Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»19 / 2014

Количественные характеристики малого бизнеса в России

Бессонов Игорь Сергеевич, аспирант кафедры региональной экономики, государственного и муниципального управления, Самарский государственный экономический университет, Россия

Quantitative characteristics of small business in Russia - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 35

Аннотация:
В статье рассматриваются типичные ошибки анализа малого бизнеса, связанные с отсутствием информации по индивидуальным предпринимателям, и проводится комплексный анализ развития данного социально-экономического института вне зависимости от организационно-правовой формы. Осуществлен подход по смещению фокуса научного анализа от индивидуальных предпринимателей к индивидуальным предприятиям. Проанализирована плотность малого бизнеса, составлен рейтинг федеральных округов и субъектов Приволжского федерального округа по данному показателю. Даны рекомендации по направлениям дальнейшего научного поиска.
Цитировать публикацию:
Бессонов И.С. Количественные характеристики малого бизнеса в России // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 19. – С. 4-15.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.  [1] признает важность развития малого предпринимательства для интенсивного экономического роста национальной экономики. В данном документе выдвинут ряд задач по развитию малого бизнеса:

- создание равных организационных возможностей для граждан;

- формирование мотивации инновационного поведения;

- значительное повышение эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда.

Результатом решения всех этих задач должно стать эффективное развитие национальной экономики и вхождение России в число мировых технологических лидеров.

В соответствии с законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»  [2] малыми предприятиями считаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, на которые накладываются ограничения по численности работников и размеру выручки за год, а также по составу учредителей. Малое предпринимательство и малый бизнес в контексте данного закона большинством исследователей рассматриваются как синонимы [4].

Индивидуальное предпринимательство - часть малого бизнеса

Как ранее отмечали некоторые авторы  [3, 4], международная статистическая практика предусматривает учет малого бизнеса вне зависимости от организационно-правовых форм. Российская статистика долгое время оперировала лишь данными по малым предприятиям - юридическим лицам, не включая в учет индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Зачастую экономисты при анализе деятельности малых предприятий учитывали статистику только по юридическим лицам. Многочисленные авторы под термином «малый бизнес» подразумевают исключительно юридические лица. В связи с этим используются, на наш взгляд, заниженные данные и анализ проводится с позиций отставания численности малого бизнеса от уровня западных стран  [6, 7, 8, 10]. Данная ситуация нелогична с точки зрения экономического анализа: индивидуальные предприятия и общества с ограниченной ответственностью (наиболее часто встречающиеся организационно-правовые формы малого бизнеса) обычно не имеют принципиальных отличий в хозяйственной деятельности. Индивидуальные предприятия большей частью - 99,9% - относятся к малым предприятиям  [9] и имеют не более 100 наемных работников. Предприятия данной организационно-правовой формы составляют значительную часть общего массива малого бизнеса. Индивидуальное предпринимательство популярно по причине возможности более легкой организации бизнеса и в связи с упрощенной системой отчетности.

В 2010 г. Росстатом было проведено сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего предпринимательства. Был охвачен значительный массив малых предприятий, что не составило, однако, 100%. Данное исследование взято за информационную базу при написании статьи. После 2010 г. Росстатом не проводилось подробное наблюдение за деятельностью индивидуальных предпринимателей. Информационные источники в сети Интернет, например, «Статистика малого и среднего предпринимательства России: 2010–2013 гг.»  [12], представляют округленные данные, при этом данные за 2010 г. не совпадают с официальной статистикой. Таким образом, полагаем уместным оперировать данными до 2010 г. и рассматривать данную публикацию как апробацию методики комплексного учета малых предприятий - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Анализ развития малого бизнеса в России

Анализ имеющихся данных позволяет сформировать методически полное представление о современном малом бизнесе России. В нашем исследовании осуществлен комплексный подход к малому бизнесу как к совокупности индивидуальных предприятий и юридических лиц, подпадающих под критерии малого бизнеса в России. Это соответствует законодательству и согласуется с научным принципом полноты используемой информации. Расчеты проведены на основе данных численности населения, численности индивидуальных предпринимателей и малых предприятий - юридических лиц.

