Статья опубликована в журнале «Экономика, предпринимательство и право»3 / 2011

Анализ особенностей перехода российских высокотехнологичных предприятий от плановой экономики к рыночной

Алабужев Дмитрий Сергеевич, аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

Analysis of the characteristics of Russian high-tech firms move from a planned economy to a market economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 50

Аннотация:
В приведенном обзоре проанализированы особенности перехода российских предприятий к рыночной экономике, показаны особенности этого перехода, повлиявшие на деятельность предприятий высокотехнологичных отраслей.
Цитировать публикацию:
Алабужев Д.С. Анализ особенностей перехода российских высокотехнологичных предприятий от плановой экономики к рыночной // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – Том 1. – № 3. – С. 49-63.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Переходная экономика

Переходная экономика — это такое состояние экономики, при котором происходит отмирание старой и становление новой экономической системы. Переходная экономика характеризует «промежуточное» состояние общества — эпоху экономических, политических и социальных преобразований. В исторически небольшой отрезок времени меняются:

  • отношения собственности;
  • способы распределения ресурсов;
  • типы воспроизводства;
  • цели и средства экономического развития;
  • модели мотивации;
  • правовые институты.

Для переходной экономики характерны неустойчивость, наличие множества вариантов «конечных» пунктов перехода, большая роль внеэкономических факторов. Направленность, выбор конечной цели, продолжительность существования переходной экономики во многом зависят от соотношения различных социальных сил, партий, содержания экономической политики, степени поддержки политики государства населением и т.п.

Конец ХХ в. — время переходных экономик. Развитые страны переходят от индустриального к постиндустриальному обществу; развивающиеся — от аграрного к индустриальному; постсоциалистические страны — от плановой экономики  к рыночной. При этом в каждой стране есть свои особенности, свои характерные черты, собственные пути и методы перехода.

Специфика переходных экономик постсоциалистических стран обусловлена особенностью экономики допереходного периода. В течение примерно 70 лет в России господствовала созданная на основе социалистической доктрины командно-административная (плановая) экономика, для которой были характерны две основные черты:

  • полное огосударствление экономики на основе абсолютного преобладания государственной собственности. Государство фактически было единственным собственником и распорядителем ресурсов общества;
  • государственное планирование народного хозяйства, включавшего в себя три обязательных элемента:
  • централизованность — распределение заданий центральными государственными органами;
  • директивность — обязательность для выполнения;
  • адресность — доведение планового задания до конкретного исполнителя.

Такая экономическая система имела своим следствием преодоление в короткие сроки отставания России от индустриально развитых стран, существенные достижения в социальной сфере.

Однако со временем, особенно в условиях развернувшейся во второй половине ХХ в. научно-технической революции, стали нарастать и отрицательные последствия планового функционирования хозяйства:

  • снижение эффективности производства;
  • преобладание экстенсивного типа развития;
  • невосприимчивость экономики к достижениям научно-технического прогресса;
  • развитие диспропорций народного хозяйства: высокая доля ВПК и отраслей топливно-энергетического комплекса при соответственно низкой доле отраслей потребительского сектора;
  • уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп населения;
  • подрыв трудовой мотивации работников;
  • исключение предпринимательской инициативы;
  • экономическая изолированность от мирового хозяйства;
  • постоянный, всеобщий, нарастающий дефицит как продукции производственно-технического назначения, так и потребительских товаров и услуг.

Глубокий кризис, охвативший экономику России и других социалистических стран, потребовал перехода к иной экономической системе — рыночной (смешанной) экономике.

 С 1992 г. в России начались коренные экономические реформы, положившие начало новому периоду в истории России — переходному периоду, в течение которого происходил демонтаж командно-административной системы и формировались основы рыночной экономики.

Началом трансформации стало изменение политического устройства страны – утрата государственной власти коммунистической партией, прекращение функционирования прежних органов законодательной и исполнительной власти. С приходом к власти некоммунистических политических сил в стране начались социально-экономические преобразования, основной целью которых было разгосударствление (снятие с государства функций прямого государственного управления, передача соответствующих полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных связей горизонтальными) и формирование рыночных механизмов координации хозяйственной деятельности.

