Деятельность ОВД по противодействию теневым явлениям в природно-ресурсном комплексе СЗФО России

Рзаев И.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 20 (242), Октябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Рзаев И.М. Деятельность ОВД по противодействию теневым явлениям в природно-ресурсном комплексе СЗФО России // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 20. – С. 114-131.

Аннотация:
В статье рассматривается структура теневой экономики в природно-ресурсном комплексе. Дана характеристика основным стратегическим направлениям противодействия теневой экономике. Определен экономический эффект от деятельности органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям в данной сфере.

Ключевые слова: экономическая безопасность, теневая экономика, органы внутренних дел, природно-ресурсный комплекс



Обеспечение экономической безопасности (ЭБ) страны сопряжено с противодействием различным угрозам и опасностям. Часть этих угроз являются общими для всей страны, в целом, другие же, напротив, характерны только для отдельных регионов, обусловлены спецификой географических, экономических, демографических, политических и прочих факторов. Также существует и третья категория угроз, которые, с одной стороны, представляют опасность для экономической системы страны, в целом, а, с другой, - обладают специфическими региональными особенностями, без научного анализа которых невозможно создание эффективной системы противодействия таким угрозам. К последней группе, бесспорно, относятся теневые явления в природно-ресурсном комплексе (ПРК), региональные особенности которых обусловлены наличием различных видов природных ресурсов и многообразием способов их экономического использования.

Теневая экономика в ПРК

Кроме того анализ научных исследований по проблемам ЭБ страны, регионов показывает, что угрозы также можно условно разделить на два блока: первый - включает угрозы, опасность которых общепризнана; второй же, напротив, включает факторы и явления, само отнесение которых к категории угроз носит дискуссионный характер. Теневая экономика, безусловно, относится к разряду явлений, деструктивный эффект от которых позволяет отнести ее к категории угроз абсолютным большинством авторов, что подчеркивает опасность данного явления и важность деятельности органов внутренних дел (ОВД) по противодействию экономическим правонарушениям. При этом последствия распространения теневой экономики в ПРК деструктивны не только для экономики, но и несут вред для экологии в стране и регионах.

В целом, актуальность научных разработок проблем теневой экономики в ПРК обусловлена следующими факторами:

1. Сохраняющаяся сырьевая зависимость экономики России предопределяет необходимость обеспечения защищенности природных ресурсов страны и их эффективного использования, как главного источника национального богатства. При этом важно понимать, что природные ресурсы не безграничны, их использование должно быть направлено на удовлетворение законных интересов личности, общества и государства, а не частных интересов отдельных теневых природользователей и коррумпированных чиновников.

2. Устойчивость значительных масштабов теневой экономики в России, в том числе и в ПРК, уже на протяжении более десятилетия свидетельствует о недостаточности прилагаемых усилий по противодействию данному явлению со стороны государства и его правоохранительной системы [1].

3. Сфера природных ресурсов и их использования является одной из наиболее пораженных криминальным бизнесом и коррупцией. Практические подразделения ОВД, деятельность которых связана с противодействием теневым явлениям в ПРК, испытывают потребность в новых действенных научно-обоснованных организационных и экономических инструментах, направленных на детеневизацию и декриминализацию ПРК страны с учетом его региональных особенностей.

Нами был проведен анализ современных подходов к определению феномена теневой экономики, который позволил ему сделать вывод о необходимости учета принципа соответствия принимаемого подхода целям деятельности субъекта противодействия теневой экономике. Данные соответствия представлены в таблице 1:

Таблица 1

Соответствие подходов к пониманию теневой экономики целям деятельности субъектов противодействия

Субъект противодействия теневой экономике
Роль субъекта в противодействии теневой экономике
Подход к отнесению экономических отношений к теневой экономике
Критерий отнесения хозяйственной деятельности (вида, способа, формы ведения) к категории теневой экономики
Законодательные органы
Разработка эффективного законодательства, регламентирующего хозяйственную деятельность. Определение и ограничение деструктивных экономических отношений.
Определение ответственности за ведение теневой деятельности
Криминологический
Деструктивность по отношению к законным интересам личности, общества, государства
Органы государственной статистики
Определение масштабов и структуры теневой экономики
Учетно-статистический
Скрытость от официального учета и статистики
Налоговые органы
Выявление теневой экономической деятельности в части уклонения от уплаты налогов
Учетно-статистический и правовой
Скрытость объекта налогообложения от официального учета и нелегальность (несоответствие действующим нормам налогового права)
Правоохранительные органы (в т.ч. ОВД)
Предупреждение, выявление, расследование, раскрытие экономических правонарушений, применение к нарушителям санкций
Формально-правовой
Нелегальность (Несоответствие действующим нормам права и квалификация действующим законодательством как правонарушение)
В соответствии с предлагаемым подходом каждый из субъектов противодействия теневой экономике реализует задачи, которые в контексте их решения, ограничивают содержание теневой экономики для данного субъекта. Если для субъектов, ответственных за принятие норм права, при отнесении экономических отношений к разряду теневых (криминальных), главным критерием должна выступать деструктивность экономических отношений, то для органов статистики – неконтролируемость и латентность, а для органов внутренних дел – нелегальность относительно действующего законодательства. Предлагаемый принцип позволяет разрешить противоречия между существующими в науке подходами к пониманию теневой экономики, посредством их адресного использования для нужд субъектов управления экономической системой.

