Государственные инвестиции как основа развития туристских предприятий

Здоров С.А.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (3), Март 2011

Цитировать:
Здоров С.А. Государственные инвестиции как основа развития туристских предприятий // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – Том 1. – № 3. – С. 29-35.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16535663
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Практически каждое туристское предприятие стремится к росту и развитию. Для осуществления данного процесса организациям сферы туризма необходимо привлекать дополнительные финансовые средства. Между тем, бюджетное финансирование обладает определенными преимуществами перед внебюджетными инвестициями. К их числу можно отнести: льготные кредиты, таможенные послабления, освобождение от уплаты налогов и т.д. В данной статье рассматриваются наиболее актуальные способы получения государственных инвестиций туристскими предприятиями.

Ключевые слова: налоговые льготы, туризм, государственные инвестиции, развитие бизнеса, бюджетное финансирование, туристское предприятие



Развитие бизнеса является одной из главных задач среди тех, которые ставят перед собой предприятия туристской сферы, выходя на рынок. Занятие лидирующих позиций на рынке, получение превосходства перед конкурентами, развитие новых направлений своего бизнеса — все это во многом предопределяет деятельность туристских организаций. Однако данное обстоятельство требует определенных инвестиционных вливаний. В связи с этим подавляющее большинство туристских предприятий заинтересовано в получении дополнительных финансовых средств. Между тем, на сегодняшний день поиск потенциальных инвесторов или получение банковских кредитов для многих турорганизаций является весьма трудоемким делом в силу ряда обстоятельств. К их числу можно отнести: большую процентную ставку банковского кредита, выплата которого становится порой непосильной задачей, особенно для малых туристских предприятий, например для турагентств или небольших гостиниц; определенные трудности в переговорах с инвесторами, которые в большинстве случаев боятся потерять свои денежные средства, вкладывая их в «сомнительные» проекты. Для каждого собственника капитала важны гарантии возвратности инвестируемых им денежных средств, поэтому руководителю туристского предприятия необходимо затрачивать много времени и ресурсов для презентации своего бизнес проекта. В практике туризма существует немало случаев, когда проекты развития туристского бизнеса так и не находят действенного отражения на практике в силу незаинтересованности инвесторов. Как же возможно туристским предприятиям получить столь необходимое для развития их бизнеса инвестирование? На этот вопрос существуют две точки зрения. Первая рассматривает бюджетные источники финансирования, т.е. возможность получения денежных средств от государства. Вторая — подвергает анализу финансирование сторонними коммерческими организациями, а также самофинансирование. К числу таких способов получения свободных денежных средств можно отнести: банковские кредиты, ускоренные амортизационные отчисления, выпуск дополнительного числа акций, ввод инвестора в число учредителей, реализация активов, тотальное снижение издержек и т.д. Однако многие организации, функционирующие в сфере туризма, стараются избегать подобных способов инвестирования, т.к. они подвергают туристские предприятия определенным рискам.

Таким образом, на сегодняшний день для туристских организаций большую актуальность приобретают бюджетные инвестиции.

Ни для кого не секрет, что собственник туристской фирмы каждому коммерческому кредиту, скорее всего, предпочтет бюджетный источник финансирования, при условии, что государство не будет возлагать на предпринимателя особых «невыполнимых» обязательств. Если руководитель туристской компании стремится получить государственное инвестирование, то первым возможным способом для этого может быть участие его фирмы в целевых комплексных программах развития туризма региона. Для этого предпринимателю необходимо на конкурсной основе получить тендер на строительство или реконструкцию туристских объектов, включенных в программу регионального развития туризма. Также возможна бюджетная поддержка внедрения инновационных разработок в туристскую отрасль. К данной категории можно отнести: новые и усовершенствованные туристские маршруты и услуги, компьютерные программы и новейшие информационные технологии, ранее не используемые в сфере туризма и т.д. [3].

Для предпринимателей важно осознавать, что получение государственного инвестирования в рамках программы регионального развития во многом зависит от того, насколько разработанный ими бизнес проект вписывается в данную программу, а также насколько он экономически обоснован, социально значим и какую прибыль он способен принести в бюджет в будущем.

Второй возможный способ развития бизнеса для собственника туристского предприятия может определяться территориальным фактором. Здесь речь идет об туристско-рекреационных особых экономических зонах Российской Федерации. 3 июня 2006 г. Президентом России был подписан Федеральный закон N 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Закон ввел третий тип особых экономических зон — «туристско-рекреационные особые зоны». В соответствии с Законом, особые экономические зоны создаются на 20 лет. Формирование туристско-рекреационных зон направлено на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение инвестиций в туристские, рекреационные и курортные центры России [5].

На территории данных зон предприниматели могут осуществлять строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также разрабатывать месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных ресурсов. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента особой экономической зоны, предусматриваются льготы в области налогообложения, а также устанавливается особый таможенный режим (режим свободной таможенной зоны) для размещения и использования товаров. Помимо этого, с 1 января 2006 г. резиденты ОЭЗ, учитывающие на балансе имущество, освобождаются от налога на имущество организаций в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет. Аналогично с 1 января 2006 г. освобождаются от налогообложения организации — резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны [1].

