Территориальная и отраслевая сегментация подготовки кадров в Узбекистане

Ахунова Г.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (37), Январь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ахунова Г.Н. Территориальная и отраслевая сегментация подготовки кадров в Узбекистане // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 1. – С. 103-108.

Аннотация:
Рассмотрены проблемы образовательной системы Узбекистана. Приведены данные об уровне обеспеченности трудовыми ресурсами экономики страны

Ключевые слова: подготовка кадров, Узбекистан, образование, трудовые ресурсы, кадры

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов отметил, что великое будущее страны зависит, прежде всего, от нового поколения. Воспитанием и образованием будущих граждан страны, как известно, занимаются не только лицеи, гимназии, школьные и дошкольные учреждения, но и средние и высшие учебные заведения. Функцией последних является, наряду с воспитанием и образованием, привитие обучающимся специальных профессиональных навыков. Сегодняшняя жизнь показывает, что и этот образовательный уровень становится недостаточным.

Настоятельной необходимостью становится повышение не только профессиональной, но и деловой квалификации. Этим занимаются различные институты, центры и школы подготовки и переподготовки кадров. Например, Институт экономики, бизнеса, повышения квалификации и переподготовки кадров при Ташкентском государственном экономическом университете (ТГЭУ) за годы своей работы осуществил переподготовку более 4 тыс. специалистов, преподавателей высшей и средней школы, провёл многочисленные выездные семинары и конференции в различных городах и областях республики. Учебно-методические и научные разработки профессорско- преподавательского коллектива приобретают ныне заметный вес и признание среди общественности. Однако все это не исключает, к сожалению, наличие ряда «узких» мест и нерешённых проблем, отдельные из которых унаследованы из прошлой образовательной системы, ориентированной, в основном, на подготовку специалистов для плановой экономики. К их числу, например, можно отнести следующие: - ориентированность учебных программ преимущественно на среднего студента; - господство методов обучения, рассматривающих студента в качество пассивного объекта; - средний, а порой низкий уровень обучения по отдельным дисциплинам со стороны преподавателей; - слабая обеспеченность учебных дисциплин современными учебниками и пособиями, особенно на государственном (узбекском) языке, недостаточность уровня работы по переводу важной зарубежной учебной литературы на государственный язык; - недостаточная эффективность научной деятельности отдельных факультетов, кафедр и преподавателей. Определённую тревогу (как и в России – ред.) вызывает заметное старение преподавателей старшего поколения и слабый приток в вузы молодых, что в недалёком будущем может привести к созданию определённого преподавательского вакуума в учебных заведениях. В вузах, по имеющимся данным, в настоящее время работают примерно 8-10% докторов наук и чуть более 50% кандидатов наук, возраст первых составляет 50 лет, а вторых - 35-40 лет. Устранение или, по крайней мере, нивелирование отмеченных пробелов - первый шаг для улучшения и повышения эффективности образовательной системы. Наряду с этим очень важно повысить педагогическое мастерство и квалификацию преподавателей. Педагоги с низкой квалификацией не могут готовить грамотных специалистов. Эту задачу необходимо решать путём повышения их квалификации как в отечественных, так и в зарубежных образовательных учреждениях. Количество подготавливаемых специалистов должно превосходить спрос на преподавательские кадры, чтобы иметь возможность выбора и укомплектования штатов из числа наиболее профессионально подготовленных, добросовестных и перспективных. Конкуренция же будет способствовать повышению уровня преподавания и в целом улучшению деятельности учебных заведений. Иначе говоря, степень удовлетворения потребителей (заказчиков) в кадрах должен стать критерием эффективности образовательной системы, особенно на её высшей ступени (бакалавриат, магистратура). Очень важно не допускать вакуума в системе образования и в насыщенности духовной жизни молодёжи. В случае же возникновения такого вакуума, его нужно немедленно заполнять идеями, отражающими новое жизненное содержание, новые ценности, созвучные со стремлением молодёжи к овладению знаниями, профессиональными навыками, к здоровому образу жизни и созидательной деятельности. Как говорил наш президент, если мы не возьмёмся за воспитание нашей молодёжи, это сделают другие силы, которые противодействуют строительству благополучной жизни, основанной на принципах демократии. Отсутствие необходимых научных познаний, искаженная, антигуманистическая интерпретация знаний, а тем более такая же реализация их на практике отражают невежество, которое может скрываться под самыми разнообразными личинами. Необразованность любого гражданина делает его опасным не только для самого себя, но и для окружающих. Все это, в свою очередь, во многом является следствием недостатков системы образования и воспитания. Совершенствование образовательных услуг, как и других видов рыночной деятельности, следует вести с использованием маркетингового подхода. На наш взгляд, наиболее приемлемым здесь является взгляд немецкого ученого Леттау, который под маркетингом понимает: 1) непрерывный и последовательный сбор и обработку данных о рынке, и постоянный анализ собственных преимуществ и недостатков; 2) преобразование найденных числовых значений и характеристик в кратко- и долгосрочные цели, стратегии и планы для всех предпринимательских сфер; 3) реализацию этих целей, стратегий и планов на рынке с помощью современных методов и мероприятий торгово-сбытовой деятельности; 4) объединение всех стратегий, планов и мероприятий в замкнутую и очевидную для всех концепцию с целью достижения успеха на рынке. Маркетинговые исследования, таким образом, помогают определить уровень удовлетворения потребностей населения в образовании и состояния доступа к образованию. Переход от плановой экономики к рыночной, а также демократизация процессов общественного устройства обусловили ввод в жизненный обиход различных понятий и определений. В частности, это касается таких понятий, как потребительский рынок, рынок средств производства, рынок рабочей силы, рынок ценных бумаг, информационный рынок и т.