Для достижения этих целей и формирования эффективной рыночной экономики вместо плановой было необходимо:

  • провести приватизацию и на этой основе, сократить государственное регулирование хозяйственной жизни, демонтировать планово-распределительную систему хозяйства;
  • осуществить либерализацию — отмену ограничений и запретов, относящихся к производственной и коммерческой деятельности; разрешить предприятиям самостоятельно устанавливать цены, искать себе партнеров, свободно заключать рыночные контракты, самостоятельно осуществлять внешнюю торговлю, т.е. устанавливать хозяйственные связи рыночного типа;
  • сформировать рыночную инфраструктуру (систему банков, бирж, предприятий оптовой торговли, страховых компаний, рекламных, информационных агентств и т.п.);
  • осуществить макроэкономическую стабилизацию (снизить темп инфляции, которая после либерализации цен приходит на смену товарному дефициту, сократить государственные расходы, снизить бюджетный дефицит и др.);
  • провести демонополизацию экономики, создать конкурентную среду — условие повышения эффективности производства;
  • осуществить структурную перестройку;
  • обеспечить социальные гарантии гражданам со стороны государства и поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества;
  • последовательно интегрировать национальную экономику в систему мирохозяйственных связей. Необходимость интеграции в мировое хозяйство была связана с тем, что слабая связь советской экономики с мировым рынком, отсутствие конкуренции с зарубежными странами стали причинами технического отставания отечественной продукции, снижения ее качества, неэффективности многих производств.

Решение этих задач — условие и предпосылка создания рыночного механизма, повышения эффективности производства, усиления социальной ориентации экономики.

Однако в ходе реорганизации плановой экономики по причинам как объективного, так и субъективного характера возник целый ряд негативных явлений, среди которых наиболее болезненны:

  • инфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяйственной жизни;
  • спад производства, связанный со структурной перестройкой (сокращение объёмов производства в военной сфере, в тяжелой промышленности) и ограничением спроса вследствие роста цен;
  • появление (в связи с сокращением производства) безработицы;
  • снижение величины накоплений и инвестиционной активности;
  • ослабление возможностей государства по регулированию хозяйственной жизни (старые механизмы сломаны, новые еще не созданы или не действуют в полной мере);
  • дифференциация доходов, социальное расслоение.

Таким образом, в переходной экономике к тем негативным явлениям, которые были следствием планового ведения хозяйства, добавляются новые, ухудшая состояние экономики и усложняя те задачи, которые должно решить общество в переходный период.

Для переходной экономики объективно характерен «трансформационный спад» — ухудшение всех основных макроэкономических показателей, которое обусловлено тем, что в этот период утрачивают силу прежние институты и механизмы хозяйственной деятельности, а новые, присущие рыночной системе, еще только формируются.

Характерными чертами трансформационного спада являются:

  • переход от товарного дефицита к денежному дефициту и недостаточности спроса;
  • столкновение хозяйственных мотивов;
  • сокращение инвестиционной деятельности государства;
  • неопределенность прав собственности;
  • массовая неплатежеспособность предприятий;
  • слабость финансовых институтов.

Обозревая опыт переходных экономик в разных постсоциалистических странах, можно выделить три этапа переходного периода: этап кризисного развития, этап стабилизации, этап возобновления экономического роста.

Первый (1992–1996) — период ухудшения всей макроэкономической ситуации в стране. Это время, когда происходит либерализация экономики, осуществляется приватизация, создаются основные правовые и организационные рыночные институты. Нарастание макроэкономической нестабильности заставляет государство предпринимать меры, направленные, прежде всего, на борьбу с инфляцией, которые постепенно дают свои результаты. В России 1997 г. становится переломным, и впервые за ряд лет происходит улучшение основных макроэкономических показателей.

Второй (1998) — кризис, нарушивший положительную тенденцию в развитии экономики страны. Его причиной стали не только неблагоприятные внешние обстоятельства, но глубокие диспропорции, накопившиеся в течение 1992–1997 гг. Однако кризис 1998 г. создал условия для развития отечественного производства. Резкое падение курса рубля снизило эффективность импорта (в 90-е гг. товарные рынки наполнялись преимущественно импортной продукцией) и создало условия для расширения производства отечественных товаров.

