Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2014

Пути оптимизации государственного воздействия на финансовый механизм воспроизводства, обращения, вывоза капитала

Старостин Антон Юрьевич, аспирант кафедры корпоративных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, специалист, Кировский филиала ОАО «Ростелеком», г. Киров, Россия

The ways to optimize the state influence on the financial mechanism of capital reproduction, circulation and export. - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 28

Аннотация:
В статье рассмотрены основные принципы, определяющие приоритетные и стратегические направления регулирования российской телекоммуникационной области. Приведены методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Сформулированы задачи, которые необходимо решать для привлечения инвестиций в отечественную экономику. Определены основные стадии развития российского рынка телекоммуникаций.
Цитировать публикацию:
Старостин А.Ю. Пути оптимизации государственного воздействия на финансовый механизм воспроизводства, обращения, вывоза капитала // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 11. – С. 77-83.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Ключевым фактором, определяющим экономическое развитие страны, является интенсивность процессов перемещения капитала. Состояние социальной инфраструктуры и производственного аппарата и страны напрямую зависит от эффективности процессов расширенного воспроизводства капитала.

Методы государственного инвестиционного регулирования

Государством осуществляется инвестиционное регулирование с помощью методов, которые представляют собой официальные способы воздействия государственных органов на объекты управления (предприятия сектора телекоммуникаций).

Общепринятые методы государственного регулирования отличаются разнообразием. При этом, руководствуясь анализом западных теорий и мирового опыта можно утверждать, что национальные модели формируются на основе сложившегося стандартного набора методов регулирования инвестиционной деятельности. Правовая форма государственного регулирования перемещения капитала играет основную роль.

В связи с этим, одним из ключевых направлений инвестиционной политики должно являться актуальное, отвечающее текущим требованиям развития экономики инвестиционное законодательство, которое обеспечит нормативное и правовое регулирование инвестиционной деятельности.

Прямые методы государственного регулирования включают разнообразные формы управления государственными вложениями, финансовую помощь (дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды на развитие какой-либо территории, отрасли или производства).

При помощи данных методов могут создаваться благоприятные условия для привлечения инвестиций, которые осуществляются в форме капитальных вложений. В связи с этим видится необходимым:

– усовершенствовать систему налогов, улучшить механизм начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

– установить для инвестиционных субъектов специальные налоговые режимы, которые не будут носить индивидуальный характер;

– создать и развивать сеть информационных и аналитических центров, которые бы осуществляли своевременное проведение рейтингов и опубликовывали рейтинговые оценки субъектов инвестиций.

Для обеспечения благоприятных условий развития инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, следует применять следующий инструментарий:

– льготный механизм уплаты местных налогов субъектами инвестиционной деятельности;

– протекционизм в интересах инвесторов;

– льготы при пользовании землей и рядом других природных ресурсов из числа находящихся в муниципальной собственности и т.д.

Рассмотренные способы государственного регулирования перемещения капитала должны выравнивать финансовое положение субъектов рынка, социальных групп различных уровней, обеспечивать защиту самых уязвимых секторов экономики и классов населения, достижение важнейших целей развития экономики.

Для эффективного использования капитала требуется комплексное применение большинства методов государственного регулирования.

Следует отметить, что экономические методы регулирования инвестиций могут применяться более результативно только в сочетании и взаимозависимости с административными методами.

Они, в свою очередь, имеют в качестве базиса силу государственной власти, авторитет правительства и никак не связаны с мероприятиями по финансовому стимулированию, материальной заинтересованности.

В случае одностороннего использования административных и косвенных методов государственного регулирования инвестиций может проявиться негативное влияние и углубиться инвестиционный кризис.

В числе методов государственного регулирования движения капитала нет абсолютно неэффективных или непригодных. Вопрос заключается исключительно в своевременности их применения и сопряженности с прочими методами.

Система управления инвестициями

Оценка системы управления инвестициями является важным элементом государственного регулирования. Она включает совокупность методов и средств изучения реальных результатов государственной политики для своевременных корректировок,  совершенствования, расчета эффективности и прогнозирования последствий.

Период перехода России к рыночной системе хозяйствования происходит одновременно с формированием новой структуры отрасли телекоммуникаций и принципов государственного регулирования движения капитала, которые должны стать основой новой национальной модели.

Изменения сопровождаются модификацией формы собственности, правового режима капитала, правовых статусов участников движения капитала, децентрализацией инвестиций.

Во-первых, изменились подходы к бюджетному финансированию: произошло усиление государственного контроля над целевым расходованием средств федерального бюджета, сокращение безвозвратного бюджетного финансирования, государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций стала осуществляться путем кредитования на основе принципов возвратности и платности.

