Виртуализация как направление развития предприятия

Бережнов Г.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (45), Сентябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бережнов Г.В. Виртуализация как направление развития предприятия // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 9. – С. 9-13.

Аннотация:
Использование в производстве новейших технологий привело к радикальному изменению в структуре цен большинства товаров, а именно: снижению доли себестоимости и повышению долевого участия непроизводственных (трансакцонных) затрат. Новейшие технологии передачи и обработки информации призваны изменить ситуацию в области внепроизводственных затрат за счет развития электронных систем управления предприятием, электронного документооборота, онлайновых электронных торговых площадок межфирменной торговли (В2В), т.е. этот вид деятельности должен стать виртуальным.

Ключевые слова: трансакционные издержки, виртуализация, непроизводственные затраты



Использование в производстве новейших технологий привело к радикальному изменению в структуре цен большинства товаров, а именно: снижению доли себестоимости и повышению долевого участия непроизводственных (трансакцонных) затрат. Новейшие технологии передачи и обработки информации призваны изменить ситуацию в области внепроизводственных затрат за счет развития электронных систем управления предприятием, электронного документооборота, онлайновых электронных торговых площадок межфирменной торговли (В2В), т.е. этот вид деятельности должен стать виртуальным.

Под виртуальностью мы понимаем экономическую деятельность, происходящую в сознании человека или в информационных системах. Переход к виртуальной экономической деятельности или электронному бизнесу для предприятия означает освоение принципов и инфраструктуры глобальной электронной экономики, структуризацию в Интернет-экономику и, наконец, формирование виртуальной организации или организации знания.

Виртуализация деятельности предприятия есть переход к качественно иной экономической и организационно-правовой культуре ведения бизнеса. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) по своей сути наднациональны и требуют глобального подхода. Способность действовать в условиях глобального рынка и жесткой конкуренции - важнейшее требование для любого предприятия.

Окинавская хартия глобального информационного общества [1], подписанная странами Большой восьмерки, в том числе и Россией, декларирует: развитие странами-участницами глобальной экономики, сферы услуг, включая телекоммуникации, транспортных систем, инфраструктуры снабжения и сбыта, включая системы доставки товаров, таможенных и экспедиторских процедур будет происходить в соответствии с требованиями электронной экономики.

В мировой электронной экономике реализуются такие условия ее развития, как:

‑ охрана интеллектуальной собственности, авторского права и торговых знаков;

‑ обеспечение конфиденциальности и безопасности при осуществлении электронной торговли;

‑ развитие информационной логистики электронных товаров, поставляемых в режиме «онлайн» (информационные и видеотовары), а также Интернет-логистики, относящейся к управлению физическими потоками вещных товаров. Последняя система управления характеризуется созданием системы возможностей для электронных торговых операций (ВЭТО), интерактивной сети Всемирной ассоциации торговых центров (ВАТЦ) и других сетевых ресурсов продвижения и реализации товаров;

‑ использование транспортной логистики, включая электронную транспортную документацию.

Глобальная виртуальная экономика уже имеет разработанную правовую основу. К числу важнейших международных документов относятся:

‑ Типовой закон об электронной торговле ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли);

‑ единообразные правила об электронных подписях ЮНСИТРАЛ;

‑ Типовое соглашение об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными ООН;

‑ Руководящие принципы защиты прав потребителей в условиях электронной торговли ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития);

‑ Соглашение об электронной торговле ЕЭК (Европейский экономический комитет);

‑ пакет директив Европейского союза по электронной подписи и электронной коммерции, по дистанционному маркетингу потребительских финансовых служб, по авторскому праву и защите данных;

‑ Общие методы осуществления международных торговых операций, заверенных в цифровом формате МТП (Международная торговая палата);

‑ Программа действий АТЭС (Организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества) в области электронной торговли, а также другие документы.

Типовой закон об электронной торговле (ЮНСИТРАЛ) определяет ее сущность по совокупности сделок в международной торговле, заключаемых с помощью электронного обмена данными и других средств передачи данных путем использования альтернативных бумажным формам методов передачи и хранения информации [2].

