Статья опубликована в журнале «Экономика, предпринимательство и право»5 / 2011

Эволюция программ обеспечения жильем молодежи и молодых семей в Республике Татарстан

Гареев Ильнур Фаилович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и предпринимательства в строительстве, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия

The evolution of housing programs for youth and young families in the Republic of Tatarstan - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 15

Аннотация:
В статье рассматривается ход трансформации движения молодежных жилищных комплексов в целевые программы обеспечения молодежи жильем. Как и раньше, в настоящее время ключевую роль в этом вопросе играет государство. Вместе с тем, принципиально изменились формы участия как государства, так и самой молодёжи в решении жилищной проблемы.
Цитировать публикацию:
Гареев И.Ф. Эволюция программ обеспечения жильем молодежи и молодых семей в Республике Татарстан // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – Том 1. – № 5. – С. 9-15.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В современных условиях одной из самых острых проблем является вопрос обеспечения молодежи и молодых семей доступным и комфортным жильем. Приобретение отдельного жилья – важнейший вопрос для молодых людей, создающих семью, планирующих растить и воспитывать детей.

В 2011 г. исполняется 40 лет со дня создания движения молодежных жилищных комплексов (МЖК). Рассмотрим историю развития данного движения.

Первый МЖК в Советском Союзе был построен в 1976 г. в Московской области, и уже через три года в городе Свердловске. Опираясь, на этот позитивный опыт, в октябре 1980 г. Совет молодых ученых и специалистов при Советском райкоме ВЛКСМ г.Казань выступил с идей строительства первого МЖК в городе, и эта инициатива была поддержана предприятиями. В дальнейшем, создание МЖК в Казани официально было одобрено Госпланом СССР и на финансирование его строительства было получено согласие пяти союзных Министерств.

Решением Казанского городского исполнительного комитета были определены объем строительства в 2,5 тыс. квартир с полным набором объектов социально-культурного быта, общая сметная стоимость комплекса в 25 млн. руб. и 23 предприятия-дольщика.

В октябре 1982 г. в Казани началось строительство первого МЖК и менее чем через год (13 августа 1983 г.) был торжественно заселен первый дом  молодежного жилищного комплекса №1 (МЖК-1) г.Казань.  Всего в первый комплекс заселилось 1500 молодых семей.

В дальнейшем благодаря эффективной работе кандидатов в члены МЖК и комсомольско-молодежных строительных отрядов (КМСО) к середине 1989 г. было построено и заселено еще 7 домов МЖК. В 1986 г. проект этого комплекса (архитектор Саначин С.П.) завоевал «малую» золотую медаль на международном конкурсе в городе Токио.

Важно подчеркнуть, что в домах МЖК были созданы органы самоуправления – Советы домов, детские дружины, родительский Актив. Силами жильцов и кандидатов в члены МЖК проводились субботники по благоустройству и озеленению, утеплению подъездов, строительству детской инфраструктуры, работы по телефонизации домов, организации клубов и секций.

Таким образом, к августу 1989 г. в республике, преимущественно в городах, было создано 15 организаций МЖК. Практически все они содержали необходимый штат сотрудников и работали на общественных началах.

В целом молодежным жилищным комплексом в республике было построено около 5000 квартир.

Основой для формирования нормативной правовой базы строительства жилья для молодежи, импульсом для расширения движения МЖК стало принятие двух  постановлений Совета Министров СССР о строительстве и проектировании молодежных жилых комплексов и кооперативных жилых домов (Постановление Совета Министров СССР №628 от 5 июля 1985 г. «О дополнительных мерах по строительству молодежных жилых комплексов и кооперативных жилых домов для молодежи» и №690 от 12 июня 1986 г. «О некоторых вопросах, связанных с проектированием и строительством МЖК»), которые определили:

  • финансирование МЖК в пределах государственных капитальных вложений и средств предприятий;
  • условия трудового участия в строительстве МЖК (может осуществляться как с отвлечением, так и без отвлечения от основного места работы);
  • распределение жилой площади в домах МЖК (предоставляется рабочим и служащим, выполнившим трудовую программу участия в проектировании и строительстве МЖК).

