Роль управления цепочками поставок в развитии современного бизнеса

Зайцев А.А., Гиза Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (254), Апрель 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Зайцев А.А., Гиза Ф. Роль управления цепочками поставок в развитии современного бизнеса // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 8. – С. 46-54.

Аннотация:
В статье рассматривается эволюция логистики от функции движения товарно-материальных запасов до современной концепции управления цепочками поставок. Продемонстрировано стратегическое значение подсистемы управления цепочками поставок в развитии бизнеса и формировании новых конкурентных преимуществ. Предложен механизм разработки продуктовых инноваций на основе интеграции подсистемы управления цепочками поставок в бизнес-процессы компании.

Ключевые слова: логистика, конкурентная стратегия, информационные потоки, добавленная ценность, материальные потоки, управление цепочками поставок

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Усиливающаяся конкуренция на мировых рынках, изменчивый характер спроса и высокая неопределенность представляют собой основные вызовы для современного бизнеса. Глобализационные процессы обеспечили компаниям доступ к мировым рынкам ресурсов, однако их ограниченность и, как следствие, рост цен приводят к необходимости создания конкурентных преимуществ за счет более эффективного управления ресурсами. Таким образом, необходимо существующие бизнес-процессы и функциональные стратегии компании привести в соответствие состоянию ее микро- и макросред.

Эволюция логистической функции

Особый интерес представляет изучение развития концепции логистики как активного элемента системы управления бизнесом. В традиционном представлении к функциям логистики относят [4, 6, 7, 10, 13]:

– своевременное обеспечение потребностей производства в материальных ресурсах;

– поддержание движения и хранение материальных ресурсов между организационными и технологическими этапами;

– подготовку (упаковка, маркировка, доставка и т.п.) готовой продукции для покупателей;

– возврат и утилизацию тары и некондиционных товаров.

Очевидно, что логистике отводится роль вспомогательного, неизбежно затратного центра, деятельность которого необходима для функционирования бизнес-процессов, непосредственно вовлеченных в создание добавленной ценности продукции и генерирование прибыли. Целями логистической подсистемы при таком подходе являются сокращение издержек поставок потребителю и безусловное поддержание установленного уровня товарно-материальных запасов для функционирования производственной подсистемы. В российской литературе именно вышеперечисленным аспектам уделяется первоочередное внимание при изучении логистики [1-7, 9-13].

Процессы глобализации обеспечили компаниям доступ к новым рынкам ресурсов и сбыта, что повлекло за собой расширение как их географического охвата, так и продуктовых портфелей. Такие компании трансформировались в транснациональные корпорации (ТНК), обладающие географически распределенными базами поставщиков и клиентов, а также значительными финансовыми ресурсами, позволяющими ТНК разместить производственные комплексы и логистические центры ближе к непосредственному источнику спроса. В этой связи интегрированное управление потоками материалов, информации и ценности в межорганизационных сетях приобретает все большее и большее значение для топ-менеджмента.

Таким образом, глобализация сформировала ключевые предпосылки для изменения роли логистики в системе управления бизнесом. Развитие научно-технического прогресса, в частности информатизация компаний, рост цен на ресурсы и усиление конкуренции стали решающими факторами в трансформации логистики в управление цепочками поставок (УЦП). Схематически эволюция логистической функции представлена на рисунке.

Особенности функционирования подсистемы управления цепочками поставок

В традиционной логистике материальные потоки выступают в качестве основного входного и выходного параметра в системе управления бизнесом. В этом случае задачей логистической подсистемы является обеспечение производства необходимыми ресурсами при ее минимальных издержках. Однако в современном понимании логистических процессов приоритетными становятся информационные потоки, охватывающие совокупность всех бизнес-процессов компании.

В этой связи рассматриваемый новый подход к управлению логистикой заключается в создании подсистемы управления цепочками поставок. Задачей этой подсистемы является формирования устойчивых каналов коммуникаций с внешними агентами (поставщиками и покупателями) и внутренними агентами (другими подсистемами компании). Это позволяет не только сократить издержки управления материальными потоками, но и минимизировать временной лаг (запаздывание) и потери в системе обмена информацией.

В отличие от вспомогательной функции традиционной логистики (транспортировка и хранение ТМЗ) подсистема управления цепочками поставок принимает на себя роль центра, осуществляющего координацию процесса создания ценности продукта для клиентов.

