Методические подходы к повышению уровня конкурентоспособности российских организаций на национальном и глобальном рынках

Стыцюк Р.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (268), Ноябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Стыцюк Р.Ю. Методические подходы к повышению уровня конкурентоспособности российских организаций на национальном и глобальном рынках // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 22. – С. 183-191.

Аннотация:
В статье исследовано совокупное воздействие конкуренции на многочисленные факторы и тенденции развития организаций, тенденции, способствующие росту конкурентоспособности, как организаций, так и стран. Цель данной статьи - предложить методический инструментарий повышения уровня конкурентоспособности российских организаций для включения национальных отраслей в конкурентную международную хозяйственную сферу. Автор обосновал необходимость учета органического сплетения двух направлений современной деятельности Российских организаций в процессе достижения конкурентных преимуществ - долгосрочного и конъюнктурного. При этом стратегическая методологическая цепочка имеет свое наполнение и содержание, свои подходы, которые дают возможность формировать конкурентные преимущества и стратегические ориентиры, позволяют вести планомерную работу на перспективу, не сковывают инициативу на всех уровнях развития экономических связей конъюнктурной цепи.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, эволюция, эффективность, современная конкуренция, товарное производство, международные сделки, мировая хозяйственная среда



Статья подготовлена в рамках научного исследования по Государственному заданию Финансового университета 2014 г.

В экономической литературе распространено понятие «эффект» по отношению к достижению и реализации прибыли. В современных условиях, по мере усложнения товара обращения, сочетающегося с наращиванием организационных структур хозяйствующих субъектов, происходят изменения природы «эффекта» в сторону конкурентоспособности, что обусловлено стремлением компаний завоевать и упрочить долгосрочные перспективные стратегические позиции, нацеленные на сохранение и укрепление инструментов самодвижущегося развития.

Многоуровневая этапность модификации товарного производства, отражает процесс развития новых оргструктур и характер эффекта кокурентоспособности, определяемого эволюционными процессами. Рассматривая эволюцию субъектов экономической деятельности, следует подчеркнуть, что критерием, позволяющим им перейти на более высокий уровень конкурентоспособности, является разновидность объекта обращения, с которым они выступают на мировом рынке. При этом изменение формы объекта, переход его от одной градации к другой, выступает одновременно причиной и следствием резкого усложнения организационных структур субъектов экономической деятельности в стремлении достичь и укрепить свои конкурентные позиции. [1]

В условиях ожесточенной конкурентной борьбы и последнее десятилетие международная торговля услугами и товарами вышла на новый стык международного разделения труда – межкорпорационный. Здесь успех определяет возможность формирования в сжатые сроки гигантских консорциумов, основное оружие которых в конкурентной борьбе – сроки, цены, качество. Концентрационные процессы идут различными путями: прямое долевое участие крупных фирм в капитале малых и средних компаний [16]; «стратегические альянсы», утонченные модели долевого участия [17-19]. На смену агрессивной борьбе цен приходит конкуренция в области качества продукта, соотношения между ценой и качеством.

Совокупное воздействие конкуренции на многочисленные факторы и тенденции развития организаций дает мультипликационный эффект на другие отрасли экономики и сферы жизнедеятельности людей, проявляющийся в углублении не только международных связей, но и межотраслевых и межхозяйственных связей, усилении интеграции между ними. [1,10,12] В свою очередь технологии конкуренции – это система приемов, методов и подходов, обеспечивающих создание ситуаций, направленных на достижение стратегических целей организаций. Современная конкуренция использует в первую очередь все методы, которые на подготовительной стадии обеспечивают организациям и государству наилучшие условия для поддержки собственной конкурентоспособности как на уровне своей страны, так и на международной арене. [14,15] Последняя зависит от степени внутренней готовности и, прежде всего, — от государственной администрации. Возможность действия в рамках геоэкономического соперничества пред­полагает наличие адекватных центров по проектированию и управлению системы.

