Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2014

Влияние внешней трудовой миграции на развитие социально-трудовых отношений региона (на примере Тамбовской области)

Дементьев Николай Викторович, кандидат экономических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия

Какушкина Марина Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия

Impact of labor migration on the development of social and labor relations in the region (using the example of the Tambov region) - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 53

Аннотация:
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с влиянием внешней трудовой миграции на развитие социально-трудовых отношений в Тамбовской области; приводятся результаты анализа внешней трудовой миграции в регионе и намечены пути повышения эффективности управления трудовой миграцией.
Цитировать публикацию:
Дементьев Н.В., Какушкина М.А. Влияние внешней трудовой миграции на развитие социально-трудовых отношений региона (на примере Тамбовской области) // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 6. – С. 80-92.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Создание условий для формирования эффективно функционирующего рынка труда, снижение напряженности социально-трудовых отношений и развитие полной, продуктивной и стабильной занятости населения являются ключевыми задачами государственной политики занятости. Для решения этих задач особое значение приобретает реформирование профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и обеспечение рынка квалифицированной рабочей силой, в том числе за счет внешней трудовой миграции.

Трудовая миграция в России

Трудовая миграция в России приобретает все большую социальную и экономическую значимость. Крупнейшая страна мира, Российская Федерация, является основной страной приема для мигрантов – выходцев из стран Центральной Азии и Южного Кавказа. С момента принятия нового миграционного законодательства в начале 2007 г. в Российской Федерации были зарегистрированы более 1,9 млн трудящихся-мигрантов.

Глава ФМС привел данные, согласно которым в России находятся 9,5 млн иностранных граждан. «Из них примерно 1,3 млн работают законно, 3,7 млн – условно приехали «в гости»… Из оставшейся категории риска в 4,5 млн чел. около 3,2 млн мигрантов находятся в России более 3 месяцев и для обеспечения своего проживания, по-видимому, могут нелегально работать, соответственно, не платя налоги», – констатировал глава ФМС. «Таким образом, в России находятся порядка 4,5 млн иностранных граждан, которые законно и незаконно осуществляют трудовую деятельность», – заключил глава ведомства  [1].

Трудящиеся мигранты чаще всего заняты в неформальной экономике, отличительными чертами которой являются отсутствие правовой защиты и недостаток информации о правах, необходимой им для того, чтобы не стать жертвами эксплуатации и других нарушений со стороны работодателя, посредников и представителей власти.

Мигранты также становятся жертвами проявлений расизма и ксенофобии. Большинство мигрантов занимают на рынке труда ниши, которые не заполняются местными работниками. Важно отметить, что трудовая миграция и денежные переводы мигрантов на родину становятся способом выживания для их семей и обеспечивают их финансовую независимость. Денежные переводы мигрантов составляют значительную часть ВВП в таких странах, как Армения, Таджикистан и Киргизстан.

Недостаток информации о реальных возможностях трудоустройства и условиях труда в принимающих странах открывает возможности для эксплуатации труда мигрантов, выливающуюся в принудительный труд, наихудшие формы детского труда, торговлю людьми и другие формы насилия. Женщины значительно чаще, чем мужчины, становятся жертвами торговли людьми. Тем мигрантам с неурегулированным статусом, кого высылают в страну гражданства, на родине оказывается весьма незначительная социальная и экономическая помощь. Во многих случаях эти люди подвергаются стигматизации, и им необходимо приложить много усилий, чтобы вернуться к прежней жизни.

Миграцию не следует воспринимать только как вопрос пограничного контроля, ведь она является важной экономической проблемой, проблемой прав человека и трудового права. Миграция оказывает огромное влияние на экономику как стран приема, так и направляющих стран.

Правительства, работодатели и организации работников играют ключевую роль в деле регулирования миграции и в защите работников от ненужных рисков  [2].

Миграционные процессы последнего десятилетия, происходящие в России, резко отличаются от процессов, наблюдавшихся в аналогичный по продолжительности до проведения переписи период. Они являются отражением особенностей современного этапа экономического и социально-политического развития регионов и страны в целом. Развитие миграционных процессов в России в настоящее время можно охарактеризовать продолжающимся возвратом населения с территорий бывших республик СНГ и Европейского севера.

На ряде территорий, прежде всего на юге страны, чрезмерная концентрация вынужденных мигрантов вызывает дополнительные экономические трудности, оказывая деструктивное воздействие на региональные рынки труда и уровень жизни населения. В других регионах, в связи с оттоком населения, возникают трудности иного плана  [3].

Интенсивность и направленность миграционных потоков, а также их степень влияния в различных регионах не одинакова, следовательно, к каждому конкретному региону должны применяться индивидуальные методы исследования.

