Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2014

Организационно-экономическая модель управления межбюджетными отношениями в условиях саморазвития территорий

Сятчихин Сергей Валентинович, аспирант, Пермский филиал Института экономики Уральского отделения РАН, Россия

Organizational economic model of inter-budget relations management under conditions of territories self-development - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы саморазвития территорий. Дана характеристика существующей системе управления межбюджетными отношениями. Разработаны рекомендации по ее совершенствованию, которые позволят осуществить процесс выхода муниципальных образований на траекторию саморазвития.
Цитировать публикацию:
Сятчихин С.В. Организационно-экономическая модель управления межбюджетными отношениями в условиях саморазвития территорий // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 9. – С. 95-100.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В результате реформы местного самоуправления к настоящему времени создано свыше 23 тысяч муниципальных образований  [5]. Радикальные изменения коснулись экономических, социальных и политико-правовых условий функционирования территорий.

Однако, несмотря на постоянное реформирование, до сих пор не была решена одна из главных проблем местного самоуправления России – недостаточная обеспеченность местных бюджетов собственными источниками доходов.

Необходимые стимулы перехода к саморазвитию

Комплексная оценка экономического состояния, в котором находятся муниципальные образования, свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе территории будут функционировать в сложных условиях, вызванных дефицитом финансовых ресурсов, снижением экономического роста и производительности труда, что в свою очередь затрудняет реализацию стратегических целей муниципальных образований.

Переход от политики разрушения территорий к саморазвитию является одной из важнейших задач государства на современном этапе. Саморазвитие муниципальных образований призвано решить проблемы обеспечения стратегического развития, в том числе создания условий для наращивания экономической базы, перехода к устойчивому инновационному развитию.

Социально-политическое значение института местного самоуправления определяется, прежде всего, тем, что он является институтом демократии. В связи с этим необходима разработка и реализация модели реформирования межбюджетных отношений, которая бы учитывала переход к саморазвитию территорий.

Обеспечение условий для саморазвития муниципальных образований в части бюджетной составляющей возможно при помощи системного подхода к управлению межбюджетными отношениями. Его целесообразно осуществлять в рамках организационно-экономической модели реформирования межбюджетных отношений, которая обеспечит целенаправленность и системность процесса реформирования, она ориентирована на устранение существующих в настоящее время негативных тенденций в управлении межбюджетными отношениями с учетом фактора саморазвития и особенностей развития территорий.

На основе проведенных исследований, автором разработана организационно-экономическая модель реформирования межбюджетных отношений в условиях саморазвития территорий, которая представлена на рисунке. Данная модель представляет собой совокупность компонентов, образующих целостный процесс формирования эффективной системы управления межбюджетными отношениями в условиях саморазвития территорий.





Характеристика системы управления межбюджетными отношениями

Существующая система управления межбюджетными отношениями обладает рядом недостатков, которые препятствуют переходу к саморазвитию территорий. К ним относятся:

– реализация догоняющей стратегии, в основе которой лежит развитие сырьевого сектора экономики, что не позволяет решить все проблемы, стоящие перед обществом и государством. Данная стратегия развития ориентирована на старые технологические уклады, отодвигая на второй план развитие экономики в рамках нового технологического уклада. Тем самым закладывается будущее отставание от стран-лидеров;

– неустойчивость экономики и развития территорий, которая является следствием реализации сырьевой модели. Выражается в негативном влиянии на окружающую среду, неспособности территорий самостоятельно обеспечить решение социальных и экономических проблем. Существующая система межбюджетных отношений способствует неустойчивому развитию, что в конечном итоге ведет к разрушению территорий в связи с все более возрастающей неспособностью обеспечить решение социальных проблем  [1];

– преобладание выравнивания в государственном регулировании территориального развития негативно сказывается на саморазвитии как территорий-доноров, так и дотационных территорий. Территории-доноры, относящиеся к саморазвивающимся, не в состоянии в рамках существующих условий обеспечить реализацию саморазвития в полном объеме, что негативно сказывается на экономической эффективности.  Дотационные территории, не являющиеся саморазвивающимися, не обладают достаточными условиями для перехода к саморазвитию, в частности, в связи с отсутствием стимулов в наращивании экономической базы. Таким образом, действующая система межбюджетных отношений не ориентирована на создание условий для саморазвития территорий.