Освоение глобального пространства, разработка методологического инструментария, принимая во внимание сложный, многогранный характер мировой конкуренции, требуют соответствующих научных подходов и методов. Здесь можно выделить один принципиально важный момент. Речь идет об органическом сплетении двух направлений современной деятельности в процессе достижения конкурентных преимуществ - присутствии, дополняющих друг друга, двух ветвей в цепочке: долгосрочной и конъюнктурной ветви. [1,5,6,7] Стратегическая методологическая цепочка имеет свое наполнение и содержание, свои подходы, которые дают возможность формировать конкурентные преимущества и стратегические ориентиры, позволяют вести планомерную работу на перспективу, не сковывают инициативу на всех уровнях развития экономических связей.

Так, например, возьмем эффективность международных сделок в туризме. Подходы, которые существуют в оценке эффективности экспортно-импортных операций, не могут быть механически перенесены на новые формы сотрудничества: требуется ясная и четкая грань между эффектами, связанными с преобразованием производственно-экономической инфраструктуры и эффектами, вытекающими из реализации продукта. [pp] Существуют различные подходы, требующие пересмотра приоритетности ценового и неценового факторов и т. д. Методический инструментарий повышения уровня конкурентоспособности российских организаций для включения национальных отраслей в конкурентную международную хозяйственную сферу с одновременным качественным преобразованием, как традиционного сектора, так и всей макроструктуры, представлен в таблице 1, где критерии конкурентоспособности и соответствующие срезы по ним.

Таблица 1

Методические подходы ко включению национальных отраслей в высококонкурентную мировую хозяйственную сферу [1]

Конкурентное, долгосрочное направление развития
Традиционное конъюнктурное направление развития
Этап 1. Выбор объекта обращения
Объекты («под ключ»);
Комплексные целевые программы развития товаров и услуг.
Отдельные услуги и товары;
Комплекс услуг и товаров.
Этап 2. Создание субъекта обращения
Территориально-производственные комплексы, производственнокоммерческие агломерации, консорциумы, концерны, технополисы;
Организационно-экономические структуры с участием государственных институтов
Средние и мелкие фирмы.
Объединения компаний.
Этап 3. Определение формы экономического взаимодействия
Заключение договоров о долговременном сотрудничестве территориально-производственных структур, совместном предпринимательстве, прямых связях, генподряде.
Традиционная форма сделок (контрактов)
Этап 4. Постановка цели экономического взаимодействия
Обеспечение структурных сдвигов
в экономике, преобразовании инфраструктуры; достижение долговременного геоэкономического, геостратегического и геополитического эффекта.
Обеспечение текущей сбалансированности, преодоление диспропорций в развитии;
Удовлетворение спроса на уровне снижения дефицита до приемлемого уровня
Этап 5. Прогнозирование ситуации на международном рынке
Возможность целенаправленного
формирования геоэкономической ситуации и ее использования для реализации крупных инфраструктурных задач;
Геоэкономическое прогнозирование с учетом социально-экономического аспекта.
Формирование экономических трендов, исходя из ограничительных факторов развития внешней среды для определения тактики поведения фирм, времени выхода на мировую арену при сравнительно благоприятной рыночной конъюнктуре.
Этап 6. Формирование системы контроля за деятельностью.
Программирование на базе использования приоритетов, долговременных стратегических ориентиров на общегосударственном, региональном, территориальном и других уровнях.
Краткосрочное планирование деятельности с целью создания условий для равновесия предприятия.
Этап 7. Использование методов конкурентной борьбы
Арсенал геоэкономических приемов и технологий, система экономических демпферов,приемы экономического изматывания, формирование кодекса (правил) геоэкономической деятельности, использование новейших технологий в сфере деятельности международного туризма; геоэкономическое партнерство.
Использование общепринятых в мировой практике методов и приемов конкурентной борьбы при формировании контингента потребителей товаров и услуг исходя из материальных и производственных ресурсов.
7. Применение средств конкурентной борьбы.
1. Создание информационных служб, центров экономических исследований международного рынка, подразделений по экономическому анализу и координации, центров по формированию вариантности геоэкономических моделей, базирующихся на определенном банке данных.
2. Для реализации геоэкономическй стратегии создание учебных заведений по подготовке и переподготовке специалистов международного уровня (в том числе на совместной основе).
1. Создание подразделений (отделов) информационного обеспечения, формирование информационного банка данных; внедрение информационных и технологических новинок в деятельность предприятий.
2. Подготовка специалистов в области маркетинга и менеджмента, информационных технологий, качества
3. Продвижение собственного продукта на различные рынки.
4. Привлечение клиентов посредством скидок, демпинговых цен, а так же на основе формирования устойчивой положительной репутации.

