Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»23 / 2013

Научно-практические детерминанты интеграция, консолидация и слияние предприятий в экономике РФ

Шлафман Александр Изевич, канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления, руководитель секции управления, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Россия

Theoretical and practical determinants of integration, consolidation and merge of enterprises in the economy of Russian Federation - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 50

Аннотация:
В данной статье проведен аналитический обзор ключевых направлений развития условий, отношений интеграции современных предприятий в рыночной среде. Определены отличительные характеристики множества форм концентрации капитала.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Шлафман А.И. Научно-практические детерминанты интеграция, консолидация и слияние предприятий в экономике РФ // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 23. – С. 135-140.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Сложным аспектом деятельности любого предприятия является его эффективное развитие. Наибольшие темпы роста предприятие демонстрирует на начальных этапах своего развития, когда прирост рассчитывается по отношению к изначально малым абсолютным показателям деятельности предприятия. Умеренные относительные показатели хозяйственной деятельности демонстрируют предприятия в периодах стагнации или активного роста. Обе стадии жизненного цикла предприятия подразумевают предельный прирост ключевых показателей деятельности, который достигнут благодаря грамотному использованию внешних и внутренних факторов развития, а также оптимального комбинирования ресурсов.

Однако неминуемо наступает момент (и для многих предприятий это целый период жизненного цикла), когда собственных ресурсов недостаточно и руководство обращает свое снимание на возможность использования достижений других предприятий. Речь идет об оценке возможностей по интеграции, консолидации или слиянию. В экономической теории эти понятия имеют сходные значения и зачастую применяются авторами как синонимы, при этом все они подходят под определение процессов концентрации капитала [1]. Сложным элементом этих процессов является мотивация к концентрации капитала, которая, в свою очередь, порождает особенности интеграции, консолидации и слияния.

Определение сущности интеграции, консолидации и слияния предприятий

В отечественной экономике наступил тот переломный момент, когда предприятия, выйдя из-под гнета проблем, вызванных результатами мирового финансового кризиса, приступили к поступательному развитию. В настоящее время актуальным является вопрос поиска направлений свободного капитала, на практике растет интерес к интеграционным процессам.

Так наибольшее распространение в современной научно-практической литературе получила категория интеграции. Интеграция как экономическое явление и процесс раскрывается через соединение раннее не связанных подсистем и элементов социально-экономических систем. Направления интеграции могут иметь самый причудливый вид: от классических связанных вертикальных, горизонтальных и диагональных бизнес-процессов, до абсолютно не связанных, на первый взгляд, арьергардных и авангардных.

Интеграция как управленческое решение представляет собой самую общую форму концентрации капитала, в рамках которой происходит объединение возможностей и активов предприятий для достижения обоюдных целей на долгосрочную перспективу. Ожидаемый синергетический эффект зачастую носит второстепенный характер. Интеграция, по мнению большинства исследователей, больше характеризует процессы простого сложения мощностей и возможностей предприятий. Интеграционные процессы в экономике служат таким целямкак защита от недобросовестной конкуренции, повышение качества благ, потребительской стоимости товаров, работ и услуг.

Консолидация представляет собой частную форму интеграции, свойства которой могут иметь как постоянный, так и дискретный во времени характер. Консолидация зачастую характеризует объединение возможностей компаний (без активов) для достижения общей цели. Консолидация применима к процессам формирования общественных объединений и процедурам объединения государственных и частных интересов [2]. Сложным, комплексным (синергетическим) эффектом от консолидации является улучшение отдельных показателей деятельности компаний в рамках локального рынка или отрезка времени.

Слияния на современном рынке представляют собой как форму защиты, так и форму агрессивного нападения на конкурентном рынке. Прикладное значение этой научной категории отражается на росте хозяйствующих субъектов и их трансформации. 

Добровольные слияния представляют собой форму ведения хозяйственной деятельности, в которой два и более юридических лица путем объединения своих активов формируют новое юридическое лицо. Таким образом, мы наблюдаем не генезис какого-то одного предприятия, а, говоря языком биологии, появление нового вида предприятия. Процессы слияния позволяют защитить интересы разработчиков инновационных проектов от прямого копирования результатов их интеллектуального труда за счет включения их достижений в более сложные продукты. Слияния защищают позиции предприятий-резидентов от экспансии транснациональных компаний на локальные рынки.

