Важность совершенствования структуры правоохранительных органов в контексте усиления борьбы с коррупцией

Агаев И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (257), Июнь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Агаев И.А. Важность совершенствования структуры правоохранительных органов в контексте усиления борьбы с коррупцией // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 11. – С. 114-124.

Аннотация:
В статье рассмотрено значение борьбы с коррупцией для обеспечения экономической безопасности национальных экономик в современном мире и обществе. Проводимые исследования показывают эффективность снижения уровня коррупции, который оказывает положительное влияние на оздоровление экономической среды, продуктивной деятельности хозяйственных и предпринимательских субъектов. С помощью усиления борьбы с коррупцией в стране обеспечивается минимизация коррупционных правонарушений и усиливаются совместные действия правоохранительных органов с представителями общественности.

Ключевые слова: коррупция, государство, экономическая безопасность, теневая экономика, правоохранительные органы, эффективность, Азербайджан, противодействие

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Как известно, коррупция представляет собой противоправное, общественно опасное деяние, что не вызывает никаких сомнений, тем не менее специалистами дается неоднозначная правовая и криминологическая оценка сущности явления, что неизбежно сказывается на организации реального противодействия конкретным коррупционным преступлениям и коррупции в целом. Вместе с тем, опасность коррупции обусловлена тем, что она часто переплетается с совершением других корыстных преступлений, посягая на законную деятельность институтов государственной власти, подрывая ее авторитет, что приводит к нарушению принципа законности и социальной справедливости. Но самое главное, коррупция - это одно из неотъемлемых условий среды обитания организованной преступности. Необходимо также отметить высокую латентность преступлений коррупционной направленности, которая, с нашей точки зрения, вызвана объективными и субъективными причинами. Объективные заключается в том, что в преступлениях коррупционной направленности в большинстве случаев нет заинтересованных в сообщении об этих преступлениях и их раскрытии, потерпевших в физическом смысле слова. Как правило, получают от коррупционной сделки выгоду все участники, к тому же они (например, при получении-даче взятки) подлежат в соответствии с законом уголовной ответственности. Коррупция в сфере финансирования подразделений МВД может совершаться скрыто, постоянно видоизменяться, совершенствоваться, приспосабливаться. Субъективной причиной является отсутствие решительности у руководителей государственных властных структур и должной политической воли в борьбе с коррупцией, а также зачастую низкий профессионализм привлеченных к этой деятельностиработников оперативного и следственного аппаратов

Государственные органы и основные задачи борьбы с коррупцией

В зависимости от вида преступления, его характера и особенностей к раскрытию преступления привлекаются сотрудники различных оперативных подразделений и правоохранительных служб.

Основные задачи, стоящие перед данными подразделениями, аналогичны тем, которые поставлены борьбе с общеуголовной преступностью. Это, прежде всего, сбор оперативно-процессуальной информации, документирование оперативно-значимой информации, своевременное обнаружение признаков преступления, обнаружение лиц, подготавливающих или совершивших преступление, а также обеспечение условий для успешного использования комплекса сил и средств, направленных на раскрытие преступления и привлечения виновных к ответственности. Основополагающими целями поставленных задач должны быть:

1) осуществление мер, направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере;

2) реализация мер, направленных на дальнейшее совершенствование работы представителей государственного аппарата;

3) противодействие коррупции и борьба с ней;

4) предупреждение коррупции: выявление причин и последующее устранение причин и условий (профилактика);

5) выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений;

6) минимизация и ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии с этим, оценивая эффективность оперативного обеспечения по делам рассматриваемой категории коррупционных правонарушений, необходимо учитывать не только данные официальной статистики, но и результаты опроса сотрудников специализированных подразделений и служб криминальной полиции органов внутренних дел. Комплексный анализ полученных сведений позволил установить серьезные расхождения между официальной статистикой и существующей практикой, а также во взглядах на проблему оперативного обеспечения раскрытия преступлений сотрудниками служб криминальной полиции органов внутренних дел.

Социально-экономические последствия коррупции для национальной экономики и общества

Социально-экономическая опасность коррупции как одной из основных угроз экономической безопасности, по нашему мнению, выражается в том, что:

1) социально-экономическая политика диктуется интересами некоторых лиц, представляющих власть и способных воздействовать на власть, в противовес общественным интересам;

2) потери от коррупции напрямую способствуют снижению поступлений в государственный бюджет, тем самым сокращая объем выпускаемого ВВП;

3) коррупция, расширяя теневой сектор экономики, ликвидирует конкуренцию, поскольку взятка гарантирует формирование неконкурентных преимуществ;

4) коррупция лишает государственные органы инструментов контроля за соблюдением правовых нормативов рыночной конкуренции, что компрометирует и рыночную систему, и авторитет власти как третейского судьи;

5) воздействие коррупции на реализацию приватизации осложняет процесс формирования эффективных рыночных предприятий.

Таким образом, коррупция несет характер глобальной угрозы, подрывая веру в закон и справедливость.

Работа органов внутренних дел должна быть эффективной с точки зрения экономического развития, поэтому необходимо повышать эффективность их функционирования за счет правильного расчета численности штата МВД, который будет играть важную роль в обеспечении экономической безопасности страны и правильного использования ресурсов правоохранительных органов, чтобы они оставались для дела, и выделялась определенная прибыль [4]. Поэтому очень важно создавать правильные пропорции для распределения прибыли между различными структурами по борьбе с преступностью.

Как пишет Морган О. Рейнолдс, «идеальная комбинация ресурсов, с точки зрения эффективности, когда дополнительный доллар, потраченный на любой вид деятельности полиции, будет приносить одинаковое снижение преступности» [7].

Необходимо пустить дополнительные материальные ресурсы для исследования отрасли правоохранительной деятельности, благодаря чему можно улучшить эффективность использования ресурсов данной сферы.

Органам внутренних дел довольно сложно обеспечивать экономическую безопасность в связи с тем, что важно в целом обеспечить стабильность и безопасность экономики страны, а уже потом переходить к различным ее аспектам [5]. Государственную экономику нужно реформировать. И для этого следует принимать эффективные и новые правовые нормы, которые бы в полном объеме регулировали экономические отношения. Эти нормы и правила поведения будут находиться под защитой органов внутренних дел, они будут носить динамический характер, благодаря чему можно будет работать и над экономической безопасностью. При этом обеспечение безопасности будет влечь за собой деликвентное и девиантное поведение лиц, которые подчиняются сфере регулирования данных норм.

Взаимосвязь эффективности национальной экономики и борьба с коррупцией

Следует отметить, что эффективность экономики будет прямо влиять на экономическую безопасность в государстве. Вместе с мерами по защите от государства экономика должна использовать и собственные средства защиты, используя качество продукции, производительность труда. Если раньше безопасность в сфере экономики была отличительной чертой государственных органов по безопасности [1, 2], то теперь так не стоит думать, поскольку:

- правоохранительные органы работают за счет средств бюджета, поэтому они зависят от ресурсной базы, характеристики которой зависят в целом от эффективной государственной экономики;

- если сама экономика не создаст безопасность, то вряд ли специально созданные органы в виде надстройки над системой смогут это реализовать.

Поэтому лишь количество ресурсов не поможет сделать работу системы эффективной. Если будет правильно определена структура расходов средств и направления, на которые они пойдут, только тогда можно будет говорить об эффективности денег независимо от сферы вложения.

Издержки общества, направленные на осуществление работы правоохранительных органов, определяют цену на услуги органов внутренних дел, тогда как результат этой деятельности имеет прямое влияние на качество осуществления своих задач органами внутренних дел, при этом определяющими характеристиками будет уровень преступности в стране.

Современное состояние борьбы с коррупцией в Азербайджанской Республике

Стоит отметить, что наблюдаются положительные сдвиги в статистике касательно деятельности органов внутренних дел Азербайджана, которые осуществляют обеспечение правопорядка, борьбу с преступлениями и улучшение безопасности в обществе [8].

