Формирование механизма стратегического управления малым и средним предпринимательством на региональном уровне

Медков А.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 13 (259), Июль 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Медков А.Д. Формирование механизма стратегического управления малым и средним предпринимательством на региональном уровне // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 13. – С. 145-154.

Аннотация:
В статье представлен механизм стратегического управления малым и средним предпринимательством на региональном уровне, классификация базовых стратегий развития малого и среднего предпринимательства, способ типологизации регионов для выбора необходимой стратегии развития малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, стратегическое управление, стратегический анализ, механизм, показатели развития, интегральный индекс развития

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В последние годы существенные подвижки произошли в территориальном стратегическом менеджменте и, особенно, в его базовой части – стратегическом планировании развития регионов и муниципальных образований. В настоящее время принят в первом чтении проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», направленный на создание правовой базы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, которая должна отражать приоритетные направления социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в состав соответствующего субъекта РФ.

На наш взгляд, территориальное стрaтегическое управление предполагает не только разработку стратегического плана развития региона или муниципального образования, организацию его претворения в жизнь, но и другие аспекты управленческой и социально-экономической деятельности, позволяющие поэтапно перевести объект управления в новое качество.

Во-первых, территориальное стратегическое управление предполагает более высокий уровень участия менеджмента. Учитывая, что методология стратегического управления в экономике разрабатывалась для коммерческих организаций в качестве одного из способов конкурентной борьбы, стоит сказать, что в основе стратегии развития регионов тоже лежит конкуренция, но в аспекте привлечения наиболее квалифицированных кадров, выделения больших объемов бюджетных средств. Таким образом, перед территориальными органами управления стоит более сложная задача, чем перед бизнесом – не принять какое-либо управленческое решение, а создать условия для его принятия. Иными словами, конкуренция между территориями происходит в основном не в материальной сфере, а в области идей, стратегий, проектов, внедрения собственных стандартов и т.д.

Во-вторых, стратегическое управление можно определить как динамичный творческий процесс, преследующий целью не столько формирование стратегии как документа того или иного содержания, сколько обучение и развитие людей, занятых ее разработкой, более объективному и критичному взгляду на происходящие социально-экономические процессы, развитию и выработке у них навыков в области предвидения и формирования будущего. Это в большей степени вызвано необходимостью систематического анализа целевых ориентиров, поскольку в случае долгосрочного планирования и сильной изменчивости внешней среды неопределенность факторов, влияющих на деятельность региона, усиливается.

В-третьих, стратегический план развития региона связан с изменением уровня жизни населения и потому может быть выработан только в многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, власти и общества, поскольку разработка стратегии – процесс не кабинетный, а коммуникативный, в котором следует задействовать всех важных субъектов, имеющих и готовых представить свое личное видение по поводу ключевых проблем, на решение которых направлены основные усилия [5, 6].

В-четвертых, преимущественное развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в регионах соответствует актуальной на сегодняшний день концепции «местноориентированного социально-экономического развития», основанной на стратегии эндогенного развития за счет более полной реализации местного потенциала человеческих, институциональных, финансовых и природных ресурсов в целях обеспечения роста экономической активности.

Механизм стратегического управления МСП

Механизм стратегического управления МСП представляет собой совокупность методологических и методических положений, а также процессов, направленных на поиск и выявление сильных и слабых сторон, определение потенциала среды, и инструментов, используемых для разработки целей и задач управления и анализа эффективности их достижения на всех уровнях.

В соответствии с вышесказанным механизм эффективного стратегического управления МСП состоит из следующих последовательных и взаимосвязанных процессов:

- стратегический анализ внешней и внутренней среды;

- выбор базовой (типовой) стратегии развития МСП;

- синхронизация со стратегиями более высокого уровня;

- формулировка приоритетных отраслей специализации МСП;

- разработка программ в виде совокупности межведомственных мероприятий и системы критериев и показателей развития МСП;

- разработка механизма контроля реализации мероприятий на всех уровнях;

- перестройка сложившейся системы управления (см. рис. 1).

Для оценки уровня развития МСП, а именно его ресурсного потенциала, производственной структуры, социальной, экономической эффективности, для выявления неэффективных мест, необходимо использовать инструменты стратегического анализа [1, 2].

Итогом стратегического анализа станет возможность осуществить выбор предпочтительной типовой стратегии, которая в дальнейшем дополняется и корректируется конкретными долгосрочными стратегическими целями и задачами, механизмом использования ресурсов, необходимых для достижения этих целей, и определенным перечнем критериев, по которым будет оцениваться эффективность работы. Разработанная стратегия управления может быть оформлена в виде документа, включающего список запланированных мероприятий и событий, перечни основных инструментов активного воздействия на развитие МСП, порядок отбора субъектов предпринимательства для оказания поддержки, а также экономические и административные механизмы функционирования каждого из инструментов.

