Влияние внешней трудовой миграции на развитие социально-трудовых отношений региона (на примере Тамбовской области)

Дементьев Н.В., Какушкина М.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (252), Март 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Дементьев Н.В., Какушкина М.А. Влияние внешней трудовой миграции на развитие социально-трудовых отношений региона (на примере Тамбовской области) // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 6. – С. 80-92.

Аннотация:
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с влиянием внешней трудовой миграции на развитие социально-трудовых отношений в Тамбовской области; приводятся результаты анализа внешней трудовой миграции в регионе и намечены пути повышения эффективности управления трудовой миграцией.

Ключевые слова: социально-трудовые отношения, рынок труда, мониторинг, трудовая миграция, Тамбовская область

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Создание условий для формирования эффективно функционирующего рынка труда, снижение напряженности социально-трудовых отношений и развитие полной, продуктивной и стабильной занятости населения являются ключевыми задачами государственной политики занятости. Для решения этих задач особое значение приобретает реформирование профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и обеспечение рынка квалифицированной рабочей силой, в том числе за счет внешней трудовой миграции.

Трудовая миграция в России

Трудовая миграция в России приобретает все большую социальную и экономическую значимость. Крупнейшая страна мира, Российская Федерация, является основной страной приема для мигрантов – выходцев из стран Центральной Азии и Южного Кавказа. С момента принятия нового миграционного законодательства в начале 2007 г. в Российской Федерации были зарегистрированы более 1,9 млн трудящихся-мигрантов.

Глава ФМС привел данные, согласно которым в России находятся 9,5 млн иностранных граждан. «Из них примерно 1,3 млн работают законно, 3,7 млн – условно приехали «в гости»… Из оставшейся категории риска в 4,5 млн чел. около 3,2 млн мигрантов находятся в России более 3 месяцев и для обеспечения своего проживания, по-видимому, могут нелегально работать, соответственно, не платя налоги», – констатировал глава ФМС. «Таким образом, в России находятся порядка 4,5 млн иностранных граждан, которые законно и незаконно осуществляют трудовую деятельность», – заключил глава ведомства [1].

Трудящиеся мигранты чаще всего заняты в неформальной экономике, отличительными чертами которой являются отсутствие правовой защиты и недостаток информации о правах, необходимой им для того, чтобы не стать жертвами эксплуатации и других нарушений со стороны работодателя, посредников и представителей власти.

Мигранты также становятся жертвами проявлений расизма и ксенофобии. Большинство мигрантов занимают на рынке труда ниши, которые не заполняются местными работниками. Важно отметить, что трудовая миграция и денежные переводы мигрантов на родину становятся способом выживания для их семей и обеспечивают их финансовую независимость. Денежные переводы мигрантов составляют значительную часть ВВП в таких странах, как Армения, Таджикистан и Киргизстан.

Недостаток информации о реальных возможностях трудоустройства и условиях труда в принимающих странах открывает возможности для эксплуатации труда мигрантов, выливающуюся в принудительный труд, наихудшие формы детского труда, торговлю людьми и другие формы насилия. Женщины значительно чаще, чем мужчины, становятся жертвами торговли людьми. Тем мигрантам с неурегулированным статусом, кого высылают в страну гражданства, на родине оказывается весьма незначительная социальная и экономическая помощь. Во многих случаях эти люди подвергаются стигматизации, и им необходимо приложить много усилий, чтобы вернуться к прежней жизни.

Миграцию не следует воспринимать только как вопрос пограничного контроля, ведь она является важной экономической проблемой, проблемой прав человека и трудового права. Миграция оказывает огромное влияние на экономику как стран приема, так и направляющих стран.

Правительства, работодатели и организации работников играют ключевую роль в деле регулирования миграции и в защите работников от ненужных рисков [2].

Миграционные процессы последнего десятилетия, происходящие в России, резко отличаются от процессов, наблюдавшихся в аналогичный по продолжительности до проведения переписи период. Они являются отражением особенностей современного этапа экономического и социально-политического развития регионов и страны в целом. Развитие миграционных процессов в России в настоящее время можно охарактеризовать продолжающимся возвратом населения с территорий бывших республик СНГ и Европейского севера.

На ряде территорий, прежде всего на юге страны, чрезмерная концентрация вынужденных мигрантов вызывает дополнительные экономические трудности, оказывая деструктивное воздействие на региональные рынки труда и уровень жизни населения. В других регионах, в связи с оттоком населения, возникают трудности иного плана [3].

Интенсивность и направленность миграционных потоков, а также их степень влияния в различных регионах не одинакова, следовательно, к каждому конкретному региону должны применяться индивидуальные методы исследования.

