Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»20 / 2014

Классификация целей транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские автобусные перевозки в крупных городах России

Шмарин Александр Анатольевич, ген. директор ООО «Автотрейд», г. Оренбург, Россия

Шмарин Андрей Петрович, аспирант, начальник учебно-методического управления, преподаватель кафедры теории управления и маркетинга, Оренбургский государственный институт менеджмента, Россия

Classification of the Purposes of transport enterprises engaged in bus service in major cities of Russia - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 94

Аннотация:
В работе делается попытка обобщения и классификации ключевых целей развития предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки автобусным транспортом в крупных городах Российской Федерации, методом построения дерева целей. За основу берутся ключевые стратегии, концепции и программы, действующие на федеральном и региональном уровне, рассматриваются интересы основных участников системы городского пассажирского транспорта.
Цитировать публикацию:
Шмарин А.А., Шмарин А.П. Классификация целей транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские автобусные перевозки в крупных городах России // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 20. – С. 196-203.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Традиционно пассажирские транспортные связи имеют ключевое значение для развития любого городского пространства, устраняя, в первую очередь, противоречия междустабильным территориальным расширением населенного пункта и потребностью в быстром перемещении граждан от места жительства к местам временного пребывания (работа, учеба, культурно-досуговые центры и т.д.).

Роль автобусных пассажирских перевозок

На сегодняшний день в структуре общественного транспорта Российской Федерации существенная роль принадлежит автобусным перевозкам (объем перевезенных пассажиров по стране достигает 61% от их общего количества). При этом доля пассажиров коммерческих предприятий в структуре автобусных пассажирских перевозок во многих регионах имеет подавляющее значение и на протяжении последних лет стабильно растет.

На фоне негативных тенденций, формирующихся на уровне макросреды (экономика, политика и законодательство, технология и социум), усиления вызовов со стороны элементов микросреды (угрозы, исходящие от конкурентов, усиление власти потребителей и поставщиков), с учетом деформации традиционного рынка с доминированием муниципальных предприятий возникает потребность в определении целевых ориентиров развития основных участников отрасли – пассажирских автотранспортных предприятий.

Вопросам целеполагания пассажирских автотранспортных предприятий в научной литературе уделяется достаточное внимание. Так в [1] анализируются основные задачи организации перевозок в городском сообщении. В [2, 3, 6] приводятся ключевые требования к построению целей и миссии автотранспортных предприятий. В [4, 5] обосновывается необходимость перераспределения управленческих функций в рассматриваемой системе, описываются цели муниципальных образований при регулировании отрасли, обозначаются интересы предприятий-перевозчиков.

Определенную ясность в рамках анализируемой отрасли дают стратегии и программы федерального и регионального уровней [7]. Они содержат перечень наиважнейших ориентиров (социальных, экономических и транспортных), отражающих общее видение отрасли на уровне государства и его субъектов.

Вместе с тем, на сегодняшний день остается непроработанным вопрос формулирования универсального набора целей именно на уровне транспортного предприятия, осуществляющего пассажирские автобусные перевозки (с учетом современных нормативных требований, актуальных тенденций и вызовов внешней среды). Отсутствует системность в формулировании данных целей, нет синхронизации с целями федеральных и региональных программ.

Для формирования ключевых целей, определяющих развитие пассажирских перевозок автобусным транспортом крупного города, необходимо опираться:

- на интересы основных участников системы городских пассажирских перевозок;

- на действующие федеральные, региональные и муниципальные стратегии, концепции и программы.

Участники системы городского пассажирского транспорта

Систему пассажирских перевозок автобусным транспортом в крупных городах зачастую определяют три подсистемы: «муниципальные органы власти», «пассажиры» и «транспортные предприятия» (см. рис. 1).

Особую сложность разработки стратегических сценариев порождает наличие концептуальных различий в интересах данных подсистем.



Рис. 1. Участники системы городского пассажирского транспорта крупного города,

их взаимодействие и ключевые цели

В ряде случаев муниципальные органы власти берут на себя функции по приему жалоб и обращений пассажиров о ненадлежащем исполнении своих функций предприятиями-перевозчиками.

Для максимального удовлетворения всех подсистем видится необходимым обязательное достижение баланса между их интересами. При этом очевидно, что часть целей участников системы городского пассажирского транспорта совпадает, а по другой части необходим поиск компромисса.

Важно отметить особую роль подсистемы «муниципальные органы власти» в создании условий для достижения данного баланса посредством координации, контроля, планирования и использования средств корректирующего воздействия.