Надпись: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МСП В РЕГИОНЕ

Надпись: РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТОВ 
АКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Рис. 1. Механизм стратегического управления малым и средним предпринимательством

в регионе

Окончательная проработка стратегии управления в виде стратегического документа связана с поэтапным согласованием с программами более высоких уровней, что и позволит, в конечном счете, разработать эффективный механизм развития МСП, определить приоритетные области, требующие системной поддержки и разработать систему регуляторов и схем взаимодействия органов власти по внесению оперативных изменений в саму стратегию.

Критерии управления представляют собой конкретные числовые выражения показателей развития предпринимательства: они могут характеризовать масштабы деятельности малых и средних предприятий, потенциал их развития, текущий вклад МСП в развитие региона.

Инструменты активного воздействия на развитие МСП – рычаги влияния региональной и муниципальной власти посредством проведения соответствующей социально-экономической политики на развитие малых и средних предприятий, к которым, прежде всего, относятся мероприятия, направленные на поддержку МСП, включая инструменты фискальной политики, консультационной и финансовой поддержки.

Как мы уже отмечали, в первую очередь, необходимо осуществить выбор базовой стратегии развития предпринимательства, определяющей основные правила выбора конкретных целевых показателей, инструментов управления, и интегрирующих их в единую систему. В результате дальнейшей конкретизации данной стратегии формируется фундаментальная стратегия управления - целевой документ или система документов для исполнения. Подобный методический подход к стратегии управления предпринимательством мы считаем методологически оправданным и востребованным в практической деятельности, поскольку он:

- рассматривает МСП как открытую для взаимодействия с внешней средой социально-экономическую систему;

- формируется с возможностью оказания значительного воздействия на формирование развития региона;

- позволяет идентифицировать приоритеты, обеспечивающие выполнение основных задач регионального управления;

- обеспечивает возможность внесения оперативных изменений в стратегию развития МСП.

Базовые стратегии развития МСП

В качестве базовых стратегий развития МСП исследователи зачастую выделяют следующие [4].

1) По целям воздействия на МСП:

- количественный рост числа малых и средних предприятий особо актуален в депрессивных регионах с низкой инвестиционной привлекательностью и высоким уровнем безработицы;

- качественное (интенсивное) развитие действующих малых и средних предприятий в регионе, осуществляемое на основе технического и технологического перевооружения, диверсификации производства, повышения квалификации работников и т.п.

2) По структуре и содержанию деятельности:

- поддержка отдельных субъектов МСП, эффективность деятельности которых выше, чем у крупных предприятий, и не зависит от деятельности крупных предприятий; сюда можно отнести производство продукции товаров для потребления гражданами, услуги общественного питания, оказание платных услуг в сфере бытового обслуживания;

- стимулирование роста и развития МСП за счет интеграционных источников, предполагающее формирование устойчивых экономических связей в едином комплексе региональной политики за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия предприятий различных масштабов деятельности. К достоинствам такой стратегии можно отнести увеличение роли экономических факторов и снижение административных, системное решение вопросов стратегического управления МСП.

Стратегический анализ должен позволить распределить регионы по предпочтительным типовым стратегиям, что в наибольшей степени предоставит возможность учесть отличия регионов и при этом не допустить существенного разнообразия, усложнения управленческих процедур.

В роли индикаторов, предназначенных для типологизации регионов, нами предлагается использовать интегрированные показатели, позволяющие на основе комплексной оценкиразвития МСП выбрать альтернативный вариант между количественной/качественной стратегией развития и между саморазвитием/интеграционным развитием.

Интегральные индикаторы представляют собой эффективный инструментарий анализа состояния систем и определения существующих проблем и их источников, а также ранжирования объектов исследования для выработки адекватных решений [3]. Предлагается использовать:

- индикатор развития МСП, который характеризует уровень развития МСП;

- индикатор потенциала интеграционного развития региона, характеризующий наличие в регионе источников интеграционного развития МСП.

При этом стоит отметить, что качественное и интеграционное развитие МСП представляется наиболее оптимальной и предпочтительной стратегией развития, а также тот факт, что основными проблемами остаются сложность формирования системы показателей, которые отражали бы достаточность/недостаточность количественного роста МСП, обеспечение сопоставимости различных по влиянию и сущности показателей, выбор способа вычисления интегрированных показателей и их ранжирования.