Структура и особенности теневых явлений в ПРК

Также нами была определена структура теневых явлений в ПРК СЗФО (табл. 2, рис. 1), при разработке которой:

- применен формально-правовой подход к пониманию теневой экономики, приемлемый для нужд органов внутренних дел;

- проведено разделение теневых явлений по субъектам, допускающим их, и видам природных ресурсов, при пользовании которыми допущено нарушение

Таблица 2

Виды теневых явлений в природно-ресурсном комплексе СЗФО России

2

1

Рис. Структура правонарушений в ПРК СЗФО России в 2012 г.

Анализ нарушений, выявленных подразделениями ЭБиПК в СЗФО России, законодательства, регламентирующего отношения в ПРК, отчетов о результатах контрольно-проверочной деятельности органов-субъектов контроля в сфере природопользования позволил нам определить особенности теневой экономики в ПРК:

1. Наличие природо-охранного законодательства - дополнительного административного барьера - является фактором появления теневой экономики в ПРК.

2. Часть хозяйственной деятельности в ПРК связана с получением экономических ресурсов непосредственно из природы, что приводит к более высокой степени латентности теневой экономики в ПРК, вследствие того, что:

во-первых, зачастую отсутствует потерпевшая сторона, так как ущерб наносится окружающей среде, а не контрагентам;

во-вторых, ограничиваются возможности применения некоторых методов выявления теневой деятельности (встречная проверка, контрольное сличение).

3. Субъектами теневой деятельности в ПРК являются:

- чиновники государственных органов, регулирующих отношения в сфере природопользования, которые используют служебное положение для получения незаконной выгоды посредством: оказания услуг по предоставлению хозяйствующим субъектам документов на право пользования природными ресурсами без соблюдения установленных процедур; искажения данных в разрешительных документах и документах учета природных ресурсов, влекущего необоснованное занижение размеров платежей природопользователей или завышение размеров природных ресурсов, доступ к которым получает хозяйствующий субъект; сокрытия выявленных у природопользователей нарушений; хищений денежных средств, поступающих от хозяйствующих субъектов-природопользователей;

- хозяйствующие субъекты-природопользователи, которые: используют коррупционные отношения с чиновниками для получения незаконных выгод (получение права пользования природными ресурсами, занижение размера платежей, завышение размеров природных ресурсов, на доступ к которым получено разрешение, избежание или занижение размера санкций за выявленные нарушения); осуществляют природопользование без разрешительных документов, либо с нарушением условий, содержащихся в них; уклоняются от уплаты налогов и иных платежей, установленных для природопользователей; ведут экологодеструктивную хозяйственную деятельность; осуществляют незаконный вывоз природных ресурсов за рубеж.

4. Характер ущерба от ведения теневой деятельности в ПРК: экономический (недополученные бюджетом налоговые поступления, неэффективное использование ресурсов, снижение экономического потенциала ПРК, затраты на противодействие теневой экономике, затраты на восстановление объектов окружающей среды), экологический (загрязнение окружающей среды, видовое и количественное сокращение природных ресурсов), организационный (формирование у субъектов управления экономикой искаженной информации об экономических отношениях в ПРК, деформация управленческих решений субъектов управления в пользу интересов субъектов теневой экономики).

Такая характеристика структуры и особенностей теневой экономики ПРК должна способствовать более точному определению и адресному использованию инструментов противодействия данной угрозе экономической безопасности страны и регионов.

Стратегические направления системы противодействия теневой экономике

Анализ научных разработок вопросов противодействия теневой экономике позволил нам выявить противоречия в терминологии и содержании предлагаемых различными авторами подходов. В подавляющем большинстве работ противодействие теневой экономике отождествляется с такими терминами, как «детеневизация», «декриминализация», «деактивация», «легализация», «ликвидация», «нейтрализация» [2, 5, 7]. Это приводит к неточному пониманию процессов, включаемых в систему противодействия теневой экономике, на теоретическом уровне, и к их недостаточной эффективности на практике.