На данный момент нас интересует сложившаяся ситуация с притоком гастарбайтеров в Тамбовскую область и как это отразится на экономической безопасности региона. Для этого необходимо провести анализ внешней трудовой миграции в регионе.

Анализ внешней трудовой миграции в Тамбовской области

Основой повышения эффективности мер по регулированию трудовой миграции представляются оценка и учет качественных параметров иностранной рабочей силы, условий и характера ее занятости. Для Тамбовской области трудовая иммиграция важна как средство решения проблем структурного дефицита рабочих кадров  [4].

Областное управление занятости населения области заявило, что без помощи гастарбайтеров Тамбовской области будет тяжело. Сейчас привлекаемая рабочая сила не превышает 1% от экономически активного населения, но в дальнейшем ситуация может кардинально измениться. Давление на региональный рынок труда растет. С нового года помогать нам будут почти пять тысяч гостей из-за рубежа, хотя запросы намного выше. Потребность в дополнительных работниках испытывают многие отечественные предприятия промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и непроизводственной сферы. Причем кроме низко квалифицированных работников требуются высококвалифицированные инженерные кадры и топ-менеджеры  [5].

Необходимо отметить, что количество мигрантов в регионе должно соответствовать определенной квоте. На данный момент при администрации Тамбовской области работает межведомственная комиссия, которая определяет потребность региона в привлечении иностранной рабочей силы. В 2011 г. квота составила 4201 человек, в 2012 квота «подросла» - 5366 человек. В соответствии с квотой и выдается разрешение на работу. Однако желающих работать гастарбайтеров оказывается всегда больше, чем определено квотой. Например, в 2012 г. 9317 человек указали в миграционной карте, что цель их приезда в Тамбовскую область - работа. Если в течение 90 суток иностранный гражданин не решил проблему с трудоустройством, то по закону он должен убыть. Проблему «лишних» мигрантов решили с помощью выдачи патентов.

Патент - это разрешение на работу, но у физического лица. По патенту иностранный гражданин может работать, к примеру, садовником, нянечкой, строителем (помогать строить дом, баню). Госпошлина на патент составляет тысячу рублей в месяц.

Всего, фактически в 2012 г. было выдано 3263 патента.

Чтобы оценить потенциал и перспективы привлечения и использования трудовых мигрантов, необходимо знать природу мотивов переезда на работу в наш регион.

Для начала необходимо рассмотреть национальный состав работающих в области мигрантов.

По данным УФМС по Тамбовской области видно, что основная масса рабочих приезжает нам из стран СНГ - это порядка 92,9%. Самым большим поставщиком рабочей силы на данный момент является Узбекистан. От туда приезжает более половины всех трудовых мигрантов, порядка 66,4%. Также к основным поставщикам рабочей силы можно отнести Украину – 9,4%; Армению – 7,6%; Молдову – 3,2%; Азербайджан – 2,8 и Таджикистан – 2,4%.

С других же стран доминируют потоки из Китая – 41,0%; Вьетнама – 30,6% и Турции – 15,6%  [6].

Главным мотивом, определившим намерение иностранных работников временно покинуть родину, явились более благоприятные социально-экономические условия. Также можно отметить и мотивы, связанные с занятостью в местах постоянного проживания. Как правило:

- здесь более высокие заработки, чем на родине, меньше инфляция, стабильная денежная единица;

- многие у себя дома не могут найти работу и вообще там существуют серьезные проблемы с трудоустройством.

Кроме того, ориентация на Российскую Федерацию, в том числе и на Тамбовскую область, проявляемая трудовыми мигрантами из других республик бывшего Советского Союза, во многом сформировалась благодаря территориальной близости государств, прозрачности межгосударственных границ, знанию ими русского языка, сохранению с российскими предприятиями и гражданами деловых отношений и дружеских связей.

Невозможно не считаться и со следующим обстоятельством. Основная часть трудового контингента, поставляемого ближним зарубежьем (почти 52,2%), привлекается для работы сроком до одного года. Около 17% падают на долю работающих от полугода до девяти месяцев. Примерно 14,5% трудятся от трех до шести месяцев. И мигрантов, приезжающих на сезонные работы, приблизительно 16,3% (см. рис.1).

Разумеется, зачастую иностранцы остаются для работы по продленным контрактам. Но нередки случаи, когда в ходе оформления или до окончания срока контракта гастарбайтеры увольняются по собственному желанию. Чтобы работа не пострадала от текучести кадров, руководители предприятий должны иметь больше возможностей оперативно пополнять их состав.

Источник: [6].

Рис. 1. Сроки действия контрактов иностранных работников

На нынешнем этапе трудовой миграции в Россию эта значимая проблема только начинает проявляться. Вот почему уже сейчас в механизм привлечения работников из-за рубежа надо вводить гибкие меры регулирования их численности. Данный процесс нужно корректировать в направлении упрощения процедуры продления сроков найма или введения долгосрочных контрактов в случаях производственно-технологической необходимости.