В качестве пояснения представленных методических подходов, отметим следующее. Современный уровень мирохозяйственных связей характерен тем, что воспроизводственный процесс опосредуется международной деятельностью в широком смысле слова. [1,9,5] С одной стороны сохраняются традиционные формы товаров и услуг, с другой – интенсивно развивается международный обмен, который непосредственно связан с новыми конкурентоспособными формами деятельности, в том числе с инвестиционным, научно-производственным кооперированием. Возникающие конкурентоспособные формы, по своему наполнению далеко выходящие за рамки традиционных представлений - «товар-объект», «товар-программа», реализуются они в новой системе международных координат, на различных стыках (границах) общественного разделения труда, на разнообразных уровнях (этажах) мирового рынка и т. д.

В экономической лексике сложилась определенная терминология, впитавшая в себя торговые аспекты включения в международное разделение труда. Вместе с тем, процесс включения в систему мирохозяйственных связей на качественно новом уровне поставил перед необходимостью расширения понятийного аппарата. [1,5,6] В этой связи, конкурентоспособный класс сделок с новым экономическим содержанием (направлением) необходимо именовать как «структуроформирующие» (инфраструктурно-увязываемые) сделки. В основе этих сделок — оперирование с новейшими товарными формами: товар-объектами, товар-программами и т. п. [1,7,8]

Методические подходы к повышению уровня конкурентоспособности современных организаций «выросли» из принципиально нового взгляда на внешнюю сферу: не только использование преимуществ международного разделения труда на основе традиционно сложившейся хозяйственной специализации, но и целенаправленное включение в систему мирохозяйственных связей, сращивание с передовым мирохозяйственным комплексом, «вплетение» транснационального элемента в национальные воспроизводственные циклы.

Реализация этой задачи предполагает вовлечение в мирохозяйственное общение всех звеньев воспроизводственного процесса, при этом центр тяжести взаимодействия смещается в сторону инвестиционно-производственного сотрудничества. [2,3] Актуальность применительно к глобальному пространству — это «совместно произвести и совместно продать», а доход (в этом случае он приобретает окраску «мирового») перераспределить пропорционально вкладу. Для этого необходима совместность на всех срезах единой производственно-технологической цепи (от совместных фундаментальных разработок, инвестиций, совместного ведения НИОКР, внесения совместности в организацию производства, в том числе и путем вынесения отдельных звеньев производствен­но-технологической цепи за национальные рамки и т. д., отладка совместного сервиса, проведение совместного маркетинга и т. п.).

В заключение отметим, что оперирование в глобальном пространстве устраняет структурные перекосы в национальной экономике. На первоначальном этапе усилия направляются на решение стратегической задачи: устранение взаимосвязанной цепи структурных деформаций, начиная от деформации структуры товарооборота и до деформации производственной структуры (следствия и причины этих деформацией взаимообусловлены). Одним из моментов оценки современной конкурентной среды может стать такая методологическая посылка: эволюция товара сопровождается тождественной эволюцией организационных структур. [1] Определенная адекватность товарных форм и организационных структур предопределяет возможность «выжать» максимальный эффект конкурентоспособности на глобальном рынке: при анализе мировых цен в поле зрения должны попасть организационные структуры.