В рамках решения этой задачи подсистема УЦП аккумулирует два типа информации: стратегическую (знания, развитие бизнеса, прогнозирование долгосрочного спроса) и операционную (управление товарно-материальными запасами, управление качеством продукции и процессов, планирование краткосрочного спроса). В четырехзвенной модели цепочки поставок типа «поставщик – производитель – дистрибьютор – потребитель» с позиции производителя подсистема УЦП поддерживает непосредственный контакт с поставщиками и дистрибьюторами. Обмен информацией, касающейся спроса, уровня запасов, производственных мощностей, между агентами цепочки помогает избежать так называемого «эффекта Форрестера» (роста неудовлетворенного спроса и флуктуаций запасов от конечного потребителя до поставщика). Это позволяет подсистеме УЦП модернизировать бизнес-процессы для удовлетворения новых потребностей клиентов, а также использовать незадействованный потенциал поставщиков для создания продуктовых инноваций. Таким образом, поступающая информация обрабатывается подсистемой УЦП для совершенствования и адаптации функциональных стратегий предприятия с учетом меняющихся условий хозяйствования.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что эволюция логистики сформировала предпосылки для усиления ее стратегического значения в системе управления современным предприятием. Поскольку деятельность подсистемы управления цепочками поставок неразрывно связана с потоками трех типов (информационными, материальными и финансовыми), то она становится активным элементом в развитии современного бизнеса. На стратегическом уровне можно выделить два основных направления влияния данной подсистемы: обеспечение роста выручки и устранение потерь.

Подсистема УЦП напрямую взаимодействует как с покупателями, так и с другими подсистемами компании, что предоставляет возможность проанализировать внутренние бизнес-процессы с позиций создания ценности продукта для клиента. Сопоставление создаваемой добавленной ценности с потребностями и ожиданиями клиента позволяет, с одной стороны, разрабатывать продукты и процессы, которые требуются клиентам (повышение выручки). И с другой стороны, сокращать издержки, устраняя излишние атрибуты и «мнимую» ценность из процессов и продуктов (устранение потерь).

В турбулентных условиях хозяйствования своевременная и актуальная информация о потребностях клиентов является одним из ключевых факторов выживания.

Информационные потоки как основа для функционирования УЦП

Функционирование подсистемы УЦП основано на аккумуляции и анализе информационных потоков, сформированных подсистемами компании на основе результатов исследования внешней и внутренней среды. Поэтому необходимо интегрировать подсистему УЦП в процесс разработки продуктовых инноваций.

В связи с этим рассмотрим следующий механизм взаимодействия подсистемы УЦП с другими функциональными подсистемами компании при разработке продуктовых инноваций. Так, например, подсистема УЦП получает от маркетинговой подсистемы сигнал об изменении отраслевых тенденций и информацию от клиентов о новых потребностях.

Привлечение интеллектуально-креативных ресурсов, подсистемы НИОКР и усиление организационно-технологического потенциала производственной подсистемы создает необходимые условия для разработки продуктовых инноваций. Подсистема УЦП трансформирует сигналы о потребностях клиентов для создания продуктов (услуг) уже с конкретными характеристиками и доносит их до подсистемы НИОКР.

Подсистема НИОКР формирует совокупность запросов к ресурсной базе компании и производственной подсистеме, которые обеспечат создание и запуск инновационного продукта. После этого в подсистеме управления цепочками поставок будут соотнесены запросы функциональных подсистем и имеющиеся предложения от поставщиков.

Подобный подход позволит более полно задействовать ресурсный потенциал и скоординировать усилия компании по разработке продуктовых инноваций, уменьшить расходы и ускорить вывод новой продукции на рынок. Финансовая подсистема и подсистема управления цепочками поставок проводят оценку доходности инвестиций, необходимых для разработки опытной модели инновационного продукта и запуска его в серийное производство, например, посредством метода чистых дисконтированных доходов. Рассмотренный механизм демонстрирует отличие подходов традиционной логистики и управления цепочками поставок, которое обеспечивает повышение выручки и конкурентоспособности компании в долговременной перспективе.

