Комплексный подход к управлению развитием малого и среднего бизнеса на региональном уровне

Гордеев К.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 17 (263), Сентябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гордеев К.В. Комплексный подход к управлению развитием малого и среднего бизнеса на региональном уровне // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 17. – С. 28-41.

Аннотация:
Государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства является одним из инструментов региональной политики, направленной на ускорение темпов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Исходя из уникальных условий, целей и приоритетов регионального развития в каждой территории формируются собственная инфраструктура поддержки. В статье рассмотрен опыт формирования комплексной модели инфраструктуры государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на примере Алтайского края.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, комплексный подход, региональная экономическая политика, инфраструктура поддержки, Алтайский край



Поляризованная селективная политика, базирующаяся на принципах нодальной системы и на предпосылке о наличии в регионах своеобразных «полюсов», генерирующих поступательное движение региональной экономики, начала реализовываться и доказала свою результативность в азиатских странах в 70-е гг. XX в. Основной целью поляризованной селективной политики является рациональное распределение производства в пространстве и использование производственного потенциала каждого региона в целях роста общенационального благосостояния [1]. Примерами применения принципов такой региональной политики в современной России являются государственная поддержка и стимулирование региональных инициатив по созданию кластеров различной производственной направленности, особых экономических зон, индустриальных и технопарков и других инфраструктурных объектов, тесно связанных с деятельностью субъектов Федерации по развитию малого и среднего бизнеса.

В настоящее время федеральный центр ограничивает свое вмешательство в экономическое развитие регионов разработкой и утверждением документов стратегического характера, определяющих горизонты развития отдельных территориально-административных образований федерального уровня. Разработаны и утверждены Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 г., Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г., Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. и другие документы.

Одновременно стимулируется проявление инициативы органами государственной власти республик, краев и областей по самостоятельному формулированию целей регионального развития и разработке конкурентных стратегий системного, функционального и отраслевого характера [2, 3]. Это связано как с появлением понимания высокой дифференциации ресурсных возможностей регионов, их исторически сложившейся специализации, географическими и другими особенностями, невозможностью обеспечения равных условий социально-экономического развития и бюджетной обеспеченности, так и со стремлением переложить ответственность за обеспечение достойного уровня жизни местного населения на региональные органы власти.

В данных условиях усиливается роль малого и среднего предпринимательства, как одного из факторов эндогенного развития и реализации экономического и социального потенциала региона, а государственная поддержка становится инструментом региональной политики, выравнивающим существующие различия в условиях функционирования малого и среднего бизнеса вследствие географического положения конкретных муниципальных образований и отраслевой принадлежности малых и средних предприятий.

Ориентация на экономическую самостоятельность и самодостаточность регионов предполагает создание в каждом субъекте Российской Федерации собственной структуры поддержки малого и среднего предпринимательства, учитывающей местные социальные и экономические особенности.

Институциональные особенности формирования инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Формируемая в настоящее время в большинстве регионов модель инфраструктуры государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства адекватна теории стейкхолдеров (stakeholders), впервые сформулированной Р. Фриманом [4]. Самое короткое и емкое определение этому понятию дал Бредли Гугинс (Bradley Googins), директор Центра по корпоративному гражданству Бостонского колледжа (Boston College Corporate Citizenship Center). Стейкхолдеры - это группы, организации или индивидуумы, на которые влияет компания и от которых она зависит [5]. В широком смысле, понятие стейкхолдеров включает в себя целый набор заинтересованных сторон и институтов – власть, потребители, инвесторы, предприятия отрасли и определенной территории, СМИ и т.д.

В процессе институционализации социальных явлений стейкхолдеры объединяются в институты, которые оказывают существенное влияние на процессы развития малого и среднего предпринимательства в различных его аспектах. Э. Гидденс классифицировал социальные институты в зависимости от способа вовлечения людей в процесс социального конструирования иерархий на два типа:

- институты – субъекты – организации различного типа и масштаба;

- институты – механизмы – устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие различные сферы жизнедеятельности членов общества [6].