Важнейшее значение инвестиционной политики на данном этапе развития России определяется ее возможностями решать задачи по привлечению инвестиций в отечественную экономику для организации конкурентоспособного производства с целью устойчивого экономического роста. В этой связи необходимо:

– обеспечить активизацию инновационной и научно-технической работы;

– способствовать промышленному освоению экономически рентабельной политики и новых технологий;

– производить укрепление конкурентных возможностей российских товаропроизводителей.

На этапе относительно стабильного развития задачи правительства в большинстве государств сводятся к созданию позитивной экономической среды, направленной на поддержание инновационной деятельности  (к ним можно отнести и сферу телекоммуникаций). Использование такой стратегии оправдано в долгосрочной перспективе. Отсутствие общих приоритетных направлений дает возможность достаточно быстро реагировать на динамику конъюнктуры рынка.

Реализация данной стратегии может осуществляться по следующим направлениям:

– организация технопарков. В этом процессе должны участвовать как научно-исследовательские, так и учебные центры;

– поступательное развитие рынка венчурного капитала, а также внебиржевого и биржевого фондового рынка;

– развитие законодательной базы, включающей вопросы патентного права, антимонопольных законов и т.д.

Движение капитала в сфере телекоммуникаций

Зарубежный опыт показывает, что государственные ресурсы ограничены, и успешное стимулирование движения капитала в сфере телекоммуникаций в основном базируется на развитии и совершенствовании законодательной базы с одновременным созданием условий для привлечения новых инвестиционных ресурсов.

В современных условиях основными принципами, определяющими приоритетные и стратегические направления регулирования российской телекоммуникационной индустрии, выступают:

– сочетание государственного регулирования и саморегулирования;

– ограничение государственного вмешательства в деятельность субъектов рынка связи;

– развитие принципа регулирования отношений на международных рынках связи;

– учет зарубежного опыта в области регулирования телекоммуникационных процессов;

– универсальное обслуживание.

В области информационных технологий существуют и практические проблемы, связанные с недостатками юридической платформы в российском законодательстве.

Также прослеживается недостаточная адаптация достижений зарубежной социологии и коммуникативистики в российской законодательной практике.

Часто негативную роль играют и политические манипуляции, связанные с принятием новых информационных законов в парламенте и правительстве.

Основные направления  развития российского рынка телекоммуникаций

В настоящее время законодательство в сфере регулирования информационных отношений в России находится на стадии развития и дальнейшего совершенствования, т.к. действующее законодательство не может дать однозначный ответ на ряд вопросов. Например, это касается состава и реализации прав на получение информации.

Относительно небольшое количество законов в области информации и информатизации, телекоммуникаций и связи дает возможность говорить лишь только о начале формирования сферы законодательства информационного направления в России. Также нельзя не отметить неравномерность и несбалансированность его развития за последние годы.

По нашему мнению, развитие российского рынка телекоммуникаций необходимо производить в несколько стадий.

1) Развитие компаний, вследствие либерализации отношений и связей, на основе деления рынка телекоммуникаций на несколько «секторов» как территориально, так и по видам услуг, с формированием в каждом секторе нескольких лидеров.

2) Дальнейшее развитие рынка и укрупнение лидеров в процессе слияний и поглощений.

3) Увеличение вмешательства государства в деятельность крупнейших лидеров в том случае, если ими будут предприниматься попытки полного поглощения российского рынка телекоммуникаций.

4) Обеспечение условий для формирования успешной модели развития телекоммуникационной отрасли в России на базе существующего зарубежного опыта, реальной текущей ситуации в экономике, технологического и технического развития отечественной отрасли.

Данная модель должна строиться с соблюдением правил взаимодействия участников рынка и учетом перспектив развития рынка при одновременном соблюдении принципов национальной безопасности. В итоге это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности отечественной отрасли телекоммуникаций.

Выводы

В качестве важнейшего источника средств на капитальные вложения, по мнению автора, должны стать методы прямого финансирования инновационных инвестиционных проектов.

Такой подход коррелирует с международной практикой, которая характеризуется масштабными социально-значимыми проектами с финансированием из государственного бюджета или предоставлением льготных инвестиционных кредитов. Российская практика государственного финансирования демонстрирует недостаточную эффективность используемых механизмов и нуждается в дальнейшем совершенствовании.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гальцов П.Ю. Макроэкономические тенденции развития рынка капитала. – Саратов: Дисс. канд. экон. наук, 2005. – 361 с.
2. Малова Т.А. Капитализация в условиях российской экономики: теоретические и практические аспекты. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 208 с.
3. Меркушев А.И. Финансовый механизм развития малого предпринимательства: теория, методология, практика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru.