Методика оценки налогового потенциала территориально-экономических зон Санкт-Петербурга

Могир Е.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (270), Декабрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Могир Е.П. Методика оценки налогового потенциала территориально-экономических зон Санкт-Петербурга // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 24. – С. 120-124.

Аннотация:
В статье проведен анализ существующих проблем города Санкт-Петербург и отмечены предлагаемые в рамках Стратегии социального и экономического развития города до 2030 года инструменты по их решению. Особое внимание уделено разработке методики по оценке налогового потенциала территориально-экономических зон города.

Ключевые слова: методика оценки налогового потенциала территориально-экономических зон, территориально-экономические зоны города

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В результате воздействия разных макро-, мезо- и микроэкономических факторов по итогам последних пяти лет российская экономика имеет тенденцию к замедлению темпов роста основных макроэкономических показателей По данным Федеральной службы государственной статистики, темпы роста ВВП по России с 2011 г. снижаются – за 2011 г. темп роста составил 104,3%; 2012 г. – 103,4%; 2013 г. – 101,3% [7].

Предпосылки для диспропорционального развития территорий города

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отмечено снижение показателя валового регионального продукта за указанный период: 2011 г. – 108,3%; 2012 г. – 104,3%; 2013 г. – 103,2% [6].

За последние десять лет в городе были сформированы предпосылки для диспропорционального развития территорий города. Так, для ряда административно-территориальных районов города характерен высокий уровень обеспеченностью промышленными объектами, тогда как в других районах подобные объекты либо отсутствуют, либо введены без учета экологических, экономических, транспортно-логистических и других обоснований и особенностей функционирования территорий. Стоит отметить, что для некоторых районов также характерен высокий уровень концентрации финансовых ресурсов, тогда как большинство районов, обладая достаточной инвестиционной привлекательностью, не привлекают финансовые ресурсы от инвесторов. Указанные проблемы несбалансированного развития территорий вошли в комплекс проблем, имеющихся в городе, и требуют незамедлительного решения, что обуславливает актуальность исследования подобных проблем и поиска их решения.

Имеющийся в Санкт-Петербурге комплекс проблем поставил перед Правительством необходимость разработки стратегического документа развития города на долгосрочную перспективу. В связи с этим в 2013 г. была разработана и представлена Стратегия социального и экономического развития города Санкт-Петербург до 2030 г. (Далее – Стратегия) [5].

В рамках Стратегии для решения проблем, связанных с несбалансированным развитием территорий города, был предложен инструмент территориально-экономического зонирования (далее – ТЭЗ).

Предполагается, что применение инструмента территориально-экономического зонирования позволит решить дуальную проблему – улучшения качества жизни горожан и повышения эффективности использования территорий непосредственно самого города с позиции социального и экономического перспективного развития.

Территориально-экономическое деление города не предполагает изменения существующих границ административных районов города, однако в своей основе указанный инструмент подразумевает сложно организованное пространство, включающее в себя часть обособленной территории города Санкт-Петербург, которая соответствует ареалу жизнедеятельности основной массы населяющих ее горожан и обеспечивает сбалансированное соотношение мест приложения труда и мест проживания [1].

В связи с новизной применяемого инструмента в настоящее время перед органами исполнительной власти и экономическим сообществом появляются вопросы по качественной и количественной оценке предлагаемого объекта исследования – территориально-экономической зоны. По состоянию на сегодняшний момент отсутствуют четко определенные методики по оценке инвестиционной привлекательности, налогового потенциала территорий, а также туристской, социальной и инженерной инфраструктуры.

В настоящее время в налоговой дисциплине определены и применяются 6 основных методик по оценке налогового потенциала:

– оценка налогового потенциала посредством репрезентативной налоговой системы;

– оценка налогового потенциала посредством модифицированной репрезентативной налоговой системы с помощью методов регрессионного анализа;

– оценка налогового потенциала посредством показателя валового регионального продукта;

– оценка налогового потенциала на основе показателя фактически собранных в субъекте поступлений;

– оценка налогового потенциала на основе показателей совокупных налогооблагаемых ресурсов;

– оценка налогового потенциала на основе платежей в базовом периоде и др. [3].

