Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2014

Определение и классификация форм государственно-частного партнерства

Матаев Талгат Мустафаевич, кандидат экономических наук, советник Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии, соискатель, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Россия

Definition and classification of the public private partnership forms - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 98

Аннотация:
В статье раскрываются основные научно-методические подходы к определению термина «государственно-частное партнерство». Приводятся основные направления проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства. Рассматривается принципиальная схема государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов. Дана классификация типов и форм государственно-частного партнерства.
Цитировать публикацию:
Матаев Т.М. Определение и классификация форм государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 7. – С. 51-58.

Численность стран, где в разных формах развивается партнерство государства и частного сектора, постоянно возрастает. Во многих государствах Европы, Азии, Латинской Америки был осуществлен ряд мероприятий по поддержке механизмов такого партнерства. Это было вызвано, с одной стороны, ростом требований к общественным услугам и инфраструктуре, а с другой – ограниченностью государственных бюджетов.

Подходы к определению государственно-частного партнерства

«Законодателем мод» в государственно-частном партнерстве (ГЧП) является Великобритания, где в 1992 г. была создана Частная финансовая инициатива, основанная на договорах концессии и которая значительно повлияла на региональное развитие. По ее общей схеме частный сектор проектирует, строит, финансирует и эксплуатирует активы в соответствии со  спецификациями представителей государственного сектора.

Механизм государственно-частного партнерства предусматривает, что государство является заказчиком услуг. Именно оно определяет условия такого сотрудничества, создает возможности принятия управленческих решений для частного сектора, а также  осуществляет постоянный мониторинг, при этом объект инвестирования остается в государственной собственности. Совместно начатый проект реализуется в конкурентной среде, которая создает стимул к внедрению инноваций в проект и приводит к эффективному и качественному предоставлению конечных услуг.

Однозначное толкование понятия «государственно-частное партнерство» в рамках современных подходов, равно как и общепризнанная классификация его форм, отсутствует в зарубежном и российском законодательстве, в литературе, посвященной вопросам государственно-частного партнерства.

Развитые зарубежные страны в понятие государственно-частного партнерства вкладывают различные варианты осуществления проектов, широкий спектр бизнес-моделей и отношений использования ресурсов частного сектора (капитал, ноу-хау, опыт менеджеров) для удовлетворения общественных нужд (дороги, парки, связь, недвижимость и т.п.)  [1].

В настоящее время существует несколько научно-методических подходов к определению понятия «государственно-частное партнерство». Так, Всемирный банк рассматривает ГЧП как договоренность между государственным и частным сектором в вопросе производства, а также предоставления инфраструктурных услуг, которые необходимы для цели притяжения дополнительного финансирования и, самое главное, как возможность увеличения результативности государственных вложений  [2].

В российской литературе термин «государственно-частное партнерство»  применяется, исходя из четкого определения ведущей роли государства, учитывая менталитет и главенствующую роль органов государственной власти. Вместе с тем надо подчеркнуть, что именно государство является инициатором многих проектов ГЧП.

По мнению автора, ГЧП – это форма взаимоотношений между государством или органами местного самоуправления и частными партнерами, которые оформляются в виде договора, предусматривают реализацию и совместное финансирование общественно значимых проектов на долгосрочной основе и распределение рисков, ответственности и вознаграждений.

Основные направления проектов ГЧП

Во многих странах мира институту государственно-частного партнерства, который внедряет общественно значимые проекты, отводятся следующие роли в системе экономических взаимоотношений государства  [3]:

– формирование общих инвестиционных ресурсов государственного и частного секторов для достижения общественно значимых результатов;

– повышение эффективности использования объектов государственной собственности на основе предпринимательской мотивации;

– создание новых методов управления;

– создание добавленной стоимости для потребителей и общества в целом;

– объективное определение нужд рынка;

– оптимальное использование ресурсов.

Большинство проектов ГЧП направлены на развитие инфраструктуры и повышение качества предоставляемых услуг. На рисунке 1 представлены основные направления проектов, которые реализуются через механизмы государственно-частного партнерства.

Рис. 1. Основные направления проектов, которые реализуются через ГЧП

На рисунке 2 изображена принципиальная схема государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов.