Зарубежные мигранты привлекаются в первую очередь на работы, связанные с ручным или машинно-ручным трудом. Лишь у 25% труд механизирован или автоматизирован. Однако тяжелым большинство (70%) его не считает. И это, пожалуй, объяснимо. Ручной или машинно-ручной труд предопределен технологическими особенностями производства и воспринимается респондентами как естественно-необходимый. Поэтому рабочие условия они оценивают в основном как нормальные. Да, и к тому же заранее были на них ориентированы.

В отношении оплаты труда внешних трудовых мигрантов, можно отметить, что заработки иностранцев находятся примерно на том же уровне, что и у местных тружеников, занятых такими же видами деятельности. Этот уровень служит одним из факторов создания заинтересованности в работе и является существенным вкладом в семейный бюджет мигрантов, более 85% которых улучшили материальное положение своих семей после начала работы в нашей стране. Однако не все полностью удовлетворены заработками. Это можно объяснить тем, что приезд в Россию имеет четкое целевое назначение - побольше заработать, обеспечить себя и семью впрок ввиду нестабильности экономической ситуации на родине.

Обратим внимание и на то обстоятельство, что почти каждый второй иностранный работник выражает недовольство организацией труда на предприятии, где он работает. Причины как объективные (к примеру, простои из-за нехватки сырья), так и субъективные (неоперативность непосредственных руководителей в решении возникающих производственных проблем). Также есть некоторые проблемы в процедуре трудоустройства и оформления прописки.

Чтобы прибыть, находиться и осуществлять трудовую деятельность на территории нашей области, иностранному гражданину приходится собирать достаточно внушительный пакет документов. Это паспорт, миграционная карта (свидетельствующая о том, что иностранный гражданин законно прибыл на территорию другого государства), фотография, свидетельство регистрации, разрешение на работу.

Чтобы получить разрешение, нужно обратиться в Многофункциональный центр предоставления услуг населению (МФЦ) с заявлением, оплатить госпошлину в размере трех тысяч рублей. В течение 10 рабочих дней разрешение будет готово, однако получить его имеет право далеко не каждый. Тому, кто имеет за плечами два и более административных правонарушения, в услуге будет отказано  [6].

Анализ положения внешних трудовых мигрантов

Социальные аспекты условий труда во многом связаны с взаимоотношениями в коллективе. Между мигрантами и российскими кадрами они складываются нормально и, по сути, свободны от прямой конкуренции. Нет и языкового барьера. Кроме того, на бытовом уровне приезжие из ближнего зарубежья воспринимаются не как иностранцы, а скорее как сограждане. А вот в их взаимоотношениях с руководителями производственных коллективов сложности возникают, причем чаще всего касающиеся оплаты труда и некоторых организационных моментов приема и обустройства (1/3 так или иначе чем-либо недовольна). Вероятно, именно здесь кроются главные причины проблем социальной адаптации иностранной рабочей силы.

Анализ положения внешних трудовых мигрантов не дает оснований для простых оценок. Складывающаяся ситуация противоречива. Сохраняющиеся и в условиях становления рыночной экономики определенные несоответствия между потребностью в рабочей силе и наличием трудовых ресурсов инициируют процессы привлечения иностранных работников. Поэтому трудовая миграция в Тамбовскую область объективно обусловлена, ее нельзя запретить, а можно лишь оптимизировать. Но в то же время, как показывает опыт, гастарбайтеры создают и новые проблемы, успех решения которых зависит от того, насколько полно учтены характер социально-демографической структуры потоков прибывающих по найму из-за рубежа, особенности их трудового и миграционного поведения.

На данный момент, проводя динамику количества работающих в Тамбовской области внешних трудовых мигрантов за последние годы можно отметить, что на протяжении шести лет количество внешних трудовых мигрантов продолжает увеличиваться. Особенно увеличение наблюдалось с 2007 по 2009 гг., затем небольшой спад и снова увеличение, причем значительное – на 47,2% (см. рис. 2).

Источник: [6]

Рис.2. Численность иностранных работников, работавших в Тамбовской области последние 6 лет

Даже небольшой спад по количеству гастарбайтеров в 2010 г. не дает оснований для того, что в дальнейшем их численность будет понижаться. Данное понижение связано в первую очередь со снижением количества иностранных рабочих в сельском хозяйстве и небольшом изменении в сторону понижения в строительстве и занятых финансовой деятельностью. В 2012 г. ситуация по количеству внешних трудовых мигрантов изменилась в сторону увеличения, т.к. потребность в дополнительных работниках испытывают многие отечественные предприятия промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и непроизводственной сферы.

Источник: [6].