Третий, начавшийся в 1999 г., — период перехода к экономическому росту, улучшения всех макроэкономических показателей. Однако достигнутый рост позволил к началу 2004 г. компенсировать лишь около 40% падения производства (за время экономического кризиса Россия потеряла почти половину своего экономического потенциала), и в России пока не достигнут предкризисный уровень. Однако очевидно, что низшая точка развития пройдена, и экономика России развивается по восходящей линии. Только наращивая темпы экономического роста, Россия сможет обеспечить достижение основной цели, которая и вызвала необходимость смены экономического механизма, — повышение эффективности общественного производства и на этой основе повышение уровня жизни.

Если переходная экономика имеет достаточно четко датируемое начало, то ответить на вопрос, когда и чем завершится переходный период, весьма сложно. Вопрос о конечной цели преобразований вызывает много дискуссий. Генеральное направление очевидно — создание рыночной системы хозяйствования. Но существует множество моделей рыночной экономики, поэтому вопрос о том, к какой экономике должна перейти Россия, дискуссионен. Однако в последнее время все большее число политиков и экономистов сходятся в том, что конечная цель всех преобразований в России — создание социальной рыночной экономики, для которой характерны следующие черты:

  • единство и взаимодействие рынка и государства, при котором «невидимая рука» рынка сочетается с «видимой рукой» государства и государственное регулирование экономики создает условия для реализации всех достоинств рыночного механизма;
  • широкое участие государства в социальном регулировании;
  • наличие развитых рыночных институтов, позволяющих наиболее эффективно удовлетворять потребности людей;
  • социальная ориентированность экономики, обеспечивающая баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью;
  • социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двухстороннем порядке между работодателями и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.

 

Приватизация — необходимое условие перехода к рынку

Приватизация — преобразование отношений собственности, заключающееся в переходе государственной собственности в частную — является важнейшей предпосылкой разгосударствления экономики, ее перехода к рынку. Приватизация предполагает продажу или бесплатную передачу гражданами, акционерными обществами, товариществами собственности государства или местных органов власти.

Процесс приватизации в России начался с принятием Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации. Основными целями приватизации в России были:

  • формирование слоя частных собственников-предпринимателей;
  • демонополизация экономики;
  • создание конкурентной рыночной среды;
  • содействие финансовой стабилизации экономики;
  • повышение эффективности деятельности предприятий;
  • привлечение иностранных инвестиций;
  • социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Процесс приватизации предполагает:

  • определение собственности, которая остается в руках государства и приватизации не подлежит или подлежит с большими ограничениями;
  • разделение условий приватизации мелких и крупных предприятий («малая» и «большая» приватизация);
  • определение методов проведения приватизации.

Что касается определения собственности, которая остается в руках государства, то в России было выделено пять типов предприятий с той или иной степенью государственного участия и соответствующими ограничениями в приватизации:

  • естественные монополии, в которых управление государственным пакетом осуществляется коллегией представителей государства (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»);
  • акционерные общества, доминирующие на отдельных рынках, которые контролируются государством путем закрепления за ним контрольного пакета акций или «золотой акции» (акция, которая дает ее владельцу право «вето» при принятии решений об отчуждении имущества, о ликвидации общества и т.п.);
  • акционерные общества, акции которых могут быть переданы в холдинги и другие объединения предприятий, но с сохранением в руках государства «золотой акции»;
  • акционерные общества, пакеты акций которых могут быть переданы в управление субъектам Федерации;
  • все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы.

Разграничивались условия и методы приватизации малых и крупных предприятий.

Малая приватизация касалась преимущественно предприятий торговли, общественного питания, гостиничного хозяйства, сферы услуг. Она проходила в большинстве случаев эффективно и быстро. При малой приватизации новый собственник, как правило, обязан был в течение определенного срока сохранить профиль предприятия.

Большая приватизация осуществлялась преимущественно путем акционирования предприятий и перехода контрольного пакета акций в руки частных инвесторов. Большая приватизация столкнулась с серьезными трудностями. Средств населения было недостаточно для инвестирования в крупные предприятия, иностранный капитал предпочитал, в основном, портфельные вложения.

Приватизация в России осуществляется двумя методами: бесплатно и путем выкупа (денежная приватизация).

Бесплатная приватизация:

  • передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов разделили на все население России. На каждого россиянина пришлось 10000 руб. На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер) — документ, который мог использоваться в пределах обозначенной на нем суммы как платежное средство при приобретении объектов приватизации. Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности;
  • предоставление членам трудового коллектива права безвозмездно получить часть акций акционируемого предприятия;
  • бесплатная передача части государственного жилого фонда населению.