Рис. 2. Схема государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов

Классификация типов проектов

В зависимости от характера задач, которые решаются с помощью механизмов государственно-частного партнерства, выделяют несколько типов таких проектов, признанных в мировой практике:

– Строй-обладай-эксплуатируй (Build-Own-Operate) – частный партнер строит и эксплуатирует объемы или оказывает услуги без передачи права собственности государственному сектору;

Строй-эксплуатируй-передавай (Build-Operate-Transfer) – частный партнер строит объекты в соответствии со спецификацией, согласованной с государственным агентством, эксплуатирует их на протяжении определенного периода времени и затем передает государству;

– Покупай-строй-эксплуатируй (Buy-Build-Operate) – правительство продает существующий объект предприятию частного сектора, которое затем производит обновление или расширение, необходимые для его эффективной эксплуатации с точки зрения затрат;

– Проектируй-строй-эксплуатируй (Design-Build-Operate) – приватный партнер проектирует, строит и эксплуатирует государственные объекты с правом собственности в государственном секторе;

 – Строй-развивай-эксплуатируй (Build-Develop-Operate) – приватный партнер берет в лизинг или покупает существующий объект у государственного агентства, инвестирует собственный капитал для обновления, модернизации, затем эксплуатирует по договоренности с правительством.

Таким образом, существуют государственно-частные партнерства, в которых, во-первых, сотрудничество между государственным и частным сектором базируется исключительно на контрактных связях, а во-вторых – сотрудничество между государственным и частным секторами предусматривается в рамках определенного владения.

Формы и инструменты ГЧП

Вопрос классификации форм государственно-частного партнерства в научной литературе является спорным. В зарубежной и отечественной литературе существует множество классификаций форм, типов и видов партнерств государства и бизнеса в хозяйственной сфере.

В мировой практике классификации моделей государственно-частного партнерства принято выделять следующие его формы  [4]:

– контракты как административный договор между органом местного самоуправления и частным партнером на осуществление общественно необходимых видов деятельности;

– аренда, которая в зависимости от определенных договором условий может предусматривать выкуп государственного или муниципального имущества;

– концессия, которая предусматривает предоставление государством права частному партнеру на протяжении определенного времени выполнять обусловленные договором функции и наделяет его соответствующими полномочиями для обеспечения эффективного функционирования объекта концессии; концессия всегда предусматривает возвращение предмета договора государственному партнеру, а право собственности на произведенную продукцию остается за частным партнером;

– соглашения о распределении продукции являются подобными концессионным договорам, но в отличие от них предусматривают распределение произведенной концессионером продукции между государственным и частным партнером;

– договоры об общей деятельности, в рамках которых государство принимает постоянное участие в административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности созданного общего предприятия в зависимости от доли в уставном или акционерном капитале.

Российским законодательством предусмотрены следующие формы государственно-частного партнерства:

– контракты на выполнение работ, оказание услуг, поставки продукции для государственных нужд;

– аренда;

– лизинг;

– соглашения о разделе продукции;

– использование средств Инвестиционного фонда РФ;

– создание особых экономических зон;

– создание совместных государственно-частных предприятий;

– концессия;

– технопарки.

Сущность форм государственно-частного партнерства и инструменты его реализации в Российской Федерации представлены в таблице. 

Таблица

Сущность форм ГЧП и инструменты его реализации: опыт России

Инструменты

Сущность

1. Особые экономические зоны:

промышленно-производственные, технические, туристско-рекреационные, портовые

Создание полюсов роста на определенных обозначенных территориях за счет притяжения финансирования

на выгодных условиях.

2. Инвестиционный фонд Российской Федерации

Содействие в реализации инвестиционных проектов, которые имеют общегосударственное значение и осуществляются на условиях государственно-частного партнерства на конкурсной основе.

3. Концессия

Передача объекту государственной или коммунальной собственности для строительства, модернизации, реконструкции и эксплуатации управление, обслуживание коммерческой организации на закрепленных в договоре условиях.

4. Национальные проекты

Целевая и адресная поддержка развития ключевых направлений: обеспечение жильем, здравоохранение, образование, агропромышленный комплекс.

5. Формирование интегрированных структур

Создание или расширение холдингов и других интегрированных структур, которые включают несколько предприятий в одной или сопредельных областях.

Выводы

Таким образом, развитие таких видов деятельности ГЧП, как создание экономических зон со специальным статусом, формирование инвестиционных фондов, применение инструментов концессии, осуществление целевой и адресной поддержки приоритетных направлений развития и создание интегрированных структур в виде холдингов даст возможность осуществлять взаимоотношения между государством и частным сектором на долгосрочной основе. Это будет способствовать привлечению инвестиций в страну, даст возможность дополнительного финансирования, повысит эффективность государственных вложений. 


Источники:
1. Лихачев В., Азанов М. Практический анализ современных механизмов государственно-частного партнерства в зарубежных странах, или как реализовать ГЧП в России // Финансы, экономика, безопасность. – 2009. – C. 8.
2. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. и др. Государственно-частное партнерство: теория и практика: учебное пособие / Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 287 с.
3. Guidelines for Successful Public – Private Partnership [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/guides/ppp_en.pdf.
4. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. – 2004. – № 2. – С. 13.