На данный момент нас интересует сложившаяся ситуация с притоком гастарбайтеров в Тамбовскую область и как это отразится на экономической безопасности региона. Для этого необходимо провести анализ внешней трудовой миграции в регионе.

Анализ внешней трудовой миграции в Тамбовской области

Основой повышения эффективности мер по регулированию трудовой миграции представляются оценка и учет качественных параметров иностранной рабочей силы, условий и характера ее занятости. Для Тамбовской области трудовая иммиграция важна как средство решения проблем структурного дефицита рабочих кадров [4].

Областное управление занятости населения области заявило, что без помощи гастарбайтеров Тамбовской области будет тяжело. Сейчас привлекаемая рабочая сила не превышает 1% от экономически активного населения, но в дальнейшем ситуация может кардинально измениться. Давление на региональный рынок труда растет. С нового года помогать нам будут почти пять тысяч гостей из-за рубежа, хотя запросы намного выше. Потребность в дополнительных работниках испытывают многие отечественные предприятия промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и непроизводственной сферы. Причем кроме низко квалифицированных работников требуются высококвалифицированные инженерные кадры и топ-менеджеры [5].

Необходимо отметить, что количество мигрантов в регионе должно соответствовать определенной квоте. На данный момент при администрации Тамбовской области работает межведомственная комиссия, которая определяет потребность региона в привлечении иностранной рабочей силы. В 2011 г. квота составила 4201 человек, в 2012 квота «подросла» - 5366 человек. В соответствии с квотой и выдается разрешение на работу. Однако желающих работать гастарбайтеров оказывается всегда больше, чем определено квотой. Например, в 2012 г. 9317 человек указали в миграционной карте, что цель их приезда в Тамбовскую область - работа. Если в течение 90 суток иностранный гражданин не решил проблему с трудоустройством, то по закону он должен убыть. Проблему «лишних» мигрантов решили с помощью выдачи патентов.

Патент - это разрешение на работу, но у физического лица. По патенту иностранный гражданин может работать, к примеру, садовником, нянечкой, строителем (помогать строить дом, баню). Госпошлина на патент составляет тысячу рублей в месяц.

Всего, фактически в 2012 г. было выдано 3263 патента.

Чтобы оценить потенциал и перспективы привлечения и использования трудовых мигрантов, необходимо знать природу мотивов переезда на работу в наш регион.

Для начала необходимо рассмотреть национальный состав работающих в области мигрантов.

По данным УФМС по Тамбовской области видно, что основная масса рабочих приезжает нам из стран СНГ - это порядка 92,9%. Самым большим поставщиком рабочей силы на данный момент является Узбекистан. От туда приезжает более половины всех трудовых мигрантов, порядка 66,4%. Также к основным поставщикам рабочей силы можно отнести Украину – 9,4%; Армению – 7,6%; Молдову – 3,2%; Азербайджан – 2,8 и Таджикистан – 2,4%.

С других же стран доминируют потоки из Китая – 41,0%; Вьетнама – 30,6% и Турции – 15,6% [6].

Главным мотивом, определившим намерение иностранных работников временно покинуть родину, явились более благоприятные социально-экономические условия. Также можно отметить и мотивы, связанные с занятостью в местах постоянного проживания. Как правило:

- здесь более высокие заработки, чем на родине, меньше инфляция, стабильная денежная единица;

- многие у себя дома не могут найти работу и вообще там существуют серьезные проблемы с трудоустройством.

Кроме того, ориентация на Российскую Федерацию, в том числе и на Тамбовскую область, проявляемая трудовыми мигрантами из других республик бывшего Советского Союза, во многом сформировалась благодаря территориальной близости государств, прозрачности межгосударственных границ, знанию ими русского языка, сохранению с российскими предприятиями и гражданами деловых отношений и дружеских связей.

Невозможно не считаться и со следующим обстоятельством. Основная часть трудового контингента, поставляемого ближним зарубежьем (почти 52,2%), привлекается для работы сроком до одного года. Около 17% падают на долю работающих от полугода до девяти месяцев. Примерно 14,5% трудятся от трех до шести месяцев. И мигрантов, приезжающих на сезонные работы, приблизительно 16,3% (см. рис.1).

Разумеется, зачастую иностранцы остаются для работы по продленным контрактам. Но нередки случаи, когда в ходе оформления или до окончания срока контракта гастарбайтеры увольняются по собственному желанию. Чтобы работа не пострадала от текучести кадров, руководители предприятий должны иметь больше возможностей оперативно пополнять их состав.

Источник: [6].

Рис. 1. Сроки действия контрактов иностранных работников

На нынешнем этапе трудовой миграции в Россию эта значимая проблема только начинает проявляться. Вот почему уже сейчас в механизм привлечения работников из-за рубежа надо вводить гибкие меры регулирования их численности. Данный процесс нужно корректировать в направлении упрощения процедуры продления сроков найма или введения долгосрочных контрактов в случаях производственно-технологической необходимости.

