Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»22 / 2014

Развитие бизнес-инкубаторов и трансфер технологий как элементы инновационной стратегии университета

Стыцюк Рита Юрьевна, доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и логистики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия

Артемьева Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и логистики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия

Рожков Илья Вячеславович, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и логистики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия

Development of business incubators and transfer of technologies as elements of innovative strategy of a university - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 50

Аннотация:
В статье исследованы проблемы развития бизнес-инкубаторов как одного из инструментов инновационного предпринимательства. Авторами рассмотрен опыт создания университетских бизнес-инкубаторов ведущих вузов России, выявлены цели, задачи и основные направления их инновационной деятельности. Цель данной статьи - раскрыть взаимосвязь успешной деятельности центров трансфера университетских технологий с внедрением инноваций на заинтересованных промышленных предприятиях. Авторами обоснована целесообразность повышения конкурентоспособности современных университетов посредством развития центров трансфера технологий.
Цитировать публикацию:
Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А., Рожков И.В. Развитие бизнес-инкубаторов и трансфер технологий как элементы инновационной стратегии университета // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 22. – С. 90-95.

В процессе формирования инфраструктуры национальной инновационной системы и ее региональных сегментов активное участие принимают университеты, которые совместно с научными организациями региона образуют ядро территорий инновационного развития [3,4]. Только в 2005 году в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы» и ее подраздела «Развитие системы центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, вузовских и студенческих конструкторских бюро и центров научно-технического творчества» в вузах было создано более 30 центров трансфера технологий. Несколько десятков таких центров сформированы на базе институтов РАН. На базе университетов созданы десятки технопарков и бизнес-инкубаторов, а в последние два года организуются центры (отделы) трансфера технологий, которые являются важнейшими элементами инфраструктуры региональных инновационных систем.

Термин «инкубатор» занял прочное место в современной инновационной инфраструктуре. Инкубаторы находятся в начале инновационной цепи - на стадии разработки и освоения проекта и становятся важным средством решения инновационных задач. Инкубаторы бизнеса могут действовать как самостоятельные структуры (автономные инкубаторы), в полном объеме реализующие инновационную задачу, и как органичная часть, структурное звено многофункционального комплекса -  технопарка, технопола или технополиса (интегрированные инкубаторы). В экономической теории и практике бизнес-инкубация рассматривается как процесс системной поддержки предпринимательства, динамичный процесс делового развития предприятия, стимулирующий развитие новых предприятий и содействующий появлению компаний-поставщиков новых идей и технологий. Этап инкубации бизнеса предполагает создание на основе инновационного проекта конкурентоспособной фирмы, формирование команды менеджеров, овладение основными правилами предпринимательской деятельности и управление проектами.

Главное назначение бизнес-инкубации – предначальная и первоначальная поддержка мелкого бизнеса, развитие не конкретного товара (услуги), а независимого хозяйствующего субъекта [7, 4]. По оценкам Центра Бизнес Инноваций (ЦБИ) Европейского Союза процент выживаемости новых предприятий под патронажем бизнес-инкубаторов составляет более 80%, по сравнению с 50% в среднем по Европе. В последние годы в развитых странах мира наблюдается рост интереса политиков к инкубаторам как к средству экономического оздоровления. К настоящему времени в мировой практике сложилось множество типологий бизнес-инкубаторов. Основные среди них – инкубаторы бизнеса, технопарки, бизнес-парки или промышленные парки, технополисы. Обзор зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы.

1.    Бизнес-инкубация представляет собой эффективную форму организационной, методической, технологической, инфраструктурной, финансовой поддержки предпринимательства.

2.    Ведущую роль в развитии бизнес-инкубаторов играют университеты: бизнес-инкубаторы либо создаются на базе университетских комплексов, либо университеты организационно, технологически и методически участвуют в проектах бизнес-инкубации;

3.    Одной из наиболее приоритетных и перспективных для бизнес-инкубации сфер в последние годы является сфера услуг.

По приоритетам инкубаторы университетских комплексов могут различаться в зависимости от профиля вуза. В технических и естественно-научных вузах наиболее целесообразно создание технологического и/или интернет-инкубатора. В вузах экономического профиля наиболее приемлемы организационные бизнес-инкубаторы с технологиями низкого и среднего уровня [2, 9, 15]. Ниже рассмотрим особенности функционирования конкретных университетских бизнес-инкубаторов.

Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «Дружба», именуемый в дальнейшем «СБИ», создан при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» как его структурное подразделение. Основными целями СБИ являются:

создание с участием студентов малых предприятий - производителей наукоемкой продукции, реально способствующих переводу экономики Томской области и России на путь инновационного развития;

отработка механизма генерации новой волны предпринимателей в области информационных технологий и радиоэлектроники;

развитие научных школ и укрепления их связи с рынком;

совершенствование учебного процесса;

повышение качества подготовки молодых специалистов за счет внедрения новых форм обучения.

Инновационно-технологический бизнес-инкубатор – структурное подразделение Томского государственного университета. Целью создания бизнес-инкубатора ТГУ является формирование особого предпринимательского подхода в научно-технической сфере, способствующего капитализации богатейшего научно - технического потенциала ТГУ, других вузов, академических НИИ г. Томска и реальному содержательному наполнению мега-проекта «особая экономическая зона технико-внедренческого типа г. Томска». Миссия ИТБИ ТГУ: способствовать продвижению культуры инноваций в молодёжную научную среду и повышению конкурентоспособности бизнеса от науки. Для достижения этой цели бизнес - инкубатор стимулирует потоки знаний и технологий между Университетом, НИИ, компаниями и рынком и управляет ими. ИТБИ способствует созданию и росту инновационных предприятий через процесс их инкубирования, предполагающий предоставление резидентам высококачественных офисных и сервисных помещений, современного оборудования и услуг квалифицированных специалистов. Миссия бизнес-инкубатора ТГУ реализуется посредством двух программ: 1) предынкубационная программа работы со студентами, аспирантами, научными работниками; 2) программа инкубирования малых предприятий.