Список утвержденных комиссией регионов и зон выглядит следующим образом:

1. Алтайский край — «Бирюзовая Катунь».

2. Иркутская область — ОЭЗ на территории п. Листвянка Иркутского района Иркутской области.

3. Республика Бурятия — «Байкал».

4. Республика Алтай — ОЭЗ на территории Республики Алтай.

5. Краснодарский край — ОЭЗ в Краснодарском крае.

6. Ставропольский край — «Кавказские Минеральные Воды».

7. Калининградская область — «Куршская коса».

Таким образом, предприниматели, функционируя на территории туристско-рекреационных особых зон, смогут получить свободные денежные средства за счет налоговых послаблений, предусмотренных правительством РФ, которые можно направить на инвестирование бизнеса.

Следующей возможностью получить государственное финансирование является субсидия от службы занятости региона. Данное обстоятельство предполагает, что предприниматель получает денежные средства от Федеральной или же региональной службы по труду и занятости населения, при условии, что он создаст на своем турпредприятии определенное количество рабочих мест. Так, например, субсидии из бюджета города Москвы предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008г. № 826-ПП (в ред. Постановления Правительства Москвы от 28.07.2009г. № 690-ПП) юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), осуществляющим свою деятельность на территории города Москвы при соблюдении следующих условий: создание рабочих мест для инвалидов и молодежи в количестве, не превышающем 50% от среднесписочной численности работников претендента за год, предшествующий дате подачи заявки, с численностью организации-претендента до 50 человек [2].

Четвертый способ получения туристским предприятием бюджетных инвестиций связан с налоговым инвестиционным кредитом. Данный вид кредитования представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований (ст. 67 НК РФ):

  • проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно- конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение этой организацией особо важного заказа по социально- экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
  • Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

  • по основаниям, указанным в подпункте 1, — на сумму кредита, составляющую 30 % стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
  • по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3, — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
  • Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

    Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите (ст. 66 НК РФ) [4].

    Предоставление предпринимателем гарантий Министерству финансов и экономического развития РФ о целевом использовании бюджетных средств — это пятый способ получения государственного инвестирования. Министерство финансов и экономического развития РФ через определенный банк может предоставить предпринимателю кредит на льготных условиях, 50–75% от ставки рефинансирования. Гарантии о целевом использовании полученных средств из бюджета обязаны быть обеспечены ежемесячными, ежеквартальными, ежегодными отчетами по сметам затрат, которые предприниматель должен отправлять в Министерство финансов и экономического развития РФ, а также возможностью проведения аудиторских проверок сотрудниками данного ведомства о целевом использовании бюджетных средств.

    Шестым способом государственного инвестирования могут быть налоговые льготы, предоставляемые предпринимателю из региональных бюджетов. Главным условием предоставления таких налоговых льгот является использование освобождаемых от налогообложения средств на цели, признанные в качестве приоритетных на территории региона. К данным целям могут относиться:

  • расширение приоритетных для региона видов хозяйственной деятельности;
  • стимулирование рационального использования финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении предприятий и граждан, их первоочередное направление на создание, расширение и обновление высокоэффективных и прогрессивных производств и технологий по выпуску продукции (товаров, услуг), а также решение социальных проблем региона;
  • экономическая поддержка предпринимателей, принимающих участие в реализации региональных программ;
  • создание необходимых условий для деятельности предприятий, применяющих труд инвалидов, пенсионеров и других социально-незащищенных категорий населения.
  • Предоставление льгот должно осуществляться под программу действий налогоплательщика с указанием в ней конкретных результатов, имеющих региональное значение. Такими критериями являются: рост объемов производства определенных видов продукции или услуг, поставка продукции для региональных нужд, снижение цен, создание новых рабочих мест, снижение экологической нагрузки на окружающую среду.

    Заключительным способом получения туристской фирмой бюджетных инвестиций может стать его реорганизация в предприятие малого бизнеса. Конечно, это больше актуально для небольших туристских организаций. Тем не менее, статус малого предприятия дает его собственнику множество налоговых послаблений, к числу которых можно отнести упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

    Таким образом, были рассмотрены наиболее актуальные способы получения бюджетных инвестиций организациями, функционирующих в туристской сфере. Каждый предприниматель вправе выбирать тот или иной метод получения дополнительных денежных средств, которые необходимы ему для развития бизнеса.

    Тем не менее, руководители и собственники туристских предприятий, которые стремятся к росту своей организации, должны осознавать, что именно получение государственных инвестиций — это тот катализатор, который в неопределенных условиях рыночной экономики способен дать фирме возможность для быстрого и устойчивого развития.

    Если правительство РФ готово вкладывать средства в развитие туристской сферы, то предприятиям данной отрасли необходимо пользоваться такой возможностью.


    Источники:

    1. Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. № 1.
    2. Департамент труда и занятости города Москвы [Электронный ресурс] // Предоставление из бюджета города Москвы субсидий на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов и созданию рабочих мест для молодежи: [сайт]. [2009]. URL: http://www.labor.ru/?id=1064&mod_news_more=10 (дата обращения: 19.03.2011).
    3. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 272 с.: ил.
    4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010)
    5. Федеральный закон N 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:17:39