Зарубежные мигранты привлекаются в первую очередь на работы, связанные с ручным или машинно-ручным трудом. Лишь у 25% труд механизирован или автоматизирован. Однако тяжелым большинство (70%) его не считает. И это, пожалуй, объяснимо. Ручной или машинно-ручной труд предопределен технологическими особенностями производства и воспринимается респондентами как естественно-необходимый. Поэтому рабочие условия они оценивают в основном как нормальные. Да, и к тому же заранее были на них ориентированы.

В отношении оплаты труда внешних трудовых мигрантов, можно отметить, что заработки иностранцев находятся примерно на том же уровне, что и у местных тружеников, занятых такими же видами деятельности. Этот уровень служит одним из факторов создания заинтересованности в работе и является существенным вкладом в семейный бюджет мигрантов, более 85% которых улучшили материальное положение своих семей после начала работы в нашей стране. Однако не все полностью удовлетворены заработками. Это можно объяснить тем, что приезд в Россию имеет четкое целевое назначение - побольше заработать, обеспечить себя и семью впрок ввиду нестабильности экономической ситуации на родине.

Обратим внимание и на то обстоятельство, что почти каждый второй иностранный работник выражает недовольство организацией труда на предприятии, где он работает. Причины как объективные (к примеру, простои из-за нехватки сырья), так и субъективные (неоперативность непосредственных руководителей в решении возникающих производственных проблем). Также есть некоторые проблемы в процедуре трудоустройства и оформления прописки.

Чтобы прибыть, находиться и осуществлять трудовую деятельность на территории нашей области, иностранному гражданину приходится собирать достаточно внушительный пакет документов. Это паспорт, миграционная карта (свидетельствующая о том, что иностранный гражданин законно прибыл на территорию другого государства), фотография, свидетельство регистрации, разрешение на работу.

Чтобы получить разрешение, нужно обратиться в Многофункциональный центр предоставления услуг населению (МФЦ) с заявлением, оплатить госпошлину в размере трех тысяч рублей. В течение 10 рабочих дней разрешение будет готово, однако получить его имеет право далеко не каждый. Тому, кто имеет за плечами два и более административных правонарушения, в услуге будет отказано [6].

Анализ положения внешних трудовых мигрантов

Социальные аспекты условий труда во многом связаны с взаимоотношениями в коллективе. Между мигрантами и российскими кадрами они складываются нормально и, по сути, свободны от прямой конкуренции. Нет и языкового барьера. Кроме того, на бытовом уровне приезжие из ближнего зарубежья воспринимаются не как иностранцы, а скорее как сограждане. А вот в их взаимоотношениях с руководителями производственных коллективов сложности возникают, причем чаще всего касающиеся оплаты труда и некоторых организационных моментов приема и обустройства (1/3 так или иначе чем-либо недовольна). Вероятно, именно здесь кроются главные причины проблем социальной адаптации иностранной рабочей силы.

Анализ положения внешних трудовых мигрантов не дает оснований для простых оценок. Складывающаяся ситуация противоречива. Сохраняющиеся и в условиях становления рыночной экономики определенные несоответствия между потребностью в рабочей силе и наличием трудовых ресурсов инициируют процессы привлечения иностранных работников. Поэтому трудовая миграция в Тамбовскую область объективно обусловлена, ее нельзя запретить, а можно лишь оптимизировать. Но в то же время, как показывает опыт, гастарбайтеры создают и новые проблемы, успех решения которых зависит от того, насколько полно учтены характер социально-демографической структуры потоков прибывающих по найму из-за рубежа, особенности их трудового и миграционного поведения.

На данный момент, проводя динамику количества работающих в Тамбовской области внешних трудовых мигрантов за последние годы можно отметить, что на протяжении шести лет количество внешних трудовых мигрантов продолжает увеличиваться. Особенно увеличение наблюдалось с 2007 по 2009 гг., затем небольшой спад и снова увеличение, причем значительное – на 47,2% (см. рис. 2).

Источник: [6]

Рис.2. Численность иностранных работников, работавших в Тамбовской области последние 6 лет

Даже небольшой спад по количеству гастарбайтеров в 2010 г. не дает оснований для того, что в дальнейшем их численность будет понижаться. Данное понижение связано в первую очередь со снижением количества иностранных рабочих в сельском хозяйстве и небольшом изменении в сторону понижения в строительстве и занятых финансовой деятельностью. В 2012 г. ситуация по количеству внешних трудовых мигрантов изменилась в сторону увеличения, т.к. потребность в дополнительных работниках испытывают многие отечественные предприятия промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и непроизводственной сферы.

Источник: [6].

