Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2014

Сущность и содержание государственного регулирования развитых и переходных экономик

Радзиевская Татьяна Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Воронежский экономико-правовой институт, Россия

The essence and the content of state regulation of the developed and transition economies - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 44

Аннотация:
В статье проанализированы предпосылки и подходы к государственному регулированию развитых рыночных экономик. Рассмотрены особенности, возникающие при государст-венном регулировании экономики в переходный период. Определены сущность и содержа-ние государственного регулирования модернизируемой российской экономики.
Цитировать публикацию:
Радзиевская Т.В. Сущность и содержание государственного регулирования развитых и переходных экономик // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 12. – С. 103-111.

Государственное регулирование экономики является системой мер государства по обеспечению своих интересов в сложившейся форме хозяйствования, о чем свидетельствуют регулирующие действия, применяемые в странах на разных этапах их исторического развития. В России уже в XVIII в. регулировался объем денежной массы, а в XIX в. формировалась концепция национальной экономики, включающая развитие производительных сил и создание межотраслевой системы хозяйства, сочетание твердых законов и частного интереса, гарантии свободы личности. Основным богатством страны считаются люди, значительные усилия государства направляются на совместимость общественного и частного интереса, поддержку промышленных предпринимателей, в особенности из среднего сословия  [1, 2].

Переосмысление теорий макроэкономического регулирования

Выполнение государством своих основных функций в экономической и социальной сферах, включая реализацию экономической политики, связано с использованием соответствующих средств. Являясь одним из них, государственное регулирование экономики, как показывает многовековой опыт, может способствовать развитию экономики в нужном направлении. В ранних системах хозяйствования регулирующие действия являлись достаточно фрагментарными, в XX в. они стали доминирующими в странах с командно-административной экономикой. Проблема государственного регулирования системно исследуется и применительно к господствующей во многих странах рыночной экономике, т.к. присущие ей недостатки («провалы рынка») начинают заметно сказываться на общественном развитии.

В результате анализа экономического развития стран учеными были выявлены циклический характер воспроизводственного процесса макроэкономической нестабильности, проявляющейся в массовой безработице и инфляции; преобразование конкурентных рынков  в монополистические; неэффективное распределение экономических ресурсов и неспособность снижения издержек; приобретение необоснованных выгод для ряда участников деятельности в сфере производства и потребления, неоправданная дифференциация доходов, сложность производства общественных благ и услуг  [3, 4]. Понимание  данных факторов формировалось в экономике во времена А. Смита, поэтому с течением времени они по-своему трактовались представителями разных научных школ, а предлагаемые способы преодоления негативных экономических последствий существенно отличались друг от друга. В связи с этим не вызывает сомнений необходимость переосмысления произошедших фундаментальных изменений.

Среди научных теорий, посвященных проблеме ГРЭ, в первую очередь, выделим исследования Дж.М. Кейнса, в которых для сглаживания недостатков рыночной экономики обоснована целесообразность государственного регулирования путем повышения эффективного спроса с помощью денежных и инвестиционных регуляторов [5]. Денежное регулирование Кейнс предлагает осуществлять, прежде всего, в интересах развития производства и повышения занятости населения за счет принудительного удешевления денег (снижения нормы процента), позволяющего увеличить разницу между получаемой прибылью и стоимостью используемых кредитов.

Другое его предложение относится к изменению взаимосвязи между сбережением, потреблением и инвестициями. Вопреки ранее существующему мнению о сбережении как основе экономического роста было показано, что оно слабо влияет на приток инвестиций, не способствует эффективному спросу, снижая емкость рынка и увеличивая безработицу. Отсюда следует, что государство своими действиями должно стимулировать потребление за счет как своих, так и частных инвестиций.

Основным инструментом при этом является бюджетное регулирование, связанное с увеличением государственных расходов, включая капиталовложения в неприбыльные сферы хозяйства. Инвестиции со стороны государства приводят к мультипликативному эффекту даже тогда, когда при складывающихся внешнеторговых связях растет занятость не внутри страны, а за ее пределами, т.к. в перспективе капиталовложения возвращаются в страну.

Идеи Кейнса не ограничивались макроэкономическим регулированием и переносились на микроуровень во Франции, Германии и Японии. Вместе с тем, как показал экономический кризис 70-х гг., кейнсианские методы государственного регулирования оказались не в состоянии справиться с всплесками инфляции, ростом цен и безработицей на фоне общего спада производства. Построение «социального государства» в условиях формирования мирового финансового рынка, усиливающегося влияния бюрократии, выходило из-под общественного контроля, сопровождалось снижением производительности труда, ухудшением условий свободной конкуренции и нарастанием бюджетного дефицита.

