Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»16 / 2014

Современные проблемы ускорения интеграционных процессов на пространстве СНГ

Кокуйцева Татьяна Владимировна, кандидат экономических наук, зам. директора по внешнеэкономической деятельности Института прикладных технико-экономических исследований и экспертиз, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Имакаева Дария Амангельдиевна, магистрантка кафедры прикладной экономики Института прикладных технико-экономических исследований и экспертиз, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Modern problems of accelerating integration processes in the CIS countries - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 37

Аннотация:
В статье проводится анализ динамики развития интеграционных процессов на пространстве СНГ, выявляются проблемы их ускорения и причины их возникновения.
Цитировать публикацию:
Кокуйцева Т.В., Имакаева Д.А. Современные проблемы ускорения интеграционных процессов на пространстве СНГ // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 16. – С. 58-66.

В настоящее время развитие  интеграционных   процессов  является важнейшей характеристикой  современной мировой экономики. В условиях ужесточения конкуренции на мировых рынках становится не под силу отдельному государству сохранить и повысить свою конкурентоспособность. Это обуславливает необходимость кооперации в научно-технологической, образовательной и производственной сферах на микро- и макроуровне, что позволяет сохранить и усилить свои позиции в мировой экономике, воспользоваться преимуществами синергетического эффекта, который дает объединение экономик и в конечном итоге вместе противостоять  общим конкурентам на мировом рынке.

Международные кооперация и интеграция в сфере торговли в странах СНГ

Международная кооперация представляет собой один из механизмов совместного взаимовыгодного решения таких социально-экономических проблем, как создание и внедрение инновационных технологий в производство в целях повышения конкурентоспособности продукции и государства в целом, обеспечения национальной безопасности на основе импортозамещающего производства, создания высококвалифицированных рабочих мест и т.д.

В настоящее время требуется активизация вышеуказанных процессов развития международной кооперации на пространстве СНГ, что вызвано, в частности, снижением показателей внутрирегиональной торговли. Так, в 1989 г. на долю межреспубликанской торговли в СССР приходилось около 90% всех торговых потоков. Только у РСФСР данный показатель был ниже ввиду определенных причин. Спустя  двадцать лет ситуация претерпела значительные изменения: наибольшие показатели у Кыргызстана (50% в экспорте),  у Беларуси (более 60% в импорте).

Высокая доля внутрирегиональной торговли – один из признаков интеграции. В советское время данный показатель составлял по экспорту от 81 до 98% (в России – около 63%), по импорту от 82 до 91% (в России – 55%), что свидетельствовало о высокой степени интеграции, налаженности межреспубликанских экономических отношений, единого хозяйственного комплекса.

Анализ динамики географической структуры экспорта и импорта государств-участников СНГ в 2000–2010 гг. показывает, что доля экспорта государств – участников СНГ в 2000–2011 гг. в страны Содружества сократилась и в настоящее время составляет 11–49% (максимальные значения в Беларуси – 49%; Молдова – 41%; Украина – 38%). Причем 38,5% всего объема экспорта товаров Беларуси и 26,1%  экспорта Украины направляется в РФ, которая является их основным партнером по экспорту, что обусловлено исторически сложившимися отношениями, развитием Таможенного союза (Россия – Беларусь – Казахстан) и Союзного государства Россия – Беларусь.

Географическая структура импорта показывает схожие тенденции: динамика сокращения внутрирегионального импорта и доминирующая роль РФ во внутрирегиональной торговле стран СНГ. Россия  является основным партнером по импорту у Беларуси (90,5%  общего объема импорта), Киргизии (64,2%), Украины (65,9%).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что географическая структура экспорта и импорта стран СНГ претерпела изменения в сторону снижения удельного веса межгосударственной торговли и увеличения роли ЕС и государств остального мира. В межгосударственной торговле Россия является для стран СНГ основным источником импорта. Торговля между государствами – участниками СНГ (без РФ) сокращается. Такая асимметрия в географической структуре торговых потоков и зависимость от одного рынка в рамках СНГ делает страны данного региона уязвимыми по отношению к экономической ситуации, складывающейся в России.

В рамках направления по ускорению интеграционных процессов можно выделить следующие проблемы:

а) повышение эффективности межгосударственных транспортных перевозок и осуществление поставок энергоресурсов с использованием существующих железнодорожных магистралей, трубопроводов и электрических сетей;

б) налаживание кооперационных связей в научной и производственной сфере и обеспечение активизации трансфера технологий, ноу-хау и наукоемкой высококонкурентоспособной продукции на пространстве СНГ;

в) создание системы единого информационного пространства СНГ, способствующего ускорению передачи информации и обеспечению доступа к национальным базам данных государств-участников СНГ.