 В параллели с добровольными слияниями наблюдаются навязанные слияния или, как их называют по-другому, поглощения. В этом случае с юридической стороны вопроса нового субъекта экономических отношений не появляется, а сточки зрения экономики, сформированный в результате поглощения субъект становится обладателем новых конкурентных преимуществ.

Двойственность этого вопроса регулируется государством путем развития антимонопольного законодательства и контроля за рейдерскими захватами.

Однако как бы ни были сложны процессы поглощения, их агрессивный характер ярко иллюстрирует конкурентное направление развития стратегии предприятия. Наступательная стратегия, построенная на основе слияния и поглощения, формирует условия для использования большего набора источников конкурентных преимуществ. При этом тяжело предугадать, как воспользуется новыми возможностями хозяйствующий субъект.

Проблемы объединения предприятий 

Структурное представление современных производств определяет направление концентрации капитала. Такие направления как исключительно вертикальное или сугубо горизонтальное взаимодействие на рынке практически отсутствуют [3]. Современный руководитель старается представить картину рынка в комплексе воздействия  факторов развития, а, значит, предприятие заинтересовано в интеграционных процессах, затрагивающих два и более направлений деятельности компаний. В лучшем случае концентрация капитала позволяет извлечь положительный эффект в долгосрочной перспективе, тогда как сложности по реализации интеграционных процессов возникают уже на этапе заключения соглашения о сотрудничестве, не говоря о полном слиянии.

Большинство проблем касается норм и принципов работы с инфраструктурой, т.к. существуют самостоятельные региональные требования в организации инфраструктуры собственной деятельности [4]. Перед объединяющимися предприятиями встает проблема согласования не столько крупных, определяющих бизнес процессов, сколько процессов, определяющих свойства стыковочных узлов на пути совместного использования активов.

При этом чем выше достижения предприятий до момента принятия решения об интеграции, тем больше возникает проблем.  Это связано с тем, что системы управления формируют собственные схемы и процедуры отчетности, процедуры принятия управленческих решений. Производственные цеха разрабатывают собственные маршруты перераспределения ресурсов и результатов труда, сбытовые подразделения имеют как управленческие, так и технические особенности ведения деятельности.

Интеграция подразумевает либо сложнейший процесс по скрещиванию различных подходов, либо принятие консолидированного решения на уровне руководства о формировании в принципе новой инфраструктуры для интегрированного предприятии. Последнее решение представляет собой серьезный шаг, т.к. несет за собой большой объем финансовых и временных затрат на свою реализацию.

Широкомасштабное развитие интеграционных процессов за рубежом происходило в прошлом веке, оно проиллюстрировало весь перечень проблем, с которыми сталкиваются сегодняшние участники процессов слияния на рынке РФ. До 2000 года в США и Европе были перераспределены все концессии на разработку месторождений и переработку ключевых минералов. Масштабные исследовательские лаборатории по разработке и  прикладному использованию достижений НТР сконцентрировались в руках группы учредителей.

Выводы

Отечественные компании сталкиваются на своем пути как с проблемами, которые переживали западные предприятия, так и с исключительно российскими. К ним следует отнести территориальную разрозненность тяжелых производств, изношенное состояние средств производства и ограниченные возможности по их модернизации, неразвитость региональной транспортной инфраструктуры.

Большинство этих проблем появились в связи с тяжелым переходом от плановой к рыночной экономике, однако именно они формируют дополнительные задачи, для решения которых предприятия объединяются. Перед исследователями порой возникает дилемма: поиск новых путей построения экономических связей или доработка тех принципов и правил, которые сложились в плановой экономике. К ее разрешению подталкивает курс экономики на инновационное развитие, выход на новый уровень конкурентных отношений.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Шлафман А.И. Экономико-организационные проблемы недружественных поглощений // Вестник ИНЖЭКОНа. – Серия: Экономические науки. – 2008. – № 6. – С. 87–93.
2. Шлафман А.И. Признаки предпринимательских объединений // Известия Иркутской государс-твенной экономической академии. – 2010. – № 2. – С. 8–12.
3. Шлафман А.И. Теоретические основы государственного регулирования предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2009. – № 1 (126). – С. 25–29.
4. Радушинский Д.А., Шарапова О.А. Формирование доверия потребителей к собственной торговой марке розничной сети // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 04. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2889.