Следуя данной классификации в системе институтов поддержки малого и среднего предпринимательства региона можно выделить несколько уровней институтов-субъектов, которые рассмотрим на примере Алтайского края.

Институты государственной поддержки предпринимательства в Алтайском крае

Алтайский край – весьма неоднородный регион, характеризующийся разнообразием природно-климатических условий, неравномерным размещением производственных и трудовых ресурсов, высоким уровнем дифференциации муниципальных образований. Кроме того, край имеет такие отличительные особенности, как географическое положение, удаленность от основных рынков сбыта, агроперерабатывающая специализация значительного числа предприятий, высокая доля сельского населения и низкая его плотность, большое количество населенных пунктов и ряд других факторов. В связи с этим, развитие малого и среднего бизнеса для региона в настоящее время является одной из стратегических задач социально-экономического развития. К малому и среднему бизнесу относятся 87,0% организаций строительной сферы, 79,3% юридических лиц, занятых в обрабатывающих производствах, почти 74% всех предприятий - юридических лиц края, занятых сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством. В 2012 г. доля продукции, произведенной в малом и среднем предпринимательстве, в общем объеме валового регионального продукта составила 24%. Оборот малых и средних предприятий в общем объеме организаций края достиг 45,5% [7].

Система институтов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Алтайского края является многоуровневой.

1-й уровень. Институты власти и управления: высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Администрация Алтайского края, совещательные и координационные органы, созданные по распоряжению Губернатора Алтайского края и решающие задачи создания благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности, устранения неоправданных административных барьеров, оказания финансово-кредитной поддержки в реализации значимых для края инвестиционных проектов.

К структурам этого уровня целесообразно отнести:

- Общественный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Алтайского края;

- межведомственную комиссию Администрации края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства;

- рабочую группу по координации деятельности, направленной на поддержку малого и среднего бизнеса в Алтайском крае;

- краевую инвестиционную комиссию и краевой лизинговый фонд.

Деятельность первых трех институтов направлена на использование экспертно-консалтингового потенциала бизнеса в целях повышения качества государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства, как важнейшего сектора региональной экономики.

Краевая инвестиционная комиссия и краевой лизинговый фонд являются институтами финансовой поддержки. Проекты субъектов малого и среднего предпринимательства рассматриваются на них наряду с предложениями крупных бизнес-структур.

Новым институтом, призванным обеспечить соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и свобод предпринимателей, взаимодействие власти и бизнеса на паритетных началах, содействие улучшению делового и инвестиционного климата, является институт уполномоченных по защите прав предпринимателей, созданный в 2013 г. на федеральном и региональном уровнях.

В Алтайском крае региональный закон «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Алтайском крае» принят в сентябре 2013 г. [8]. В настоящее время указом Губернатора Алтайского края назначен Уполномоченный по защите прав предпринимателей, сформирован аппарат Уполномоченного. Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Алтайском крае П.А. Нестеровым обозначен ряд интересных инициатив, направленных на решение актуальных проблем предпринимательской деятельности в регионе, такие как создание независимого центра медиации и посредничества, открытия комнат примирения при судах на добровольной основе, организация деятельности общественных помощников Уполномоченного по отраслевому и территориальному принципу и другие [9].

2-й уровень. Институты государственной власти по отраслевому признаку - органы исполнительной власти края, ответственные за реализацию государственной политики в отдельных направлениях социального и экономического развития. Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса данными институтами осуществляется преимущественно в рамках реализации отраслевых программ. Участие в данной работе отраслевых управлений в Алтайском крае характеризуется как достаточно активное, что обусловлено высокой долей предприятий малого и среднего бизнеса в промышленном, сельскохозяйственном, агропромышленном производстве и в других видах обрабатывающих производств. Кроме того, в регионе проводится целенаправленная работа по вовлечению в предпринимательскую деятельность приоритетных групп населения – молодежи и временно безработных граждан.

