Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»20 / 2014

Туристический рынок России: экономический аспект

Зюляев Николай Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры социальных наук и технологий, Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Tourist market of Russia: the economic aspect - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 37

Аннотация:
В статье рассмотрена динамика въездного и выездного туризма в России в 2001–2013 гг. На основе регрессионного анализа оценено влияние доходов россиян, курса валюты на динамику турпотоков. Показано влияние выездного туризма на отток иностранной валюты из страны и реальный ВВП.
Цитировать публикацию:
Зюляев Н.А. Туристический рынок России: экономический аспект // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 20. – С. 226-234.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


При значительных российских туристско-рекреационных ресурсах вклад туризма в ВВП страны составляет 2,5%, что примерно в четыре раза ниже мирового показателя. В отчете Мирового экономического форума за 2013 г. отмечено, что Россия по уровню развития туризма занимает 63 место в мире, по уровню государственного регулирования и политики в области туризма – 123 место, а ее доля на мировом туристическом рынке составляет менее 1% [7].

Общая характеристика туристического рынка России

Туристический рынок России как система экономических отношений между производителями и потребителями турпродуктов по своей структуре является рынком монополистической конкуренции. Продукцию на этом рынке предлагают туроператоры, формирующие определенные туры и реализующие их через турагентства. В настоящее время действуют более 10 тыс. турфирм, предлагающие своим клиентам дифференцированные турпродукты, которые ориентированы на самые разнообразные их потребности. Спрос на туристическом рынке в соответствии со своими предпочтениями и доходами предъявляет население данной страны и иностранных государств, поэтому выделяют внутренний, выездной и въездной туризм. Величина спроса определяется численностью туристов. Постоянно усиливающаяся конкуренция, с одной стороны, стимулирует туроператоров разрабатывать и предлагать своим клиентам все новые турпродукты, а с другой стороны, ведет к их объединению и образованию туристических сетей. Объединению турфирм способствует и введение института финансовых гарантий. Об усилении конкуренции свидетельствует череда произошедших в последние годы банкротств ряда крупных туроператоров (Капитал тур, Ланта-тур вояж, Эль-Вояж, Роскурорт и другие). За последние десять лет конкуренция привела к уменьшению продажи турпакетов, приходящихся  в среднем на одну фирму, почти на 8%.

Усиливает конкуренцию на туристическом рынке и распространение в Интернете ecommerce, которая значительно расширяет возможности выбора путешествий, сокращает время на оформление документов и снижает затраты на путешествия. Консульства многих стран в режиме онлайн стали принимать заявления и анкеты на получение виз. Все большую популярность приобретает каучсерфинг, который позволяет бесплатно проживать в семье в обмен на будущее гостеприимство сегодняшнего постояльца.

Наметилась тенденция к сокращению спроса на услуги турфирм и увеличению числа самостоятельных туристических путешествий, которая грозит уходу в прошлое турфирмам и профессии гида (см. рис.1).

Источник: рассчитано автором по [5].

Рис.1 Динамика числа россиян выезжавших за границу

в качестве туристов и по турпутевкам

Российский туристический рынок является несбалансированным. С точки зрения Всемирной туристической организации, оптимальным является соотношение, когда на одного въездного туриста приходится один выездной [3]. В нашей стране на одного въездного туриста приходится примерно четыре–пять выездных. Наша экстраполяция данных выездного турпотока показывает, что он экспоненциально растет и с высокой степенью аппроксимации (R2 =0,97) описывается уравнением (см. рис.2):

,

Где х – период времени.

Въездной турпоток показывает низкие темпы роста и подвержен большей волатильности. Его экстраполяция с высокой степенью аппроксимации (R2=0,89) описывается уравнением:

Источник: рассчитано автором по [5].

Рис.2. Динамика выездного и въездного турпотока, тыс.чел.

В последние годы наметилась негативная тенденция к сокращению числа иностранных туристов из многих стран, традиционно интересующихся Россией. Так в 2013 г. по сравнению с 2011 г. Россию посетило меньше шведов на 34,7%, норвежцев на 33%, финнов на 29,9%, испанцев на 30,3%, голландцев на 18,2%, итальянцев на 5,7%, французов на 2,7% [6].

Экономическая конъюнктура и туристические потоки

Рассматривая влияние экономических факторов на турпоток, прежде всего, следует отметить его зависимость от экономической конъюнктуры. Динамика темпов роста турпотока превышает темпы роста реального ВВП России. Поскольку турпоток увеличивается в период экономического подъема и сокращается в период ее спада, то он является проциклическим показателем.

Источник: рассчитано автором по [5].

Рис.3 Динамика темпов роста ВВП и туристического потока

Экономическая конъюнктура влияет и на географию направлений турпотоков. Во время экономического кризиса 2009 г. при сокращении выездного потока на 15,7% россияне в большей степени сократилисвои поездки в страны с более высокой стоимостью жизни. Так, выезжали меньше в Испанию на 19%, Грецию на 19%, Италию на 18%. В то же время на многие любимые россиянами места пляжного отдыха турпоток сократился в меньшей степени. Например, россиянами посетило меньше ОАЭ на 6%, Таиланд на 10%, Турцию на 11%, а в Египет, наоборот, приезжало больше на 13%.

Рост доходов россиян в послекризисный период переориентировал турпоток на страны с более высокой стоимостью жизни. Так, в 2013 г. по сравнению с 2011 г. россиян выезжало больше в Грецию на 92,3%, в ОАЭ на 65,6%, в Испанию на 56,9%, в Таиланд на 32,6%, в Италию на 27%, а в Египет, наоборот, выезжало меньше на 13,1% [6].

