Потребительский рынок городов как объект экономических исследований и управления

Чаплина А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (45), Сентябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Чаплина А.Н. Потребительский рынок городов как объект экономических исследований и управления // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 9. – С. 78-82.

Аннотация:
Организационная структура системы информационно-аналитического мониторинга потребительского рынка (СИАМ ПР) может развиваться как деловой информационно-аналитический центр при Торгово-промышленной палате (ТПП) любого города. С этой цель ТПП рационально поручить разработку проекта создания такого центра, который должен стать своеобразной «визитной карточкой» экономического потенциала городской системы управления потребительским рынком (СУПР). (Окончание. Начало в №№ 7, 8 /2003)

Ключевые слова: город, экономика города, торгово-промышленная палата

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Организационная структура системы информационно-аналитического мониторинга потребительского рынка (СИАМ ПР) может развиваться как деловой информационно-аналитический центр при Торгово-промышленной палате (ТПП) любого города. С этой цель ТПП рационально поручить разработку проекта создания такого центра, который должен стать своеобразной «визитной карточкой» экономического потенциала городской системы управления потребительским рынком (СУПР).

Создание и развитие СИАМ ПР должна основываться на следующих основных принципах: ориентации на информационно-коммуникационные потребности муниципальных органов, избирательности информационно-коммуникационного обслуживания городской власти, интеграционных процессах для обработки данных в системе, взаимодействии с другими системами, преемственности и непрерывности создания, постоянном развитии мониторинга и накоплении опыта, участии пользователей в данной разработке. Так как, информация является важнейшим организационным ресурсом СУПР и, прежде всего, обслуживает муниципальные органы управления, то значимым выступает принцип ориентации на потребности власти города. Разработка СИАМ определяется целями и особенностями СУПР.

Основными элементами государственной (муниципальной) организационно-экономической политики функционирования и развития субъектов хозяйствования потребительского рынка (далее СХПР) являются льготная финансово-кредитная, стимулирующая налоговая и страховая системы, а также эффективные формы формирования механизма цивилизованной конкурентной среды, подготовка профессиональных предпринимательских кадров и действенная социальная защита работников малого бизнеса ПР.

Формирование финансово-кредитного комплекса инфраструктуры потребительского рынка как саморегулирующейся системы перелива капиталов и системы долгосрочных инвестиций представляет особую важность для поддержки и становления нормального состояния потребительского рынка в интересах городского населения, обеспечивающего возможность формирования инновационного потенциала СХПР.

В области развития финансово-кредитных отношений инфраструктуры ПР целесообразно предусмотреть:

‑ разработку дополнения в Гражданский кодекс РФ в части гарантирования прав кредиторов (для сокращения уровня риска невозврата ссуд предприятиями ПР);

‑ активизирование применения на практике венчурного финансирования;

‑ освобождение от налога на прибыль доходов коммерческих банков, получаемых за счет кредитования государственных инвестиционных программ, независимо от сроков вложения;

‑ формирование сети банковских учреждений, специализирующихся на льготном кредитовании субъектов хозяйствования ПР;

‑ изыскание возможностей со стороны государства поддержки и развития малого бизнеса ПР (не менее 1-2% общего объема расходной части бюджета всех уровней);

‑ создание и принятие положения об обществах взаимного кредитования СХПР, а также положений о страховании предпринимательского риска;

‑ обеспечение законодательных гарантий участия субъектов малого предпринимательства ПР в производстве продуктов для государственных нужд;

‑ развитие факторинговых, форфейтинговых, лизинговых и другие операций, привычных для кредитно-банковской системы промышленно развитых стран; и т.п.

Формирование и поддержание нормального состояния потребительского рынка невозможно без управления конкурентной средой ПР. С этой целью предлагается в СУПР для городского населения включить инструменты и методы как формирующие, так и поддерживающие нормальные критерии конкурентных преимуществ предприятий и организаций ПР города: правовые; социально-экономические, организационные. Некоторые параметры предлагаемых инструментов и методов управления конкурентной средой (например, социально-экономические) для СХПР проиллюстрированы на рис. 1.

Рис. 1. Социально-экономические инструменты и методы управления конкурентной средой потребительского рынка города.

Конкретным результатом реализации принципов системы управления потребительским рынком для городского населения стало определение понятия организационная культура и построение модели управления организационным поведением и культурой.

Для субъектов хозяйствования потребительского рынка России важны радикальные изменения их организационной культуры (ОК) по нескольким основным причинам:

‑ сокращение госрегулирования потребовало внедрения ценностей предпринимательского и рыночно-ориентированного типа;

‑ открытость внешнего рынка, напряженная конкуренция ориентирует на ценности высокого качества и низкие издержки;

‑ рынки и иерархия: необходимо признать, что рынок разрушает бюрократию и их требуется взаимоувязать;

‑ концепция стабильности в движении, т. е. основа социально-экономического развития организаций будущего.

Нами предлагается новый взгляд на управление организационной культурой (УОК), позволяющий связать понятия человеческий капитал, организационной и социально-экономической эффективности и индивидуальной удовлетворенности с помощью теоретической модели, концепция которой заключается в выделении двух сторон динамического процесса управления – организационной и индивидуальной. Предприятие (фирма) через организационное окружение определяет роль и место каждого отдельного человека в удовлетворении его индивидуальных целей. Человек принимает ценности и нормы организационной культуры, принятые в организации, которые необходимы, чтобы он мог эффективно исполнять предназначенную ему роль и воздействует на организацию через осуществляемую им деятельность. Результатом УОК являются взаимные изменения как человека, так и организации.

Организационную культуру можно определить как набор наиболее важных предложений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых ей ценностях, задающих людям ориентиры поведения. Хотя носителями организационной культуры являются люди, она представляет собой некую самостоятельную сущность, и ее параметры обычно не совпадают с индивидуальной культурой отдельных членов организации. Можно сказать, что организационная культура – это своего рода цемент, скрепляющий организацию, залог ее стабильности и готовности изменяться. Но чтобы выжить, организация должна так же обновляться, приспосабливаться к изменяющимся условиям. Управление организационной культурой ‑ это процесс, преодолевающий разногласия между стратегией и существующей ОК, отвечающей целям организации и соответствующим изменениям в ОК. Одновременно это управление, в котором определенным образом поставлены прогнозирование неадекватности ОК стратегии, анализ факторов и признаков, проектирование изменений организационной культуры и снижение сопротивления внедрению принципов ОК в организации.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:13:17