Денежная приватизация началась со второй половины 1994 г. и проходила путем:

  • продажи государственных объектов по конкурсу или аукциону. Конкурс (коммерческий) — это продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия. Аукцион — это продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий, при этом право собственности переходит покупателю, предложившему максимальную цену;
  • преобразования государственных предприятий в акционерные общества с последующей продажей акций частным инвесторам. Акционирование само по себе не является способом приватизации. Акционерное общество приватизируется только тогда, когда большая часть акций (контрольный пакет) переходит в собственность частных инвесторов. Членам трудового коллектива предоставлялось приоритетное право быть частными инвесторами своего предприятия;
  • полного или частичного выкупа государственного имущества, ранее сданного в аренду.

Предполагалось, что быстрая приватизация создаст необходимую «критическую массу» частных собственников, приведет к повышению эффективности производства и подъему экономики. Однако надежды, которые возлагались на приватизацию, не оправдались. На волне быстрой приватизации подъема экономики не произошло, а сама она породила множество новых проблем.

В сфере малой приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг способствовали созданию конкурентной среды. В сфере же большой приватизации выделение структурных подразделений и предприятий из состава единых производственных комплексов привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей и часто — к усилению монополизма.

Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, часто не совпадают с приоритетами структурной перестройки экономики России.

Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета за счет сокращения затрат на поддержку государственных предприятий и увеличение доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации будут содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло: государство нередко по-прежнему несет бремя поддержки приватизированных предприятий, а доходы бюджета от приватизации незначительны.

Процесс приватизации в России шел сложно, нередко приватизация происходила путем присвоения, «растаскивания» государственной собственности. На основе государственной собственности организовывались всякого рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, обладающие правом владения и распоряжения собственностью и доходами, устанавливающие монопольные цены и не допускающие конкуренции. При распределении собственности невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительность результатов приватизации требует перенесения центра внимания от раздачи и перераспределения собственности в направлении создания условий для роста эффективности и конкурентоспособности предприятий, проведения активной структурной перестройки, развития инвестиционного процесса и модернизации производства.

Прошедшая в России юридическая смена формы собственности — это только часть процесса изменения отношений собственности. Приватизация не ведет к автоматическому изменению системы управления и повышению эффективности производства. Создание действительно новых форм присвоения, стимулирующих рациональное хозяйствование — это длительный процесс, требующий определенного времени. Сегодняшняя задача — это формирование эффективного собственника — хозяйствующего субъекта, который обладает всей полнотой прав собственности, заинтересован в ее развитии и способен осуществлять для этого соответствующие инвестиции.

 

Роль и функции государства в переходной экономике

В плановой экономике государство играло решающую роль во всех сферах экономической жизни страны. Через систему директивных адресных заданий государство определяло основные хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия. За предприятием сохранялась самостоятельность в решении очень небольшого круга хозяйственных вопросов.

В рыночной экономике основным регулятором хозяйственной жизни, как известно, является рынок. Государственное регулирование призвано помочь рынку, устранить возможные негативные последствия действия рыночных сил. И хотя степень государственного вмешательства в экономику в разных странах различна, в любом случае в рыночной экономике государство сосуществует, взаимодействует с рынком.

Изменение роли и места государства в экономике — одна из важнейших задач, которая должна быть решена в переходной экономике. При этом должна не просто уменьшиться степень воздействия государства на экономику, должны измениться формы и методы этого воздействия.

Роль государства в переходной экономике не совпадает с его ролью ни в плановой, ни в рыночной экономике.

С одной стороны, в переходной экономике государство в значительной степени утрачивает свои функции собственника, теряет монопольную власть над ресурсами общества. Экономическая деятельность теперь осуществляется и другими собственниками, функционирующими на основании законов рынка. Государство, превращаясь в одного из экономических агентов, занимает новое для него место в хозяйственной системе.

С другой стороны, государство, сохраняя свои властные полномочия, интенсивно вмешивается в хозяйственное развитие. На переходном этапе рынок находится в стадии становления. Его регулирующие механизмы не действуют в полной мере, что и обусловливает необходимость более активного участия государства в регулировании экономического развития по сравнению с его деятельностью в сложившихся рыночных экономиках. Сам процесс перехода направляется государством, именно государство создает соответствующую нормативно-законодательную базу для развития рыночных отношений, стимулирует создание инфраструктуры рынка.

