План стабильных поставок природного газа в Республику Корея

Кан Х.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (256), Май 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кан Х.С. План стабильных поставок природного газа в Республику Корея // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 10. – С. 164-172.

Аннотация:
Целью данной статьи является освещение проблем индустрии природного газа Республики Корея, существующих на сегодняшний день, и разработка плана эффективного и стабильного обеспечения природным газом Республики Корея на основе принятых стратегий.

Ключевые слова: природный газ, газовая промышленность, Республика Корея, газовая политика, сжиженный природный газ (СПГ)



Природный газ является наиважнейшим источником энергии в жизни и промышленности нации, где он занимает 14% первичного потребления энергии, 18% в производстве электроэнергии, с общей численностью 13 млн домашних хозяйств, использующих газ для приготовления пищи и обогрева жилья [1]. К тому же, поскольку природный газ имеет наименьший процент выделения углекислого газа по сравнению с другими видами горючего топлива и с учетом его экономичности и экологичности, природный газ может считаться самой реальной альтернативой другим видам топлива.

Положение дел в индустрии природного газа в Республике Корея

После нефтяного кризиса 1970-х гг. в Республике Корея стали ощущать необходимость диверсификации источников энергии, после чего в октябре 1986 г. природный газ был впервые импортирован в Корею из Индонезии [2]. Впоследствии, с учетом экологичности и удобства использования газа, спрос на него постоянно увеличивался, и в настоящее время среди первичных источников энергии природный газ считается одним из самых важных ресурсов, занимающим около 14% потребления. В Корее из общего спроса на природный газ около 40% идет на производство электроэнергии; остальные 60% используются для городского снабжения домашних хозяйств, офисов и производств.

Корея, занимающая второе место в мире по импорту сжиженного природного газа (СПГ) после Японии, импортирует ежегодно около 70 млн т природного газа. В 2013 г. она импортировала около 40 млн т зарубежного природного газа (см. табл. 1 и 2). Импортируемый газ разгружается в терминалах по приему СПГ в городах Инчон, Пхентэк, Тхоненг (строится еще один терминал в г. Самчок) и хранится в специальных хранилищах для СПГ, после чего поставляется по всей стране через кольцевую трубопроводную сеть общей протяженностью 3,558 км [2].

Таблица 1

Поставки СПГ (2013 г) (тысяч тонн)

Раздел
Катар
Индоне-зия
Оман
Малайзия
Йемен
Нигерия
Россия
Бруней
Австралия
Прочее
Всего
Объем
13,617
4,534
4,477
4,152
3,692
2,709
1,982
1,119
676
2,367
39,326
Источник: [2].

Таблица 2

Поставки СПГ по годам (тысяч тонн)

Год
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
Объем поставок
21,781
22,317
25,256
25,569
27,259
25,822
32,603
36,685
36,184
39,326
Источник: [3].

В настоящее время Корея ежегодно ввозит более 30 млн т СПГ из 16 стран по 13 проектам. Поэтому спрос на природный газ в Корее почти полностью (99%) зависит от импорта, в то время как в соответствии с мировыми тенденциями поощряют усиление конкуренции за доступ к ресурсам среди новых промышленно развивающихся стран. Предполагается, что к 2025 г. Китай потеснит США и станет крупнейшим в мире импортером нефти и газа, а Индия опередит Японию и станет третьим мировым импортером нефти и газа.

Китай, владеющий валютным резервом в размере 2 трлн долл. США, проводит монополизацию мировых запасов природных ресурсов с помощью высокоуровневой партийно-правительственной энергетической дипломатии, что в реальности ведет к ситуации «черной дыры».

В данной ситуации стабильное обеспечение страны природным газом становится важнейшей государственной задачей. Кроме того, для планирования управления стабильными поставками по завершающим свой срок контрактам с 2015 г. были заключены долгосрочные контракты поставок из Австралии по проекту GLNG, Индонезии - проект DSLNG, Катара – проект RasGas и др. Это в дальнейшем позволит обеспечить стабильность поставок СПГ. Начиная с 2010 г., KOGAS (Корейская национальная газовая корпорация) ведет проект по добыче сланцевого газа в Канаде. После подписания соглашения о свободной торговле между Республикой Корея и США было заключено соглашение о ежегодных закупках сланцевого газа из США в объеме 3,5 млн т, начиная с 2017 г.

Поскольку на международном рынке природный газ торгуется по долгосрочным контрактам, сумма, приходящаяся на 1 контракт, является чрезвычайно крупной. Например, если посчитать действительные цифры по поставочным контрактам KOGAS в 2008 г., то размер одного контракта по долгосрочным поставкам СПГ в объеме 2 млн т в год в течении 20 лет составляет около 30 млрд долл. Это говорит о том, что наряду со стабильностью обеспечения поставок природного газа эффективность и экономичность поставок также является важнейшей задачей.

