Экономические приоритеты Казахстана в период глобальных кризисных волн

Матвеев М.М.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (5), Май 2011

Цитировать:
Матвеев М.М. Экономические приоритеты Казахстана в период глобальных кризисных волн // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – Том 1. – № 5. – С. 3-8.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16535673
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проанализированы вопросы создания условий конкурентоспособности экономики Казахстана, в том числе через социально-экономические и технологические трансформации. Определяется роль индустриально-инновационного развития в этих процессах. Рассматривается статистика в области экономических преобразований. Определяется необходимость создания условий макроэкономической стабильности и устойчивости развития.

Ключевые слова: конкурентоспособность, республика Казахстан, индустриально-инновационное развитие, социально-экономические трансформации, экономика Казахстана



События прошедшего десятилетия ярко проявили роль процессов глобализации, охвативших все процессы мирового хозяйствования. Последние события показали, что удержание позиций на мировых рынках связанно с жесткой конкурентной борьбой. Такие условия определяют необходимость активности и открытости Казахстана в глобальных процессах, что может служить причиной того, войдет или нет Казахстан в мировое сообщество как полноправный субъект. Все это определяет актуальность задачи создания условий конкурентоспособности национальной экономики, что в свою очередь определяет возможность полноправного участия Казахстана в системе глобальной мировой экономики. Это становится более важным в период развития глобальных экономических кризисных волн.

Ключевое значение в повышении конкурентоспособности казахстанской экономики приобретают социально-экономические и технологические трансформации. Эти трансформации направлены на структурные изменения в экономических системах стран. Их волновые колебания от либерализма к серьезному государственному регулированию и обратно, а также дальнейшее развитие инновационно-технологических процессов, освоение техники современного пятого и перспективного шестого технологических укладов, ориентация на стратегию поддержки высокотехнологичных производств, инновационного сектора и предпринимательства, оказывают негативные воздействия на стабильное состояние социальных систем. Такое «противоречие» в системном развитии государств является неотъемлемым условием их эволюции.

Структурные социальные трансформации в кризисной экономике любого государства состоят в преодолении негативного воздействия неуправляемой рыночной стихии, снижение влияния «саморегуляции» рыночного механизма на социальные институты и общественные системы. Экономическая трансформация заключается в преодолении гипертрофии ориентированного на экспорт энергосырьевого сектора, опережающего развитие обрабатывающих отраслей, повышении пропорциональности и сбалансированности развития экономики, обеспечении на этой основе устойчивого роста на базе модернизации производства. Все это должно обеспечиваться социально ориентированным правовым режимом.

Думается, что на фоне непростых глобальных политических процессов, охвативших Мировое Сообщество, происходит эволюционный ход общественного развития от политической и экономической независимости различных стран, к глобализации экономического хозяйствования, на фоне общей социализации экономических процессов.

В республике Казахстан, на фоне второй волны экономического кризиса, для поддержки макроэкономической стабильности предусматривается осуществление эффективной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. При этом контроль экономической ситуации предполагает как мониторинг и анализ динамики наполнения государственного бюджета, национального фонда, так и рост динамики производства, а также занятости, как на конкретных предприятиях, так и в регионах. Важным является также использование механизмов социальных пособий и других видов социальной помощи.

На фоне роста глобализации политических и экономических процессов, ключевое значение в повышении конкурентоспособности национальных экономик приобретают инновационные процессы и социальные и технологические трансформации. Известно, что Казахстан опережает многие страны СНГ, по эффективности экономического реформирования, являясь бесспорным лидером в Центрально-Азиатском регионе. Однако это развитие совсем небеспроблемно, что и определило необходимость дальнейшего продвижения инновационных инициатив на всех уровнях, во всех регионах страны.

Однако известно, что инновации не происходят вне индустриально развитых общественных структур, так как основу инноваций и ее базу составляют современные информационные технологические линии производственного системного комплекса национальных и глобальных экономик. Индустриально-инновационное развитие является, может быть, единственным шансом для будущего Казахстана, осуществляющего сложный путь на вершину глобальной мировой экономики. Это движение подкрепляется реализацией ряда инвестиционных проектов, объемом свыше 43 млрд. долларов [1]. Полученные средства должны пойти в несырьевой сектор, что обеспечит ввод в действие десятков объектов индустриальной программы, инфраструктуры и совместных предприятий.