В специальном комментарии закон разъясняет, что термин «торговля» следует толковать широко, с охватом вопросов, вытекающих из всех отношений торгового характера как договорных, так и недоговорных.

Отношения торгового характера включают следующие сделки, не ограничиваясь, впрочем, только ими: любые торговые сделки на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; дистрибьютерские соглашения; коммерческое представительство и агентские отношения; факторинг; лизинг; строительство промышленных объектов; предоставление консультативных услуг; инжиниринг; куплю-продажу лицензий; инвестирование; финансирование; банковские услуги; страхование; соглашения об эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозку товаров и пассажиров воздушным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом.

Этот подход отражает характер развития экономики с точки зрения видов обмена, развития рынка [3].

Как мы знаем, во второй половине ХХ века изменился характер обмена. В этот же период произошли изменения в качественных характеристиках таких категорий, как «товар» и «деньги».

В состав категории «товар» входит все, что может быть продано на рынке или выступать в качестве инвестиций. То есть товар включает в себя две части: собственно товар (продукт) и инвестиции (денежные средства, ценные бумаги, имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку, интеллектуальные права, лицензии, ноу-хау, которые могут быть вложены в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли или иного эффекта). В состав товара, кроме продукта и инвестиций, входят также интеллектуально-информационные технологии. Соответственно деньги в их традиционном понимании дополнились новыми видами: электронные чеки, электронные деньги, цифровые деньги.

Виртуальная экономика есть глобальная информационно-логистическая деятельность, сочетающая «сообщение данных» с гарантированной поставкой товара на условиях соблюдения складывающихся наднациональных требований и правил. Это - условие допуска к реальной и равноправной глобальной торговле.

Вторым условием является встраивание в электронный бизнес, означающее в предельном варианте создание декапитализированной компании и предполагающее прохождение нескольких последовательных этапов, а именно:

‑ создание сайта и базы данных клиентов в качестве дополнительного маркетингового канала;

‑ создание сети, связывающей бизнес-процессы поставщика, компании и потребителя;

‑ разделение основных и второстепенных функций компании, при этом последние передаются на аутсорсинг другим специализированным компаниям;

‑ создание сетевой брэнд-компании.

В мировом киберпространстве наличествует весь инструментарий электронной торговли и ее инфраструктура - банки, склады, коммуникации, ярмарки, выставки, магазины, правовые институты, страховые компании и т.д.

С точки зрения развития электронного бизнеса для предприятия важно учитывать, что виртуальная экономика или электронные рынки основаны на интерактивном взаимодействии или интерактивном бизнесе, который построен в виде взаимодействия бизнесмена (бизнес-процесса) и компьютера (электронной сети). Это взаимодействие осуществляется через логистическую систему электронного рынка. Она включает ряд уровней соответствующей инфраструктуры: производственный, перемещения, сбыта и обслуживания.

Производственный уровень в сетевой инфраструктуре наряду с собственно производственным процессом включает также соответствующую базу данных, мультимедийный продукт (компьютерную технологию, позволяющую объединять разнородную информацию в виде текстов, графиков, видеоизображений и т.п.), информационный продукт и услуги. Инфраструктурный уровень перемещения представляет собой защищенную сеть электронного обмена деловыми документами в стандартной форме.

Инфраструктурный уровень сбыта включает в себя электронную почту, Web-сервер, открытые базы данных, электронные каталоги и др., т.е. систему доведения товара или услуги до покупателя.

Обслуживающий уровень инфраструктуры представляет собой объединение таких операций, как осуществление платежей (банковские карты, цифровые деньги и др.), обеспечение безопасности баз данных, защитe электронных почтовых денежных переводов и др.

Таким образом, смысловой и логический характер инфраструктуры электронного рынка совпадает с традиционной логистической системой, но имеет иную, качественно отличную глобальную форму.


Источники:

1. Окинавская хартия глобального информационного общества. - http://www.internet - law.ru/
2. Типовой закон об электронной торговле Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (от 30 января 1997г.). - http://www.internet-law.ru/
3. Балабанов И. Электронная коммерция. - СПб.: Питер, 2001.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:05:07