Политика в индустрии природного газа

Основной целью политики Кореи в индустрии природного газа является создание системы стабильных и эффективных поставок, что в свою очередь укрепит конкурентоспособность страны (см. табл. 3). В первую очередь, на основе перспективы долгосрочного снабжения для стабильного снабжения постоянно заключаются долгосрочные контракты по поставкам природного газа, а также расширяются мощности хранения.

Для укрепления базы городского снабжения газом, который жизненно необходим для населения и промышленности, ведется постоянное строительство трубопроводной сети по всей стране. А для усиления долгосрочной конкурентоспособности индустрии природного газа внедряется стадийная конкурентная система в рамках существующей монопольной системы.

В то же время из-за усиливающейся конкуренции между странами за снабжение энергетическими ресурсами для преодоления высокой зависимости от импорта зарубежных ресурсов и обеспечения энергетической безопасности развитие природных ресурсов стало важнейшей стратегической задачей государства [4].

Таблица 3

Задачи политики в индустрии природного газа в Корее

Создание надежной и эффективной системы снабжения газа, необходимого для жизни населения и промышленности

1. Схема надежных поставок природного газа
2. Расширение основы потребления городского газа
3. Система конкурентоспособной газовой индустрии
- продвижение долгосрочных контрактов по поставкам природного газа,
- поставки российского природного газа,
- расширение мощностей по хранению природного газа
- расширение поставок городского газа,
- расширение поставок для газового отопления жилищ
- внедрение конкуренции по природному газу, используемому для выработки энергии,
- пересмотр системы тарифов для городского газа,
- расширение поставок альтернатив природному газу
Источник: [1].

Структура газового рынка

Индустрия природного газа в Республике Корея основывается на дуалистической схеме, состоящей из оптового поставщика в лице KOGAS и розничного поставщика в лице региональных газовых компаний городского снабжения. KOGAS монопольно импортирует и продает зарубежный природный газ, после чего поставляет его 30 городским газовым компаниям по всей стране с помощью трубопроводной системы высокого давления. В свою очередь, городские газовые компании на основе монопольной системы распределения по регионам распределяют полученный от KOGAS объем газа и поставляют его конечным потребителям, таким как домашние хозяйства и производственные компании. В то же время KOGAS напрямую, без привлечения городских газовых компаний, поставляет газ крупным потребителям, таким как теплостанции (см. рис.).

Источник: [1].

Рис. Существующая структура рынка природного газа в Корее

Помимо этой схемы оптово-розничного снабжения крупным потребителям в промышленной и энергетической сфере разрешено импортировать зарубежный газ напрямую и использовать строго в своих целях. В настоящее время 3 компании, такие как POSCO, K-Power, GSCaltex напрямую импортируют зарубежный газ для использования в своих целях.

Проблемы и предложения

В настоящее время развитие и разработка Кореей зарубежных газовых месторождений находится на недостаточном уровне. Одновременно с этим, управление сферой поставок СПГ также ведется неэффективным образом. Другими словами, на протяжении всего последнего времени Корея, делая упор на простые поставки СПГ, не придавала должного значения попыткам стабильного обеспечения объемов газа за счет непосредственного развития зарубежных газовых месторождений.

Поскольку монопольное импортирование и оптовая продажа газа системно разрешена государственной компании KOGAS, встает проблема недостаточной мотивации для снижения поставочных цен. В противовес этому такие развитые страны, как США, Англия, Франция, Италия и др., ведут разработку мировых газовых месторождений на основе имеющегося капитального, технического и профессионального потенциала.

В последнее время такие развивающиеся страны, как Китай и Индия, также прилагают множество усилий для разработок газовых месторождений. Помимо этого в таких развитых странах, как США, Англия, Франция, Италия, Испания, Япония, ведется эффективное управление индустрией природного газа с помощью конкурентоспособной рыночной структуры.

Поэтому для стабильного обеспечения природного газа в долго- и среднесрочной перспективе Корея должна усилить свои возможности по разработке газовых месторождений и повысить эффективность поставок СПГ на основе активного привлечения потенциала частного сектора, что подразумевает открытие газового рынка и отход от монопольной промышленной системы.

В целом, если посмотреть на крупные мировые энергетические компании, то можно сделать вывод, что они охватывают все сферы бизнеса – добычу, переработку и химию, используя вертикально интегрированную схему управления бизнесом, которая позволяет максимизировать прибыль в цепочке начисления стоимости в процессе производства нефти и газа.

В Корее, напротив, имеется тенденция к тому, что энергетические компании, будь то государственные или частные, берут на разработку лишь одну область специализации среди добычи и производства. Например, несмотря на то, что в последнее время KNOC (Корейская национальная нефтяная корпорация) стала брать на себя функции, соответствующие области переработки (например, организация запасов нефти), в основном компания фокусируется только на развитии области добычи, развития зарубежных месторождений.

