Построение маркетингоориентированной системы управления развитием экономики региона

Ергунова О.Т.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (13), Апрель 2012

Цитировать:
Ергунова О.Т. Построение маркетингоориентированной системы управления развитием экономики региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – Том 2. – № 2. – С. 3-7.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17712130
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности формирования организационной структуры маркетингоориентированного управления экономикой региона. В статье подчеркивается особая роль маркетинга в развитии экономики региона в условиях все более обостряющейся конкуренции на рынке территорий.

Ключевые слова: маркетинг, организационная структура управления, маркетингоориентированная система управления экономикой региона

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современная система управления развитием экономики территории должна быть нацелена на обеспечение ее развития, повышение качества жизни населения. При этом такой системе необходимо отвечать требованиям достаточности, адаптивности и гибкости в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды и внутренними факторами развития региона. Для повышения эффективности управления регионом предлагается сформировать и развить адаптированную маркетингоориентированную систему управления экономикой региона.

В настоящее время в большинстве регионах Российской Федерации присутствуют задачи регионального маркетинга, но они сформулированы в неявной форме, ощущается необходимость их активизации на всех уровнях иерархии регионального управления промышленно-производственным комплексом, но явно выраженной методики и механизма реализации регионального маркетинга и представления регионов во внешней среде не наблюдается. В настоящее время в регионах не существует целостной и единой системы регионального маркетинга, сформированной в соответствии с концепцией, существующие разрозненные функции регионального маркетинга, выполняемые членами правительства, законодательными органами власти и руководителями предприятий, на сегодняшний день не способны реализовать задачи регионов во внешней среде.

Для создания целостной маркетингоориентированной системы управления экономикой территории необходимы следующие условия и предпосылки:

Целесообразно сформировать структуру, реализующую основные принципы и задачи регионального маркетинга, обеспечивающие реализацию концепции и стратегии развития маркетинга региона, и способную согласовать интересы всех участников расширенного процесса воспроизводства, осуществляемого в административных рамках территории с целью обеспечения активизации продвижения регионального бренда на межрегиональном рынке и привлечения внешних участников рыночных отношений к развитию региона как субъекта Российской Федерации.

Необходимо организовать систему мероприятий и сформировать бизнес-процессы по разработке и реализации задач регионального маркетинга с целью привлечения заинтересованных предприятий и организаций на этой основе единого процесса по ориентации всех субъектов хозяйственной деятельности региона в направлении повышения и продвижения имиджа региона как интегрального промышленного комплекса, реализующего совокупный региональный продукт на межрегиональном рынке. В организацию такого процесса необходимо вовлечь все предприятия регионального промышленного комплекса независимо от их ведомственной принадлежности, юридического статуса, отношения собственности и корпоративной культуры.

Сформировать действенную многоуровневую систему информационных взаимосвязей, обеспечивающую процесс организации, подготовки, реализации и контроля за протеканием процессов развития регионального маркетинга, и обеспечивающую единое информационное пространство, в рамках которого любое предприятие региона обретает возможность реализации концепции регионального маркетинга на примере собственного процесса производства и выпуска продукции.

Законодательно установить в рамках административно-хозяйственной территории регионов легитимное правовое поле, определяющее для участников процесса реализации регионального маркетинга методы и критерии работы по этой реализации.

Реализовать подход, при котором промышленная структура и непромышленная инфраструктура, находящиеся в рамках экономического пространства территории, должны быть ориентированы в направлении достижения цели регионального маркетинга посредством ориентации всех своих маркетинговых, сбытовых, представительских функций и функций по связям с общественностью в направлении, задаваемом политикой и концепцией территории в рамках регионального маркетинга и обеспечиваемой составом и структурой его элементов.

В рамках данного механизма необходимо перераспределить функции и задачи регионального маркетинга в соответствии с их дифференциацией по степени ответственности за выполнение задач и получения результатов функционирования данного механизма. Таким образом, необходимо функциональную структуру регионального маркетинга разбить на две подструктуры — сосредоточенное и рассредоточенное множество функций регионального маркетинга. Сосредоточенное множество функций регионального маркетинга должно выполняться на уровне высших органов власти, а также организационно и структурно выделяться в виде отдельного проправительственного объединения, курируемого лично Главой территории. Рассредоточенное множество функций регионального маркетинга должно быть распределено по всем хозяйствующим субъектам региона с целью ориентации их деятельности в направлении решения задач, поставленных концепцией регионального маркетинга. Таким образом, в рамках территориального правового поля и существующего информационного пространства появляются два контура реализации целей и задач регионального маркетинга в виде взаимодополняющихся и взаимопересекающихся множеств функций, структурно выраженных в виде единого центра регионального маркетинга и функционально относящихся к нему действий хозяйствующих субъектов в области регионального маркетинга вне зависимости от их юридического статуса, ведомственной принадлежности, структуры собственности и т.д.

Исходя из вышеприведенных условий и предпосылок, для реализации концепции и принципов регионального маркетинга на территории необходимо формирование агентства регионального маркетинга, создаваемого при администрации Главы региона в качестве штабной консалтинговой структуры, и выполняющего функции по продвижению и позиционированию региона во внешней среде, по формированию бренда региона, и адекватно определяющего место региона в федеральной административной иерархии экономических субъектов Российской Федерации, что является основной генеральной целью агентства. Миссией агентства регионального маркетинга является содействие созданию благоприятных условий для повышения качества производства, развитию имиджа региона на межрегиональном уровне с целью определения адекватного места в региональном разделении труда.

В рамках данной структуры происходит реализация сосредоточенных функций регионального маркетинга. Данная структура является ведущим звеном системы регионального маркетинга, где формируется и реализуется основной процесс развития регионального маркетинга. В качестве управляемого звена рассматриваются все хозяйствующие субъекты региона, участвующие в процессе регионального маркетинга, так как агентство осуществляет функциональное руководство в области организации и координации выполнения ими рассредоточенных функций регионального маркетинга.

Реализация данного подхода позволяет констатировать, что система регионального маркетинга представляется в виде взаимодополняемого процесса выполнения сосредоточенных и рассредоточенных функций, структурно и организационно представленных в виде двух взаимопроникающих образований: ядра системы — Региональное агентство регионального маркетинга, и периферии — хозяйствущие субъекты, осуществляющие рассредоточенные функции регионального маркетинга, поддерживающие концепцию развития регионального маркетинга и реализующие стратегические планы советов.

Вывод

Можно сказать, что вся экономическая система территории, все ее хозяйствующие субъекты и инфраструктурные элементы становятся ориентирами во внешней среде в направлении достижения общерегиональных целей развития регионального маркетинга, в том числе формирования совокупного имиджа региона как экономически активного субъекта с высокой инновационной восприимчивостью, что является основой регионального бренда.


Источники:

1. Инновация: теория, механизм, государственное регулирование : учеб. пособие / под ред. Ю. В. Яковца. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 237 с.
2. Кадышев Е.Н. Проектирование интегрированной системы управления организацией на региональном уровне. – М.: Гелиос АРВ, 2000. - 210 c.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:01:06