3-й уровень. Институты – организации - бюджетные учреждения и некоммерческие организации, подведомственные органам исполнительной власти края.

Особенности и закономерности развития инфраструктурных элементов государственной поддержки

Развитие организаций и учреждений поддержки предпринимательства во многом определяется наличием организационных форм, которые поддерживаются в рамках ежегодных конкурсов на распределение субсидий из федерального бюджета на софинансирование мероприятий региональных программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса, проводимых Минэкономразвития России.

В рамках софинансирования поддерживается создание таких инфраструктурных объектов, как бизнес-инкубаторы, технопарки, центры прототипирования и субконтрактации, центры поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, организации финансово-кредитной поддержки – фонды микрозаймов и гарантийные фонды и другие. Конкурсный отбор территорий и конкретных инфраструктурных объектов является частью селективной региональной политики, направленной на стимулирование региональных правительств в создании комплексной инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Пилотами среди объектов инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства можно считать бизнес-инкубаторы, которых на сегодняшний день в регионах насчитывается 126 в 57 субъектах Российской Федерации. Лидером по количеству учреждений данного типа является Пензенская область, в которой функционирует 10 бизнес-инкубаторов. На втором месте – Чеченская Республика с 8 инкубаторами.

В группе субъектов из Нижегородской, Самарской, Томской областей и Республики Татарстан открыто по 5 инкубаторов. В Кемеровской области и республиках Чувашия и Карачаево-Черкесия – по 4. В Астраханской, Воронежской, Ростовской областях и республиках Дагестан, Саха (Якутия), Башкортостан и Кабардино-Балкария – по 3. В самой многочисленной группе из 14 регионов, в которую входит Алтайский край, действует по 2 бизнес-инкубатора [10]. В Алтайском крае это КГБУ «Алтайский бизнес-инкубатор» в г. Барнауле и МБУ «Бийский бизнес-инкубатор» инновационного типа.

Современное назначение бизнес-инкубаторов состоит в том, чтобы стать своего рода полюсами роста, т.е. местами рождения высокотехнологичных производств, информации и знаний. Именно поэтому акцент в развитии, например, Бийского бизнес-инкубатора сделан на оснащении его помещений высокотехнологичным лабораторным и производственным оборудованием, позволяющим проводить исследования в сфере молекулярной химии, биотехнологий и т.д.

Алтайский бизнес-инкубатор в настоящее время является базовой платформой создания и обеспечения деятельности целого ряда структур, таких как Центр поддержки предпринимательства, Алтайский краевой центр экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, фронт-офис поддержки малого и среднего предпринимательства Алтайского края.

Центр поддержки предпринимательства с момента своего создания в 2007 г. зарекомендовал себя как эффективный механизм координации работы информационно-консультационных центров, которые открыты в 63 муниципальных образованиях Алтайского края, а также инициатор целого ряда образовательных программ для субъектов предпринимательства, достаточно успешно реализуемых в крае. По итогам 9 месяцев 2013 г. КГБУ «Алтайский бизнес-инкубатор», Центр поддержки предпринимательства, муниципальные информационно-консультационные центры оказали более 18,9 тыс. услуг 18080 субъектам предпринимательской деятельности.

Для Алтайского края как приграничного региона в сегодняшних условиях вступления России во Всемирную торговую организацию и адаптации предпринимательских структур к условиям сотрудничества с зарубежными партнерами в новых форматах, на наш взгляд, наиболее значимым является открытие в 2013 г. Алтайского краевого центра экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

По итогам 2012 г. внешнеторговый оборот Алтайского края превысил 889,7 млн долл., при этом доля экспорта продукции алтайских производителей составил 52,3% или 465,7 млн долл. [11]. В структуре экспорта достаточно высокий удельный вес имеет продукция, произведенная на предприятиях – субъектах малого и среднего предпринимательства: древесина и целюлозно-бумажные изделия, продовольственные товары, продукция химического производства.