Важным событием в 1990 г. стал  Первый Съезд МЖК СССР в г.Алма-Ата, где было представлено более 600 молодежных жилищных комплексов, в которых по имеющимся оценкам, получили новые квартиры или улучшили свои жилищные условия более 4-х миллионов человек.

Несмотря на значительный социально-экономический эффект, в начале 90-х гг. прошлого века, из-за прекращения финансирования эксперимент по созданию МЖК начал сворачиваться. Было заморожено строительство жилых и социально-бытовых объектов МЖК, большинство из них не были готовы к финансовой самостоятельности. Общий объем незавершенного жилого строительства МЖК, по данным Госкоммолодежи России на конец 1993 г. составлял 3,1 млн.кв.м или более 50 тыс.квартир.

Новым этапом в истории молодежного жилищного строительства стало создание общероссийской общественной организации «Союз МЖК России» (март 1993 г.). С созданием Государственного Комитета Республики Татарстан по делам детей и молодежи (ныне – Министерство по делам молодёжи, спорту и туризму Республики Татарстан) началась работа по поиску вариантов решения жилищных проблем молодежи республики в новых социально-экономических условиях.

В 1995 г. при активном участии молодежных жилищных комплексов республики была создана «Общественная организация содействия МЖК и молодежного жилищного строительства Республики Татарстан», переименованная в 2000 г. в Общественную организацию «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан».

В Татарстане – одном из первых субъектов Российской Федерации, в мае 1997 г. была утверждена республиканская программа государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья. Для усиления  законодательного закрепления этого права молодых семей принят Закон Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» от 21.10.1999 г. №2443. В этот период в республике при помощи средств федерального бюджета было завершено строительство домов МЖК. В рамках этого Закона с 1999 г.  государственную поддержку в улучшении жилищных условий получили  3520 молодых семей. Из них 2511 семей приобрели новые квартиры, 468 семей завершили строительство индивидуального жилья и 541 семья приобрела квартиры на вторичном рынке. Суть господдержки заключается в предоставлении семьям беспроцентной рассрочки за приобретаемое жилье. Особенностью Закона является то, что возвратные средства от молодых семей направляются на дальнейшее оказание господдержки последующим молодым семьям [1].

В конце 1999 г. в Казани на Всероссийском семинаре по вопросам обеспечения жильем молодых семей, где участие приняли более 70-ти регионов РФ, были предложены основные пути дальнейшего развития государственной молодежной жилищной политики.

В эффективности Закона и молодежных жилищных программ Республики Татарстан убеждает и то, что впоследствии во многих регионах России  были приняты аналогичные программы, а затем – специалистами Союза МЖК России совместно с департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации была разработана и утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». В ней был сконцентрирован практический опыт организаций МЖК в решении жилищной проблемы молодежи и молодых семей в новых экономических условиях. Благодаря реализации федеральной программы, во многих субъектах России приняты региональные программы по строительству жилья для молодых семей.

Республика Татарстан с самого начала активно включилась в реализацию федеральной программы. Так, за период реализации первого этапа программы с 2002 по 2006 гг. получили субсидии на рождение ребенка 830 молодых семей Татарстана.

На реализацию второго этапа подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» были предоставлены безвозмездные социальные выплаты на общую сумму более 3,5 млрд. рублей (из них 1,67 млрд. руб. федерального бюджета), что позволило  обеспечить жильем около 7000 молодых семей (6976 семей) в 38 муниципальных образованиях республики. Хотелось бы подчеркнуть, что Татарстан является одним из лидеров среди регионов в части привлечения средств из федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы.

При реализации мероприятий подпрограммы в строительную сферу экономики Республики Татарстан привлечено более 9,0 млрд. рублей, из них 5,5 млрд.руб. – это дополнительные финансовые средства банков (ипотечные кредиты) и собственные средства молодых семей. Таким образом, создается так называемый мультипликативный эффект, т.е. кроме социального значения программы, есть и экономическая сторона – строительство нового жилья и развитие ипотечного кредитования.

Все это стало возможным благодаря эффективному взаимодействию всех участников реализации программы от этапа формирования списков, информационной работы среди молодых семей, до предоставления готового жилья.