Таким образом, в переходной экономике роль государства выше, чем в условиях рынка. В период трансформации всей экономической системы государство выполняет две основные функции:

  • создание условий эффективной работы рынка — обеспечение правовой базы рыночного хозяйства, изменение системы управления экономикой, создание системы стимулирования и защиты конкуренции как важнейшего атрибута рынка, формирование необходимой рыночной инфраструктуры и т.п.;
  • дополнение и корректировка действий собственно рыночных механизмов — перераспределение доходов, борьба с монополизмом, производство общественных товаров, борьба с макроэкономической нестабильностью, стимулирование экономического роста и т. д. Конкретные задачи, которые должно решать государство в переходный период, определяются основными направлениями перехода от плановой экономики к рыночной и тем, что в переходной экономике государству приходится брать на себе некоторые функции, которые в условиях развитых рыночных экономик выполняют другие экономические агенты. Остановимся подробнее на задачах, которые должно решать государство в переходной экономике.

Создание нормативно-законодательной базы рыночной экономики, правовое обеспечение проводимых реформ. Если в сложившейся рыночной экономике уже существует правовая база функционирования рынка и роль государства сводится к контролю за соблюдением законодательства и внесению в него в случае надобности частичных изменений, то в переходной экономике задача государства — заново создать правовую базу рынка.

Необходимы разработка и принятие новых государственных законов, которые четко определяли бы права собственности, правила функционирования хозяйственных единиц, основы налогообложения и антимонопольного регулирования, права потребителей и гарантии социальной защиты и т.п. При этом возникает дилемма: с одной стороны, законодательство должно быть стабильным, с другой стороны, не апробированное практикой, оно объективно не может быть совершенным и требует постоянной доработки. Это противоречие между требованием стабильности и необходимостью изменений законодательства в переходной экономике чрезвычайно остро и весьма осложняет реализацию государством функции правового обеспечения экономики.

Рыночное хозяйственное право должно регулировать четыре основные сферы экономических отношений:

  • права собственности;
  • контрактные отношения;
  • порядок начала и окончания хозяйственной деятельности;
  • поддержание конкурентной среды.

За прошедшие годы в России практически заново была создана вся нормативная база, регулирующая деятельность экономических агентов. Были приняты Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой кодексы и другие нормативные документы, определившие «правила игры» в условиях рыночных отношений. Однако вся эта нормативная база далека от совершенства и требует постоянного внимания со стороны государства.

Отсутствие некоторых законов, их недостаточная проработанность, слабый контроль за соблюдением законов субъектами рынка, частые нарушения законов самим государством порождают множество проблем, тормозят проведение реформ, ведут к прямым экономическим потерям. До сих пор не решен вопрос о собственности на землю, о защите вкладчиков от недобросовестных финансовых учреждений, практически не действуют законы о демонополизации и банкротстве и т.д. Дальнейшее развитие, совершенствование, а главное, жесткий контроль за соблюдением законов является важнейшей функцией государства в переходной экономике.

Демонополизация экономики, создание конкурентной среды. Тотальное господство государства в экономике при плановом ее характере стало одной из причин падения ее эффективности и превратилось в главный барьер на пути экономических реформ. Однако сверхмонополизация российской экономики в переходный период не только не исчезает, а практически усиливается, так как контроль со стороны государства за деятельностью теперь уже частных монополий ослабевает. Прямой административный контроль отменяется, а экономические методы регулирования деятельности монополий практически не действуют. Антимонопольная политика, несмотря на принятие законов и создание соответствующих государственных структур, практически остается наиболее слабым звеном экономической политики государства. Борьба с монополизмом, создание конкурентной среды — важнейшая задача государства в переходной экономике.

Как уже говорилось, одной из причин падения эффективности производства в России была структура экономики, не адекватная требованиям современной научно-технической революции. Преобладание в народном хозяйстве отраслей военно-промышленного, топливно-энергетического комплекса снижает темпы экономического роста, тормозит научно-технический прогресс, не позволяет повышать уровень жизни населения. Изменение структуры экономики — объективная необходимость для России. Осуществить ее можно, проводя соответствующую инвестиционную политику. И здесь возникает вопрос об источниках инвестиций. Многолетний инвестиционный кризис в России свидетельствует о недостаточности частных и иностранных инвестиций в экономику. В этих условиях значительно повышается роль государства в инвестиционной сфере. Государство должно быть «двигателем» инвестиционного процесса, структурной перестройки экономики, оно должно самостоятельно осуществлять непосредственные вложения в важнейшие, современные наукоемкие отрасли, определяющие технический уровень всего народного хозяйства, и создавать условия, которые могли бы заинтересовать российских и иностранных инвесторов во вложениях именно в те отрасли, развитие которых необходимо.