Так, в 2013 г. правоохранительные органы Азербайджана с успехом справились с обеспечением общественной безопасности, правопорядка и борьбы с преступлениями. Поэтому и криминальная обстановка в стране контролировалась ими. В течение года были рассмотрены запросы 690 тыс. граждан страны и установлено местонахождение 1264 человек, которые были объявлены в поиск. Обезврежено 190 групп, состоящих из 592 человек, и 15 организованных группировок, состоящих из 71 человека, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления. Задержаны 402 человека, которые находились в поиске по этим преступлениям. В городе Баку установлено 222 таксофонных аппаратов современной модификации с автоматическим управлением через камеру системы «Безопасный город». В результате взаимодействия органов по предупреждению терроризма найден 31 человек, раскрыты 20 уголовных дел по этим фактам и из них по 7 делам обеспечена передача следственных материалов в судебные органы. В целом, в Азербайджане за год к судебной ответственности привлечено 12361 человек, из них 1975 человек обвинялись в тяжких и особо тяжких преступлениях.

Материалы исследования дают основания отметить, что в 2013 г. Азербайджан по показателям количества преступлений на каждые 100 тыс. человек населения среди стран СНГ и Европы стал одним из безопасных и стабильных государств по данному показателю - на каждые 100 тыс. человек отмечено лишь 237 случаев преступлений.

Анализируя состояние дел касательно преступности, стоит учесть тот объем преступлений, который отражается в отчетах и статистике. И эти цифры показывают только явную преступность, не учитывая такой фактор, как латентность преступности, т.е. незарегистрированную и невыявленную, скрытую преступность.

Поэтому правоохранительные органы Азербайджанской Республики решают насущные и особо важные вопросы охраны общественного правопорядка и борьбы с преступлениями. При этом сотрудники любого подразделения МВД страны работают с лицами, которые ведут антисоциальный образ жизни. Очень важно определить характерные особенности таких лиц. Это антисоциальное поведение, опыт в преступлениях, сопротивление воспитательно-профилактическим мероприятиям, маскировка настоящих мотивов и целей поведения и т.д. Исходя из сложности объекта, вокруг которого организуется деятельность органов внутренних дел, работники органов внутренних дел должны использовать все мастерство и профессионализм в ходе своей работы, причем этого типа поведения на службе должны придерживаться не только отдельные сотрудники, но и коллектив служащих в целом.

Для получения числовых значений различных исходов тех или иных случаев применяются эксперименты и математические модели, которые отличаются сложностью. Поэтому такие эксперименты позволяют принимать правильные решения в области управления. В случае с правоохранительными органами управленческое решение будет основано на выведении наиболее эффективной цифры численности различных подразделений МВД, которые обеспечивают безопасность в сфере экономики.

Совершенствование структуры правоохранительных органов в контексте усиления борьбы с коррупцией

Успешная реализация сбалансированной политики по борьбе с коррупцией возможна лишь в случае применения адаптивного подхода для создания новых штатных должностей и организационных структур. Данный подход сводится к тому, что для осуществления мероприятий и проведения операций такого плана необходимо сформировать новые штатно-организационные структуры. Однако процесс правильного создания таких структур может быть очень длительным во времени. Поэтому нужно решать проблему при помощи автоматизированных методов проектирования и создания структур организационных штатов [1].

В практике предлагается составление структур организационных штатов правоохранительных органов из определенных модулей, которые будут осуществлять сбор, обработку и оценку статистики и материалов экспертных исследований. В такой системе центральным элементом будет оптимизация организации штатных составляющих и программный модуль, который будет работать на основе оптимизации и улучшения ориентированного графа. Весовые характеристики и структура данного графа зависят от модуля обработки и сбора оценок экспертов. Материалы, обработанные экспертами, совмещаются со статистическими данными. Полученные данные служат для формирования векторов-матриц коэффициентов веса, которые используются для функций установленного штата той или иной структуры. Весовые коэффициенты, которые есть в наличии, и экспертные данные используются для вычисления граничных значений всей структуры с ее иерархией. После этого на базе теоретических подходов возможно сформировать вектор-матрицу, которая сопровождается примерно следующими преобразованиями:

- в случае, когда элемент матрицы будет меньше порогового значения, он будет удален;

- если матрица будет меньше по значению относительно границы полного значения, то этот элемент будет помещен в другой элемент;

- в случае если матрица будет больше граничного порога, то элемент будет оставаться внутри матрицы;

- в данном иерархическом уровне матрица не может иметь большее значение, чем граничный порог значимости и т.д.

В целом, данные принципы могут служить для формирования полного объема матрицы штатной организационной структуры. Поэтому полученная матрица позволяет создать орграф, представляющий собой эффективную и оптимизированную организационную структуру для штата определенного подразделения органа внутренних дел.