Нам представляется логичным оперировать понятием индивидуального предприятия как наиболее полно отражающим суть организационно-правовой формы индивидуального предпринимателя, ведущего хозяйственную деятельность вместе с наемными работниками. В пользу данных суждений говорят данные по численности наемных работников у предпринимателей. Около 100 предпринимателей в России имеют 251-800 наемных работников, т.е. данные индивидуальные предприятия относятся к средним по критерию численности.

На наш взгляд, буквальное восприятие индивидуального предпринимателя как самозанятого индивида в настоящее время является неполным и не учитывает привлекаемых в большинстве случаев наемных работников. Современные индивидуальные предприятия могут иметь в структуре подразделения (отделы) наравне с предприятиями - юридическими лицами.

С учетом вышеприведенных позиций выполним анализ развития малого бизнеса в России. По состоянию на текущий момент основные критерии малого бизнеса - численность работников до 100 человек и оборот до 400 млн руб. за год. Выделяется подкатегория - микропредприятия с численностью до 15 человек и выручкой до 60 млн руб. Ранее применявшиеся дифференцированные по отраслям экономики пороговые значения численности работников в настоящее время не применяются.

Общая численность малых предприятий может быть получена путем сложения численности малых предприятий - юридических лиц и малых предприятий - индивидуальных предпринимателей (см. табл. 1). Данные по индивидуальным предпринимателям за 2007-2009 г. представляют собой статистику по малым и средним предприятиям.

По данным сплошного обследования 2010 г., из 2927488 индивидуальных предприятий к средним относились 676 единиц, т.е. около 0,02%. Мы полагаем, что это позволяет условно считать сведения за 2007-2009 г. по индивидуальным предпринимателям статистикой, относящейся к малому бизнесу.

Таблица 1

Численность малых предприятий в России

Годы

Численность малых предприятий

Темп роста к

предыдущему году

2007

3730400

2008

4089667

1,10

2009

4255791

1,04

2010

4571081

1,07

Источник: [13, 14, 15, 16, 17, 18].

Таким образом, по состоянию на 2010 г. имелось более 4,5 млн малых предприятий разных форм собственности, в т.ч. без образования юридического лица. Ежегодно численность малых предприятий увеличивается на 4-10%. Базисный темп роста составил 22,5%. Данные темпы роста сопоставимы с общим уровнем роста экономики страны.

Рассмотрим отдельно долю индивидуальных предпринимателей - важную составляющую национального малого бизнеса, зачастую опускающуюся при анализе по причине методологического несовершенства системы сбора и анализа информации (см. табл. 2).

Таблица 2

Доля индивидуальных предпринимателей в численности малого бизнеса России

Годы

Доля индивидуальных предпринимателей в численности малого бизнеса

Темп роста к

предыдущему году

2007

69,51%

2008

67,05%

96,46%

2009

62,35%

92,99%

2010

64,03%

102,70%

Источник: [13, 14, 15, 16, 17, 18].

Как видно из таблицы 2, размах вариации доли индивидуальных предпринимателей в общей численности малого бизнеса составил 7,16%. Доля индивидуальных предпринимателей в общей численности малого бизнеса за рассматриваемый период менялась разнонаправленно, таким образом, отсутствует тенденция к стабильному изменению показателя. Наибольшую долю общей численности бизнеса предприниматели занимали в 2007 г. (69,51%). За последний рассматриваемый год наблюдалось небольшое увеличение, около 3%.

Рассмотрим численность малых предприятий (независимо от организационно-правовой формы) по федеральным округам и составим рейтинг в зависимости от ранжирования значений (см. табл. 3).

Таблица 3

Численность малого бизнеса по федеральным округам РФ в 2010 г.

Федеральный округ

Численность малых предприятий

Место в рейтинге

Центральный

1050670

1

Северо-Западный

467985

5

Южный

761460

3

Приволжский

808439

2

Уральский

371802

6

Сибирский

591739

4

Дальневосточный

203796

7

Источник: [19, 20].

