутренним и внешним факторам, минимизировать их негативное воздействие, которое способно привести к спаду производства. Устойчиво развивающей считается хозяйствующий субъект, который достигает целей производства в определенный срок с приемлемыми издержками при эффективном использовании внутреннего (факторы производства) и внешнего (партнеры, клиенты, правовые взаимоотношение, взаимоотношение с органами государственной власти и т.п.) потенциала.

Устойчивое развитие региона определятся обеспечением экономического роста его базовых отраслей, оказывающих влияние на формирование валового регионального продукта. 

Структура ВРП Республики Таджикистан имеет свои региональные особенности. Наибольшую долю составляют следующие виды экономической деятельности: сельское и лесное хозяйство (23,3%), транспорт и связь (15%), оптовая и розничная торговля (15%). В структуре ВРП отмечается ежегодный рост транспорта и связи: его доля возросла с 11,2% в 2010 г. и 14,5% в 2011 г. до 15% в 2012 г. (рис.1)

 1

Рис.1 Структура ВРП по видам экономической деятельности по Республике Таджикистан в 2012 г. [1].

Ежегодная динамика ВРП Республики Таджикистан характеризуется увеличением показателя (рис.2).

 2

Рис.2 Индексы физического объема ВРП Республики Таджикистан [1].

Наибольший вклад в изменение темпов экономического роста в 2012 г. обеспечили следующие виды деятельности: обрабатывающие производства (2,8%), оптовая и розничная торговля (1,9%), строительство (0,9%), транспорт и связь (0,5%).

Экономическая безопасность региона зависит от уровня самофинансирования и самоокупаемости территории. Уровень самообеспеченности региона включает достаточное количество производственных, трудовых и природных ресурсов, развитость научного потенциала, наличие крупных конкурентоспособных предприятий, продукция которых занимает доминирующее положение в масштабе экономики страны.

Внешнеэкономические связи, торговое сальдо ввоза-вывоза продукции региона должны быть положительными.

Для проведения самостоятельной экономической политики, направленного на обеспечения экономической безопасности региона, необходимо условие позволяющие само обеспечения необходимыми  ресурсами. 

Самофинансирование экономики региона обеспечивается через проведение финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики, установление межбюджетных взаимоотношений с республиканским центром с учетом специфики региона, разработку эффективных инструментов государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности, увеличение  объемов конкурентоспособной экспортной продукции, уровня доходов населения.

Механизм привлечения иностранных инвестиций должен способствовать реальному вложению иностранных финансовых и материальных ресурсов в региональную экономику, а не создавать условия для скупки за бесценок части национального богатства.

Самоокупаемость региона реализуется через получение дохода в результате коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов региона.

Предприятия и организации объективно объединяются во взаимосвязанные хозяйствующие комплексы с целью обеспечения расширенного воспроизводственного процесса на основе самоокупаемости расходов и получения максимальной прибыли.

Для обеспечения экономической безопасности региона необходимы следующие условия:

1) экономическая самостоятельность;

2) стабильное и устойчивое развитие региональной экономики;

3) поддержание непрерывного роста региональной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность включает три важнейших элемента:

экономическая самостоятельность, которая выражает степень обеспеченности региона экономическими (в первую очередь, финансовыми) ресурсами, позволяющими проводить самостоятельную экономическую политику, разработку форм и методов управления экономической безопасностью;

стабильное и устойчивое развитие региональной экономики – это способность экономики региона противостоять воздействиям различного характера, быстрому возврату в исходное состояние либо достигать более высокой точки своего развития и обеспечивать непрерывное расширенное воспроизводство территориально-хозяйственного комплекса;

непрерывный рост региональной экономики, который осуществляется на базе использования в экономике прогрессивных инноваций, внедрения современных форм и методов организации работы, разработки эффективных инструментов регулирования инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечение безопасного уровня жизни населения региона в целом.

Отсутствие одного из перечисленных условий становится проблемой в обеспечении экономической безопасности региона.

Устойчивое безопасное развитие региона предполагает обеспечение внутренней и внешней устойчивости региональной системы.

Внутренняя устойчивость региона характеризуется развитием отраслей народного хозяйства, сохранением стабильного положительного сальдо вывоза-ввоза продукции, обеспечением занятости и соответствующего уровня жизни населения.

Внешняя устойчивость региона характеризуется устойчивостью платежного баланса региона, стабильностью положительного внешнеторгового сальдо, наличием стабилизационного фонда. Эффективностью равноправных отношений между республиканским центром и регионом в вопросах межбюджетных взаимоотношений, место региона в общем государственном разделении труда.

По нашему мнению, экономическая безопасность региона – это способность региона противодействовать негативным воздействиям различного характера, восстанавливать свой территориально-экономический потенциал с минимальным расходом ресурсов и времени, неуклонно повышать качества жизни населения и обеспечивать расширенное воспроизводство субъектам хозяйствования региона.  

