Формирование экономических механизмов стимулирования промышленных предприятий и кластеров по переработке вторичных ресурсов

Петко О.В., Журавлева А.О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 20 (242), Октябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Петко О.В., Журавлева А.О. Формирование экономических механизмов стимулирования промышленных предприятий и кластеров по переработке вторичных ресурсов // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 20. – С. 161-166.

Аннотация:
Рассматриваются актуальные вопросы внедрения ресурсосберегающих технологий на примере переработки природных углеводородов. Представлены предложения по формированию экономических механизмов стимулирования предприятий, осуществляющих деятельность по переработке вторичных ресурсов, что позволит привлечь инвестиции в утилизацию нефтепродуктов, смазочных материалов и специальных жидкостей, увеличить использование отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей в качестве вторичных ресурсов.

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, окружающая среда, утилизация, вторичные ресурсы, отработанные нефтепродукты и углеводороды, ресурсосбережение и экологизация промышленных предприятий

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Проблема загрязнения окружающей среды опасными отходами производства активно обсуждается мировым экологическим сообществом.

На нынешнем этапе развития техногенной цивилизации, связанном с активной добычей и использованием природных углеводородов, одно из самых вредоносных воздействий на окружающую среду оказывают отработанные нефтепродукты. Кроме того, одним из приоритетных направлений для стран мирового сообщества является сбережение природных ресурсов, таких стратегически важных для человечества в целом, как нефть и газ, чьи запасы не возобновляемы.

Уничтожим отходы – спасем природу!

Это делает не только актуальной, но и обязательной утилизацию отработанных нефтепродуктов. Проблемой образования и утилизации промышленных отходов необходимо заниматься вплотную и безотлагательно. А для этого необходимо обмениваться передовым опытом, новыми технологиями и разработками, знать изменения в законодательстве в области обращения с отходами, особо выделяя переработку вторичных ресурсов.

Для ограничения вреда от промышленной и производственной деятельности в большинстве стран мира действуют законодательные и нормативные акты, запрещающие сброс отходов в почву, водоемы и системы коммуникаций и предписывающие их обязательный сбор.

В Российской Федерации в соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» [1], утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 года № 59 Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям») [2]. Выполнение технического регламента позволит устанавливать единые обязательные для применения и использования требования к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям, к отработанным смазочным материалам на единой таможенной территории. Так, обязательным для каждой партии является наличие паспорта качества продукции, продукция должна иметь паспорт безопасности химической продукции. Ужесточены требования к обращению отработанной продукции. Отработанные нефтепродукты подлежат обязательной сдаче на пункты сбора для подготовки к последующей переработке (утилизации). Самое главное, что хранение отработанной продукции осуществляется по маркам или группам.

Будет стимул – будет и чистка!

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется ряд мероприятий по ресурсосбережению. Более десяти лет работает программа «Роса», охватывая сегодня около пятнадцати российских регионов, организована единая система сбора отработанных нефтепродуктов от Мурманска, Архангельска на севере страны до Ставрополя, Ростова-на Дону на юге, от Центрального федерального округа до Кемеровской области.

В рамках этой программы специалисты компании осуществляют сбор, вывоз и переработку отработанных масел и других отходов на специализированном производственном комплексе в городе Рязани. Не подлежащие переработке отходы (нефтешламы и некондиционные нефтепродукты, неликвидные ГСМ, обводненные мазуты, использованные смазочные материалы, автопокрышки, аккумуляторные батареи, загрязненный грунт и др.) утилизируются.

При этом до сих пор отсутствует централизованная система сбора и утилизации отработанных масел, десятки тысяч тонн этих отходов несанкционированно выливаются в почву, на полигоны, свалки, а также сжигаются вместе с топливом, нанося колоссальный ущерб окружающей среде.

В настоящее время остро стоит вопрос об организации Единой системы сбора отработанных нефтепродуктов на территории РФ. Это непростая и многогранная задача, для решения которой необходима консолидация усилий многих компаний и органов государственной власти.

Здесь представляется целесообразным утвердить перечень отработанных смазочных материалов и масел, утративших эксплуатационные свойства и отвечающих требованиям технического регламента и подлежащих обязательной утилизации. Важно найти применение отходам в производстве товаров (продукции), выполнении работ, оказании услуг.