При рассмотрении абсолютных показателей развития малого бизнеса необходимо учитывать уровень развития федеральных округов. Максимальное количество малых предприятий (1050670 предприятий) находится в наиболее экономически развитом Центральном федеральном округе, а минимальное - в наиболее экономически отсталом Дальневосточном федеральном округе (203796 предприятий). Количество малых предприятий Центрального федерального округа более чем в 5 раз превышает показатель Дальневосточного федерального округа. Размах вариации составил 846874 единицы.

При рассмотрении относительных показателей развития малого бизнеса, в т.ч. связанных с территориальным размещением населения, становятся понятны причины территориального дисбаланса распределения малых предприятий по регионам России. Рассмотрим взаимосвязь развития малого бизнеса и численности населения региона.

Плотность малого бизнеса - одна из относительных величин, характеризующих развитие данного института. Плотность малого бизнеса может рассчитываться как количество малых предприятий, приходящихся на единицу экономически активного населения либо населения в целом  [11]. По нашему мнению, для простоты расчетов и как наиболее часто встречающийся вариант следует брать соотношение количества малых предприятий и населения в целом, для значимости получаемых величин умноженное на 10000. При расчетах с использованием показателя общей численности малых предприятий, включающего в себя индивидуальные предприятия, получим данные, сопоставимые с европейским уровнем развития малого бизнеса (см. табл. 4)

Таблица 4

Плотность малого бизнеса в России

Годы

Плотность малого бизнеса, предприятий на 10 тыс. чел. населения

Темп роста к

предыдущему году

2007

262,33

2008

288,00

109,79%

2009

299,91

104,14%

2010

319,87

106,65%

Источник: [13, 14, 15, 16, 17, 18, 21].

За рассматриваемый период 2007-2010 гг. плотность малого бизнеса ежегодно увеличивалась на 4-9%, достигнув максимального показателя 319,87 малых предприятий на 10 тысяч человек населения. Темп роста базисный за период 2007-2010 гг. составил 21,93%. По нашему мнению, данные говорят о высоком достигнутом относительном уровне количественного развития малого бизнеса по России.

Региональный аспект плотности малого бизнеса

Рассмотрим региональный аспект плотности малого бизнеса. На основе данных о численности населения, численности индивидуальных предпринимателей и малых предприятий - юридических лиц рассчитаем плотность малого бизнеса в разрезе федеральных округов и составим рейтинг федеральных округов по данному показателю (см. табл. 5).

Таблица 5

Плотность малого бизнеса по федеральным округам РФ в 2010 г.

Федеральный округ

Количество малых предприятий

на 10000 чел.

Место в рейтинге

Центральный

283,03

6

Северо-Западный

347,63

1

Южный

332,49

2

Приволжский

268,07

7

Уральский

303,39

4

Сибирский

302,76

5

Дальневосточный

315,47

3

Источник: [13, 14, 15, 16, 17, 18, 22].

Как видно из таблицы 5, минимальная плотность малого бизнеса в России - в Приволжском федеральном округе (268,07 малых предприятий на 10000 человек населения), максимальная - в Северо-Западном федеральном округе (347,63 малых предприятий на 10000 человек). Показатель лидирующего Северо-Западного федерального округа лишь в 1,3 раза превосходит показатель наиболее отстающего Приволжского федерального округа. Дальневосточный федеральный округ, занявший последнее место в рейтинге численности малых предприятий, имеет плотность 315,47 малых предприятий на 10000 человек - 3-й показатель в рейтинге плотности малого бизнеса. Таким образом, при анализе относительных, а не абсолютных величин становится видно, что проблема малой заселенности территорий влияет на территориальный дисбаланс распределения малых предприятий.

Рассмотрим ситуацию в Приволжском федеральном округе, занявшем последнее место в рейтинге плотности малого бизнеса (см. табл. 6).

Таблица 6

Плотность малого бизнеса в субъектах Приволжского федерального округа

в 2010 г.

Регион

Количество малых предприятий

на 10000 чел. населения

Место

в рейтинге

Республика Башкортостан

246,67

11

Республика Марий Эл

266,36

8

Республика Мордовия

227,59

13

Республика Татарстан

317,69

1

Удмуртская Республика

167,44

14

Чувашская Республика

300,94

3

Пермский край

266,15

9

Кировская область

277,57

5

Нижегородская область

259,72

10

Оренбургская область

267,18

7

Пензенская область

306,88

2

Самарская область

287,67

4

Саратовская область

246,54

12

Ульяновская область

274,08

6

Источник: [19, 20, 22].