Бизнес-инкубатор Нижегородского государственного технического университета создан в апреле 1996 года в рамках технопарка при НГТУ. Основными задачами бизнес-инкубатора НГТУ являются:

оказание консультативной помощи начинающим малым фирмам по экономико-правовым и технологическим вопросам;

создание банка научных идей и передовых технологий;

организация инвестиционной системы, обеспечивающей создание и выживаемость фирм малого бизнеса в области науки и научного обслуживания;

трансфер передовых технологий в производство малых и средних предприятий.

Бизнес-инкубатор работает только с начинающими фирмами, реализующими готовые проекты в области науки и научного обслуживания. Отбор проектов в реализацию осуществляется на основе конкурсной экспертизы.  Основные направления деятельности бизнес-инкубатора:

проведение маркетинговых исследований;

разработка бизнес-планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

составление типовых договоров (в том числе на иностранных языках);

обоснование инвестиций и поиск инвесторов;

анализ финансовой деятельности предприятия.

Студенческий инкубатор высоких технологий cформирован на базе подразделений Международного научно-технического парка «Технопарк в Москворечье», с целью помощи студентам и аспирантам МИФИ, а также молодым специалистам в продвижении инновационных проектов, информационной поддержке инновационных проектов, обучении и разработке бизнес-планов инновационных проектов, презентации инновационных проектов. Основные направления деятельности бизнес-инкубатора:

продвижение инновационных проектов;

информационная поддержка инновационных проектов;

обучение и разработка бизнес-планов инновационных проектов;

презентация инновационных проектов.

Вывод

Являясь структурными подразделениями университетов, центры трансфера технологий призваны активно влиять на научно-техническую политику и развитие инновационной деятельности в вузе, поэтому такой параметр, как наличие технопарков и центров трансфера технологий предполагается включить в число критериев конкурсного отбора инновационных университетов [1,12,14]. Развитие университетских центров трансфера технологий и обеспечение их эффективной работы является одной из важных задач управления научно-инновационной деятельностью вуза. Центры трансфера университетских технологий нацелены, прежде всего, на внедрение технологических инноваций и могут успешно работать только в условиях готовности промышленных предприятий к активной инновационной деятельности и их заинтересованности в использовании научно-технических разработок вузов и научных организаций [5,6,8]. Указанная проблема требует специального изучения. Интерес к ней с позиции управления научно-инновационной деятельностью в вузе обусловлен также тем, что резкое снижение в 90-е годы объемов хоздоговорной тематики исследований компенсируется крайне медленным ростом несмотря на развитие промышленного производства.


Источники:
1. Попова Р.Ю. Маркетинг, реклама и информация в туризме: монография // М.: Издательство Диалог-МГУ, - 1997 г. – 160 с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21961060.
2. Попова Р.Ю. Региональные маркетинговые исследования как основа выработки стратегии становления индустрии туризма РФ // Маркетинг и маркетинговые исследования - 1998. № 1. - с. 28-32. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21906443
3. Рожков И.В. Эволюция маркетинга в контексте развития информационных технологий // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2013. - Т. 179. - С. 639-645. -
http://elibrary.ru/item.asp?id=21182471.
4. Рожков И.В. Информационный маркетинг как новая форма управления рыночной деятельностью инновационных предприятий // Научные труды Вольного экономического общества России. Том 155. М.: 2011. - http://elibrary.ru/item.asp?id=18924398.
5. Стыцюк Р.Ю., Иванова Ю.О. Университетский центр трансфера технологий как конкурентное преимущество. Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Т. 179. с. 394-398. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21182435.
6. Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А., Мотагали Я.Б. Методические подходы к оценке качества образовательной программы вуза // Научные труды Вольного экономического общества России. 2012. Т. 166. С. 592-598. - http://elibrary.ru/item.asp?id=18864650.
7. Стыцюк Р.Ю. Особенности регулирования развития рынка рекламы: монография. // Архангельск: АО ИППК РО - 2010.- 186 с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21961022.
8. Стыцюк Р.Ю., Мотагали Я.Б. Инновационные составляющие маркетинга постмодерна // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2010. - Т. 137. - с. 673-679. - http://elibrary.ru/item.asp?id=18927820.
9. Стыцюк Р.Ю., Мотагали Я.Б. Маркетинг постмодерна и формирование новой реальности // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2010. - Т. 130. - с. 285- 295. - http://elibrary.ru/item.asp?id=16527676.
10. Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А. Современный взгляд на новую форму покупательского поведения трасьюмеризм // Научные труды Вольного экономического общества - 2013. – Т.179. – С 112-117. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21182394.
11. Стыцюк Р.Ю., Мотагали Я.Б. Конкуренция на рынке образования // Научные труды Вольного экономического общества России. 2011. Т. 155. С. 375-379. - http://elibrary.ru/item.asp?id=18924402.
12. Панюкова В.В. Интернационализация розничной торговли как фактор развития торгового маркетинга в России // Управленческие науки в современной России. 2014. Т. 2. № 2. С. 74-78. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21817993.
13. Третьяк В.П. Многовариантность использования кластерной технологии // Наука. Инновации. Образование. № 7, 2008 г. С. 87-89. -
http://elibrary.ru/item.asp?id=20789310.
14. Белых А.Г., Иншакова А.О. Теория интеграции: общая политика как основа многонациональной интеграции // Вестник волгоградского государственного университета. Серия 5: юриспруденция. № 7 2005 г., С. 43-54. - http://elibrary.ru/item.asp?id=11671797.