Проблемы развития конкурентоспособности высшей школы

Носков В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (46), Октябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Носков В.А. Проблемы развития конкурентоспособности высшей школы // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 10. – С. 106-111.

Аннотация:
(Продолжение. Начало в №№ 8, 9/2003) Рассматривая пути развития дистанционного (интерактивного) обучения, следует отметить, что до тех пор, пока нормально не заработает программа информатизации страны, шансы сблизить «город и деревню», привлечь к получению качественного образования жителей отдаленных районов будет сложно.

Ключевые слова: высшая школа, дистанционное образование, интерактивное обучение



Рассматривая пути развития дистанционного (интерактивного) обучения, следует отметить, что до тех пор, пока нормально не заработает программа информатизации страны, шансы сблизить «город и деревню», привлечь к получению качественного образования жителей отдаленных районов будет сложно.

Использование методов дистанционного обучения может помочь решить целый ряд проблем:

‑ расширения возможностей получения образования для жителей любого региона страны. Это важно в условиях России, территория которой велика, инфраструктура развита недостаточно, а большая часть населения не имеет средств для оплаты очного обучения;

‑ расширения контингента учащихся за счет иностранных граждан. Российское образование, несмотря на все коллизии последних лет, пока сохраняет имидж качественного, престижного. Многие жители стран бывшего СССР хотят получить российское образование;

‑ повышения благосостояния вузов и преподавателей за счет привлечения средств возрастающего числа учащихся. Дистанционное обучение, формы которого могут функционировать без ограничения числа учащихся, дает реальную возможность привлечения средств от предприятий, фондов, частных лиц. Таким образом, вуз получает все больше возможностей для дальнейшего развития, привлечения лучших преподавателей, организации научно-исследовательских работ;

‑ повышения качества образовательных услуг. К разработке программ, методик и материалов для дистанционного обучения привлекается наиболее активная и квалифицированная часть ученых и специалистов, что уравнивает шансы получения качественного образования территориально разобщенных студентов;

‑ создания условий для повышения гибкости образовательных программ. Быстрое реагирование на требования рынка образовательных услуг, обеспечиваемое за счет неограниченной возможности расширения контингента студентов по любой востребованной рынком специальности, позволяет в кратчайшие сроки готовить специалистов в тех отраслях знания, которые являются актуальными для экономики страны.

Все эти преимущества отмечают отечественные и зарубежные специалисты. Дистанционное образование называют «образованием будущего», многие страны объявляют его развитие приоритетным направлением, главным способом обучения в XXI в.

Выгоды организации дистанционного обучения оценили многие вузы в разных странах мира и студенты. Так, Китайский телеуниверситет объединяет сегодня 530 тыс. студентов, в университете Анадолу (Турция) обучается почти 580 тыс. чел., в Открытом университете Великобритании ‑ 190 тыс., столько же (184 тыс.) обучается в Национальном центре дистанционного обучения во Франции [3].

Отечественные вузы также начали подобную работу. Теперь это облегчается наличием государственной поддержки. С середины 90-х годов в стране формируются образовательные сети. Министерство образования РФ организовало проведение эксперимента в области дистанционного обучения. В результате опыт успешного проведения дистанционного обучения имеет целый ряд вузов: государственных и негосударственных. Среди добившихся успехов можно назвать Московский экономико-статистический институт, Открытый университет, Современный гуманитарный университет, а также МАДИ, МГТУ, МЭИ, МИЭМ и др.

«Ежегодно дистанционное обучение в различных российских и зарубежных вузах проходят 4,5 млн. россиян. Между тем, процесс развития дистанционного образования в России сдерживается традиционными для России причинами ‑ отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями в связи с низким материальным стимулированием преподавателей» [4].

Тем не менее, дистанционное образование в нашей стране развивается, и темпы его предопределят в ближайшие годы возможность оставаться на передовых рубежах мировой науки.

Эффективность дистанционного образования в значительной степени зависит от финансового обеспечения учебного процесса.

В силу того, что дистанционное обучение является более дешевым по сравнению с традиционными формами, в большинстве случаев для погашения издержек на его проведение достаточно средств, выделяемых учащимися в качестве платы.

Однако когда вуз делает первые шаги в направлении разработки системы дистанционного обучения, ему нужны средства. В связи с этим считаем, что финансирование инвестиций в развитие новых форм обучения - весьма выгодное вложение, поскольку сроки окупаемости малы.

Для начала дистанционного обучения требуются сравнительно небольшие средства: на приобретение компьютеров и модемов, разработку специальных компьютерных программ, оплату труда преподавателей по разработке учебно-методического комплекса, а также на размножение методических пособий, учебников, аудио- и видеозаписей. Впоследствии поддержание комплекса дистанционного обучения потребует подключения к линиям сети Интернет, создания действенной системы оплаты труда преподавателей и тьюторов, расходов на участие ведущих сотрудников в различных конференциях по вопросам развития дистанционного образования и, естественно, почтовые услуги.