В декабре 2013 г. Алтайским краевым центром экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства организована первая деловая миссия алтайских предпринимателей в Китайскую Народную Республику для участия в 5-й выставке китайских зарубежных инвестиций (г. Пекин, 03-04.12.2013), в сельскохозяйственном инвестиционном форуме и крупнейшей международной выставке «Food Expo» (г. Пекин, 06-09.12.2013).

Алтайский край представили компании, занятые в сельском хозяйстве, в пищевой и перерабатывающей промышленности – крестьянские хозяйства, кондитерский комбинат, производители меда. На выставочном стенде предприятиями края были представлены мука и крупа манная, масло соевое и льняное, рапсовая продукция, продукты переработки рапса (жмых, шрот, отруби), мед и продукция пчеловодства, а также кондитерские изделия.

Важными инфраструктурными элементами поддержки и развития малого и среднего бизнеса края являются некоммерческие организации «Алтайский гарантийный фонд» и «Алтайский фонд микрозаймов». Кроме центральных офисов, действующих в г. Барнауле, в муниципальных образованиях края открыто 14 представительств Алтайского фонда микрозаймов, что позволяет оказывать финансово-кредитную поддержку предпринимателям непосредственно по месту осуществления ими деятельности.

Консолидация ресурсов

Взаимодействие управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры с другими органами исполнительной власти и координация совместных усилий по развитию в крае малого бизнеса позволили объединить в комплексную инфраструктуру поддержки такие разнонаправленные на первый взгляд механизмы, как:

- 59 центров сельскохозяйственного консультирования в муниципальных образованиях края, работу которых курирует Главное управление сельского хозяйства Алтайского края;

- 70 центров занятости населения, подведомственных управлению по труду и занятости населения Алтайского края;

- КГБУ «Алтайский региональный ресурсный центр», отвечающее за реализацию ряда образовательных программ для предпринимателей и подведомственное управлению Алтайского края по промышленности и энергетике;

- КГБУ «Алтайский центр кластерного развития» и КАУ «Алтайский центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций», целями деятельности которых является поддержка кластерных проектов, инновационных компаний и инвестиционных проектов (подведомственны Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края);

- КГБУ «Краевой дворец молодежи» Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.

Совместными усилиями перечисленных выше органов исполнительной власти и учреждений по итогам 2012 г. финансово-кредитная поддержка оказана более чем 7,5 тыс. субъектам предпринимательской деятельности (см. табл.).

Таблица

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, оказанная субъектам

малого и среднего предпринимательства Алтайского края в 2012 году


Орган исполнительной власти
Объем
финансовой
поддержки,
тыс. рублей
Количество
получателей,
единиц
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края
72217,6
104
Управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края
20937,3
23
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
1830091,3
1537
Управление Алтайского края по труду и занятости населения
256121,0
4289
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
35864,0
280
Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры
330760,0
1585
Общий объем средств, направленных на финансовую поддержку
2545991,2
7818

Развитие предпринимательства в территориях

4-й уровень институтов государственной поддержки предпринимательства: институты управления в муниципальных образованиях края – местные администрации, муниципальные информационно-консультационные центры, общественные советы по развитию предпринимательства при главах администраций муниципальных образований.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за органами местного самоуправления закреплено полномочие по содействию развитию малого и среднего предпринимательства. Развитие малого и среднего предпринимательства является резервом эффективного решения задачи развития собственной доходной базы муниципальных образований, повышения налогового потенциала и формирования необходимой социальной и производственной инфраструктуры. Субъекты малого и среднего предпринимательства участвуют в социальной жизни муниципалитетов, расширяя производство, создают новые рабочие места, обеспечивают социальные гарантии для своих работников.

