Статья опубликована в журнале «Экономика, предпринимательство и право»4 / 2012

Технология создания кластеров в строительстве (на примере Воронежской области)

Ахенбах Юлия Александровна, доцент кафедры управления строительством, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, Россия

Technology of Clusters Development in Construction (by Case Study of Voronezh Region) - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 41

Аннотация:
В данной статье автором предложена технология создания кластеров в строительстве, которая основана на взаимодействии администрации области, информационно-консультационного агентства и участников кластера, на формировании информационно-аналитических потоков, причиной создания которых является возникновение кластерной инициативы.
Цитировать публикацию:
Ахенбах Ю.А. Технология создания кластеров в строительстве (на примере Воронежской области) // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – Том 2. – № 4. – С. 25-33.

В Воронежской области кластерные структуры в строительстве недостаточно развиты. Это даёт основание предполагать, что отсутствует достаточный объём информации о подобных структурах и не учитывается опыт соседних областей. Решение о создании кластера в строительстве не может появиться спонтанно. Оно должно быть принято совместно властями области и строительными организациями. Между властью и организациями должен существовать посредник — некая третья структура, которая предоставит аналитическую информацию о потенциале области и о принципиальной возможности внедрения кластерных технологий и создания кластера. Для реализации идей кластеризации в Воронежской области целесообразно создать информационно-консультационное агентство, которое будет связующим звеном между хозяйствующими субъектами — потенциальными участниками кластера и представителями власти области. Этапы создания информационно-консультационного агентства указаны на рис. 1.

Рис. 1. Этапы формирования информационно-консультационного агентства по созданию кластеров в строительстве

Первый этап создания информационно-консультационного агентства включает в себя разработку организационной структуры агентства. Следует отметить, что в состав информационно-консультационного агентства должны войти те подразделения, которые будут заниматься исследованием и поддержанием возможностей кластеризации в строительстве.

На втором этапе создания информационно-консультационного агентства требуется решить технические вопросы: получить помещение, организовать инфраструктуру: мебель, средства связи, оргтехнику, компьютеры, Интернет и т.д.

Третий этап — это начало работы агентства. На данном этапе основную роль играет именно аналитический отдел, поскольку требуется сформировать базу данных по предприятиям области, провести исследование предпосылок создания кластеров, выяснить намерения властей области по поддержанию организаций, проанализировать государственную и региональную экономическую политику.

Информационно-консультационное агентство по развитию и поддержанию кластеров совместно с областными властями должно главным образом гармонизировать следующие направления федеральной и региональной экономической политики:

  • законодательная реформа;
  • политика продвижения экспорта;
  • политика привлечения прямых иностранных инвестиций;
  • политика в области развития науки и технологий;
  • политика в области развития информационной инфраструктуры бизнеса;
  • политика в области рынков ресурсов.

Под технологией создания кластеров в строительстве следует понимать процедуру взаимодействия региональных властей, информационно-консультационного агентства, а также участников кластера, структуру отношений трёх указанных сторон, схемы принятия решений и распределения полномочий и ответственности. Следует  отметить, что такого рода взаимодействие должно быть стратегическим — перспективным, чётко спланированным, но при этом гибким и адаптированным к условиям внешней и внутренней среды кластера. Следовательно, в основу взаимодействия региональных властей, информационно-консультационного агентства, участников кластера необходимо ставить согласованность аспектов деятельности указанных сторон.

В зону ответственности региональных властей входит:

  • стимулирование и подержание инициатив кластеризации;
  • разработка и обеспечение нормативно-правовой базы как для процесса кластеризации, так и для функционирования кластера;
  • создание комплекса экономико-административных мер, направленных на поддержание и развитие основной деятельности кластера;
  • обеспечение информационного поля для потенциальных участников кластера, использование опыта регионов, имеющих кластеры;
  • регулирование взаимодействия основных и вспомогательных участников кластера.

Сфера ответственности информационно-консультационного агентства включает следующие направления:

  • создание мощной информационно-методической базы по формированию кластеров в различных сферах хозяйствования;
  • создание базы данных организаций и предприятий, желающих вступать в кластер или имеющих возможность такого вступления;
  • рассмотрение предложений потенциальных участников кластера по оптимизации процесса создания кластера и его функционирования;
  • проведение предварительной оценки согласованности действий региональных властей и потенциальных участников создаваемого кластера;
  • разработка и оптимизация организационной структуры кластера;
  • контроль за распределением полномочий и функций внутри кластера;
  • комплексный анализ деятельности потенциальных участников кластера, либо реальных участников кластера, если кластер создан и функционирует;
  • подготовка и предоставление комплексной отчётности о деятельности кластера и его участников администрации области и правлению кластера.