Доминантами выездного туризма (Q) являются среднедушевые денежные доходы россиян (I) и номинальный курс доллара (e). Наши эмпирические исследования показали, что зависимость между этими показателями описывается уравнением множественной регрессии:

которое свидетельствует о прямой зависимости выездного потока от среднедушевого месячного дохода россиян и обратной от номинального курса доллара. Расчет коэффициентов частной эластичности показал, что эластичность спроса по доходу равна 0,75, а по курсу доллара – 0,45. Поскольку эти коэффициенты меньше единицы, то, в соответствии с экономической теорией, туризм для россиян превратился в первую потребность. Вследствие низкой эластичности выездного туризма к курсу иностранной валюты, резкое ее удорожание в начале этого года не должно сильно отразиться на этом потоке.

При рассмотрении влияния дохода россиян на турпотоки в отдельные страны выявилась высокая эластичность по доходу на турпоездки в Испанию (1,2), Грецию (1,44), Таиланд (1,64).

Доходы россиян влияют и на внутренний туризм. Поскольку с ростом доходов россиян в последние годы количество внутренних путешествий уменьшается, то эти путешествия становятся некачественным продуктом туристического рынка (см. рис.4).

Источник: рассчитано автором по [5].

Рис.4. Динамика среднедушевого дохода россиян в месяц (руб.)

и количество реализованных туристических путевок по России

В соответствии с законом спроса, на внутренний и выездной турпоток влияет стоимость турпутевок. Стоимость турпутевок на путешествия по территории России и за рубеж постоянно растет. Причем их стоимость растет быстрее темпов роста реальных доходов россиян и индекса потребительских цен (см. рис.5).

Источник: рассчитано автором по [4, 5].

Рис.5. Динамика стоимости одной путевки по РФ, загранпутевки, реального дохода россиян, ИПЦ и номинального курса доллара к рублю

Этот рост стоимости обусловлен, прежде всего, ростом транспортных расходов на перевозку туристов. В то же время динамика стоимости одной заграничной турпутевки слабо коррелируется с динамикой номинального курса доллара к рублю.

Выездной туризм и развитие национальной экономики

Выездной туризм рассматривается экономистами как специфический экспорт и импорт, сопровождаемый впечатлениями туристов и движением иностранной валюты [1]. Движение валюты, вызываемое турпотоками, отражается в статье «Поездки» счета текущих операций платежного баланса.

Источник: рассчитано автором по [4].

Рис.6. Динамика поступления иностранной валюты в Россию и ее оттока,

связанная с въездным и выездным туризмом

Данные платежного баланса России свидетельствует, что российские туристы тратят за рубежом валюты в 4-5 раз больше, чем въезжающие в Россию иностранные туристы, поэтому выездной туризм является одним из источников постоянной утечки иностранной валюты из страны. Этот приток и отток иностранной валюты, осуществляемый туристами, с очень высокой степенью аппроксимации можно описать полиномамишестой степени (см. рис. 6):

Огромные расходы россиян на выездной туризм (в 2013 г. они составили 53,4 млрд долл.), являясь изъятием из нашей экономики, сокращают совокупный спрос и объемы национального производства в России и, одновременно, являются инъекциями в экономику зарубежных стран, стимулирующими их развитие.

Разница между оттоком и притоком иностранной валюты является отрицательным сальдо, которое негативно влияет на величину реального ВВП России. Зависимость объема реального ВВП (Yr) от этого сальдо (Se) со средней степенью аппроксимации описывается уравнением:

.

Коэффициент частной эластичности, равный 0,22, свидетельствует о том, что снижение на 10% оттока иностранной валюты, вызванный выездным туризмом, приведет к увеличению реального ВВП на 2,2%.Следовательно, развитие внутреннего и въездного туризма может стать фактором по преодолению сложившейся тенденции к замедлению темпов роста российской экономики.

Для развития туристического рынка на качественно и количественно новом уровне Правительство России приняло Государственную программу «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 гг.». Цель этой программы существенно повысить конкурентоспособность российского туристического рынка, привлекать ежегодно до 40 млн иностранных туристов, обеспечить российских и иностранных гостей качественными услугами. На реализацию этой программы на условиях государственно-частного партнерства предполагается потратить 1,123 млрд руб. [2].

Выводы

1. Туристический рынок в России является рынком монополистической конкуренции, на котором происходит усиление конкуренции, ведущее к сокращению продаж турпродуктов на одну фирму и увеличению  путешествий без услуг турфирм.

2. Динамика турпотока является проциклическим показателем, увеличивается в фазе экономического подъема и сокращается в период спада. Экономическая конъюнктура влияет не только на динамику путешествий, но и на ее географию.

3. Выездной турпоток экспоненциально растет и превышает въездной, который растет более медленно. Выездной турпоток  не эластичен по доходу и валютному курсу.

Значительное превышение выездного турпотока над въездным является одним из источников оттока иностранной валюты из страны, ведет к  снижению совокупного спроса и объема производства в России.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. -М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.
2. Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.russiatourism.ru/rubriki/-11241410051.
3. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. -М.: Финансы и статистика, 2005. – 262 с.
4. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cbr.ru.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.
6. Официальный сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140228.
7. Ицаков Е.Д. Туристический бизнес России: переходим на он-лайн бронирования // Российское предпринимательство. - 2012. - № 16 (214). - c. 93-96. - http://www.creativeconomy.ru/articles/24738/.
8.Ковальчук А.П. Анализ направлений развития гостиничных предприятий в современных условиях в России // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - № 4 (15). - c. 53-62. - http://www.creativeconomy.ru/articles/24895/.