Основой и «мотором» модернизации призваны стать предприниматели, для поддержки которых в регионах разрабатывается бюджетная программа «Дорожная карта бизнеса-2020», благодаря которой к концу нового десятилетия доля малого и среднего бизнеса в ВВП будет увеличена до 40 процентов [1]. Этому будет способствовать правовая база, основой которой может стать социальная постлиберальная идеология.

Необходимым является продолжение реформы региональной политики, что даст возможность к развитию уже существующих отраслей, созданию новых предприятий. Внедрение инноваций, на базе дальнейших процессов глобализации и интеграции, приведет к росту производительности труда в промышленности и в сельском хозяйстве. При этом, как подчеркнул Президент Казахстана, данная экономическая программа обеспечена финансовыми и материальными ресурсами.

Сегодня в Казахстане разработан и внедряется комплекс мер, направленных на создание многоотраслевой экономики, которая базируется на Программе индустриально-инновационного развития. Итоговым результатом этих мер станет решение следующих задач: существенное снижение безработицы, дефицита бюджета, развитие отечественного товаропроизводства, повышение жизненного уровня граждан. Данная Программа очень актуальна для Казахстана, и ее реализация обеспечит устойчивую, стабильную экономику, решение социальных вопросов, в первую очередь, занятость населения, даже в процессе негативного воздействия периода «кризисных волн».

Статистика доказывает, что Казахстан уже сегодня достиг определенных успехов в области экономических преобразований. При этом следует признать, что быстрые темпы развития не подкреплены достаточной инновационной базой, а инновационная активность многих промышленных предприятий все еще недостаточна, что может сказаться на темпах индустриальных преобразований.

Осознание решающей роли инноваций в устойчивом экономическом развитии проявилось в последнее время в усилении внимания со стороны государства к этой сфере. Это требует, прежде всего, усиления государственной научно-технологической и инновационной политики.

Важную роль в осуществлении этой политики играет статистика инновационного развития Республики Казахстан. Следует заметить, что в настоящее время единого подхода к статистической оценке инновационного развития государства нет, а эта оценка базируется на выборочных обследованиях. Объем инновационной продукции в РК представлен на рис. 1.

По данным статистики объем инновационной продукции за период с 2004 г. по 2009 г. имел тенденцию к росту и составил в 2006 г. – 156039,9 млн. тенге.

Рис. 1. Объем инновационной продукции (млн. тенге)

Источник – статистический сборник Агентства РК по статистике «Наука и инновации»2009 г.

Однако в 2008 г. происходит его значительное снижение до 111531,1 млн. тенге, которое было вызвано объективными причинами, а именно результатами мирового финансово-экономического кризиса: сокращением инвестирования инноваций, повышенным риском финансирования инновационных проектов [2].

Объем инновационной продукции за период 2010 г. и начала 2011 г. был выдержан, примерно в рамках 2009 г., что характеризует отсутствие положительной динамики. Существующие исследования показывают, что научный потенциал республики на современном этапе значительно подорван последствиями мирового кризиса, что, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности экономики, производительности общественного труда. Естественно, кризис отразился на темпах развития экономики, однако, следует заметить, что при этом рост экономики Казахстана в 2009 г. составил 1,1%, а в промышленности ‒ 1,7% [2].

Однако наметившаяся волна очередного экономического кризиса, которая уже видна сегодня, может замедлить эти позитивные процессы, что требует гибкости в проведении экономической политики и политических преобразований. При этом создание условий макроэкономической стабильности и устойчивости служит стратегическим приоритетом государственной политики, так как это направление может создать определенный фундамент развития остальных приоритетных направлений предложенной индустриально-инновационной стратегии.

Задачей политики «кризисных экономических волн», по нашему мнению, должно стать удержание динамики экономических процессов, создание условий сохранения стабильного социально ориентированного экономического дрейфа, суть которого заключается в выборе устойчивой платформы экономической стабильности, с акцентами на социальные результаты.


Источники:

1. Назарбаев Н.А. Новое десятилетие ‒ новый экономический подъем, новые возможности Казахстана / Послание Президента страны народу Казахстана. – «Блм»: Алматы, 2010.
2. Статистический сборник Агентства РК по статистике «Наука и инновации». – «Блм»: Алматы, 2010.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:30:18