Что касается KOGAS, несмотря на то, что компания стала постепенно принимать участие в развитии зарубежных месторождений, основной сферой развития бизнеса этой компании является поставка и сбыт природного газа, что относится к области переработки. Частные нефтяные компании занимаются импортом нефти, производством нефтепродуктов и химии, что также относится к области переработки, а большинство общих трейдинговых компаний занимаются только Е&Р.

Причиной невозможности организовать вертикально интегрированную систему может считаться как правительственное регулирование, так и то, что частные компании были слишком заинтересованы в получении надежной прибыли в области переработки. Поэтому они не считали приоритетным направлением разработку ресурсов за рубежом и продвижение нового бизнеса в области добычи. Правительство должно одновременно реформировать деятельность государственных энергетических компаний, а также активно содействовать частным компаниям в деле продвижения нового бизнеса в области добычи, которая имеет высокую добавочную стоимость.

Во время встреч на высшем уровне между Кореей и Россией всегда делается акцент на скорейшем развитии проекта по строительству газового трубопровода Южная Корея - Северная Корея - Россия. Этот вопрос всегда стоит на повестке дня.

Проект строительства газового трубопровода Южная Корея - Северная Корея - Россия, подразумевает, что с 2017 г. Южная Корея будет импортировать через Северную Корею российский природный газ в объеме 7,5 млн т в год на протяжении 30 лет; стоимость проекта составит около 90 млрд долл. США, что позволяет назвать данный проект мегамасштабным.

Строительство данного газового трубопровода позволит России расширить экспорт природного газа в Корею, а для Кореи представится возможность получить поставки газа по ценам ниже, чем импортные цены на СПГ из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, а также сократить транспортные издержки. Тем самым данный проект является экономически выгодным для обеих стран. Но из-за северно-корейской ядерной проблемы и санкций ООН против Северной Кореи в настоящее время не наблюдается никакого развития этого проекта.

Поскольку не выполнены необходимые географические и строительно-инженерные исследования в данном регионе, требуемые для строительных работ с технической точки зрения (например, размеры устанавливаемого трубопровода), поставки газа через газовый трубопровод с 2017 г. считаются маловероятными.

Во время встречи АТЭС на высоком уровне Президент России В.В. Путин заявил, что для экспорта природного газа в Корею возможно рассмотрение варианта строительства газового трубопровода, проходящего по дну Восточного моря, но данное предложение воспринимается Кореей в качестве невозможного варианта. Причиной этому является тот факт, что по морскому варианту также необходимо предварительное соглашение с Северной Кореей.

Глубина вод в этом регионе составляет от 2000 до 3000 метров, поэтому, по сравнению со строительством наземного трубопровода, стоимость данного проекта будет в несколько раз выше. По этой причине теряется не только экономическая выгода проекта, но также появляется опасность экологической катастрофы. В газовый трубопровод поставляются токсические вещества, такие как метанол, при любом нарушении баланса на дне моря из-за землетрясения и пр. может возникнуть опасность, если вредные вещества попадут в воду [5].

Для развития данного проекта первоочередной необходимостью являются действия по созданию рабочей группы на правительственном уровне между 3 сторонами: Южная Корея, Северная Корея, Россия. До настоящего времени по данному проекту было проведено множество переговоров между Южной Кореей и Россией, а также между Северной Кореей и Россией, но не было организовано переговоров между Южной и Северной Кореей, а также трехсторонних переговоров Южная Корея - Северная Корея - Россия.

Если удастся устранить риски, связанные с Северной Кореей, и обеспечить долгосрочные и стабильные поставки, то снабжение природным газом из российского Дальнего Востока станет наилучшим вариантом обеспечения энергией, который Корея может выбрать.

Более того, данный проект может стать не только важнейшей отправной точкой в трехстороннем сотрудничестве между Южной Кореей, Северной Кореей и Россией, но и поможет добиться высокой экономической эффективности для всех сторон.

Вывод

Для обеспечения эффективных и стабильных поставок природного газа в Корею, которая не владеет собственными запасами природного газа, необходимо активно развивать деятельность по различным проектам в области добычи. Кроме того, нужно разрабатывать проект газового трубопровода Южная Корея - Северная Корея - Россия. И в то же время нужно постоянно совершенствовать политику по созданию экономически более эффективной системы рыночной структуры.


Источники:

1. Пак Сон Джин. Исследование мер обеспечения стабильных и эффективных поставок природного газа // Министерство промышленности, торговли и энергетики Республики Корея. - 2013. - С. 86.
2. Официальный сайт KOGAS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kogas.or.kr/.
3. StatisticsKorea [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.index.go.kr/.
4. Ministry of Trade, Industry and Energy Republic of Korea [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.motie.go.kr/.
5. Юн Вен Хе. План подводного газопровода, предложенный В.В. Путиным, экономически не выгоден // GNETIMES.
6. Галайда Н.П. Диверсификация экспортных поставок как способ повышения устойчивости российских газовых компаний // Российское предпринимательство. - 2011. - № 3 Вып. 1 (179). - c. 110-117. - http://www.creativeconomy.ru/articles/11491/.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:52:52