Взгляды ученых-экономистов на суть ГРЭ

Неоклассицизм, исходная позиция которого базируется на принципе саморегулирования экономики при минимальном вмешательстве государства в хозяйственную деятельность, содержит ряд рекомендаций, представляющих интерес при осуществлении ГРЭ. Прежде всего это относится к предложениям монетаристов в сфере бюджетно-налогового регулирования  [6], в которых утверждается, что рыночная экономика, подверженная минимальным внешним вмешательствам, в состоянии обеспечить равновесие спроса и предложения при экономическом росте, определяемом возможностями существующей производственной базы.

Однако остается нерешенным вопрос о том, действительны ли эти рекомендации при наличии внешних возмущений? В связи с тем, что принцип сбалансированности нарушается, перестает действовать саморегулирование, процесс взаимного приспособления рынков теряет стабильность. По мнению М. Фридмена налоговая база, являясь широкой, но вполне определенной для производителей и потребителей, должна формироваться при ограниченном числе налогов и минимуме освобожденных от них  субъектов. Подчеркивается значение своевременности уплаты налогов, особенно в периоды сильной инфляции, возможность использования штрафных санкций при наличии задолженности по бюджетным платежам.

Основным способом регулирования бюджетных расходов является их сокращение путем уменьшения доли государственного сектора, рациональности государственных капиталовложений и недопустимости конкуренции выпускаемой госпредприятиями продукции с рыночной, повышения производительности труда госслужащих, регулярной корректировки государственного потребления в сторону его снижения, а также планирования и контроля бюджета. Предусматриваются целевые программы капиталовложений, текущих расходов и доходов, ссуд на срок от трех до пяти лет на проведение мероприятий, связанных с защитой неимущих слоев населения.

Использование регулирующих методов и инструментов предусматривается также и в теории рыночного хозяйства  [7, 8]. Так, В. Ойкен предложил различать регулирование экономики и экономический порядок. Если регулирование трактовалось как воздействие на систему хозяйства, то порядок увязывался с действиями государства, являясь предпосылкой и условием развития экономики при ограничении монополий и  социальных антагонизмов.

Сошлемся на известное мнение видного политического деятеля Германии Л.Эрхарда, который утверждал, что конкуренция нужна там, где это возможно, а государственное регулирование экономики – где необходимо. Сложно выразится точнее.

Подводя итоги рассмотрения взглядов известных ученых-экономистов на ГРЭ, отметим, что большинство исследователей разделяют мнение о его необходимости. Объем регулирующих действий, схема их приложения зависит от состояния экономики, страновой специфики, институциональной среды и обосновывается ими исходя из личностных предпочтений и понимания экономических проблем.

Подходы к созданию механизма ГРЭ

Среди развиваемых подходов особенно важным представляется фундаментальный вывод Дж. М.Кейнса о внутренней неустойчивости рыночной экономики и необходимости создания компенсирующего «провалы рынка» механизма ГРЭ. Вместе с тем, большинство рекомендаций, обоснованных классиками экономической теории, относится к действиям по государственному регулированию зрелой рыночной экономики. Из-за существенных различий в исходных предпосылках они не могут без корректировки переноситься на переходные и находящиеся на этапе модернизации экономики.

Обобщая накопленный исторический опыт в области ГРЭ, точки зрения экономистов, представляющих различные эпохи и теории, можно выделить два основных подхода.

В первом, называемом либерально-консервативным, выдвигается идея стабилизации хозяйственной системы при относительно невысоких темпах экономического роста. Здесь первичной является стабильность экономики, поэтому его основное приложение связано с высокоразвитыми странами.

Второй подход наиболее характерен для развивающихся экономик, какими являются  «азиатские тигры», страны СНГ и Восточной Европы. Приоритет отдается экономическому росту, а  ГРЭ вытекает из его планируемого темпа.

Особенностью современных подходов является то, что в них опыт так называемых новых индустриальных стран берется за образец перехода от социального государства к эффективному государству. В настоящее время взгляды экономической науки на эти процессы нельзя считать сформированными, однако можно заметить, что многие экономисты видят влияние глобализации на экономику страны. В результате глобализации капитал становится более мобильным и уже может отстаивать свои интересы в ущерб социальным, например, за счет перемещения производств в те регионы и страны, где система защиты наемных работников еще не сформировалась.