Как видно из таблицы 6, наибольшая плотность малого бизнеса наблюдается в Татарстане, что в 1,89 раза больше, чем в наиболее отстающем регионе - Удмуртии. Регионы значительно дифференцированы по данному показателю. Размах вариации составил 150,25 единиц. Среди регионов с высокой плотностью малого бизнеса выделяются Татарстан, Пензенская область, Чувашия.

Выводы

1. Программы регионального и муниципального развития были направлены, в первую очередь, на всестороннее развитие малого бизнеса.

2. В настоящее время установлено, что малый бизнес достиг значимых масштабов развития в рамках национальной экономики.

3. Относительная плотность малого бизнеса, по нашей оценке, также достаточно велика. По нашему мнению, дальнейший научный поиск и концентрацию политических усилий следует проводить в направлении эффективного регулирования структурного и территориального дисбаланса в функционировании малого бизнеса, а также повышения социально-экономической отдачи от развития данного института.

4. Важным является развитие малых предприятий с высокой долей добавленной стоимости, деятельность которых связана с развитием инновационных идей и человеческого потенциала.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=90601.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html.
3. Архипенко К.Ю. Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса России в контексте зарубежного опыта // Экономика, предпринимательство и право. – 2013. – № 3 (20). - c. 3-8. - http://www.creativeconomy.ru/articles/30331.
4. Бессонов И.С. Функционирование малого бизнеса в России и развитых странах мира // Вестник СГЭУ. Самара - 2012. - № 6. - с. 9-13.
5. Стеклов Ф.М. Анализ современного малого и среднего бизнеса России // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 5. - с. 394-396.
6. Калинин А.В. Малый и средний бизнес России: численность и отраслевое распределение // Российское предпринимательство. - 2011. - № 4 Вып. 1 (181). - c. 46-51. - http://www.creativeconomy.ru/articles/11515/.
7. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе / В.Ю. Буров, В.С. Потаев, А.П. Суходолов. - Иркутск, 2011. - 72 с.
8. Малым не до инноваций // Российская бизнес-газета. - 2010. - № 19. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/06/01/msb.html.
9. О предварительных итогах сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/about.doc.
10. Петраков М.А., Глебов С.Н. Место и роль субъектов малого и среднего бизнеса в экономике России // Российское предпринимательство. - 2013. - № 9 (231). - c. 63-68. - http://www.creativeconomy.ru/articles/28791/.
11. Плотность распространения малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rf-biz.ru/19.php.
12. Статистика малого и среднего предпринимательства России: 2010-2013 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rcsme.ru/ru/statistics.
13. Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Малый и средний бизнес в России в 2010 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/tom1.html.
14. Основные экономические показатели деятельности предприятий в 2009 г. Малое и среднее предпринимательство в России - 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_47/IssWWW.exe/Stg/01-01.htm.
15. Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности. Малое и среднее предпринимательство в России - 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_47/IssWWW.exe/Stg/03-01.htm.
16. Число предприятий по видам экономической деятельности в 2008 г. Малое и среднее предпринимательство в России - 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_47/IssWWW.exe/Stg/1-02.htm.
17. Численность индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию (перерегистрацию). Малое и среднее предпринимательство в России - 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_47/IssWWW.exe/Stg/html/3-01.htm.
18. Основные показатели деятельности малых предприятий. Малое и среднее предпринимательство в России - 2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_47/IssWWW.exe/Stg/html/01-02.htm.
19. Число субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности по субъектам Российской Федерации. Малое и среднее предпринимательство в России - 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/tom1.html.
20. Численность индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации. Малое и среднее предпринимательство в России - 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/tom3.htm.
21. Демография. Численность и состав населения. Численность населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#.
22. Численность городского и сельского населения по полу по субъектам Российской Федерации. Численность и размещение населения. Всероссийская перепись населения - 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.