Выгодно дистанционное обучение и для учащихся. Так, по мнению экспертов, обучение в американском университете BMI (Business Management International) для российского студента поможет сэкономить от 5 до 10 тыс. долл. в год при дистанционной форме, поскольку очная требует оплаты не только обучения, но и проживания в студгородке, дорожных расходов и т.д., что в общей сумме составляет 15-35 тыс. долл. в год [1].

Таким образом, видим, что «виртуальный» студент экономит на своем обучении третью часть суммы, которую потратил бы при традиционной форме обучения. Преимуществом является и то, что он не покидает родного города и не бросает работы.Из сказанного можем сделать вывод о том, что система дистанционного образования становится одним из основных видов обучения, выгодным для всех участников образовательного процесса.

* *

*

Одной из важнейших составляющих конкурентоспособности высшей школы является развитие научно-исследовательской деятельности.

В концепции развития высшей школы, которая рассматривалась выше, научно-исследовательской работе в вузах придается большое значение. Однако в правительственной Стратегической программе развития Российской Федерации до 2010 г. проблеме научной деятельности в вузах не уделено достаточного внимания, более того не предусмотрено финансовых и методических основ для организации этой деятельности.

Вместе с тем научно-исследовательская деятельность как особый вид научного творчества призвана обеспечить высокий уровень преподавания, а также привлечь в вузы не только лучших преподавателей и студентов, но и инвесторов.

Нобелевские лауреаты, как правило, работают в университетах. Авторитетные ученые преподают в высших учебных заведениях, что позволяет формировать собственные научные школы, привлекать студентов к научно-исследовательской работе, показывать примеры служения науке и вооружать опытом, который необходим для карьеры.

Так, в университетах США работают такие современные классики менеджмента и маркетинга как Филипп Котлер (Северо-Западный университет), Майкл Портер и Розабет Мари Кантер (Гарвардский университет), Генри Минцберг (университет МакГилл).

Многие лауреаты Нобелевской премии «работают в качестве консультантов или владеют собственными консалтинговыми фирмами, но преподают, поскольку не хотят расставаться с научной жизнью» [2]. В этих словах видна взаимосвязь между научной и преподавательской работой. Студенты, обучающиеся под началом таких выдающихся ученых современности, естественно, не только получают фундаментальные классические знания, но и стремятся к постоянному повышению квалификации.

Поэтому важным является стимулирование и поддержка создания исследовательских центров при университетах, создание предпосылок, при которых развитие науки в вузах станет главным конкурентным преимуществом и необходимым условием организации учебного процесса. Финансирование таких центров может осуществляться из государственных и частных источников. Инициаторами создания центров могут быть ведущие ученые, работающие в университетах.

Именно таким образом создавались научные коллективы, приводившие своих создателей к великим открытиям и общественному признанию. Например, Нобелевский лауреат 1986 г. Дж. М. Бьюкеннен в 1957 г. совместно с Дж. У. Наттером создал при Виргинском университете Центр исследований в области политической экономии им. Томаса Джефферсона. В 1968 г. он перешел в Виргинский политехнический институт, где вместе с Г. Таллогом создал Центр изучения общественного выбора, став его генеральным директором [3], не прерывая при этом своей педагогической практики. В научно-исследовательских центрах при университетах делали свои открытия и другие лауреаты Нобелевской премии.

Однако в нашей стране область научных исследований в советские времена отошла к академическим институтам. В результате наметился и с годами становился все более очевидным разрыв между наукой и преподаванием. Постепенно вузовская наука отрывалась от реальной жизни, обеднялось ее содержание, она имела тенденцию к поверхностности и абстрактности.

История показывает, что в первые годы Советской власти ученые продолжали преподавательскую деятельность, однако уже в 40-е годы деятельность в сфере научных исследований и преподавание начали все больше отдаляться друг от друга. Так, лауреат Нобелевской премии 1975 г. Л.В. Канторович начал исследования в области разработки прикладных экономико-математических методов, будучи профессором Ленинградского университета и по совместительству консультантом в лаборатории фанерной фабрики. Однако в послевоенные годы он продолжил карьеру уже только в Академии наук СССР. Переезжая из Ленинграда в Новосибирск, а оттуда в Москву, он лишь менял институты и отделения АН СССР [4]. Потенциал и специфика работы отечественных вузов не давали ему возможности заниматься педагогической и научной деятельностью одновременно, как это практикуется в других странах.

Другой лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алферов, удостоенный ее в 2000 году, не работал в вузе и свою научную деятельность вел исключительно в рамках АН СССР (России).

Государственная концепция развития высшей школы предусматривает переориентацию университетских комплексов на организацию научной и исследовательской работы, но детально не прописывает их сущность, о которой поговорим в следующем номере журнала.

Продолжение следует.

[1] Основы теории дистанционного обучения. С. 6.

[2] Huczynski A.A. Management Gurus. P. 40.

[3] http://www.n-t.org/nl/ek/buchanan.htm.

[4] Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. - М.: Прогресс, 1992.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:55:30