Пути развития некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги в жилищной сфере

Орлов В.Я., Гареев И.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 19 (265), Октябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Орлов В.Я., Гареев И.Ф. Пути развития некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги в жилищной сфере // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 19. – С. 146-156.

Аннотация:
Вовлечение некоммерческих организаций в реализацию мероприятий социальной политики может существенно повысить качество и разнообразие государственных услуг. В части жилищных услуг на первый план выходит разработка оптимального организационно-экономического механизма. В статье представлены пути развития некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги в жилищной сфере, где акцент сделан на снижении строительных рисков и приемлемых условиях оплаты жилья.

Ключевые слова: Республика Татарстан, жилищное строительство, социальные услуги, жилищная проблема, государственные услуги, некоммерческая организация, общественный сектор



Вопросы предоставления государственных (муниципальных) услуг в настоящее время находятся в стадии бурного развития. Основной вектор движения ориентирован на трансформацию традиционной формы оказания услуг в электронную, с любого технического средства без посещения госучреждений. В частности, осуществляется регистрация граждан на электронном портале государственных услуг и граждане через личный кабинет получают доступ к разнообразному перечню услуг, в т.ч. запись на прием к различным специалистам, регистрационные действия, оплата услуг и т.д.

Теоретические аспекты государственных и социальных услуг

Сегодня портал государственных услуг позволяет получить услугу в электронном виде, получить информацию о государственной услуге и получить информацию о государственных и муниципальных учреждениях.

Достоинством является то, что при получении госуслуг дистанционно отсутствует необходимость собирать справки самим гражданам, т.к. на госучреждения переложена обязанность самостоятельно получать сведения по линии межведомственного взаимодействия.

В целом, рассуждая о предмете исследования, традиционно, мы говорим о государственных услугах – об услугах, которые предоставляет государство как властная структура своим гражданам вне зависимости от их возраста, социального статуса.

Вместе с этим, с нашей точки зрения, в некоторых случаях более корректно говорить о социальных услугах. Современный понятийный аппарат содержит термин «набор социальных услуг». В соответствии с федеральным Законом «О государственной социальной помощи» это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, в т.ч. обеспечение медицинской помощи, а также специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

На практике же социальные услуги предусматривают широчайший перечень направлений, которые направлены на оказание помощи и всесторонней поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Среди важнейших можно выделить социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту; социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня; социально-правовые, направленные на оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Организация социальных услуг является задачей органов местного самоуправления. Для повышения эффективности на муниципальном уровне стали создаваться многофункциональные центры как модель сетевого партнерства предоставления государственных и муниципальных услуг.

Вместе с этим Н.В. Мироненко отмечается, что существующая система предоставления государственных (муниципальных) услуг далека от совершенства. Автором предлагается больше учитывать особенности сетевого партнерства на муниципальном уровне [8].

По мнению некоторых исследователей проблематики социальных услуг, отмечается, что дальнейшее развитие сферы социальных услуг будет происходить в направлении расширении частного сектора сферы социальных услуг в соответствии с ростом индивидуальных потребностей населения [6]. Более того, Л.Г. Кухтиновой и Л.А. Сосуновой сектор частных социальных услуг выделяется в самостоятельную область, для развития которой важна активность соответствующей маркетинговой деятельности [5].

Роль некоммерческого сектора в повышении благосостоянии граждан

Вопросы повышения благосостояния населения страны по мере увеличения ее экономической стабильности постепенно получают все больше финансового обеспечения. Прежде всего увеличивается количество бюджетных средств, выделяемых на данные направления. Вместе с этим можно отметить о появлении тенденции небольшого, но отчетливо проявляющегося перекладывания бремени социального обслуживания на общественный сектор. В итоге, сейчас некоторые социальные услуги оказываются общественным (некоммерческим) сектором. При этом необходимо отметить, что в определенной степени инициатором предоставления социальных услуг населению является некоммерческий сектор.