Как становится видно из рисунка 1, ключевые цели пассажиров и представителей муниципальных органов власти, в первую очередь, строятся на потребности в транспортных услугах качественного уровня. Именно этими двумя участниками системы городского пассажирского транспорта устанавливаются ключевые требования (как субъектами формирования спроса) к услугам предприятий-перевозчиков.

Основные критерии, формирующие качество пассажирских перевозок

Качество пассажирских перевозок автобусным транспортом определяется, исходя из требований ГОСТ Р 51004-96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества» [8].

В данном стандарте устанавливается следующая номенклатура основных групп показателей качества по характеризуемым ими потребительским свойствам пассажирских перевозок:

- информационное обслуживание (частота передачи информации об отправлении и прибытии транспортных средств (далее ТС), о предоставляемых услугах, их стоимости);

- комфортность (площадь помещения, приходящаяся на одного пассажира, частота уборки ТС, температура атмосферного воздуха и освещенность в ТС, допустимые значения шума, вибрации и влажности, соблюдение требований к допустимому наполнению салона ТС);

- скорость (продолжительность поездки, средняя скорость движения ТС, частота остановок ТС);

- своевременность (доля ТС, отправляемых и прибывающих по расписанию, средний и максимальный интервал движения ТС);

- сохранность багажа;

- безопасность (надежность функционирования ТС, профессиональная пригодность исполнителей транспортных услуг, готовность ТС к выполнению конкретной перевозки).

Таким образом, главной целью для описываемой отрасли должен стать переход на качественно более высокий уровень оказания услуг населению на фоне сохранения экономических интересов предприятий-перевозчиков.

Построение иерархии целей пассажирского автотранспортного предприятия

В качестве основных критериев формирования ключевых целей, определяющих развитие предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки автобусным транспортом, будут выступать принципы SMART- и PURE-подходов к целеполаганию: конкретность, согласованность с целями более высшего порядка, объективность, ограниченность во времени, этичность и уместность и т.д.

Ключевые цели транспортных предприятий можно систематизировать по следующим укрупненным группам (базовым элементам иерархии):

- экономического характера;

- социального характера;

- технологического характера;

- экологического характера.

Далее, опираясь на принцип редукции, строятся цели более низшего порядка – подцели (по степени важности, объемам необходимых ресурсов, продолжительности реализации) и т.д.

Наиболее информативным способом отображения целей пассажирских автотранспортных предприятий, формируемых для дальнейшей разработки стратегии, является построение так называемой иерархии целей (см. рис.  2).

Ряд целей в данной структуре может показаться спорным в силу высокой степени самостоятельности хозяйствующих субъектов, действующих на конкурентном рынке, в части формулирования собственной стратегической траектории. Однако рост угроз, исходящих из внешней среды, увеличение запросов потребителей, более жесткая регламентация условий осуществления деятельности пассажирских автотранспортных предприятий со стороны государства и муниципальных органов власти делают набор ключевых адаптационных реакций предприятия-перевозчика относительно стандартным (и в силу этого универсальным).

На основе этого можно утверждать, что построение стратегии в парадигме представленного дерева целей формирует возможность заблаговременной адаптации к вызовам, создаст дополнительные конкурентные преимуществаавтотранспортному предприятию.



Рис. 2. Универсальный набор целей развития транспортного предприятия, осуществляющего пассажирские автобусные перевозки в крупных городахРоссии

Выводы

Таким образом, в данной работе сделана попытка формулирования универсального набора целей для предприятий, осуществляющих пассажирские автобусные перевозки в крупных городах России. Данные цели могут быть использованы в качестве базы для формулирования персональных стратегий предприятий, действующих на рынке пассажирских автобусных перевозок.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 400 с.
2. Бачурин А.А. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций: учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 272 с.
3. Шинкаренко В.Г., Левченко О.П. Формирование стратегии развития автотранспортного предприятия: Монография. – Харьков: ХНАДУ, 2009. – 166 с.
4. Будрина Е.В., Логинова Н.А. Механизм управления системой городского пассажирского транспорта // Транспорт Российской Федерации. - 2012. - № 3-4. - С. 30-33.
5. Корягин М.Е. Равновесные модели системы городского пассажирского транспорта в условиях конфликта интересов. – Новосибирск: Наука, 2011. – 140 с.
6. Ларионов В.Г. Проблемы транспорта в России в свете современной промышленной логистики // Российское предпринимательство. – 2013. – № 24 (246). – c. 145–152. – http://www.creativeconomy.ru/articles/30993.
7. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mintrans.ru/upload/iblock/3cc/ts_proekt_16102008.pdf.
8. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества: ГОСТ Р 51004-96 – 1996. – Введ. 1997-01-01. – М.: Изд-востандартов, 2012. – 12 с.