В процессе создания кластера не маловажная доля ответственности лежит на его потенциальных участниках:

  • разработка целей и планирование деятельности кластера;
  • выполнение основного назначения кластера в зависимости от специфики кластерообразующих организаций;
  • оптимизация структуры активов кластера;
  • оптимизация организационной структуры кластера и архитектуры взаимоотношений между подсистемами кластера;
  • инновационная деятельность;
  • финансово-коммерческая деятельность;
  • обеспечение и повышение конкурентоспособности продукции (услуги) кластера.

В основу механизма взаимодействия региональных властей, информационно-консультационного агентства и участников кластера положены следующие ключевые аспекты:

  • обоснование и поддержка создания кластера;
  • налогово-бюджетнаяя поддержка кластера;
  • финансово-кредитная поддержка кластера;
  • методическая поддержка кластера;
  • стимулирование развития инфраструктуры;
  • инвестиционная поддержка кластера;
  • стимулирование инвестиционной привлекательности кластера;
  • развитие инновационной деятельности;
  • обеспечение баланса трудовых ресурсов;
  • соблюдение единой цели повышения благосостояния области за счёт создания конкурентоспособной кластерной структуры.

Толчком к обеспечению взаимодействия между администрацией области и информационно-консультационным агентством должна служить кластерная инициатива, исходящая от организаций, видящих возможность и необходимость объединиться в кластер. Задачей агентства в этом случае становится оценка объективных возможностей кластеризации и предоставление объективной информации в администрацию области, во-первых, — о возникновении такой кластерной инициативы, во-вторых, — о результатах её оценки.

На основании этой информации администрация области принимает решение о поддержании возникшей кластерной инициативы, либо об отклонении её, либо о принятии к рассмотрению.

Организациям, выступающим с кластерной инициативой, заниматься самостоятельно комплексным анализом затруднительно, поскольку для этого требуется много времени, средств и отвлечение специалистов. Таким организациям проще оценить собственный потенциал, определить необходимость объединения с вполне конкретными организациями основного профиля кластера, но крайне сложно выбрать группы вспомогательных организаций, самостоятельно разработать и оптимизировать структуру кластера и архитектуру внутренних взаимоотношений.

В этой связи агентство выступает центром, призванным согласовать управленческие решения по созданию кластера с экономическими возможностями и необходимостью его создания.

В ходе рассмотрения механизма взаимодействия региональных властей, информационно-консультационного агентства и потенциальных участников кластера необходимо рассмотреть преимущества кластеризации.

Кластеры в строительстве могут оказывать влияние на конкурентоспособность в трех направлениях:

  • кластеры повышают производительность фирм и отраслей за счет:

1)  эффективной специализации/разделения труда;

2)  появления более требовательных потребителей;

3)  экономии масштаба, например, при покупке сырья или проведении совместных маркетинговых исследований;

4)  доступа к технологиям, поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, бизнес-услугам и др.;

5)  совершенствования логистических цепочек, а также сотрудничества и обучения (совершенствования) кластера;

6)  совершенствования инфраструктуры профессиональных, финансовых и других услуг;

  • кластеры создают возможности для инновационного и производственного роста:

1)  создают каналы для эффективного сотрудничества потенциально новых ресурсов для инноваций;

2)  раннее определение и прогнозирование технологических тенденций;

3)  среда, благоприятствующая появлению комбинаций ранее не существовавших квалификаций (способностей);

4)  благоприятные предпосылки для распределения рисков;

  • кластеры стимулируют и облегчают формирование нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширение кластера:

1)  использование венчурного капитала и развитие быстрорастущих компаний;

2)  связи внутри кластера способствуют появлению взаимодополняющих навыков, технологий, субсидий, что позволяет участвовать в более крупных сделках, в которых индивидуальные компании неконкурентоспособны;

3)  поддержка появления новых участников;

4)  укрепление социальных и других неформальных связей, способствующих появлению новых идей и бизнеса;

5)  более совершенные информационные потоки внутри кластера.

