Государственное регулирование рынка труда Республики Татарстан: проблемы и решения

Мухаметшина Г.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (254), Апрель 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мухаметшина Г.Р. Государственное регулирование рынка труда Республики Татарстан: проблемы и решения // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 8. – С. 122-131.

Аннотация:
В статье произведен анализ основных тенденций развития регионального рынка труда. Выявлены особенности и проблемы его государственного регулирования в Республике Татарстан. Представлены рекомендации по совершенствованию данного регулирования.

Ключевые слова: рынок труда, заработная плата, государственное регулирование, Республика Татарстан, занятость, профориентация, регион



Эффективность развития регионального рынка труда в значительной мере зависит от качества государственного регулирования. В Республике Татарстан (РТ) органом, ответственным за развитие социально-трудовых отношений, является Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ, образованное в 2007 г. в результате слияния ранее действовавших Министерства труда и занятости и Министерства социальной защиты.

Основными функциями министерства в части регулирования рынка труда региона являются: комплексный мониторинг и анализ развития рынка труда Республики Татарстан; содействие занятости населения; профориентационные мероприятия; контроль уровня безработицы, разработка и реализация мероприятий, направленных на его уменьшение; урегулирование трудовых споров; контроль за деятельностью по охране труда и обеспечению безопасности рабочих мест в регионе. В ведении министерства находятся территориальные центры занятости, которые оказывают комплекс услуг по переобучению, повышению квалификации и трудоустройству населения в муниципальных районах Республики Татарстан.

Основным программным документом в сфере регулирования рынка труда на уровне РТ является Республиканская программа содействия занятости населения на 2011–2013 гг. [3]. В ней представлены основные мероприятия в сфере развития труда и занятости в регионе. Достоинством программы является то, что по каждому мероприятию четко прописаны ответственные исполнители, источники финансирования и критерии эффективности. Вместе с тем, проведенный авторами сравнительно-правовой анализ продемонстрировал, что данная программа не в полной мере по содержанию согласована с положениями других региональных планов и программ, таких как Стратегия развития и размещения производительных сил до 2020 г. [2] и Программа социально-экономического развития региона на 2011–2015 гг. [1].

Взаимосвязь безработицы, занятости и уровня заработной платы

Одним из наиболее общих индикаторов эффективности развития рынка труда Республики Татарстан является динамика показателя общей безработицы, рассчитанного в соответствии с методологией Международной организации труда. Резкий рост общей численности безработных в экономике региона в 2008–2009 гг. (на 76,1%) был обусловлен последствиями мирового финансового кризиса, вызвавшего сокращение персонала и закрытие ряда предприятий в РТ [6]. За период 2009–2012 гг. данная негативная кризисная ситуация на рынке труда региона была практически полностью преодолена, произошло снижение численности безработных, чему в значительной мере способствовал «эффект Универсиады», благодаря которому увеличилось число рабочих мест в строительстве, производстве строительных материалов и транспортном комплексе.

Вместе с тем, на наш взгляд, органам государственной власти необходимо разработать специальную действенную программу быстрого обеспечения занятости населения на случай нового кризиса. Такого рода программа должна предусматривать быстрое создание рабочих мест (пусть и относительно низкооплачиваемых) в общественном секторе, новых форм занятости в области социальной защиты, в реализации временно законсервированных государственных инвестиционных проектов и т.п. Подобная программа позволит избежать очередного резкого всплеска безработицы в случае развития «новой волны» кризиса.

Об относительной эффективности развития регионального рынка труда свидетельствует приведенная на рисунке экономико-статистическая функция влияния темпов изменения средней реальной заработной платы на занятость населения.

Рис. Экономико-статистическая функция влияния темпов изменения средней реальной заработной платы на занятость населения РТ (построено автором на основе данных [6])

Построенная функция свидетельствует о том, что увеличение средней реальной заработной платы в экономике РТ вызывает адекватное увеличение занятости населения (в среднем увеличение средней реальной оплаты труда на один процент обеспечивает суммарный прирост занятости на 3,54 тыс. чел.), т.е. заработная плата в полной мере реализует роль стимулирования прогрессивного развития рынка рабочей силы региона.

Таким образом, активная политика властей региона, в частности, Министерства труда, занятости и социальной защиты в области стимулирования ускоренного роста уровня оплаты труда в различных секторах экономики РТ должна быть продолжена. По мнению авторов, такого рода рост должен сопровождаться параллельным сокращением уровня дифференциации оплаты труда между отдельными категориями работников.

Несоответствие рабочих мест установленным нормам

Важным социально-экономическим индикатором является удельный вес работников, занятых в условиях труда, не соответствующим требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Ситуация по данному направлению в РТ пока является не вполне удовлетворительной. Удельный вес работников, занятых в условиях труда, не соответствующих нормативам, за период 2007–2011 гг. возрос на 6,1% [6].