[1] Разработано автором


Источники:

1. Кочетов Э.Г. Геоэкономический подход к внешнеэкономической стратегии России на современном этапе // Вестник Российского государственного гуманитарного университета, - 2011. - № 10. - С. 23-29. - http://elibrary.ru/item.asp?id=16950060.
2.Панюкова В.В. Анализ состояния и основные направление развития региональной торговли России // Региональная экономика: Теория практика. – 2012. - №41. – С. 46-53. -
http://elibrary.ru/item.asp?id=18051871.
3.Панюкова В.В., Борзова Ю.Е. Роль саморегулирования на потребительском рынке // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013, № 4, с. 75 – 81. - http://elibrary.ru/item.asp?id=20186981.
4.Попова Р.Ю. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития (Под редакцией академика Свириденко Ю.П.). Том 4: Туризм: методология, проблемы, перспективы: монография // М: Изд-во «Кандид», - 2001. – 360 с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=22015970.
5. Попова Р.Ю. Проблемы малого предпринимательства в сфере бытовых услуг. Социально-экономический аспект: монография // М.: Издательство "Радио и связь", - 1994 г. - 254 с. -
http://elibrary.ru/item.asp?id=21961019.
6. Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе: монография // М.: Издательство МГГУ, - 1997 г. - 334 с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=20927765.
7. Попова Р.Ю. Маркетинг, реклама и информация в туризме: монография // М.: Издательство Диалог-МГУ, - 1997г. - 160с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21961060.
8. Попова Р.Ю. Региональные маркетинговые исследования как основа выработки стратегии становления индустрии туризма РФ // М.: Маркетинг и маркетинговые исследования - 1998. № 1. - с. 28-32. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21906443.
9. Рожков И.В. Эволюция маркетинга в контексте развития информационных технологий // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2013. - Т. 179. - С. 639-645. -
http://elibrary.ru/item.asp?id=21182471.
10. Стыцюк Р.Ю. Особенности регулирования развития рынка рекламы: монография // Архангельск: АО ИППК РО - 2010.- 186 с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21961022.
11. Стыцюк Р.Ю., Мотагали Я.Б. Инновационные составляющие маркетинга постмодерна // Научные труды Вольного экономического общества России - 2010. - Т. 137. - с. 673-679. -
http://elibrary.ru/item.asp?id=18927820.
12. Стыцюк Р.Ю., Мотагали Я.Б. Маркетинг постмодерна и формирование новой реальности // Научные труды Вольного экономического общества России - 2010. - Т. 130. - с. 285-295. -
http://elibrary.ru/item.asp?id=16527676.
13. Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А. Современный взгляд на новую форму покупательского поведения трасьюмеризм // М.: Научные труды Вольного экономического общества. - 2013. – Т.179. – 510 с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21182394.
14. Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А., Мотагали Я.Б Применение потенциала маркетинга в целях повышения туристской привлекательности дестинации // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2013. - Т.174. - 364-369с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=20256388.
15. Стыцюк Р.Ю. Маркетинговый подход к формированию конкурентных преимуществ территории / «Современные технологии управления-2014» Россия, г. Москва, 14-15 июля 2014. - 267-279 с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=22238612.
16. Louis H. Amato, Ronald P. Wilder. Global competition and global markets: some empirical results // International Business Review, Volume 13, Issue 3, June 2004, Pages 401-416. -
http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0969593104000216.
17. Hao Ma. Determinants of strategic options in multinational market competition // Journal of International Management, Volume 5, Issue 2, Summer 1999, Pages 93-113. -
http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1075425399000083.
18. Kaz Miyagiwa, Yasuhiro Sato. Free entry and regulatory competition in a global economy // Journal of Public Economics, Volume 118, October 2014, Pages 1-14. -
http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0047272714001455.
19. C.Samuel Craig, Susan P. Douglas. Responding to the challenges of global markets: Change, complexity, competition and conscience // The Columbia Journal of World Business, Volume 31, Issue 4, Winter 1996, Pages 6-18. - http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022542896900289.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:35:19