Влияние глобализации на регулирование экономических процессов

На современном этапе Россия переживает определенные трудности в своем социально-экономическом развитии. Имеется ряд объективных и субъективных причин, создающих данные проблемы, которые не учитываются в трудах классиков экономической теории. Основными из них, по нашему мнению, являются:

– неподготовленный переход от централизованной плановой системы хозяйства к рыночной;

– нарушение ранее существующих связей между хозяйствующими субъектами, приведшее к сворачиванию или существенному сокращению важнейших производств, включая базовые;

– резкое изменение социальных гарантий для значительной части населения;

– чрезмерная дифференциация доходов населения, сопровождаемая повышением напряженности в обществе;

– рост коррупции, реально угрожающей экономической и социальной стабильности страны, а также притоку необходимых для ее развития инвестиций;

– износ основных производственных фондов, нарастающая технологическая отсталость, исчерпанность научно-технического задела, созданного трудом предыдущих поколений.

Наряду с возрастанием роли государственного регулирования национальных экономик появилась необходимость учета изменений, носящих глобальный характер и влияющих на поведение участников мирового экономического сообщества. В отличие от действия в масштабе одной страны, здесь приходится учитывать совокупность новых обстоятельств: отсутствие единой координирующей власти, суверенные права всех государств-участников, институциональные различия. Однако, даже весьма далекая от совершенства, исторически сложившаяся и наращиваемая система глобального регулирования экономики является инструментом, снижающим издержки мирового сообщества и предотвращающим возможные хаотические проявления.

Политика отдельных государств, включая Россию, должна строиться с учетом согласования глобальных и внутренних интересов. При этом вполне возможны потери в краткосрочной перспективе, но ориентация на долгосрочные выгоды является вполне оправданной. Трудности согласования позиций по вопросам собственности, трансакционных издержек действительно имеют место, но, как показывает опыт, при наличии политической воли и понятных экономических выгод, они могут преодолеваться.

При исследовании категории ГРЭ отечественными экономистами развиваются два основных подхода. В первом основное внимание уделяется функциональному содержанию регулирования, поэтому оно интерпретируется как «воздействие» на систему хозяйства [3, 9]. Во втором изучается структура механизма, с помощью которого осуществляется государственное регулирование, при этом механизм определяется как «совокупность форм, методов и инструментов …» [4, 10]. 

Опираясь на  известные результаты теоретико-методологических исследований в части ГРЭ, руководствуясь принципом В.Парето об исключении действий, способных уменьшить выгоду других участников экономических отношений, сущность ГРЭ отражает целенаправленное на макроэкономическом уровне воздействие государства на участвующие в хозяйственной   деятельности фирмы и домохозяйства. При этом субъектом регулирования является элемент регулирующей системы (правительство, государственный аппарат, специально созданный орган), которым формируется  регулирующее воздействие на основе исходных данных о состоянии объекта регулирования и осуществляется работа для достижения поставленных целей. В свою очередь, объект регулирования также входит в систему, на него воздействуют субъект регулирования и внешняя среда.

Основное содержание государственного регулирования составляет совокупность координирующих действий, направленных на принятие фирмами и домохозяйствами решений, при которых их выгоды сочетаются с государственными интересами. Процесс регулирования понимается как совокупность последовательных изменений состояния регулирующей системы.

Вывод

В условиях переходных экономик понимание сущности и содержания ГРЭ может быть детализировано в части усиления сознательного воздействия государства по созданию отвечающих современным реалиям и перспективам социально-экономического развития институциональной среды, сбалансированной системы отношений собственности, формирования научно-технической и технологической составляющих, а также условий для наращивания человеческого капитала, конкурентоспособного в условиях глобализации экономики.

Таким образом, государственное регулирование экономики является одним из механизмов реализации проводимой государством экономической политики. На современном этапе основные усилия в области регулирования необходимо сосредоточить на направлениях, обеспечивающих модернизацию российской экономики.


Источники:
1. Русские экономисты (XIX – начало XX века). – М.: Институт экономики РАН, 1998. – С. 29–48.
2. Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. – М.: Российская политиче-ская энциклопедия, 1998. – С. 11–75.
3. Горланов Г.В. Государство как хозяйствующий субъект и регулятор национальной экономики. В кн. Национальная экономика: под общ. ред. В.И. Кушлина. – М.: Изд. РАГС, 2010. – С. 217–239.
4. Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, С.М. Сотников. – Воронеж.: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – С. 7–24.
5. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: Антология экономической классики: В 2-х т. – М.: Эконов, 1993. – Т. 2. – С. 137–434.
6. Фридмен М. Количественная теория денег. – М.: Эльфпресс, 1996. – 181 с.
7. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. – М.: Прогресс, 1995. – 494с.
8. Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. – М.: Руссико: Ордынка, 1993. – 608 с.
9. Государственное регулирование рыночной экономики:: Учебник для вузов // Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. – М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. – С. 15–45.
10. Радзиевская Т.В. Механизм государственного регулирования российской экономики: сущность, формы, эффективность / Под ред. В.В. Гаврилова. – М.: Экономика, 2013. – 285 с.