Для оценки и анализа структуры и потенциала развития малых и средних предприятий (см. рис. 2) следует использовать основополагающие показатели, которые объективно отражают отраслевую, территориальную и структурную направленность МСП:

- показатели ресурсного потенциала – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, среднегодовые оборотные средства, фонд оплаты труда;

- показатели отраслевой и производственной структуры – производство продукции в целом и по видам в стоимостном выражении (без НДС и акцизов) и в натуральном выражении, производство отдельных видов продукции в процентах от общего объема;

- показатели инвестиционной деятельности – капитальные (строительство, реконструкция) и интеллектуальные (НИОКР, лицензии) инвестиции, вложения в оборотные фонды и нематериальные активы;

- показатели финансово-экономической деятельности (балансовая прибыль, издержки производства и обращения, объем работ, выполненных малыми и средними предприятиями; объем товаров и услуг, реализованных населению (из расчета на одного жителя); объем работ, выполненных по государственному (муниципальному) заказу; объем налоговых поступлений в региональный (местный) бюджет от деятельности малых и средних предприятий) и социального обеспечения (численность рабочих мест, среднегодовая численность работающих, среднегодовая оплата труда работников).

Надпись: АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МСП В РЕГИОНЕ

Рис. 2. Показатели анализа МСП в регионе

Для оценки уровня интеграционного взаимодействия МСП целесообразно использовать информацию, характеризующую: число предприятий крупного бизнеса, работающих в кооперации с малым; долю малых предприятий, имеющих кооперационные связи с крупным бизнесом в общем числе предприятий малого бизнеса; темпы развития франчайзинговых или других форм интеграционных связей предприятий крупного и малого бизнеса.

Определение перспективных видов экономической деятельности можно проводить путем сравнительной оценки эффективности малых и средних предприятий по критериям прибыльности, рентабельности по отрасли, оборачиваемости оборотных средств и окупаемости затрат, фондоотдаче, фондоемкости и материалоемкости, производительности труда.

Для оценки потенциала внутренней среды предпринимательства выделяются следующие параметры: природно-ресурсный потенциал, демографическая ситуация в регионе, экономический потенциал и уровень жизни населения, состояние региональных финансов.

Для определения источников интеграционного развития МСП и путей ее дальнейшего развития анализу подвергаются следующие условия [6]:

- организационно-экономические, в частности, экономическая специализация региона и уровень экономического развития, наличие и качество научно-технологических ресурсов, наличие стратегически значимых отраслей, качество инвестиционной среды;

- административно-политические (наличие комплексных программ развития региона, программ развития отраслей, технические регламенты, наличие и эффективность функционирования объектов инфраструктуры);

- социально-коммуникационные, в частности, уровень развития информационной инфраструктуры в регионе, развитость сетей распространения информации.

Расчет интегрированных индикаторов допустимо осуществлять методами сумм, геометрической средней, суммы мест, методом расстояний. Метод геометрической средней можно применять при относительно малом числе оцениваемых показателей и в случае, если большинство их значений близко к единице.

Вывод

Переосмысление различных территориальных образований степени необходимости осуществления стратегического планирования в современной региональной политике приобретает особую актуальность, поскольку дает возможность местным властным структурам перейти на более высокие ступени развития, в рамках которых создаются предпосылки для перехода от концепции текущего регулирования и преодоления возникающих проблем к концепции стратегического управления поступательным развитием, что может служить новым толчком к развитию МСП.


Источники:

1. Головина А.С. Стратегическое управление деловой активностью субъектов малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2013. – № 18 (240). – c. 20–33. – http://www.creativeconomy.ru/articles/29801/.
2. Гусаков А.А. Принципы и подходы к управлению инновационной экономикой в регионах разного типа // Инновации. – 2004. - № 10. – с. 34-41.
3. Емельянов С.Г. Методологические основы исследования инновационного потенциала региона с целью создания трансфера технологий / С.Г. Емельянов, Л.Н. Борисоглебская // Инновации. 2006. - № 2. – с. 5558.
4. Инновационный путь развития для новой России/ РАН, Ин-т экономики, Центр соц. экон. проблем федерализма; (под ред. В.П. Горегляда). - М.: Наука, 2005. – 343 с.
5. Лоскутова М.В. Малое предпринимательство как основа социально ориентированной рыночной экономики / М.В. Лоскутова, С.В. Владимирова // Экономические науки. - 2008. - № 4. – с. 115-118.
6. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под общ.ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева, О.М. Шестоперова. – М.: Новое издательство, 2004. – 268 с.

Страница обновлена: 03.04.2024 в 11:44:57