Необходим особый подход к решению проблемы безопасности экономического развития, связанной со структурой экономики региона. Ликвидация старых отраслевых структур управления предприятиями, находящимися на территории региона, требует от региональных органов власти поиска новых форм и методов управления кооперацией отраслевых и региональных производителей в единой структуре экономики региона. Образование на базе такой кооперации крупных межотраслевых комплексов по выпуску конкурентоспособной продукции способствует повышению экономической безопасности региона.    

Таким образом, региональные органы управления при разработке региональной экономической политики должны предусмотреть меры государственной поддержки развития базовых секторов экономики, оказывающих влияние на экономическую безопасность региона.

Старая модель устойчивости базировалась на основе обеспечения локальной устойчивости за счет достижения глобальной устойчивости макросистем.

Тем самым характеризовалось, что устойчивость экономики региона не так давно определялась той функцией, которую она выполняла в системе территориального разделения труда, и тем самым была производной от устойчивости всей экономики страны, однако кризисные явления последних лет больше всего проявились в узкоспециализированных многоотраслевых регионах. Относительно благополучными оказались регионы с диверсифицированной структурой экономики, более приспособленной к новым условиям.

В целом, можно выделить следующие проблемы, стоящие перед регионами в обеспечении экономической безопасности:

1) двойственное разделение полномочий в экономической плоскости между республиканским центром и регионами, особенно в финансовых отношениях с государственным бюджетом;

2) отсутствие надлежащим образом проведенной структурной перестройки экономики региона, идентичной требованиям рынка ВТО и нацеленной на развитие конкурентоспособных базовых отраслей экономики, способствующих повышению устойчивости и безопасности экономического развития региона;

3) привлечение источников инвестиций для структурной перестройки экономики;

4) слабая конкурентоспособность продукции регионов, вытеснение отечественных производителей с внутреннего рынка в результате импорта иностранной продукции, что усиливается со вступлением Таджикистана в ВТО;

5) неразвитость рынка интеллектуальной собственности;

6) отсутствие рынка ценных бумаг (фондового рынка);

7) угроза продовольственной безопасности региона из-за импорта более дешевых товаров из-за рубежа (Китай, Узбекистан);

8) отсутствие четко разработанной системы количественных целевых индикаторов экономической безопасности региона на базе современной, научно обоснованной концепции устойчивого регионального развития;

9) низкая эффективность системы управления экономической безопасностью региона.

Новые подходы в определении экономической региональной политики, разработка эффективных форм и методов управления экономической безопасностью региона, решит выше перечисленные проблемы.

Приоритетами региональной политики по обеспечению экономической безопасности должны стать:

1) проведение институциональных преобразований, способствующих координации действий общественных институтов по обеспечению экономической безопасности региона;

2) формирование системы управления экономической безопасностью территории;

3) разработка государственных мер поддержки развития высокотехнологических и конкурентоспособных базовых производств и секторов экономики, способствующих повышению экономической безопасности региона;

4) формирование благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего приток зарубежных инвестиций;

5) активная социальная политика, направленная на снижение имущественной дифференциации населения региона;

6) содействие развитию инвестиционной активности региона;

7) развитие регионального рынка ценных бумаг (фондового рынка);

8) повышение качества жизни населения;

9) проведение структурной перестройки экономики, адекватной требованиям рынка ВТО, обеспечивающей расширение производства конкурентоспособной продукции;

10) развитие внешнеэкономической деятельности со странами Ближнего и Дальнего зарубежья;

11) эффективное использование ресурсов региона;

12) организация обучения кадров современным методам анализа хозяйственной деятельности предприятия и принятию управленческих решений по устойчивому развитию хозяйствующих субъектов.

Управление безопасностью экономического развития региона осуществляется через разработку прогнозов и программ социально-экономического развития. Не менее значимым при этом является оценка экономического потенциала, который является исходной точкой формирования научно-обоснованной концепции устойчивого и безопасного развития территории.

Важную роль в разработке программы устойчивости экономического развития региона играет прогнозирование. Оно охватывает различные сферы жизни региона:

демографическую ситуацию, ресурсный потенциал, включая природные ресурсы, потребительский спрос, динамику производства по отраслям и районам, результаты внедрения инноваций в экономику и пр.

Завершать прогнозную работу должен сводный экономический прогноз, характеризующий в обобщенном виде макроэкономическую ситуацию в регионе, темпы и основные пропорции экономического развития. Проблема состоит в том, чтобы дать не простую констатацию возможностей будущего развития, а нацелить процедуру прогнозирования на выбор обоснованного устойчивого и безопасного экономического развития региона. В этих целях необходимо сформировать целостную модель воспроизводственного процесса экономики региона и на её основе определить взаимно сбалансированную систему основных параметров безопасного и устойчивого экономического развития, разработать инструментарий управления экономической безопасности региона.


Источники:
1.Таджикистан в цифрах. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. – Душанбе, 2013. – 167 с.
2. Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность. – М.: Феникс, 2007.
3. Черенков В.Е. Современные направления и механизмы обеспечения экономической безопасности. – Брянск: БФ ОРАГС, 2006. – 174с.