Мы предлагаем дифференцировать указанные понятия на основе выделения их характеристик (цель, основной субъект, объект воздействия, инструменты и методы реализации, эффект для экономической системы, место и роль ОВД, эффект для ОВД от деятельности основного субъекта) и рассматривать их как стратегические направления системы противодействия теневой экономике (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика стратегических направлений противодействия теневой экономике ПРК

3

Управленческое решение о выборе рассмотренных стратегических направлений противодействия теневой экономике в качестве приоритетного должно приниматься на основе анализа ряда факторов (масштаб теневого сектора экономики; степень контролируемости и общественной опасности теневой экономической деятельности; основные причины ведение экономической деятельности в теневом секторе; наличие ресурсов для реализации стратегии) [3]. При этом отдельным вопросом является взаимодействие органов внутренних дел с бизнесом по организации противодействия теневой экономике [4].

Данные факторы, а также их значения для каждого из выделенного в работе стратегического направления противодействия, определены в таблице 4.

Таблица 4

Факторы, определяющие управленческое решение о выборе стратегического направления противодействия теневой экономике

4

Данная характеристика и дифференциация основных направлений противодействия теневой экономике может быть использована при разработке государственной (региональной) стратегии противодействия теневой экономике. При этом следует учитывать, что рассмотренные в работе стратегические направления противодействия теневой экономике не взаимоисключающие, они могут и должны применяться одновременно для разных сфер распространения теневой экономики с учетом фактических значений вышеуказанных факторов.

Противодействие теневой экономике, как одно из приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности страны, реализуется государством посредством деятельности созданных и наделенных им соответствующими полномочиями специальных субъектов. К таким субъектам, в том числе, относятся подразделения ОВД. На основе анализа структуры выявленных экономических преступлений в сфере ПРК СЗФО России за 2006-2012 гг. в разрезе выявивших правоохранительных органов, нами сделан вывод о том, что подразделения ЭБиПК региональных ОВД МВД России являются основным правоохранительным субъектом противодействия теневым явлениям в рассматриваемой сфере [6].

Признание противодействия правонарушениям в ПРК в качестве одного из приоритетных направлений деятельности подразделений ЭБиПК региональных ОВД МВД России подтверждает анализ их организационной структуры. Так, например, в УЭБиПК ГУ МВД России по г. СПб и ЛО создан Отдел по борьбе с преступлениями в сфере лесопромышленного комплекса, аграрно-промышленного комплекса, природопользования, водных биоресурсов и приоритетных национальных проектов. Считаем, что такое выделение данного направления в качестве самостоятельного обусловлено не только важностью противодействия экономической преступности на данном направлении, но и спецификой экономических правонарушений в ПРК.

Экономическое значение деятельности правоохранительного института

На основе анализа нормативных актов, регламентирующих деятельность ОВД, научных работ, посвященных исследованию вопросов участия ОВД в обеспечении экономической безопасности страны нами предлагается рассматривать экономическое значение деятельности данного правоохранительного института в узком и широком смыслах. В узком (традиционном) смысле, экономическое значение деятельности ОВД при обеспечении экономической безопасности ПРК региона состоит в возмещении обществу ущерба от экономических правонарушений. Оценить такое значение можно на основе данных о причиненном и возмещенном материальном ущербе от экономических преступлений, учет которого ведется ОВД. Однако такой подход не позволяет учесть превентивную (профилактическую) функцию ОВД. В этой связи, предлагается рассматривать экономический эффект от деятельности ОВД в широком смысле, оценивая не только показатель возмещенного материального ущерба, но и величину ущерба предотвращенного. Для оценки экономического эффекта от деятельности ОВД в широком смысле предлагается ввести Kpr- коэффициент превенции, характеризующий величину снижения темпа роста совершенных правонарушений в текущем периоде за счет раскрытия преступлений в прошлых периодах. Расчет данного коэффициента предлагается осуществлять за 3 года предшествующих анализируемому периоду на основе методов экономико-статистического анализа. Для исключения влияния изменения размера санкции на количество предупрежденных преступлений предлагается проводить расчеты отдельно по сферам распространения теневых явлений.

Нами произведен расчет коэффициентов превенции деятельности подразделений ЭБиПК ОВД в субъектах СЗФО России по преступлениям в ПРК, а также рассчитан общий экономический эффект от деятельности данных подразделений на основе по противодействию теневым явлениям в ПРК СЗФО России (табл. 5).

