Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»23 / 2014

Автоматизация и информатизация машиностроительных предприятий России

Мезенцев Дмитрий Сергеевич, соискатель, Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, Россия

Сажин Владимир Эдуардович, аспирант, Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, Россия

Automation and informatization of machine-building companies in Russia Abstract - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 36

Аннотация:
В статье рассматриваются предпосылки и факторы информатизации российского промышленного производства. Предложены возможные варианты процессных систем автоматизации операционного управления на машиностроительных предприятиях.
Цитировать публикацию:
Мезенцев Д.С., Сажин В.Э. Автоматизация и информатизация машиностроительных предприятий России // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 23. – С. 120-125.

Развитие машиностроительной отрасли в России является одним из приоритетных направлений модернизации экономики. В данной отрасли есть все предпосылки для успешного развития:

– большой потенциал внутреннего рынка СНГ;

– выгодное географическое положение (близость к Европе с высокой покупательной способностью и близость к АТР с быстрорастущими рынками);

– партнерство со странами, «исключенными» из мировой экономики;

– длительные традиции машиностроения и высокий уровень технического образования.

Промышленные революции и изменения на предприятиях

Обсуждая сегодняшний уровень автоматизации в российском машиностроении, нужно уточнять, о какой подотрасли идет речь. Например, в области автомобилестроения ситуация существенно отличается от той, которая наблюдается на предприятиях российского военно-промышленного комплекса (ВПК). В автомобилестроении независимые ранее предприятия объединились в современные холдинги, их работа сегодня без ИТ-инструментов практически невозможна.

На предприятиях ВПК, несмотря на увеличивающиеся объемы военных госзаказов, ситуация гораздо сложнее. Дело в том, что в ВПК всегда существовали свои, очень жесткие правила разработки и постановки на вооружение новых технологий – цикл внедрения новой технологии может растягиваться на несколько лет. Такая специализация выводила предприятия ВПК в лидеры по организованности, уровню автоматизации и технической оснащенности во времена СССР [4]. На современном же этапе она стала причиной отставания российского ВПК по уровню автоматизации.

Начало XXI века – время Третьей промышленной революции, которая имеет свою специфику, определяющую условия функционирования машиностроения.

Первая промышленная революция (XVIII век, Англия): внедрение машин вместо ручного труда; пар и металл – основные движущие силы технического прогресса.

Вторая промышленная революция (начало XX века, США): эра массового производства, в приоритете такие ресурсы, как нефть и электричество.

Третья промышленная революция (начало XXI века, весь мир): информационный мир и новая энергетика, новые материалы, новые технологии и способы производства; массовая индивидуализация – «от массового производства к массовой индивидуализации».

Анализ ключевых факторов Третьей промышленной революции

Ключевыми факторами Третьей промышленной революции, влияющими на информатизацию машиностроения, являются (см. табл.):

– глобальная информатизация – информация доступна всегда, везде и мгновенно;

– изменение рыночного спроса – структуры, характера, динамики;

– новые технологии производства и новые материалы;

– изменение правил и факторов конкурентности;

– изменение бизнес-моделей участников рынка.

Таблица

Ключевые факторы Третьей промышленной революции и изменения                                        на предприятиях под их воздействием

Ключевые факторы

Изменения на предприятиях

Изменение рыночного спроса – структуры, характера, динамики

Спрос неустойчив – это не кризисное явление, это перманентное состояние

Необходимость нескольких продуктовых линеек.

Необходимость в системах прогнозирования.

Минимизация заделов в производстве

Повышение скорости удовлетворения спроса – клиент хочет получить продукцию «сегодня / в крайнем случае – завтра»

Необходимость дополнительных оборотных средств для поддержания обоснованных запасов.

Оптимизация систем управления производством на базе MRP/APS/MES-систем

Повышение динамики изменения спроса – клиент постоянно хочет новую продукцию

Необходимость систем управления проектированием и технологической подготовки производства (PDM/CAD/CAM).

Оптимизация процессов постановки на производство новой продукции

Повышение вариабельности спроса – клиент желает индивидуализированную продукцию (кастомизация)

Переход от массового производства к массовой индивидуализации производства – большое количество модификаций продукции.

Мелкосерийный и единичный тип производства.

Проектирование под заказ

Потребитель является источником инноваций, формулируя новые требования к продукции (краудсорсинг)

Системы формирования и реализации индивидуальных требований (опросные листы, позаказные составы и производство под заказ)

Смещение географии спроса в сторону Юго-Восточной Азии и развивающихся стран

Спецпродукция с учетом особенностей Юго-Восточной Азии. Транспортное плечо

Новые технологии производства и материалы

«Цифровое» производство с минимальным задействованием человека

Снижение доли затрат на труд в себестоимости.

«Качественно новые» специалисты – резко возрастают требования к квалификации

Быстрое изменение «цифровой» документации и модернизация продукта в «цифровом» производстве

Современные обрабатывающие центры с ЧПУ.

Внедрение PDM, CAD, CAM, CAE-систем.