Для органов внутренних дел ограниченность ресурсов при проведении контрольных мероприятий в сфере обеспечения экономической безопасности заключается в ограниченности сил и средств, под которыми понимаются сотрудники подразделений, финансовые, материально-технические, энергетические и иные ресурсы, используемые в решении задач по обеспечению экономической безопасности государства [3]. Основным же ограничительным фактором будет являться ограниченность кадровых ресурсов. Ведь даже при достижении полной обеспеченности подразделения ОВД нормативами штатной численности ограниченность ресурсов будет проявляться в ограниченности самих норм.

На наш взгляд, преимущества данного подхода очевидны. Оценка риска позволяет определить приоритеты деятельности органов внутренних дел касательно экономических субъектов, которые в целом входят в группу риска (группу правонарушителей), что необходимо в условиях нехватки кадров и недостаточного финансирования [6]. Однако на наш взгляд, простого деления подконтрольных объектов на добросовестные и недобросовестные в данном случае недостаточно, т.к. данный подход не учитывает разницу между хозяйствующими субъектами по другим признакам. Например, если преступление совершено индивидуальным предпринимателем, то его социальный и экономический эффект не будет таким значительным и масштабным, как от экономического правонарушения банковского учреждения.

Выводы

Проведенные анализы и материалы исследования дают основания внести ряд предложений и сделать соответствующие выводы:

- в первую очередь, необходимо совершенствовать государственную политику по борьбе с коррупцией в соответствии с современными тенденциями глобализации хозяйственных отношений и развития общества;

- требуется совершенствование законодательной базы в сфере предпринимательской деятельности с учетом минимизации вмешательства извне в их работу и в разные бюрократические структуры;

- требуется разработка и внедрение более эффективных и гибких механизмов для оздоровления экономической среды страны;

- необходимо обогащение правоохранительных органов современными технологиями, применение комплексных и адекватных превентивных механизмов в деятельность государства по борьбе с коррупцией;

- обеспечение глубокого анализа экономической деятельности хозяйственных субъектов и других участников внешнеторговой деятельности страны в контексте увеличения эффективности борьбы с экономическими преступлениями и предупреждения организованных коррупционных сетей;

- целесообразно повышение уровня и расширение географии просветительных мероприятий среди населения страны по предотвращению социально-экономических последствий коррупции;

- необходимо расширение перечня мероприятий по ликвидации очагов антисоциального образа жизни и усиление меры по воспитательно-профилактическим направлениям борьбы с коррупцией и т.д.


Источники:

1. Десятов Д.Б., Плотников Г.Г. Проектирование организационно-штатных структур. Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные вопросы проектирования и эксплуатации средств охраны и защищенных коммуникационных систем». – Воронеж, ВИ МВД России, 2000. – с. 87–92.
2. Конина Н.М. Административная ответственность: учебно-методический комплекс. – М., 2009. – 335 с.
3. Психология управления: учебник / В.А. Корчмарюк, Н.М. Филимонцев; под общ. ред. В.А. Кудина; МВД России, Санкт-Петербургский ун-т. – СПб: Изд-во СПбУ МВД России, 2010.
4. Кондрат Е.Н. Региональный финансовый контроль в современной России: правовые основы и пути совершенствования / Е. Н. Кондрат. – М.: Юстицинформ, 2011. – 319 с.
5. Максимова О.Ю. Учет принципа экономической эффективности при управлении ресурсами органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности страны // Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России.  № 2 (46). – 2010. – Режим доступа: http://www.univermvd.ru/library/pdf.files/VesnikSPBUMVD2(46) .
6. Щербаков В.А., Костяева Е.В. Страхование: учебное пособие. – М.: Мысль, 2009. – 317 с.
7. Reynolds M.M The Economics of Criminal Activity // The Economics of Crime. N.Y. etc., 1980. P. 27–70.  Режим доступа: http://corruption.rsuh.ru/magazine/1/n1-11.shtml.
8. Официальный сайт Министерства Внутренних Дел Азербайджанской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mia.gov.az/?/ru/content/29841./
9. Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Коррупция как фактор экономического сопротивления легальной экономике // Российское предпринимательство. – 2012. – № 13 (211). – c. 4–11. – http://www.creativeconomy.ru/articles/24376/.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 18:40:22