Каждая из указанных методик имеет свои преимущества и недостатки, однако ни одна из существующих методик не учитывает в полной мере особенностей такого объекта исследования, как территориально-экономическая зона.

Методика оценки налогового потенциала территориально-экономической зоны

Учитывая основные преимущества и недостатки существующих методик, нами была разработана методика оценки налогового потенциала территориально-экономических зон города [4].

Целью указанной методики является создание инструмента по определению налогового потенциала территориально-экономических зон города с учетом изменений в экономической ситуации, а также налоговом законодательстве. Методика позволит произвести оценку налогового потенциала территориально-экономических зон в текущих ценах анализируемого периода на средне- и долгосрочную перспективу.

Разработанная методика удовлетворяет основополагающим критериям, таким как: полнота охвата, системность, объективность, оперативность и т.д.

Сферой применения методики является информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений органов исполнительной власти в рамках социально-экономического положения города с учетом сбалансированного развития его территорий.

Пользователями методики определены специалисты в области управленческого и стратегического консультирования, осуществляющие прогнозирование показателей социально-экономического развития территорий города для решения основополагающих задач органов исполнительной власти, а также в иных целях.

Методика оценки налогового потенциала территориально-экономической зоны представляет собой произведение объема налоговых поступлений по каждой территориально-экономической зоне, параметра макроэкономической среды и инфляционной составляющей.

Введение параметра инфляционной составляющей необходимо для осуществления пересчета будущего значения величины налогового потенциала в текущее значение в рамках анализируемого периода с учетом абстрагирования от изменения прочих условий.

Среди основных преимуществ данной методики оценки налогового потенциала стоит отметить наличие параметра макроэкономической среды, который учитывает текущие и перспективные изменения налогового законодательства, а также флуктуационные преобразования экономического состояния города и страны в целом. Значимость критериев параметра макроэкономической среды определялась посредством вербально-числовой шкалы Харрингтона.

Стоит отметить, что определение параметра макроэкономической среды также может быть основано на методе экспертной оценки непосредственно самого специалиста в области управленческого и стратегического консультирования при наличии должной квалификации для решения подобных задач.

При разработке методики оценки налогового потенциала ТЭЗ применялись следующие общенаучные методы: метод сравнительной компаративистики, метод формализации и обобщения, метод трансдисциплинарности, метод абстракционного отождествления и иные научные методы.

Выходными данными методики оценки налогового потенциала является количественная оценка величины налогового потенциала каждой анализируемой территориально-экономической зоны города за анализируемый период, а также на среднесрочный и долгосрочный период.

Указанная методика оценки носит практическую ценность для органов исполнительной власти и специалистов в области управленческого и стратегического консультирования для целей прогнозирования и реализации основных положений Стратегии социального и экономического развития города до 2030 года.

Выводы

Предлагаемая методика оценки налогового потенциала территориально-экономических зон позволит выявить текущие проблемы в сфере налогообложения субъектов экономики, действующих в рамках отдельно взятой зоны, а также определить стратегические направления по развитию или поддержке тех или иных отраслей, строительству новых промышленных объектов, исходя из основополагающей цели сбалансированного развития территорий, а также города в целом.


Источники:

1. Безлепкин М.Н. Территориальные экономические зоны как новый механизм управления пространственным развитием Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. – 2014. № 3. – С. 81.
2. Иванова М.В. Налоги как инструмент регионального инновационного развития // Российское предпринимательство. – 2012. – № 8 (206). – c. 172–178. –http://www.creativeconomy.ru/articles/23482/.
3. Коломиец А.Л., Мельник А.Д. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона // Налоговый вестник. – 2000. – № 1. – С. 3.
4. Могир Е.П. Налоговый потенциал города Санкт-Петербург: методические подходы и современное состояние // Вестник СПб ГЭУ. – 2014. – № 1. – С. 213.
5. Официальный сайт Стратегии социально-экономического развития города Санкт-Петербург до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spbstrategy2030.ru.
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://petrostat.gks.ru.
7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:23:56