3D-printing в производстве

Новые материалы с принципиально иными свойствами и сроком эксплуатации (напр., композиты)

Новые технологии производства и новая продукция

                                              

Технологии, снижающие потребление энергии и повышающие экологичность

Снижение затрат на использование энергии

Изменение правил и факторов конкурентоспособности

От гигантского завода к мобильным распределенным производствам

Управление логистикой (закупками, продажами и поставками) становится критически важной задачей для предприятия

Побеждает не крупный, а быстрый.

Постоянное появление новых производителей

Размер перестает быть преимуществом – уменьшение размеров предприятий

Скорость реакции на изменение спроса. Скорость воплощения новой идеи в продукте и вывод его на рынок

Распространение процессных систем управления: BI, BI-CRM; PDM/CAD/CAM; SOP/MPS/MRP/APS

Повышение доли сервисных услуг и послепродажного обслуживания

Сервисные бизнес-процессы:

– ремонт и техническое обслуживание;

– поставка запчастей и комплектующих;

– модернизация;

– региональная сервисная сеть;

– обучение клиентов;

– полный аутсорсинг сервисного обслуживания;

– проектирование под клиента

Изменения на предприятиях:

– новые производства;

– новая логистика продаж;

– расширение номенклатуры и инноваций;

– концепция PLM;

– управление обслуживанием RCM;

– управление сервисным обслуживанием PDM/CAD/CAM

Наиболее существенным фактором Третьей промышленной революции является глобальная информатизация. Информация становится доступной всегда, везде и мгновенно. Как следствие, происходит ускорение всех процессов [3].

На предприятиях наблюдаются следующие изменения:

– всепроникающий интернет и новые условия продвижения продукции;

– WEB-продажи и транспортная логистика;

– быстрое реагирование предприятия на изменения с помощью информационных систем, повсеместная компьютеризация инженерно-технического, финансового и административного персонала;

– постоянная связь всех участников рынка друг с другом (продавцы и покупатели, поставщики и потребители, разработчики и производственники);

– кардинальное повышение скорости обмена информацией как внутри предприятия, так и предприятия с внешним миром.

Целями оптимизации системы операционного управления машиностроительным предприятием посредством информатизации процессов управления являются [5, 6]:

– повышение гибкости производственной системы и скорости реагирования на изменения спроса;

– сокращение времени отклика на запрос клиента;

– повышение пропускной способности предприятия;

– исполнение производственных заказов в срок;

– обеспечение заданного уровня рентабельности заказов;

– достижение заданного уровня отвлеченных активов.

Исходя из этого, можно выбрать следующие возможные варианты решения [1, 2]:

1) многоуровневое скользящее планирование (CRM-SOP-MPS-RCCP-MRP-CRP-APS/MES);

2) календарное планирование сбыта, производства и закупок (MPS/ RCCP);

3) управление запасами в производстве;

4) оперативное календарное оптимизационное управление производством с учетом ограничений (APS/MES);

5) единая схема производственного, материального учета и учета труда.

Методологическая основа информационной системы оперативного управления

Методологическую основу информационной системы оперативного управления машиностроительным производством составляют современные мировые стандарты и концепции (см. рис.):

– MES – стандарт оперативного управления производством;

– MRP – стандарт управления производственными ресурсами;

– APS – концепция синхронного планирования производства с учетом ограничений.

Рис. Уровни планирования современных информационных систем управления

В то же время нельзя не заметить, что спрос на ИТ-системы со стороны машиностроительных предприятий на мировых рынках стагнирует. Сдерживающие факторы те же, что и у предприятий других промышленных отраслей – проблемы с интеграцией ранее установленных систем, которые пока не окупили вложенных в них  инвестиций. При этом внедрение современных систем информатизации и автоматизации управления для многих предприятий сегодня представляется довольно затратным мероприятием.

Выводы

В России процесс информатизации машиностроительных предприятий только начинается. Некоторые успехи наблюдаются пока только у компаний – лидеров в авиастроении. По нашим оценкам, сегодня большая часть машиностроительных предприятий России находится на начальном этапе развития информатизации. К последнему этапу – внедрению систем управления жизненным циклом продукции (включая ее обслуживание в гарантийный и постгарантийный периоды и утилизацию) – подошли только некоторые предприятия отрасли. Остальным еще предстоит пройти длинный путь своего информационного развития.


Источники:
1. Грибанов Ю.И., Ершов К.О. Информационное обеспечение системы контроллинга на промышленном предприятии // Российское предпринимательство. – 2013. – № 2. – С. 66–72.
2. Ершов К.О., Грибанов Ю.И. Перспективы развития ИТ-аутсорсинга в промышленности // Креативная экономика. – 2013. – № 1. – С. 29–34.
3. Нуртдинова Э.Э., Харасова А.С. Основные факторы информатизации предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2014. – № 4. – С. 39–47.
4. Пыткин А.Н. Перспективы развития промышленной политики // Совершенствование стратегического управления корпорациями и региональная инновационная политика: материалы Рос. науч.-практ. конф. (6 дек. 2012 г.). – Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2012. – Т. 1. – С. 142–146.
5. Пыткин А.Н., Блаженкова Н.М. Комплексная оценка результативности хозяйственной организации на основе информации управленческого учета // Экономические и гуманитарные науки. – 2009. – № 1.
6. Пыткин А.Н., Нечеухина Н.С. Методологические основы совершенствования учета в системе контроллинга промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 3. – С. 11–16.