Статья опубликована в журнале «Экономика, предпринимательство и право»2 / 2013

Актуальные вопросы формирования предпринимательских сетей в сырьевом секторе экономики

Хуснутдинов Рустэм Наилевич, аспирант кафедры маркетинга, коммерции и предпринимательства, Институт управления и территориального развития Казанского (Приволжского) федерального университета, Россия

Topical Issues of Formation of Entrepreneurial Chains in a Material Sector of Economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 14

Аннотация:
В статье раскрываются особенности формирования предпринимательских сетей и проводится анализ ключевых вопросов сопровождающих этот процесс с учетом отраслевой спецификации.
Цитировать публикацию:
Хуснутдинов Р.Н. Актуальные вопросы формирования предпринимательских сетей в сырьевом секторе экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2013. – Том 3. – № 2. – С. 9-13.

Российская экономика за годы рыночной трансформации хозяйственной системы существенно усилила сырьевой характер, что сопровождается значительным числом негативных явлений и тенденций. В условиях сырьевой экономики наблюдается подавление предпринимательской инициативы за пределами сырьевого сектора в результате следствия голландской болезни и ее симптомов: макроэкономика становится менее устойчивой к глобальным рискам; в полной мере проявляется процесс перераспределения добавленной стоимости в пользу добывающих секторов экономики и естественных монополий; дестимулируются процессы модернизации обрабатывающих отраслей экономики и сектора услуг.

Вместе с тем, сам сырьевой сектор развивается динамично, в нем активно формируются и реализуются крупномасштабные инвестиционные программы и проекты, направленные, например, на углубление переработки углеводородного сырья, создание инфраструктуры транспортировки ресурсов за рубеж и др. Позитивные последствия мультиплицирующего характера таких проектов присутствуют, однако только технологические решения имеют предел повышения эффективности бизнеса. Кроме того, функционирование крупного капитала в ряде сфер добычи углеводородов не рационально. Поэтому для данного сектора характерен феномен малых нефтяных компаний, функционирование которых не сопряжено с теми негативными эффектами, которые отмечены для вертикально-интегрированных структур. Деятельность отраслевых секторов малого бизнеса может быть существенно развита на основе применения новых институциональных форматов и технологий взаимодействий, связанных с применением достижений как кибернетического, так и синергетического подхода в управлении.

Существенный прирост эффективности сырьевых секторов в целом может быть обеспечен в результате институционального проектирования предпринимательских сетей, построенных на принципах горизонтального (сотрудничество предприятий, осуществляющих однотипную деятельность) и вертикального (кооперация и интегративные решения по цепочке добавленной стоимости). Также важным для модернизации сырьевых отраслей и возникновения мультиплицирующего эффекта для смежных отраслей экономики является развитие практики взаимодействия крупного предпринимательства с предпринимательскими сетями и распространение имеющегося локального опыта на другие сырьевые отрасли и виды производств.

Учитывая отмеченные проблемы экономического развития сырьевого сектора российской экономики, а также его резервы в результате использования новых институциональных решений отраслевого уровня, данная проблема является актуальной и востребованной как в условиях стабильного функционирования экономики, так и, особенно, в кризисных условиях, связанных с процессами глобализации и перераспределения международных производительных сил и потоков углеводородов, наблюдаемых в современных условиях.

При явной актуальности предпринимательских сетей в данном секторе ощущается острая нехватка работоспособных институциональных механизмов, развитие которых затруднено недостатком исследований, посвященных отмеченным вопросам. Очевидным является то обстоятельство, что развитие предпринимательских сетей предполагает формирование модели взаимодействия крупных и малых предприятий, поскольку изолированные модели развития каждого из секторов имеют недостатки, вытекающие, в том числе, из проблем таких организационных форм бизнеса, структура которых представлена, например, в рамках таблицы 1.

Выходом из тупика в развитии только одной из ветвей организационной модели бизнеса являются уже отмеченные предпринимательские сети. Причем состав таких сетей явно должен включать не только промышленный сектор, но и комплементарный ему сектор экономики знаний, поскольку важнейшей предпосылкой формирования и функционирования инновационной экономики является взаимодействие участников инновационной деятельности – университетов, исследовательских институтов, лабораторий, промышленных предприятий, организаций разработчиков и малых инновационных предприятий.

Однако как раз в вопросе сопряжения экономики знаний и экономики инноваций возникает много проблем, затрудняющих полноценную интеграцию сетей малых и крупных предприятий. Многие вопросы по-прежнему не решены для относительно однородных субъектов хозяйствования, а инициативы должны поступать со стороны государства, в противном случае продолжится закрепление ловушек сырьевого развития.