Необходимо установить обязательные нормы сдачи на утилизацию отработанных смазочных материалов и масел, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Данные нормы должны соответствовать лимитам на размещение отходов, утвержденным для указанных лиц в соответствии с действующим законодательством, а в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства – отчетности об образовании и использовании отходов, представляемой в уведомительном порядке.

При разработке указанных норм в качестве основы можно использовать рекомендуемые минимальные нормативы сдачи отработанных нефтепродуктов, установленные Приложением к Инструкции об организации сбора и рационального использования отработанных нефтепродуктов в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра топлива и энергетики Российской Федерации от 25.09.98 № 311 [3]. Согласно данным рекомендациям ориентировочные нормативы сбора отработанных масел и нефтепродуктов в % от исходного количества потребления (по установленным нормам расхода) составляют: для отработанных нефтепродуктов группы ММО (масла моторные отработанные) в зависимости от наименования нефтепродукта – от 16% до 50%; для отработанных нефтепродуктов группы МИО (масла индустриальные отработанные) в зависимости от наименования нефтепродукта – от 5% до 80%. В связи с развитием техники и технологий, направленных на ресурсосбережение, возможно предусмотреть постепенное увеличение норм сдачи отработанных смазочных материалов и масел для их дальнейшей утилизации.

Учитывая низкую рентабельность процесса регенерации отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей в целом (технологию регенерации составляют процессы с низкой рентабельностью – селективная очистка, контактная очистка глинами, сепарация от механических примесей и воды и т.д.), для их развития представляется целесообразным введение мер экономического стимулирования лиц, осуществляющих утилизацию отработанных нефтепродуктов:

- предоставление кредита по сниженной процентной ставке;

- освобождение от налогообложения организаций, осуществляющих деятельность по утилизации отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей, а также в отношении соответствующего их имущества;

- освобождение от налогообложения организаций, осуществляющих деятельность по утилизации отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей (в отношении соответствующих земельных участков);

- понижение ставки налога на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность по утилизации отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей.

Целесообразно организовать систему мер по предоставлению кредита со сниженной процентной ставкой организациям, осуществляющим деятельность по утилизации отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей, в кредитных учреждениях с взиманием 2–3 процентов годовых. Кредитование должно иметь целевую направленность и предоставляться на строительство основных производственных фондов по утилизации отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей, для закупки оборудования, строительства очистных сооружений и т.д.

Целесообразно не облагать налогом на недвижимое имущество и налогом на земельный участок организации, основным видом деятельности которых является сбор, использование, утилизация отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей – в отношении имущества и земли, используемых ими для утилизации отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей.

Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, должна быть понижена для организаций, основным видом деятельности которых является сбор, утилизация отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей.

Принятие мер экономического стимулирования позволит привлечь инвестиции в утилизацию отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей, увеличить использование отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей в качестве вторичных ресурсов; сократить количество захораниваемых и обезвреживаемых (сжигаемых) отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей, количество сброса (слива) в водоемы, на почву и в канализационные сети, смешения с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом), смешения с продукцией, содержащей галогенорганические соединения. Также возможно их применение в качестве антиадгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов отработанных масел, смазочных материалов и специальных жидкостей.

Выводы

Все вышеперечисленное позволит:

- уменьшить негативное воздействие на окружающую среду;

- создать правовые механизмы регулирования процессов сбора, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения отходов;

- создать эффективную систему контроля, включающую самоконтроль участников отношений в сфере обращения с отходами, общественный контроль и государственный надзор за деятельностью организаций, уполномоченных осуществлять контроль.

Данные мероприятия позволят поднять Россию на новый мировой уровень ресурсосбережения и дадут толчок развитию индустрии переработки отходов.


Источники:

1. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru/70169264/.
2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. № 59 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям»» [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru/70169264/.
3. Приказ Министра топлива и энергетики Российской Федерации от 25.09.98 № 311 «Об утверждении Инструкции об организации сбора и рационального использования отработанных нефтепродуктов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_62930.html.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:00:18