Необходимо отметить, что предоставление жилья в республике в рамках подпрограммы осуществляется через единого поставщика жилья – Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан. Молодые семьи получают новое жилье эконом-класса,  с чистовой отделкой по ценам ниже рыночной стоимости жилья и не превышающей норматив стоимости одного квадратного метра жилья, устанавливаемый Министерством регионального развития Российской Федерации (на 1 квартал 2011 г. – 26200 руб.).

При реализации мероприятий подпрограммы в республике проходит конкурсный отбор банков, осуществляющих обслуживание и кредитование молодых семей. Так, с молодыми семьями работают 2 банка. «Ак Барс банк» предоставляет ипотечные кредиты на условия 12,9% годовых сроком до 20 лет, Сбербанк от 10,95 до 12,80% годовых сроком до 30 лет. Также, в целях упорядочивания работы основных исполнителей программы, между ними утвержден порядок взаимодействия, отработан механизм погашения кредитов за счет материнского капитала [2].

На современном этапе государственная поддержка молодых семей в республике ведется по четырем направлениям:

  • осуществление комплекса мер в рамках Закона РТ «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий»;
  • участие молодых семей в системе «социальной ипотеки»;
  • поэтапная реализация федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище»;
  • строительство жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе в рамках ФЦП «Социальное развитие села».

Разнообразие механизмов каждой из перечисленных жилищных программ позволяет различным категориям молодых семей подобрать наиболее приемлемые варианты получения государственной поддержки, что делает ее более доступной.

Из указанных направлений Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан определено Правительством Республики Татарстан государственным заказчиком по реализации Закона РТ «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» и федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 гг.».

  В 2010 г., в продолжение федеральной программы, действовавшей до 2010 г., постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

Рассмотрим изменения в механизме реализации вновь принятой программы:

  • на 5% уменьшился размер социальной выплаты молодым семьям, который теперь составляет  35% от  расчетной (средней) стоимости жилья;
  • субъекты Российской Федерации имеют возможность определить уполномоченную организацию, по предоставлению жилья эконом-класса. Хотел бы подчеркнуть, что подобный механизм реализуется в Татарстане уже с 2006 г.;
  • значительное отличие состоит в том, что изменилась методика распределения средств федерального бюджета среди регионов России. Например, если в 2010 г. соотношение бюджетов для Республики Татарстан составляло ‒ 22% федерального и 18% республиканского (социальная выплата 40% от стоимости жилья), то в 2011 г. прогноз соотношения средств бюджетов может составить ‒ из федерального от 5% до 10%, республиканского от 30% до 25%. Таким образом, при объеме финансирования из республиканского бюджета в сумме 100 млн. руб. софинансирование из федерального бюджета может составить от 15 до 30 млн. руб., в зависимости от того, как заявятся другие регионы.

В целом, учитывая наличие в республике иных жилищных программ, направленных на поддержку населения в улучшении жилищных условий, финансирование которых осуществляется из республиканского и местных бюджетов, во вновь принятой федеральной программе значительно увеличивается нагрузка на бюджеты субъектов.

На данном этапе для молодых семей Республики Татарстан остается крайне актуальным вопрос решения жилищной проблемы. Только на начало 2011 г. Министерством по делам молодежи, спорту и туризму  Республики Татарстан приняты от муниципальных образований заявки на участие 9 500 молодых семей в федеральной подпрограмме.

Таким образом, государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий всегда являлась приоритетом в Республике Татарстан. Очевидна его социальная значимость, так как молодые семьи поверили и ощущают поддержку и внимание государства в решении одной из самых острых проблем, в создании достойных условий для рождения и воспитания детей, что является одним из основных факторов улучшения демографической ситуации в республике. И сегодня в Татарстане есть активная и четкая позиция, направленная на дальнейшую реализацию этого направления, используя имеющиеся у республики возможности и опыт.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гареев И.Ф. Эффективность бюджетных программ воспроизводства жилищного фонда в Республике Татарстан // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2009. - №2. - С. 46.
2. Гареев И.Ф. Совершенствование механизма федеральной программы обеспечения жильем молодых семей // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - №14. - С.13.