Рис.3. Пол трудовых мигрантов

Наиболее многочисленным на данный момент является поток иностранной рабочей силы из бывших советских республик – около 92,9%. Это является положительным результатом как для гастарбайтеров, так и для принимающей их стороны. Отсутствует языковой барьер, а также местные жители относятся к данным работникам более благосклонно. К тому же уровень образования данных работников более высокий, нежели у приезжих с других стран.

Также проведенный нами анализ показывает что по половой принадлежности в основном доминируют мужчины (см. рис.3). С каждым годом количество мужчин в общем потоке увеличивается, в то время как женщин наоборот снижается. Это говорит о том, что официальные возможности для трудовой миграции мужчин значительно шире, чем для женщин. Женщины практически вытеснены в область неформальной занятости.

Возрастной состав мигрантов в основном состоит из работников от 18 до 30 лет (см. рис. 4). Сложившийся состав по полу определился под влиянием потребностей производства. В основном данная категория лиц выполняет тяжелую работу, предполагающую мужской труд.

Источник: [6].

Рис. 4. Возрастной состав иностранных работников

Самое большое количество трудовых мигрантов трудится в строительстве. На втором месте по популярности обрабатывающее производство и работа в сельскохозяйственном комплексе. Далее идет оптовая и розничная торговля и на последнем месте на транспорт и связь (см. рис. 5).

Источник: [6].

Рис. 5. Основные сферы деятельности иностранных работников в 2012 г.

Выводы

1) В целом, можно констатировать, что на данный момент привлекаемая рабочая сила в совокупности не превышает 1% от экономически активного населения и, соответственно, не оказывает негативного влияния на рынок трудовых отношений региона, а, наоборот, покрывает дефицит кадров, созданный в первую очередь активным строительством жилых микрорайонов в г. Тамбове и животноводческих комплексов по области. Но ежегодно увеличивающийся поток гастарбайтеров, в свою очередь, говорит о необходимости эффективного регулирования данного движения и проведения грамотной миграционной политики в области регулирования внешней трудовой миграции.

2) Также можно говорить о необходимости проведения эффективной миграционной политики в сфере привлечения высококвалифицированных специалистов, создавая для их работы все необходимые условия.

В свою очередь необходимо отметить и наличие нелегальных трудовых мигрантов в регионе. Как выяснилось в результате анализа, в Тамбовской области, как и по России в целом, существует необходимость принятия более эффективных мер по пресечению нелегальной трудовой миграции.

3) Эффективное управление трудовой миграцией может дать позитивные результаты всем вовлеченным в процесс сторонам, включая страны, направляющие мигрантов, и государства приема, а также самих трудящихся мигрантов и членов их семей.

4) Если говорить о перспективах развития трудовой миграции, то в ближайшее время, необходимо:

– создание эффективной законодательной базы для управления миграцией и разработка эффективных административных инструментов для ее осуществления;

– сокращение нерегулируемой миграции и регулирование легальной миграции с тем, чтобы способствовать снижению бедности и экономическому росту;

– распространение социальной защиты на работников-мигрантов посредством двусторонних и многосторонних договоров, заключаемых между правительствами и имеющих в своей основе положения Конвенции МОТ 1962 г. о равноправии в области социального обеспечения (№ 118).

5) В современных условиях хозяйствования, способствующих реализации социальных ожиданий общества, стоит актуальная проблема найти баланс между социальными и экономическими задачами, определиться с выбором стратегий, нацеленных на создание рабочих мест и поддержание социального равенства, а также распространить мировые передовые практики в области трудовых взаимоотношений.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Официальный сайт ИА Regnum [Электронный ресурс]. – 21 марта 2012.
2. Какушкина М.А. Развитие трудовых отношений и мотивации труда в постиндустриальной экономике // Экономика образования. – 2012. – №4. – 2012. – С. 132–135.
3. Юсова Ю.С. Влияние трудовой миграции на формирование рынка труда: Дисс.… канд. экон. наук: 08.00.05. – Омск, 2003.
4. Дементьев Н.В. Анализ внешней трудовой миграции в системеэкономической безопасности Тамбовской области // Социально экономические явления и процессы. – 2011. – № 12. – С. 87–91.
5. Официальный сайт ИА «ТАМБОВ-ИНФОРМ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.taminfo.ru/politics/13925-top-menedzher-inostranec.html.
6.Официальный сайт УФМС России по Тамбовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fms.tambov.gov.ru/ufms/statistic.
Рекомендуемая литература
7. Раковская В.С., Соловьева Н.Н. Миграционные процессы на рынке труда России (обзор ситуации и проблемы) // Российское предпринимательство. – 2011. – № 12 Вып. 1 (197). – c. 62–66. – http://www.creativeconomy.ru/articles/15969/.