В связи с этим, Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ необходимо активизировать деятельность в сфере охраны труда, контроля нормативов рабочих мест и т.п. Данная проблема, по нашему мнению, требует незамедлительного решения. Штрафы для работодателей за несоответствие рабочих мест установленным нормативам являются мизерными, а установление такого рода штрафов и иных санкций в сфере безопасности труда находится в компетенции Правительства РФ.

На уровне региона также необходима разработка стимулирующих мер для работодателей в области обеспечения соответствия рабочих мест нормам безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям. В частности, можно ввести ограничение на участие работодателей, имеющих нарушения в сфере охраны труда, в государственном и муниципальном заказе РТ. Для этого необходимо в контрактах на поставку продукции, осуществление работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд внести требование о соблюдении полного соответствия участника конкурса или аукциона нормативам охраны труда.

Проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями

Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан осуществляется достаточно трудоемкая работа в области содействия трудоустройству лиц с ограниченными возможностями. Для реализации данного вида деятельности разработана «Региональная программа содействия трудоустройству незанятых инвалидов в Республике Татарстан на 2013 г.» [4]. Отметим, что официальное использование термина «инвалид» представляется нам некорректным, поскольку, в соответствии с международными стандартами, данную группу граждан принято называть «лица с ограниченными возможностями».

В данной программе представлена комплексная оценка тенденций и проблем трудоустройства лиц с ограниченными возможностями в Республике Татарстан, предлагается ряд мероприятий. Основным из них, по нашему мнению, является возмещение затрат работодателей на приобретение специального оборудования для технического оснащения рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Остальные предлагаемые мероприятия носят характер мониторинга и консультирования лиц с ограниченными возможностями по проблемам трудоустройства. В программу необходимо добавить, на взгляд авторов, столь важные для данных лиц мероприятия, как обучение информационным технологиям и обеспечение для них «виртуальной занятости». Что касается работодателей, то для них нужны более действенные стимулы, чем простая компенсация собственных затрат на специальное оборудование для активизации процессов трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.

Основные причины дефицита кадров

Н.В. Бутаева в качестве одной из наиболее значимых стратегических проблем развития рынка труда Республики Татарстан выделяет дефицит квалифицированных кадров со средним специальным образованием [5]. Данная проблема, безусловно, должна решаться на межведомственном уровне.

Для этого необходимо, чтобы Министерство труда занятости и социальной защиты совместно с Министерством образования и науки РТ разработало комплекс профориентационных мероприятий, нацеленных на повышение интереса абитуриентов к получению профессий в учреждениях СПО региона. Министерство образования и науки должно обеспечить должные темпы развития материально-технической базы учреждений среднего специального образования и их полное комплектование преподавательскими кадрами. Министерству труда, в свою очередь, в тесном сотрудничестве с министерствами экономического блока региона нужно обеспечить развитие эффективных кооперационных связей учреждений СПО с крупными промышленными предприятиями республики.

По мнению авторов, проблема ускоренного развития сферы СПО и НПО Республики Татарстан должна решаться на уровне специальной межведомственной комиссии, в состав которой должны войти руководители и специалисты Министерства труда, занятости и социальной защиты, Министерства образования и науки, Министерства по делам молодежи, спорту и туризму, Министерства экономики и других заинтересованных министерств и ведомств, а также крупных промышленных предприятий региона, нуждающихся в обеспечении перспективной потребности в трудовых ресурсах со средним и начальным профессиональным образованием нужной квалификации. Функции каждого из участников комиссии необходимо четко определить, а саму комиссию наделить существенными властными полномочиями.

Не менее важным является аспект, связанный с чрезмерным выпуском специалистов с высшим образованием. Более того, Г.Р. Салахова посредством функционального экономико-статистического анализа подтвердила низкую эффективность высшего профессионального образования в РТ в экономике региона: «Влияние высшего образования на уровень производительности труда в Татарстане практически в 2 раза меньше, чем в целом по РФ» [7]. Очевидно, что данная проблема требует кардинального решения. На наш взгляд, здесь важно обратить внимание на психолого-ментальный аспект: устойчивый и крайне опасный стереотип нацеленности школьников на получение именно высшего образования.

Изменение данного стереотипа возможно на основе активизации ранней профориентации. При этом речь может идти не о кардинальном изменении указанного стереотипа, а о его определенной модификации, т.е. школьники и абитуриенты должны понимать, что получение образования в системе НПО или СПО не является их «социальным приговором» и после их окончания, получив опыт трудовой деятельности на предприятиях региона, они смогут получить профильное высшее образование.