Таблица 1

Недостатки и преимущества малых и крупных фирм [1] 

Недостатки

Крупной фирмы

Малой фирмы

Сравнительная жесткость организационных структур

Отсутствие развитой производственной и социально-бытовой инфраструктуры

Недостаточная гибкость производственной программы

Техническая отсталость

Слабая зависимость от потребителя

 

Преимущества

Крупной фирмы

Малой фирмы

Экономия на масштабе благодаря расширению объемов производства на одних и тех же мощностях

Способность оперативно реагировать на спрос (потребительский и производственный), в котором потребности имеют приоритет над производством

Экономия на разнообразии в результате широкого ассортимента товаров из одного сырья

Высокая рентабельность в производстве тех товаров, которые невыгодны для крупных предприятий

Экономия на трансакционных издержках, связанных с передачей товаров и услуг от одной производственной единице другой

Обогащение ассортимента потребительских товаров и услуг

     

Направления развития для малого бизнеса заключаются в формировании кластеров, особых экономических зон, а также инфраструктурных элементов инновационного развития в виде создания технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д. [5]. Но любое из перечисленных направлений развития малого предпринимательства подразумевает, для начала, накопление инновационного потенциала, который и должен дать толчок для дальнейшего инновационного развития и формирования новых направлений и форм инновационного предпринимательства.

Одним из направлений развития малого предпринимательства с целью накопления инновационного ресурса выступает увеличение доли именно малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями, с точки зрения усиления диверсификации российской экономики, решения социальных задач, реализации творческих способностей и предпринимательского потенциала населения, создания благоприятного инновационного климата и формирования инновационной инфраструктуры в процессе формирования инновационной экономики.

Крупное предприятие заинтересовано в своих кадровых инженерах, которые призваны решать поставленную задачу. В общем, крупное предприятие скорее будет обходиться натуральным хозяйством, т.е. генерировать инновации внутри себя, а если и внедрять чужие инновации, то только надежные и апробированные, что с натяжкой можно охарактеризовать как инновационная деятельность.

Что касается так называемых сырьевых корпораций (корпораций, ориентированных и работающих, в основном, в сырьевом секторе экономики), то для их основной деятельности и повышения их конкурентоспособности в условиях отсутствия конкуренции не требуется существенных вложений [3]. Однако в условиях нарастания мегаконкуренции, появления альтернативных источников энергии отечественные сырьевые гиганты уже испытывают проблемы со сбытом продукции на уровне, соответствующем доконкурентной фазе.

У государства есть возможности влиять и стимулировать желание предпринимателей заниматься инновационной деятельностью – с помощью ужесточения требований к предприятиям по части энергоэффективности, экологии и т.д. И государство начинает ими все активнее пользоваться. Но эти рычаги воздействия могут стимулировать только незначительный рост инновационной активности предпринимательства, небольшое увеличение доли новых технологий, что все равно не сможет принести долгосрочного экономического эффекта. Инновационный голод у предпринимательства может возникнуть при одном условии – наличии реальной конкуренции между крупными игроками в каждом отдельно взятом секторе экономики. Многолетняя российская государственная политика по созданию крупных компаний, так называемых «национальных чемпионов», привела к тому, что в большинстве отраслей с потенциально высокой наукоемкостью в России царит конкурентное спокойствие, которое никак не может стимулировать инновационную активность предпринимательства в целом и малого предпринимательства в частности [2].

Инновационное развитие сырьевых отраслей происходит на фоне их специфичности [4]. В нефтедобыче нет создания принципиально нового наукоемкого продукта. Для минерально-сырьевого комплекса основные характеристики продукции заложены самой природой, и акцент здесь делается на то, чтобы наиболее эффективно добыть и использовать ресурсы, что предопределяет важность новых организационных и маркетинговых решений, где высок потенциал применения предпринимательских сетей.

Целый ряд факторов сегодня придает этой задаче первостепенную важность. Для мирового рынка сырьевых товаров сегодня характерны острая конкуренция и определенная нестабильность. Отечественная продукция в силу целого ряда причин отличается высокой материалоемкостью. На каждую единицу промышленной продукции у нас потребляется гораздо больше сырьевых ресурсов, чем в развитых странах.

Исходным моментом институционализации предпринимательских сетей в сырьевом секторе экономике, как полагаем, является исследование общностей малых нефтяных компаний на основе иерархического кластерного анализа. Эта процедура предназначена для выявления относительно однородных групп наблюдений (или переменных) по заданным характеристикам при помощи алгоритма, который вначале рассматривает каждое наблюдение (переменную) как отдельный кластер, а затем последовательно объединяет кластеры, пока не останется только один. Можно анализировать исходные переменные или воспользоваться набором стандартизирующих преобразований. 


Источники:
Литература
1. Матузенко Е.В. Предпринимательская деятельность организаций потребительской кооперации: теория, методология, практика: дис. …д-р экон. наук. – Воронеж, 2010. – Режим доступа: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a843.php.
2. Артёмова О.Н. Формирование институциональных основ развития предпринимательства в энергетическом секторе экономики.: дис. …канд. экон. наук. – Владивосток, 2012. – Режим доступа: http://dissers.ru/1ekonomika/formirovanie-institucionalnih-osnov-razvitiya-predprinimatelstva-energeticheskom-sektore-ekonomiki-na-primere-kamchatskogo-kraya.php.
3. Катькало В.С. Межфирменные сети: проблематика исследований новой организационной категории в 1980–90е гг. // Вестник СПбГУ. – 1999. – Сер.5: Экономика. – Вып. 2. – с. 21–38.
4. Ропотан С.В. Предпринимательские структуры в системе экономических отношений // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2012. – Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2012/ekon58.html.
5. Каленская Н.В. Методология формирования элементов инновационной инфраструктуры как основа обеспечения ресурсосберегающих технологий инновационного предпринимательства // Вестник казанского технологического университета. – 2013. – № 18. – с. 333–336.