Выявленные недостатки свидетельствуют о необходимости реформирования системы управления межбюджетными отношениями, осуществление которого возможно путем разработки и внедрения направленных на это мероприятий.

Модернизированная система управления

Модернизация системы управления межбюджетными отношениями предполагает:

– создание дополнительной ветви межбюджетных отношений: «Фонд национального благосостояния РФ – Бюджеты развития территорий». В рамках местного бюджета необходимо ввести новый инструмент, широко практикуемый в зарубежных странах – бюджет развития.

Доходными источниками бюджета развития территорий станут закрепленные на постоянной основе налоги и межбюджетные трансферты, поступающие из Фонда национального благосостояния, средства которого в настоящее время размещаются в зарубежных ценных бумагах  [4]. В качестве расходных полномочий бюджета развития станет финансирование инвестиционных проектов, предполагающих  глубокую переработку ресурсов и инновационную деятельность;

– опережающее развитие. Средства бюджета развития будут направлены на создание и развитие инновационных производств, что позволит реализовать стратегию опережающего, а не догоняющего развития, основанного на экспорте природных ресурсов.

Развитие национальной экономики необходимо осуществлять по двум основным направлениям. Первое направление предполагает формирование экономики в рамках старых технологических укладов, т.е. политики реиндустриализации. Второе направление ориентировано на становление экономики в рамках нового технологического уклада, т.е. политики неоиндустриализации  [2];

– устойчивое развитие. Ориентация на устойчивое развитие охватывает экономическую, социальную и экологическую сферу общества. Сглаживание пространственной поляризации и изменение качественного содержания роста  охватывают экономический аспект устойчивого развития территорий. Обеспечение сохранения численности населения, а также решение проблем по удовлетворению его потребностей охватывают социальный аспект. Широкое использование инноваций, глубокая переработка природных ресурсов, их воспроизводство, рециклирование и утилизация отходов охватывают экологический аспект устойчивого развития территорий;

– стимулирование развития территорий. Новая ветвь в системе межбюджетных отношений будет основана, прежде всего, на стимулировании территорий в наращивании собственной экономической базы. В связи с отсутствием средств у большинства территорий необходимо привлечь дополнительные средства из Фонда национального благосостояния. Таким образом, новая система межбюджетных отношений будет основана на сочетании стимулирования и вертикального выравнивания;

– развитие государственного сектора экономики. Обеспечение подъема отечественной экономики невозможно без создания сильного государственного сектора экономики  [3]. В предлагаемой модели инвестиции в создание новых и модернизацию существующих производств будут осуществляться в рамках частного и государственного секторов экономики;

– саморазвитие территорий. Реализация местного самоуправления может иметь как негативные, так и положительные последствия. Поэтому существует необходимость в развитии местного самоуправления для обеспечения положительных преобразований, что достигается в процессе саморазвития территорий  [1]. В процессе саморазвития территорий будет также обеспечиваться постепенный переход от суженного и простого воспроизводства к расширенному и инновационному воспроизводству.

Выводы

Предлагаемые меры позволят территориям стать активными участниками реиндустриализации и неоиндустриализации, создать достаточные стимулы для наращивания собственной экономической базы и осуществить переход территорий на траекторию саморазвития.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бочко В.С. Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития территорий: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.01; [Место защиты: Ин-т экономики УрО РАН]. – Екатеринбург, 2010. – 313 с.
2. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М.: Экономика, 2010. – 255 с.
3. Глазьев С.Ю, Делягин М.Г., Фурсов А.И. Стратегия «большого рывка». – М.: Алгоритм, 2013. – 240 с.
4. Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике: научный доклад / под ред. А.Д. Некипелова, В.В. Ивантера, С.Ю.Глазьева. – М.: РАН, 2013. – 93 с.
5. Формирование местного самоуправления в Российской Федерации // Статистический бюллетень. – М.: Росстат, 2013. – 126 с.