В наших предыдущих исследованиях мы уже отмечали, что причиной роста подобной практики стало увеличение грантовой поддержки некоммерческих организаций (НКО). Желая заполучить безвозмездные денежные средства, НКО стали увеличивать как свое количество, так и количество реализуемых ими направлений. И если в начале периода становления качество функционирования НКО не отличалось достойным уровнем, то к настоящему моменту место и роль НКО в развитии благосостояния населения, особенно его слабозащищенных категорий, очень велика.

В Республике Татарстан некоммерческий сектор особенно сильные позиции занимает в вопросах решения жилищной проблемы. В частности, крупнейшими некоммерческими организациями являются Некоммерческое партнерство «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (ГЖФ) и Региональная общественная организация «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан» (ОМС РТ).

Характеристика некоммерческих жилищных организаций

Государственный жилищный фонд является настолько масштабной и определяющей жилищную политику организацией, что только упоминание объемов жилищного строительства в год – а это до 30% от всего строительства в Республике Татарстан – позволяет считать ее негосударственным мегарегулятором, определяющим тенденции развития рынка недвижимости в регионе. Добавим, что, по нашему мнению, причиной относительно невысоких цен на первичном рынке жилья в Республике Татарстан является как раз присутствие на рынке ГЖФ, который, осуществляя строительство для социально защищаемых слоев населения, выводит на рынок в массовом количестве жилье эконом-класса.

Среди основных видов его деятельности можно отметить реализацию программы социальной ипотеки. Экономический механизм этой программы состоит в том, что на денежные средства предприятий, заинтересованных в обеспечении жильем своих сотрудников, ведется строительство доступного жилья. При этом сотрудникам организации отводится не все построенное жилье, часть предназначено для работников бюджетной сферы и остро нуждающихся граждан. Условия приобретения предусматривают не имеющие аналогов в Российской Федерации параметры. В частности, впервые в отечественной практике установлен приемлемый срок ожидания получения государственной поддержки на улучшение жилищных условий. Установленное время – 3 года – соблюдается для тех семей, которые исправно ежемесячно выплачивают установленные суммы. Кроме того, процентная ставка, установленная на отметке в 7%, также способствует повышению доступности обслуживания финансовых обязательств.

В целом, характер деятельности этой организации позволяет сделать вывод о том, что она является проводником государственной жилищной политики. В отличие от нее другая организация (ОМС РТ) представляет другой полюс НКО. Масштабы ее деятельности невелики, однако особенности ее функционирования – от инициаторов создания до вопросов ценообразования – позволяют охарактеризовать ее как реального представителя гражданского общества. По состоянию на 2009 г. исследователями Р.М. Гусейновым и В.А. Семенихиной природа социальных инноваций определялась как повторение азов социальной политики экономически развитых стран [2]. К настоящему времени уже абсолютно уверенно можно утверждать о формировании собственной гуманистической позиции некоммерческих организаций в Республике Татарстан, когда стоящие за НКО граждане целенаправленно организуют предоставление необходимых социальных услуг. При этом в исследовании Т.С. Коростелевой и А.В. Кириллова жилищные НКО вообще не рассматриваются в качестве источников роста рынка недвижимости.

Развивая вопросы терминологии, отметим, что использование бюджетных средств в улучшении жилищных условий молодых семей, по трактовке С.В. Пименова, позволяет услуги, оказываемые ОМС РТ, отнести к государственным [9]. Таким образом, на практике часто происходит отождествление терминов «государственные» и «социальные» услуги.

ОМС РТ является одним из авторов, а потом и бессменным исполнителем мероприятий Закона Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий». Максимальный размер государственной поддержки составляет 400 тыс. руб. Жилые помещения реализуются на условиях рассрочки платежа (до 15 лет) без начисления процентов. Для снижения бремени по обслуживанию государственной поддержки, а также для оплаты первоначального взноса, молодые семьи могут воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала.

Стоимость жилья для участников мероприятий Закона по состоянию на 2 квартал 2014 г. составила около 34 тыс. руб. за кв. м жилого помещения. При этом рыночная стоимость на первичном рынке жилья составляет 50-60 тыс. руб./кв. м. Кроме того, учитывая выбор для строительства проектов домов с небольшими площадями, итоговая стоимость жилья оказывается на 30-50% меньше рыночных. А если, как предлагает Ю.В. Чугунова, начать строительство квартир-студий, то доступность жилья для молодых семей будет на очень высоком уровне, причем для широкой категории [11].

Добавим, что уполномоченной организации какие-либо субсидии для строительства социального жилья не предоставляются. Невысокую стоимость жилья удается обеспечивать как благодаря социальной ответственности застройщиков, так и в силу получения последними экономической выгоды. Во взаимоотношениях с застройщиками ОМС РТ выступает в качестве крупного инвестора, т.е. обеспечивает финансирование строительства значительного количества жилья. Для застройщиков это выгодно тем, что они не озабочены вопросами фондирования – то ли привлекать банковский кредит, то ли активно заниматься продажами.

Выбранная форма финансирования строительства схожа с фи-девелопментом, когда организацией строительства занимается опытная и профессиональная команда, а правообладателем земельного участка является другая организация [10].

В целом, организацией активно и непрерывно ведется поиск путей обеспечения жильем молодых семей в изменяющихся экономических условиях.

Одним из значимых достижений организации является стимулирование активного в демографическом поведении молодых семей. Благодаря улучшению жилищных условий у семей выросли показатели рождаемости, которые значительно превышают среднестатистические значения. О серьезной роли подобных госуслуг говорит и А.П. Латкин, считая решение жилищного вопроса условием повышения деловой активности в регионе [7].

Повторимся, что ключевыми достижениями ОМС РТ являются невысокая стоимость жилья и приемлемые условия рассрочки. Несмотря на это в адрес организации поступает значительное количество обращений, связанных с получением финансовой поддержки на строительство индивидуального дома. Нынешняя схема, ограниченная 400 тыс. руб., доступна лишь для тех, кто хочет завершить строительство, например, провести коммуникации или сделать отделку комнат. Однако, есть достаточное количество семей, которые, проживая в имеющемся жилье (в т.ч. совместно с родителями), желают построить собственное жилье на уже приобретенном земельном участке. Обращаясь в ОМС РТ, они отождествляют организацию как надежного партнера при решении жилищной проблемы. В данном вопросе они нуждаются в стабильном финансировании строительно-монтажных работ и контроле за ходом строительства. По мнению М.В. Бондаренко, снижение указанных рисков и является составляющими социально-ориентированного управления объектами недвижимости [1].

Функционирующие на рынке организации, оказывающие услуги по строительству индивидуальных домов, действуют исключительно на денежные средства покупателей. Граждане полностью авансируют покупку строительных материалов и проводимых работ. К настоящему времени уровень взаимоотношений между гражданами и такими фирмами находится на довольно высоком, цивилизованном уровне. Однако со стороны граждан вопросы доверия по-прежнему находятся на первом месте. В связи с этим при определении строительной организации граждане, прежде всего, свой выбор осуществляют исходя из положительных отзывов предыдущих клиентов, а не профессионального мастерства специалистов.

Учитывая продолжительный опыт в организации строительства доступного жилья, с нашей точки зрения, ОМС РТ могло бы успешно выступить в качестве такой структуры. С одной стороны, ею может осуществляться отбор квалифицированных исполнителей по строительству домов, с другой стороны, она может разработать перечень наиболее оптимальных для широкой категории граждан моделей финансирования строительства жилья.

Проанализировав обращения молодых семей в адрес ОМС РТ можно сделать вывод о том, что их основной запрос сводится к одному – полное отсутствие удорожания строительства и рисков его несвоевременного завершения. А для этого они предлагают ОМС РТ роль финансиста и организатора. Но для реализации данной задачи необходимо обладать свободными денежными средствами, чтобы с их помощью осуществлять строительство жилья. В настоящее время, для решения этого вопроса данную функцию можно исполнить двумя способами:

- на бюджетные средства, когда в рамках целевой программы ресурсы семье будут предоставляться на льготных условиях (в т.ч. на беспроцентной основе), но с выплатой после завершения строительных работ. Только использование бюджетных средств позволяет отсрочить получение ранее предоставленных средств и проценты за их использование, в т.ч. полностью отказаться от последних;

- в рамках исламского банкинга, когда возврат денежных средств сопровождается дополнительным вознаграждением кредитору.