Рис.3. Пол трудовых мигрантов

Наиболее многочисленным на данный момент является поток иностранной рабочей силы из бывших советских республик – около 92,9%. Это является положительным результатом как для гастарбайтеров, так и для принимающей их стороны. Отсутствует языковой барьер, а также местные жители относятся к данным работникам более благосклонно. К тому же уровень образования данных работников более высокий, нежели у приезжих с других стран.

Также проведенный нами анализ показывает что по половой принадлежности в основном доминируют мужчины (см. рис.3). С каждым годом количество мужчин в общем потоке увеличивается, в то время как женщин наоборот снижается. Это говорит о том, что официальные возможности для трудовой миграции мужчин значительно шире, чем для женщин. Женщины практически вытеснены в область неформальной занятости.

Возрастной состав мигрантов в основном состоит из работников от 18 до 30 лет (см. рис. 4). Сложившийся состав по полу определился под влиянием потребностей производства. В основном данная категория лиц выполняет тяжелую работу, предполагающую мужской труд.

Источник: [6].

Рис. 4. Возрастной состав иностранных работников

Самое большое количество трудовых мигрантов трудится в строительстве. На втором месте по популярности обрабатывающее производство и работа в сельскохозяйственном комплексе. Далее идет оптовая и розничная торговля и на последнем месте на транспорт и связь (см. рис. 5).

Источник: [6].

Рис. 5. Основные сферы деятельности иностранных работников в 2012 г.

Выводы

1) В целом, можно констатировать, что на данный момент привлекаемая рабочая сила в совокупности не превышает 1% от экономически активного населения и, соответственно, не оказывает негативного влияния на рынок трудовых отношений региона, а, наоборот, покрывает дефицит кадров, созданный в первую очередь активным строительством жилых микрорайонов в г. Тамбове и животноводческих комплексов по области. Но ежегодно увеличивающийся поток гастарбайтеров, в свою очередь, говорит о необходимости эффективного регулирования данного движения и проведения грамотной миграционной политики в области регулирования внешней трудовой миграции.

2) Также можно говорить о необходимости проведения эффективной миграционной политики в сфере привлечения высококвалифицированных специалистов, создавая для их работы все необходимые условия.

В свою очередь необходимо отметить и наличие нелегальных трудовых мигрантов в регионе. Как выяснилось в результате анализа, в Тамбовской области, как и по России в целом, существует необходимость принятия более эффективных мер по пресечению нелегальной трудовой миграции.

3) Эффективное управление трудовой миграцией может дать позитивные результаты всем вовлеченным в процесс сторонам, включая страны, направляющие мигрантов, и государства приема, а также самих трудящихся мигрантов и членов их семей.

4) Если говорить о перспективах развития трудовой миграции, то в ближайшее время, необходимо:

– создание эффективной законодательной базы для управления миграцией и разработка эффективных административных инструментов для ее осуществления;

– сокращение нерегулируемой миграции и регулирование легальной миграции с тем, чтобы способствовать снижению бедности и экономическому росту;

– распространение социальной защиты на работников-мигрантов посредством двусторонних и многосторонних договоров, заключаемых между правительствами и имеющих в своей основе положения Конвенции МОТ 1962 г. о равноправии в области социального обеспечения (№ 118).

5) В современных условиях хозяйствования, способствующих реализации социальных ожиданий общества, стоит актуальная проблема найти баланс между социальными и экономическими задачами, определиться с выбором стратегий, нацеленных на создание рабочих мест и поддержание социального равенства, а также распространить мировые передовые практики в области трудовых взаимоотношений.


Источники:

1. Официальный сайт ИА Regnum [Электронный ресурс]. – 21 марта 2012.
2. Какушкина М.А. Развитие трудовых отношений и мотивации труда в постиндустриальной экономике // Экономика образования. – 2012. – №4. – 2012. – С. 132–135.
3. Юсова Ю.С. Влияние трудовой миграции на формирование рынка труда: Дисс.… канд. экон. наук: 08.00.05. – Омск, 2003.
4. Дементьев Н.В. Анализ внешней трудовой миграции в системеэкономической безопасности Тамбовской области // Социально экономические явления и процессы. – 2011. – № 12. – С. 87–91.
5. Официальный сайт ИА «ТАМБОВ-ИНФОРМ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.taminfo.ru/politics/13925-top-menedzher-inostranec.html.
6.Официальный сайт УФМС России по Тамбовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fms.tambov.gov.ru/ufms/statistic.
Рекомендуемая литература
7. Раковская В.С., Соловьева Н.Н. Миграционные процессы на рынке труда России (обзор ситуации и проблемы) // Российское предпринимательство. – 2011. – № 12 Вып. 1 (197). – c. 62–66. – http://www.creativeconomy.ru/articles/15969/.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 17:09:15