Следующая задача, стоящая перед государством в переходный период, — это демонтаж административно-командных методов управления и создание новой системы методов, форм, инструментов государственного регулирования. Однако переход от административных методов к экономическим, от прямого государственного планирования к регулированию должен быть не одномоментным, а постепенным. Так, на первых этапах переходного периода, для которого характерно кризисное состояние экономики, государство, чтобы не допустить катастрофического падения уровня жизни, может сохранять административный контроль над ценами на некоторые продовольственные товары, энергоносители и т.п. Постепенно, по мере стабилизации экономической ситуации, сфера действия административных рычагов должна сокращаться. Необходимым условием и предпосылкой перехода к экономическим методам регулирования являются радикальные реформы кредитной и налоговой систем, формирование институтов и инструментов фискальной и монетарной политики, создание соответствующей инфраструктуры рынка.

Роль и задачи государства в переходной экономике зависят еще и от того, какая концепция переходной экономики выбирается — концепция градуализма (постепенности) или концепция «шоковой терапии».

Градуализм предполагает замену командно-административной системы рыночной путем постепенного, медленного проведения необходимых экономических реформ. При этом государство стремится смягчить экономические и социальные последствия проводимых реформ, избежать резкого снижения уровня жизни населения. Такой тактики в известной мере придерживаются в своих преобразованиях Китай, Вьетнам и Венгрия.

«Шоковая терапия» — это подход к экономическим реформам в переходной экономике с позиции «большого рывка», предполагающий одномоментную либерализацию цен, замораживание заработной платы, повышение банковского процента, сокращение государственных расходов на финансирование народного хозяйства, либерализацию внешнеэкономической деятельности. Сторонники этой концепции полагают, что все эти меры позволяют восстановить равновесие в финансовой системе, снизить темп инфляции, быстро сформировать частный капитал и на этой основе - перейти от экономического спада к экономическому росту.

Надо отметить, что политика «шоковой терапии» успешно применялась в 80-е гг. ХХ в. в странах Латинской Америки и ряде постсоциалистических стран — Польше, Чехии, Эстонии. В России же, в силу ряда причин объективного и субъективного характера, попытка проведения реформ по образцу «шоковой терапии» результатов не дала и, наоборот, затянула период стабилизации на многие годы.

Доминирующее положение государства, характерное для России на протяжении всей истории ее развития, необходимо учитывать и сегодня. При любых реформах, любых перестройках в России должна сохраняться высокая степень государственного участия в экономической и особенно социальной сферах жизни общества.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бабич А.М. и др. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. - М.: РАУ Центр проблем рыночной экономики, 1993.
2. Балацкий Е. Особенности российской модели управления государственным сектором // Проблемы теории и практики управления .- 2002. - №2
3. Борисов Е. Ф. Проблемы развития экономики нашей страны. Социально - политический журнал. 1993. № 3. С. 76.
4. Бузгалин А. Переходная экономика. - М.: Изд-во МГУ, 1996.
5. Бузгалин А. Закономерности переходной экономики: теория и методология // Вопросы экономики. 1995, № 2.
6. Государственное регулирование экономики России (теория, методология, опыт). - М., 1993.
7. Меньшиков С.М. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М.: Международные отношения, 1996.
8. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. М., 1994.
9. Соколинский В.М., Исалова М. Н. Макроэкономическая политика в переходный период. М., 1994.
10. Экономика переходного периода / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
11. Экономические реформы в России. Итоги первых лет 1991-1996 / Отв. ред. В.П. Логинов, А.В. Барышева. - М.: Наука, 1997.
12. Экономические реформы в России (итоги, перспективы) / Отв. ред. В.П. Логинов. - М.: Институт экономики РАН, 1997.
13. Чернышева А. Механизм государственного управления в переходный период // Государственная служба. 2002. №5.
14. Ярцун С.В. Оптимизация системы государственного регулирования рыночной экономики страны на базе экономико-математических методов // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 7.