Кроме того, Министерству труда, занятости и социальной защиты следует более тесно взаимодействовать с вузами РТ в части обеспечения раннего трудоустройства выпускников, налаживания кооперационных связей с предприятиями региона и т.п. В настоящее время такого рода деятельность осуществляется достаточно инертно. В этой связи вызывают интерес предложения Д.К. Шигаповой и И.А. Ахметовой о создании при крупных вузах региона специализированных центров трудоустройства [8]. Такого рода центры не должны дублировать функции профильного регионального министерства, а дополнять их в части обеспечения эффективного взаимодействия студентов, начиная с младших курсов, с потенциальными работодателями непосредственно под эгидой вуза.

Функции вузовского центра существенным образом будут отличаться от функций территориальных центров труда и занятости, нацеленных на трудоустройство либо выпускников, либо граждан, имеющих определенный трудовой стаж.

Организационно же объединение функций регулирования труда и занятости и функций обеспечения социальной защиты населения под эгидой одного регионального ведомства представляется ошибочным. За столь важный круг вопросов, как развитие рынка труда, контроль динамики заработной платы в секторах экономики и обеспечение ее справедливого роста, контроль за соблюдением нормативов в сфере охраны труда и техники безопасности должно, по нашему мнению, нести ответственность отдельное республиканское министерство.

Выводы

Произведенный авторами анализ позволил выделить основные направления совершенствования государственного регулирования рынка труда в Республике Татарстан.

1) Совершенствование оплаты труда работающих и других форм вознаграждения на основе эффективного противодействия «серым», «конвертным» формам оплаты труда, существенного ужесточения наказания работодателей за выплату заработной платы в неофициальной форме; полного введения новой систем оплаты труда в бюджетных организациях (начало внедрения – 2008 г.), нацеленной на максимально полную увязку заработной платы с результатами труда конкретных специалистов; привлечения работодателей к развитию форм косвенного стимулирования труда персонала (корпоративные пенсии, дополнительное страхование здоровья, образовательные кредиты работникам за счет организации и т.п.).

2) Увеличение занятости за счет развития программ быстрой переподготовки кадров; роста занятости в рамках промышленных кластеров (обеспечения занятости на малых предприятиях, интегрированных с крупным предприятием промышленного кластера); создания новых высокооплачиваемых рабочих мест в приоритетных секторах экономики (инновационные технополисы, технопарки и т.п.); содействия самозанятости населения; противодействия «серому» рынку труда и нелегальной миграции; стимулирования роста трудовой активности лиц в пенсионном возрасте и лиц с ограниченными возможностями.

3) Формирование рынка труда в соответствии с потребностями экономики в кадрах на основе прогнозирования потребности экономики в кадрах определенного уровня образования и квалификации; формирования государственного заказа на подготовку специалистов строго в соответствии с рассчитанной потребностью; введения санкций к вузам, в первую очередь негосударственным, подготавливающим специалистов, не востребованных рынком труда.

4) Совершенствование условий труда за счет ужесточения ответственности работодателей за несоблюдение норм безопасности труда; выдачи льготных кредитов, налоговых льгот и иных государственных преференций для предприятий, создающих безопасные, современные технологичные рабочие места.

5) Развитие инфраструктуры рынка труда на основе стимулирование развития профсоюзов; развития института биржи труда; содействия территориальной мобильности населения.


Источники:

1. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011–2015 гг. Утверждена Законом Республики Татарстан от 22.04.2011 № 13 – ЗРТ.
2. Программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. Утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 октября 2008 г. № 763.
3. Республиканская программа содействия занятости населения на 2011–2013 гг. Утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 марта 2012 г. № 187.
4. Региональная программа содействия трудоустройству незанятых инвалидов в Республике Татарстан на 2013 г. Утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 января 2013 г. № 58.
5. Бутаева Н.В. Особенности и динамика регионального рынка труда в условиях макро-экономических кризисов на примере Республики Татарстан // Креативная экономика. – 2009. – № 6. – С. 87–91.
6. Республика Татарстан: статистический ежегодник. – Казань: Изд-во Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, 2012.
7. Салахова Г.Р. Выявление взаимосвязи между уровнем образования и производительно-стью труда на примере экономики России и Республики Татарстан // Экономика, государство, общество. – 2013. – №1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ego.uapa.ru/ru-ru/rubrics/282/.
8. Шигапова Д.К., Ахметова И.А. Тенденции молодежного рынка труда Республики Та-тарстан // Региональная экономика и управление. – 2012. – № 4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://region.mcnip.ru/modules.php?name=News&pagenum=7.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:37:32