В крае наблюдается неравномерный характер распределения численности субъектов малого и среднего предпринимательства по территории. В расчете на 10 тыс. человек населения среднекраевой показатель численности субъектов составляет 432,1 единицы, и только в 4 муниципальных образованиях он превышает указанное значение - в городах Барнауле, Белокурихе, Рубцовске и в Волчихинском районе. В 9 территориях края (Немецкий национальный, Баевский, Бурлинский, Зональный, Смоленский, Тогульский, Петропавловский районы, город Заринск и ЗАТО Сибирский) значения показателя не превосходят 50% от среднекраевого уровня [12].

Одним из наиболее значимых инструментов решения проблемных моментов в развитии предпринимательства на местном уровне является принятие и реализация муниципальных целевых программ развития бизнеса. Программы предусматривают как комплекс мер по прямому софинансированию расходов предпринимателей, что призвано укрепить положение начинающих субъектов, обеспечить ускоренные темпы модернизации и обновления производства, так и мероприятия по развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства. Несмотря на то, что такие программы есть в каждом муниципальном районе и городском округе края, часто они не обеспечены достаточным финансированием из местного бюджета.

С 2008 г. во всех муниципальных образованиях края открыты информационно-консультационные центры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день информационно-консультационные центры и их услуги являются чрезвычайно востребованными. За 2013 г. количество услуг, оказанных специалистами центров субъектам малого и среднего предпринимательства, превысило 38,9 тыс. единиц.

5-й уровень: общественные объединения и отраслевые союзы предпринимателей, технопарки, созданные на базе крупных промышленных предприятий края, финансово-кредитные учреждения, консалтинговые и образовательные организации.

Вывод

1. Формирование благоприятной институциональной среды и возникновение новых эффективных институтов поддержки малого и среднего предпринимательства должно решать задачи качественного развития данного сектора экономики.

2. На мезоуровне (с учетом специфических особенностей конкретного региона) это могут быть задачи стимулирования инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса, увеличения его вклада в региональную экономику, расширения взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с другими субъектами экономического пространства на основе механизмов кооперации и субконтрактации, государственно-частного партнерства и т.д.

3. Для Алтайского края кроме перечисленных выше задач актуальны проблемы изменения отраслевой структуры субъектов малого и среднего предпринимательства с увеличением доли товаропроизводящих отраслей и сферы услуг, повышения экспортного потенциала местных производителей и укрепление позиций Алтайского края на межрегиональных и международных рынках, ускорения темпов реновации основных фондов субъектов малого и среднего бизнеса.


Источники:

1. Леонов С.Н., Сидоренко О.В. Закономерности и особенности реализации селективной региональной политики зарубежных стран // Пространственная экономика. – 2011. – № 1. – С. 75.
2. Фролов Д.П. Маркетинговый подход к управлению пространственным развитием // Пространственная экономика. – 2013. – № 2. – С. 6586.
3. Дворцов В.И. Пространственное развитие территорий на основе кластерных технологий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 2.
4. Freeman R.E. Strategic Management: A stakeholder approach. – Boston: Pitman, 1984.
5. Кто такие стейкхолдеры? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.crdf.ru/focus/ stakeholders.html.
6. Гидденс Э. Социология / науч. ред. В.А. Ядов. – М.: Эдитория УРСС, 1999. – 703 с.
7. Постановление Администрации Алтайского края от 25.12.2013 № 694 «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства Алтайского края на период до 2025 года».
8. Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 48-ЗС «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Алтайском крае» // «Алтайская правда». – 2013. – № 265.
9. На Конгрессе деловых объединений края состоялось обсуждение дальнейшего развития института регионального Уполномоченного по защите прав предпринимателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://altsmb.ru/press-center/news/news140120142.html.
10. Справочная информация Минэкономразвития России по открытым бизнес-инкубаторам // Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smb.gov.ru/content/statistic/stats/m,f,680975/.
11. Статистический ежегодник. Алтайский край. 2007–2012: Стат. Сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. – Б., 2013 – 400 с.
12. Дешевых Е.В., Гордеев К.В. Основные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в муниципалитетах Алтайского края // Местное самоуправление на Алтае. – 2013. – № 5 (54). – С. 27–32.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:39:48