Повышение эффективности транспортных перевозок и поставок энергоресурсов

В XX в. на территории нынешнего пространства СНГ было налажено тесное сотрудничество в научно-технической и производственной сферах, одним из основных принципов которого была взаимовыгодность. По сути, каждая республика СССР, а ныне государство – участник СНГ, имело свою отраслевую специализацию в рамках единого народнохозяйственного комплекса. Вместе с тем, для обеспечения эффективного функционирования этого комплекса была создана единая инфраструктура – железнодорожная, энергетическая и трубопроводная.

С распадом СССР многие созданные производственно-технологические цепочки были разрушены, а развитие единой инфраструктуры оказалось в крайне сложном положении. Это произошло в связи с тем, что не все государства – участники СНГ, во-первых, нуждались в использовании ее услуг в прежних объемах, а во-вторых, не все они смогли собственными силами поддерживать созданные в советский период единые инфраструктурные системы, от эффективности которых во многом зависит скорость, надежность и стоимость перевозок, а, следовательно, конкурентоспособность продукции, выпускаемой на пространстве СНГ. На сегодняшний день вышеуказанные инфраструктурные комплексы требуют значительных финансовых вложений в проекты по их модернизации, оптимизации транспортных потоков, разработке инновационных технологий в области строительства трубопроводов и прокладки электрических сетей, разработке менее энерго-, материало- и капиталоемких технологий, повышению эффективности использования энергоресурсов, совершенствованию логистических схем и т.д. В результате внедрения данных мероприятий произойдет снижение издержек, рост эффективности производства и конкурентоспособности продукции на мировых рынках.

Налаживание кооперационных связей в научной и производственной сфере

Во времена СССР развитие связей в научной и производственной сфере осуществлялось между республиками, входящими в его состав и представляющими части единого народнохозяйственного комплекса. Республики СССР осуществляли сотрудничество в научной и производственной сфере, что регламентировалось соответствующими постановлениями Совета министров СССР и другими нормативными актами, определяющими задачи и права предприятий и организаций СССР по установлению договорных связей с исполнительными органами, предприятиями и организациями других стран, по развитию научно-технического сотрудничества, специализации производства и т.д.

Восстановление сотрудничества между государствами – участниками СНГ в области науки и производства посредством реализации соответствующих межгосударственных проектов будет способствовать совместному созданию инновационных технологий и ноу-хау, использованию их при налаживании совместного наукоемкого производства высококонкурентоспособной продукции на пространстве СНГ. Это создаст основу для взаимовыгодного сотрудничества государств – участников СНГ и выхода их на внешние рынки, что ускорит социально-экономическое развитие, позволит преодолеть последствия современного финансово-экономического кризиса и перейти к экономике знаний.

Создание системы единого информационного пространства СНГ

Глобальные информационные системы объединяют мир в одно целое и вовлекают все страны в информационную взаимозависимость. В развитых странах мира информационно-коммуникационные отрасли развиваются достаточно быстрыми темпами, что значительно упрощает процессы межгосударственной кооперации в других сферах экономики, в производстве и научно-образовательной сфере. Подтверждением тому является то, что из более чем 150 стран, где уровень развития ИКТ оценивался по 11 показателям, в первую десятку лидеров в 2011 г. вошли Республика Корея, Швеция, Дания, Исландия и Финляндия, Нидерланды, Люксембург, Япония, Великобритания, Швейцария. В этих странах фиксировались высокие темпы расширения доступа и использования интернета и широкополосной связи.

Государства – участники СНГ значительно отстают от передовых стран в мира в развитии информационно-коммуникационных технологий, что затрудняет процесс формирования единого информационного пространства СНГ. Позиции государств – участников СНГ в анализируемом рейтинге следующие: Российская Федерация – 38 место, Республика Беларусь – 46, Республика Молдова – 62, Украина – 67, Республика Казахстан – 49, Республика Азербайджан – 68.

Для решения задачи формирования единого информационного пространства СНГ требуется, с одной стороны, разработка и принятие межгосударственных документов о трансграничном распространении информации, разработка и утверждение механизма доступа к национальным информационным ресурсам, с другой – реализация проектов, направленных на сохранение и развитие национального промышленного потенциала производства средств информатизации в государствах – участниках СНГ на основе кооперации и международного разделения труда, а также ориентированных на проведение совместных мероприятий по использованию созданного ранее научно-технического потенциала и информационной инфраструктуры в государствах – участниках СНГ.