В рамках действующего законодательства ОМС РТ не имеет возможностей для оказания государственной поддержки на сумму более чем 400 тыс. руб., а при содействии завершению начатого строительства возврат денежных средств должен осуществляться уже через 9 месяцев. И самое главное, ОМС РТ не занимается непосредственно строительно-монтажными работами.

Несмотря на существующие условия, по нашему мнению, Объединению молодежного строительства Республики Татарстан следовало бы заняться строительством малоэтажного жилья. Дело в том, что у организации есть давно сформировавшийся положительный опыт функционирования на рынке недвижимости. Молодые семьи в лице ОМС РТ видят надежного партнера, которое, благодаря своему статусу НКО, обеспечивает их доступным жильем. В связи с вышеизложенным, нами предлагается организационно-экономический механизм, который предполагает содействие в строительстве индивидуального дома – путем обеспечения его финансирования и организации строительно-монтажных работ (см. рис.).

Для еще большего снижения строительных рисков ОМС РТ в своем составе может сформировать штат рабочих из строительных специальностей. Тогда она превратится из фи-девелопера в полноценную девелоперскую организацию и получит возможность извлекать коммерческую прибыль от СМР. Более того, при использовании в предоставлении финансовой поддержки внебюджетных средств также можно будет предусмотреть коммерческую прибыль.

Рис. Механизм финансирования строительства индивидуального жилья

для молодых семей

Выводы

Как неоднократно подчеркивалось в современных исследованиях, некоммерческие организации являются источником социальных инноваций. На примере рассмотренной ситуации можно утверждать о том, что деятельность ОМС РТ способствует социально-экономическому развитию территорий. Более тесное сотрудничество НКО с исполнительными органами муниципальных образований снимет нагрузку с последних и повысит качество обслуживания населения в части предоставления государственных услуг. Однако, в стратегии развития жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 гг. жилищным НКО (кроме ранее упомянутого ГЖФ) отведена небольшая роль в строительстве доступного жилья в регионе [4].


Источники:

1. Бондаренко М.В. Социально-ориентированное управление объектами недвижимости // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2009. – № 2. – С. 3-11.
2. Гусейнов Р.М.А., Семенихина В.А. Банальности «социальных инноваций» // Философия хозяйства. – 2009. – № 6. – С. 238-247.
3. Коростелева Т.С., Кириллов А.В. Динамика рынка недвижимости РФ: анализ, основные тенденции, пути и источники роста // Вестник Самарского государственного университета. – 2013. – № 7 (108). – С. 37-43.
4. Кульков А.А. Оценка стратегии развития жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2011. – № 4. – С. 307-312.
5. Кухтинова Л.Г., Сосунова Л.А. Маркетинг социальных услуг // Российское предпринимательство. – 2007. – № 10 Вып. 1 (99). – С. 83-86. – http://www.creativeconomy.ru/articles/8488/.
6. Кухтинова Л.Г., Сосунова Л.А. Тенденции развития сферы социальных услуг // Креативная экономика. – 2007. – № 8 (8). – С. 52-55. – http://www.creativeconomy.ru/articles/3530/.
7. Латкин А.П. Дальний Восток: качество госуслуг и демографическая ситуация // Российское предпринимательство. – 2012. – № 24 (222). – С. 229-236. – http://www.creativeconomy.ru/articles/27105/.
8. Мироненко Н.В. Многофункциональные центры как модель сетевого партнерства предоставления государственных и муниципальных услуг // Государственное управление. Электронный вестник. – 2012. – № 33. – С. 4.
9. Пименов С.В. К вопросу о сущности и критериях государственных услуг // Российское предпринимательство. – 2010. – № 8 Вып. 1 (164). – С. 29-34. – http://www.creativeconomy.ru/articles/10746/.
10. Сайфуллина Ф.М. Использование схем девелопмента как способ снижения издержек в инвестиционно-строительном комплексе Республики Татарстан // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2013. – №11 (59). – С. 73.
11. Чугунова Ю.В. Инвестиционно-строительные новации при решении жилищной проблемы // Российское предпринимательство. – 2012. – № 23 (221). – С. 104-108. – http://www.creativeconomy.ru/articles/26307/.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:52