Применение подсистемы УЦП позволяет значительно ускорить процесс выхода компании на новые рынки (локальные или международные) посредством планирования расположения новых производственных комплексов и логистических узлов, решения транспортной задачи и активного участия в перераспределении существующих мощностей и материальных потоков. Кроме того, выход на новый рынок связан с формированием новой системы информационных и материальных потоков между поставщиками, предприятием, дистрибьюторами и конечными потребителями. Построение такой системы – стратегическая задача подсистемы УЦП, и ее решение позволит сократить инвестиционные издержки и время выхода на рынок.

Развитие бизнеса, создание продуктовых инноваций и выход на новые рынки неразрывно связаны с инвестициями в модернизацию и расширение производственно-логистического комплекса компании. Поскольку подсистема УЦП обладает как информацией о возможностях других подсистем компании, так и о способностях поставщиков удовлетворить потребности в ресурсах, то совместно с финансовой подсистемой она определяет направления для инвестиций. Координация деятельности подсистемы управления цепочками с финансовой подсистемой по планированию инвестиций в стратегические объекты (например, автоматизированная система складского хранения), определение потребностей и размещения складских комплексов позволит снизить вероятность ошибки недостаточного или избыточного использования мощностей на предприятии.

Подсистема УЦП принимает активное участие в разработке и внедрении таких инновационных управленческих технологий, как концепция бережливого производства (the Lean Production concept), стратегия «Точно-в-Срок» и другие. Создание на основе этих технологий процессных инноваций позволяет устранить потери в форме избыточных товарно-материальных запасов и рекламаций, снизить время выполнения заказов и сократить операционные издержки.

Для успешной реализации инновационного продукта первоочередное значение имеет его добавленная ценность с позиции покупателей. Поэтому бизнес должен быть заинтересован в том, чтобы минимизировать разрыв между ожидаемой ценностью продукта и предлагаемой фактически. Производство продукта, не обладающего ожидаемыми характеристиками, и несоответствие параметров подсистемы УЦП (например, время и степень выполнения заказов, специальные требования к транспортировке) разрушают ценность компании. С целью предотвращения подобного негативного влияния необходимо организовать тесное взаимодействие подсистемы УЦП с партнерами, которое позволит менеджменту:

– выявить своевременно точки разрыва между ожидаемыми и фактическими параметрами;

– определить эффективность функционирования всех подсистем компании;

– разработать совместно с партнерами комплекс мер по устранению потерь, возникающих вследствие появления точек разрыва.

Вывод

Трансформация логистических процессов в концепцию управления цепочками поставок обеспечивает предпринимательским субъектам возможность сформировать новые конкурентные преимущества и изыскать современные способы развития бизнеса. В долгосрочной перспективе с позиции стоимостного подхода к управлению компанией это позволит использовать потенциал подсистемы управления цепочками поставок для повышения рыночной стоимости бизнеса.


Источники:

1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Коммерческая логистика. – Питер, 2012. – 352 с.
2. Волгин В.В. Логистика хранения товаров. Практическое пособие. – Дашков и Ко, 2014. – 368 с.
3. Волгин В.В. Склад. Логистика, управление и анализ. – Дашков и Ко, 2012. – 724 с.
4. Волочиенко В.А., Серышев Р.В. Логистика производства. Теория и практика. Учебник. – Юрайт, 2014. – 462 с.
5. Гаджинский А.М. Логистика. – Дашков и Ко, 2013. – 420 с.
6. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. – Академический проект, 2006. – 448 с.
7. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс. – Юрайт, 2011. – 736 с.
8. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика. – Эксмо, 2013. – 944 с.
9. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика. – Форум, Инфра-М, 2008. – 384 с.
10. Ларионов В.Г., Мельников О.Н. Логистика: функциональные и стратегические особенности. – М.: ИД «БиблиоГлобус», 2013. – 216 с.
11. Ларионов В.Г. Проблемы транспорта в России в свете современной промышленной логистики // Российское предпринимательство. – 2013. – № 24 (246). – c. 145–152. – http://www.creativeconomy.ru/articles/30993/.
12. Мельников В.П., Схиртладзе А.Г., Антонюк А.К. Логистика. – Юрайт, 2013. – 288 с.
13. Никифоров В.С. Логистика. – ТрансЛит, 2013. – 256 с.
14. Саркисов С.В. Логистика. – Дело АНХ, 2008. – 368 с.
15. Черновалов А.В., Макарук Д.Г., Демьянюк Р.А., Дзюрны А., Черновалова Ж.В. Склад и логистика. – Издательство Гревцова, 2009. – 360 с.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 15:59:46