д., о которых в прошлом почти не говорилось, а если и говорилось, то, в основном, теоретически и критически. Сегодня ситуация совершенно иная. Рыночная экономика стала не только реальностью, но и безальтернативной хозяйственной системой, предусматривающей дальнейшие развитие производительных сил, экономического и социального прогресса общества. Рынок труда - структурная часть рыночной экономики. Он играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы и, в частности, обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов между отраслями и регионами, активизирует их мобильность, создает конкуренцию между квалифицированным и неквалифицированным трудом, стимулирует рост производительности труда и т.п. В отличие от других, на этом рынке осуществляется реализация особого вида товара - рабочей силы или способности человека к труду. Узбекистан является регионом с высоким уровнем обеспеченности трудовыми ресурсами. На его долю приходится почти 40% всех трудовых ресурсов Центральной Азии. Характерной особенностью трудового потенциала республики является высокий уровень его подготовки. Каждый четвертый, занятый в народном хозяйстве, имеет высшее или среднее специальное образование. По существующей оценке среднегодовая численность трудовых ресурсов в республике в 2000 году составила 12,6 млн. человек или 51,1% всего населения страны. При этом численность занятых в экономике людей составила около 9 млн. человек и возросла по сравнению с 1999 годом на 1,1 процента. Соотношение занятых на предприятиях и в организациях государственного и негосударственного сектора соответственно составила 24 и 76 %. По сравнению с 1999 годом увеличилось число занятых на транспорте и связи (на 3,8 %), в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении и заготовках (на 2,6 %), строительстве (на 5,6%). Кадры были и остаются главной производительной силой нашего общества. В научных учреждениях страны в настоящее время насчитывается более 25 тыс. научных работников. Рабочие, служащие и специалисты, занятые в сфере материального производства составляют более 70% общей численности населения республики. Подавляющую их часть составляет непосредственно рабочая сила, занятая в промышленности, сельском хозяйстве и в непроизводственной сфере. Для решения как текущих, так и предстоящих экономических преобразований необходимы все категории работников, обучение и рациональное использование которых на уровне народного хозяйства представляет собой одну из задач государственной политики, а на уровне хозяйствующих субъектов - политику предприятия. Должны быть достигнуты не только как можно большая занятость людей, но и максимальное использование их высокопроизводительного и качественного труда, направленного на поступательное развитие экономики и улучшение жизненных условий всего населения. При резком сокращении в перспективе роста числа занятых в народном хозяйстве важно обеспечить необходимую пропорциональность в развитии материального производства и непроизводственной сферы. Повышение доли занятых в непроизводственной сфере является закономерной тенденцией, обусловленной с одной стороны научно-техническим прогрессом и систематическим ростом производительности труда в отраслях материального производства, а с другой стороны - ростом требований к профессионально- квалификационному уровню работников. Кроме того, определенное влияние оказывают рыночная экономика и демократические принципы жизнедеятельности, которые уже не выдвигают в качестве обязательного условия, как это было раньше, работу только в сфере материального производства или государственных учреждениях. Теперь каждый может трудиться, во-первых, на востребованном месте и, во-вторых, в силу своего умения и деловой квалификации. Непроизводственная сфера, в том числе сфера бизнеса и предпринимательства, открывает широкие возможности, хотя и в этой сфере знания, опыт и умения играют не последнюю роль в обеспечении занятости человека, определении его жизненного места в обществе. Кадры – это, прежде всего, люди, которые отличаются друг от друга не только уровнем образования, занимаемой должностью, полом, национальностью, социальным происхождением, местом рождения и проживания, но и чисто физиологическими качествами. Всех их объединяет то, что каждый из них стремится (во всяком случае, в зрелом возрасте) создать семью, продолжить свой род и добиться определенного успеха в служебной карьере. Одним из важных путей достижения последнего является учеба и повышение своего образовательного уровня, а в необходимых случаях, в связи с производственными требованиями - повышение своей деловой квалификации в различных институтах подготовки и переподготовки кадров, причем как в отечественных, так и зарубежных. Не случайно в настоящее время немало зарубежных ученых и специалистов приезжают к нам в республику, а наши специалисты выезжают за рубеж на учебу, стажировку, для обмена опытом. Все это - не только требование времени, но и результат демократизации общественного развития во всем мире.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 18:36:03