Выгоды для бизнеса от развития кластера обобщенно состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий. Кластеры позволят фирмам-участникам достичь следующих основных целей:

  • удовлетворить требованиям рынка, нуждающегося в регулярных поставках товаров и услуг, производимых в рамках предприятий кластера и отвечающих самым современным требованиям качества;
  • получить эффект от масштаба закупок материалов;
  • обеспечить обучение персонала, исследование рынка, а также логистические и технологические исследования;
  • охватить новые рынки сбыта продукции на основе активной маркетинговой деятельности и политики инноваций;
  • достичь устойчивых контактов с финансовыми и кредитными учреждениями на основе сформированного имиджа кластера.

Роль администрации Воронежской области при создании и поддержке кластерной структуры, как и везде в экономике, состоит в разработке и внедрении экономической стратегии (программы), предусматривающей процесс изменений, мобилизующих администрацию, бизнес, организации по сотрудничеству и граждан на достижение процветания региона.

Правительство области должно способствовать разрастанию имеющихся и возникающих кластеров, а не пытаться создавать совершенно новые. Поиск областей специализации обычно эффективнее, чем непосредственная конкуренция с регионами, в которых расположены известные конкуренты.

Правительство области для поддержки развития кластеров может осуществлять следующие действия:

  • создание специализированных программ обучения и переподготовки;
  • организация исследовательской работы в местных университетах по разработке связанных с кластером технологий;
  • поддержка сбора и обработки информации, относящейся к деятельности кластера;
  • улучшение специализированных транспортных средств, коммуникаций и другой инфраструктуры.
  • спонсирование форумов для сбора участников кластера;
  • поощрение направленных на интересы кластера усилий по привлечению поставщиков и провайдеров из других регионов;
  • создание ориентированных на кластеры зон свободной торговли, промышленных парков и парков поставщиков;
  • создание ясных, направленных на обновление законодательных стандартов для решения следующих задач:

1)  уменьшение неопределенности в законодательстве;

2)  стимулирование своевременного принятия законов;

3)  поощрения и совершенствования законов:

а) спонсирование независимого тестирования, сертификации продукции и сервиса для поставляемых кластером услуг;

б) принятие на себя роли требовательного заказчика для выпускаемых кластером продукции/услуг;

  • устранение барьеров для местной конкуренции;
  • организация соответствующих правительственных департаментов вокруг кластеров;
  • сосредоточение усилий для привлечения иностранных инвестиций в кластеры;
  • сосредоточение на развитии экспорта в кластерах.

Ожидаемые результаты кластерных проектов могут различаться в зависимости от интересов участников проекта (органов власти, предприятий и др.), специфики развиваемого кластера. Важнейшим оцениваемым результатом реализации кластерного проекта является улучшение торгового баланса региона — стабильное повышение уровня экспорта (как внешнего, так и внутреннего), а также замещение импорта. К оцениваемым показателям эффективности кластерного проекта могут также быть отнесены:

  • улучшение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности (объем реализации, рентабельность, фондоотдача и др.);
  • увеличение объема налоговых поступлений;
  • увеличение объема привлекаемых инвестиций, в том числе зарубежных;
  • увеличение количества предприятий и организаций, участвующих в кластере;
  • увеличение доли малых и средних предприятий, участвующих в кластере;
  • увеличение доли интеллектуального продукта в продукции кластера;
  • увеличение количества квалифицированных рабочих мест;

Выводы

Таким образом, технология разработки кластеров в строительстве основана на взаимодействии администрации области, информационно-консультационного агентства и участников кластера, на формировании информационно-аналитических потоков, причиной создания которых является возникновение кластерной инициативы. Если к вопросу возникновения кластерной инициативы подходить комплексно, то она может возникнуть не только у потенциальных участников кластера. Её инициаторами могут выступать и администрация области и даже само информационно-консультационное агентство. Однако процесс обработки инициативы и решения о её принятии и реализации не будет отличаться от предложенной схемы. Итак, предлагаемые рекомендации по созданию кластеров в Воронежской области носят универсальный характер и могут быть применены вне зависимости от того, в какой отрасли возникнет кластерная инициатива, каков будет профиль кластера, какое будет количество его основных и вспомогательных участников. Указанные рекомендации могут использоваться как областной администрацией, так и организациями, желающими создать кластер.


Источники:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]/Официальный сайт Министерства Экономического развития Российской Федерации/ URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения 05.01.2010)
2. Производственная кооперация крупного и малого бизнеса. Рекомендации по созданию промышленных кластеров /Интернет-сайт ReACT.ru // URL http://www.react.ru/print/library/product_coop.doc (дата обращения 05.02.2010).