Таблица 5

Экономический эффект от деятельности ОВД по противодействия теневой экономике в ПРК СЗФО России в 2012 году

Показатель
для 2012 года
Сфера распространения теневых явлений:
В сфере лесозаготовок; обработки древесины; на целлюлозно-бумажном производстве
В сфере сельского хозяйства, охоты и предоставление услуг в этих областях
Незаконный оборот водных биологических ресурсов
СЗФО
Санкт-Петербург
СЗФО
Санкт-Петербург
СЗФО
Санкт-Петербург
Возмещенный материальный ущерб от раскрытых преступлений, тыс. руб.
160560
11108
65526
15730
20892
16832
Средний материальный ущерб от 1 преступления, тыс. руб.
1516
5540
10192
14939
3058
4213
Коэффициент превенции от деятельности:
2009 года
-0,0004
-0,0015
-0,0009
-0,0455
-0,0055
-0,159
2010 года
-0,0003
-0,011
-0,0008
-0,0609
-0,04
-0,4048
2011 года
-0,0004
-0,0087
-0,0004
-0,1212
-0,0313
-0,1349
Количество предупрежденных преступлений от деятельности:
2009 года
162
1
11
1
15
19
2010 года
94
4
8
2
120
24
2011 года
74
3
2
16
70
7
Предотвращенный материальный ущерб от деятельности:
2009 года
245849
1080
113357
13594
45404
80380
2010 года
143086
22181
77834
36390
366900
102320
2011 года
111911
16290
16593
235371
215324
28415
Совокупный материальный ущерб (возмещенный и предотвращенный ОВД), тыс. руб.
661407
50660
273310
301085
648520
227948
Учет предотвращенного материального ущерба при оценке эффективности деятельности ОВД по противодействию теневым явлениям в ПРК позволяет более объективно определить экономическое значение деятельности ОВД, а, следовательно, и целесообразность затрат общества, связанных с их функционированием. Однако даже такое широкое понимание экономического значения деятельности ОВД не отражает в полном объеме их реальной роли в ПРК, так как не учитывает потенциальные альтернативные издержки общества для поддержания правопорядка и безопасности в ПРК без ОВД.

Вывод

Отметим основные положения, сформулированные нами в рамках статьи:

во-первых, нами предложен принцип соответствия подходов к пониманию теневой экономики и ее структуры целям деятельности субъектов противодействия данному феномену, который в отличии от существующих подходов позволяет динамично адаптировать содержание теневой экономики в зависимости от исследуемого субъекта и задач управления;

во-вторых, определены виды и особенности теневых явлений в природно-ресурсном комплексе в сфере пользования земельными, лесными, водными ресурсами, ресурсами недр и животного мира;

в-третьих, дифференцированы основные направления противодействия теневой экономике в ПРК (декриминализация, детеневизация, деактивация, легализация, ликвидация, нейтрализация), дана их характеристика и определено место ОВД в каждом из них;

в-четвертых, произведен расчет коэффициентов превенции от деятельности подразделений ЭБиПК ОВД в СЗФО России по преступлениям в ПРК, а также рассчитан общий экономический эффект от деятельности данных подразделений на основе по противодействию теневым явлениям в ПРК СЗФО.

Вместе с тем стоит отметить, что степень разработанности вопросов противодействия теневой экономике в ПРК с учетом региональных особенностей для Северо-Западного Федерального округа России (СЗФО) требует их дальнейшего исследования, как в плане развития теории, так и для удовлетворения современных потребностей практической деятельности ОВД.


Источники:

1. Балян Э.В. Инструментарий нивелирования теневых экономиических отношений в сфере природопользования в России // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №5.
2. Грачев А.В. Оценка криминализации экономики в системе угроз экономической безопасности регионов Северо-Западного федерального округа // Вестник Калининградского юридического института МВД России. – 2010. – №2 (20).
3. Грачев А.В., Бувайлик Т.А. Противодействие теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия Экономика. – 2009. – №7 (34).
4. Кондратьева Е.А. Теневые процессы, государство и коррупция // Российское предпринимательство. – 2013. – №12 (234). – c. 145-155. – http://www.creativeconomy.ru/articles/29068/.
5. Литвиненко А.Н. Взаимодействие бизнеса и органов внутренних дел: проблема противодействия теневой экономике // Вопросы экономики и права. Научно-информационный журнал. – 2011. – №12. – с. 187–189.
6. Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Коррупция как фактор экономического сопротивления легальной экономике // Российское предпринимательство. – 2012. – №13 (211). – c. 4-11. – http://www.creativeconomy.ru/articles/24376/.
7. Сергеева Г.А. Особенности теневых экономических отношений в сфере земельных ресурсов: проблемы оценки и противодействия // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №11.
8. Фалинский И.Ю. и др. Организация деятельности подразделений ОВД по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям и документирование налоговых правонарушений (спецвыпуск), – М.: РИО АЭБ МВД России, 2007.
9. Филлипова Т.В. Разрушение коррупционных связей как основа деактивации воспроизводства теневой экономики // Российское предпринимательство. – 2009. – №10.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:33:56