Решение указанной проблемы станет началом процессов создания качественно новой информационной среды и формирования информационного пространства СНГ и будет способствовать ускорению интеграционных процессов.

Развитие информационного пространства СНГ позволит более полно координировать реформы, формировать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проводить согласованную политику в различных сферах. Поэтому данная проблема является актуальной для всех государств – участников СНГ и может быть решена на основе развития межгосударственной кооперации в области информационно-коммуникационных технологий.

Шаги по решению проблем интеграции на пространстве СНГ

Для решения проблем, связанных с ускорением интеграционных процессов на пространстве СНГ, предпринимаются сегодня определенные шаги. В целях развития международной кооперации реализуются различные концепции, в рамках которых разрабатываются и реализуются планы совместных мероприятий СНГ, что способствует ускорению интеграционных процессов. К таким концепциям относятся следующие:

– Концепция дальнейшего развития СНГ;

– Концепция формирования информационного пространства СНГ;

– Концепция согласованной транспортной политики государств-участников СНГ на период до 2010 г.;

– Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств –

 участников СНГ и др.

Кроме того, на пространстве СНГ создаются интеграционные объединения, такие как: Таможенный союз (Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан), Евразийское экономическое сообщество (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Киргизия, Российской Федерации, Республики Таджикистан), Союзное государство (Российской Федерации, Республики Беларусь) и др. Все эти организации направлены на развитие экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Единого экономического пространства СНГ, координации действий государств – участников СНГ при интеграции в мировой хозяйство. Один из главных векторов деятельности этих организаций – создание условий для динамичного развития государств посредством согласования социально-экономических преобразований на фоне эффективного использования экономических и инновационных потенциалов в целях повышения уровня благосостояния.

Основная задача этих организаций – активизация интеграционных процессов на пространстве СНГ, позволяющих повысить социально-экономические показатели, конкурентоспособность и обеспечить национальную безопасность. Проведенный анализ показывает, что, имея разный уровень социально-экономического и научно-технического развития, государства подвержены различным векторам влияния. Сегодня на фоне кризиса и тенденций укрепления интеграции в Европейском союзе требуется усиление интеграционных процессов на пространстве СНГ для интенсивного экономического роста и развития национальных экономик Содружества.

Международная кооперация на пространстве СНГ охватывает и научную сферу: создан Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ, который выделяет гранты на различные исследования и мероприятия в СНГ; с 2009 г. в г. Дубне создан и эффективно функционирует Международный инновационный центр нанотехнологий СНГ, представляющий собой инструмент интеграции инновационной деятельности в международную глобальную систему с привлечением государств, являющихся участниками и партнерами Объединенного института ядерных исследований.

Выводы

Несмотря на многообразие подходов к решению проблемы международного сотрудничества и ускорения интеграционных процессов на пространстве СНГ, существующие интеграционные объединения и реализуемые в их рамках концепции и программы не решают в полной мере проблем повышения эффективности межгосударственных транспортных перевозок и осуществления поставок энергоресурсов, налаживания кооперационных связей в научной и производственной сфере, создания системы единого информационного пространства СНГ. Следует отметить, что решение обозначенных проблем позволит государству эффективно использовать существующие железнодорожные магистрали, трубопроводы и электрические сети, активизировать  трансфер технологий, ноу-хау и наукоемкой высококонкурентоспособной продукции, а также ускорить передачу информации и обеспечить доступ к национальным базам данных.


Источники:
1. Инновационный потенциал как условие экономического роста региона: монография / А.А. Дранаева, Т.В. Кокуйцева, А.А. Русинов; под ред. проф., д.э.н. А.А. Чурсина. – М.: Спектр, 2012. – 277 с.
2. Кокуйцева Т.В. Место России в мировом инновационном пространстве // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. – 2010. – №3. – С.72–86.
3. Кокуйцева Т.В., Чурсин А.А. Стимулирование инновационной активности организаций в государствах-участниках Содружества Независимых Государств // Технология машиностроения. – 2012. – 2 (20). – С. 32–39.
4. Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года (принята Решением СГП СНГ от 18.10.2011, г. Санкт-Петербург).
5. Морозов И.Н., Кокуйцева Т.В., Чурсин А.А. Теоретические подходы по управлению инновационными процессами в ходе реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года // Оборонная техника. – 2012. – № 6–7. – С. 36–44.